Главная · Измерения · Чем дышат растения кислородом или углекислым газом. Дыхание растений и животных - материалы для подготовки к егэ по биологоии. Этап практических дел

Чем дышат растения кислородом или углекислым газом. Дыхание растений и животных - материалы для подготовки к егэ по биологоии. Этап практических дел

1) Растения дышат так же, как мы: во всех органах растений часть глюкозы, полученной при фотосинтезе, окисляется кислородом. При этом образуется энергия, необходимая для жизни, а так же углекислый газ.

2) Почему в спальню нельзя ставить много растений? Растения, стоящие в спальне, ночью не будут выделять кислород, потому что в темноте фотосинтез не происходит. Следовательно, ночью растения не питаются. А дышат растения все время – и днем, и ночью. При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ, поэтому спящему человеку будет душно.

3) Почему при избыточном поливе растение погибает? Если почву залить водой, то в ней не будет воздуха, корни растений не смогут дышать и погибнут (задохнутся).

Тесты

1. Сравните питание и дыхание растений с нашим
А) растения питаются и дышат так же, как мы
Б) растения питаются так же, как мы, а дышат по-другому
В) растения питаются по-другому, а дышат так же, как мы
Г) растения питаются и дышат по-другому

2. Где у растений происходит окисление глюкозы

Б) в корнях
В) во всех органах
Г) нигде, у растений не происходит окисление глюкозы

3. Где у растений происходит образование углекислого газа
А) в зеленых листьях на свету
Б) в корнях
В) во всех органах
Г) нигде, у растений не происходит образование углекислого газа

4. Когда происходит дыхание и фотосинтез растений
А) дыхание и фотосинтез происходят постоянно
Б) дыхание только днем, а фотосинтез постоянно
В) фотосинтез только днем, а дыхание постоянно
Г) фотосинтез только днем, а дыхание только ночью

5. Где происходит дыхание и фотосинтез растений
А) дыхание и фотосинтез происходят во всех органах растения
Б) дыхание и фотосинтез происходят только в листьях
В) фотосинтез только в листьях, а дыхание во всех органах
Г) фотосинтез только в листьях, а дыхание только в корнях

6. В листьях растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание

7. В корнях растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание
В) фотосинтез, дыхание и поглощение минеральных солей
Г) дыхание и поглощение минеральных солей

8. Во всех органах растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание
В) дыхание и поглощение минеральных солей
Г) дыхание

Как известно, растения, как и любые другие живые организмы, непрерывно дышат. С этой целью им просто необходим кислород. В кислороде нуждаются как одноклеточные, так и многоклеточные растения. Он принимает участие в процессах жизненных функций тканей, клеток и органов растения.

Большая часть растений поглощает кислород из воздуха сквозь устьица и чечевицы. Водные растения получают его из водной среды всем телом. Определенные виды растений, которые растут в топких местах, обладают особыми дыхательными корнями, получающие кислород из воздуха.

Дыхание – это очень сложный процесс, который происходит в клетках живых организмов, в процессе, которого при разложении органических веществ, происходит выделение энергии, необходимой для процессов жизненных функций организма. Главной органической субстанцией, принимающей участие в процессе дыхания, являются углеводы. Частота дыхания у растений обусловлена количеством углеводов, аккумулированных росточками на свету.

Проще говоря, дыхание является протекающим процессом, с участием кислорода, разложения органических питательных субстанций до неорганических(воды и углекислого газа), который сопровождается выделение энергии, используемой растениями для жизненных функций.

Дыхание – это противоположный процесс фотосинтезу. Процесс дыхания тесно связан с постоянным поглощением кислорода, как днем, так и ночью. Особо интенсивно идет процесс дыхания в молодых органах и тканях растения. Частота дыхания предопределена необходимостью роста и развития растений. Большая часть кислорода приходится на зоны деления и развитие клеток. Формирование, а также урон, в особенности обрывание органов, сопровождается учащенным дыханием у растений. После окончания роста, с пожелтением листьев и, особенно в зимний период, частота дыхания значительно снижается, но ни в коем случае не прекращается. Дыхание является непременным условием жизни и развития растений.

Чтобы жить, растению необходимо получать посредством удобрений и дыхания нужные ему вещества, а также энергию. Впитанные вещества в процессе превращений в тканях и клетках становятся веществами, из которых растения строят свое тело. Все преобразования веществ, которые протекают в организме растений, всегда сопровождаются расходом энергии. Зеленое растение, впитывая световую энергию, трансформирует ее в химическую и скапливает в сложных органических соединениях. В дыхательном процессе при распаде органических веществ данная энергия освобождается и применяется растением на превращение субстанций и процессов жизнедеятельности, которые протекают в клетках.

Дыхание и фотосинтез идут путем многочисленных последовательных химических воздействий, в которых одни вещества трансформируются в другие. Например, в процессе фотосинтеза из воды и углекислого газа образуется глюкоза, которая через некоторое время преобразовывается в крахмал, клетчатку, жиры и витамины. Это те вещества, которые необходимы растению для подкормки и скапливания энергии.

Весь процесс дыхания происходит в клетках растения. Он включает в себя два этапа, в процессе которых сложные органические вещества распадаются на простые, неорганические – воду и углекислый газ. На первом этапе при содействии белков, ускоряющих процесс, производится расщепление молекул глюкозы. В конечном результате из глюкозы формируются простые органические соединения, и выделяется небольшая часть энергии. Данный этап дыхательного процесса производиться в цитоплазме. На втором этапе простые органические вещества, которые образовались на первом этапе, вступая в реакцию с кислородом, окисляются, то есть образуют воду и углекислый газ. При этом вырабатывается очень много энергии. Второй этап дыхательного процесса происходит только лишь с взаимодействием кислорода в митохондриях.

Отсюда следует, что в дыхательном процессе происходит распад более сложных органических субстанций на более простые неорганические соединения – воду и углекислый газ. При этом растение обеспечивается энергией. Синхронно идет передача разных химических компонентов из одних соединений в другие. Такие превращения субстанций в растительном организме называют обменом веществ. Обмен веществ является одним из важных признаков жизнедеятельности. Он представляет собой совокупность происходящих в растительном организме разных химических преобразований, которые обеспечивают рост и развитие растения, его воспроизведение, а также непрерывный контакт с окружающей средой.

Обмен веществ объединяет все органы организма в единое целое. Вместе с тем, благодаря этому обмену веществ, организм соединяется с окружающей средой. Из нее растение впитывает необходимые вещества через корни и листья, после чего вырабатывает в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности. Дыхательный процесс, как и питание, – основное условие для обмена веществ, а, следовательно, и жизни растения.

Продолжателей оказалось много. Они повторяли опыты Пристли, ставили свои и снова убеждались в способности растений очищать воздух.

Но вскоре ученые обнаружили еще одну особенность. Оказывается, растение очищает воздух днем, в присутствии солнечного света. Ночью оно прекращает эту работу.

Заметили, что на ночь не следует приносить в комнату много цветов. Будет тяжело дышать, потому что ночью растение забирает чистый воздух, или, как теперь говорят, поглощает кислород.

Тут мы должны будем немного задержаться. Нельзя продолжать рассказ о раскрытии тайн зеленого растения, не сказав о воздухе, в котором живет растение.

Еще в младших классах школы вам рассказывали о воздухе. Вы знаете, что это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других. Мы их не видим, потому что они бесцветны. Они не имеют ни запаха, ни вкуса. Но для науки это не было препятствием. Ученые изучили состав воздуха и даже вычислили, сколько какого газа в нем содержится. Больше всего в воздухе оказалось азота.

Ученые исследовали воздух, вдыхаемый живыми существами, и воздух выдыхаемый. И что же обнаружилось? Азота выдыхают столько же, сколько вдыхают. Следовательно, азот воздуха не используется организмом.

А вот кислорода в выдыхаемом воздухе почти нет. Вместо него появляется другой газ - углекислый.

Возьмите немного известковой воды и через стеклянную трубку подышите в воду - она замутится. Отчего это?

Так действует на известковую воду углекислый газ, который вы выдохнули.

Все живые существа выдыхают углекислый газ. А растения? Как дышат они? И дышат ли вообще?

Конечно, у растений нет особых органов дыхания - легких, как у нас с вами. Но ведь и человек дышит не только легкими, а еще и кожей.

Дыхание растения похоже на наше кожное.

Воздух входит в него и выходит обратно через маленькие отверстия в листьях. Их можно увидеть под микроскопом. Они называются устьицами.

Интересной способностью обладают эти устьица: они то широко раскрываются, то делаются узенькими щелочками, а иной раз и совсем закрываются. Через них-то и проникает воздух в растения; через них же из растения испаряется влага.

Растение, так же как и человек, использует для дыхания только кислород, а выдыхает углекислый газ.

Эти маленькие отверстия в листе - устьица - видны под микроскопом.

Вы можете проверить это. Проделайте такой опыт. Достаньте несколько листьев примулы и опустите черешками в воду.

Рядом с листьями поставьте немного известковой воды в стакане. Теперь закройте все это большой банкой и поставьте в темное место. Через некоторое время загляните в стакан с известковой водой - она замутилась.

Приготовьте в другом стакане еще немного известковой воды и опять, как в прошлый раз, через трубку подышите в нее. Она тоже замутится.

И вы и листья примулы выдохнули углекислый газ, поэтому известковая вода замутилась.

Но почему надо было ставить листья в темное место? Разве на свету листья бы не дышали? Нет, не в том дело.

На свету листья тоже дышат, но одновременно они выполняют другую работу, которая как бы заслоняет, не дает увидеть процесс дыхания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Красоту природы составляют растения, деревья, цветы, трава. Без всего этого просто невозможно было бы существовать, ведь растения выделяют кислород, который нам нужен для дыхания. Но, как бы нелепо это не звучало, растения тоже дышат. Давайте разберемся, а как дышат растения.

Как происходит дыхание растений

Дыхание растений охватывает все его части – стебли, листья, корни, плоды, цветки. Также как человек и животные растения дышат кислородом, поглощая его вместе с углекислым газом из воздуха. Во время дыхания растения тратят углеводы, которые образуются во время фотосинтеза. Фотосинтез же, это процесс, в процессе выполнения которого образуются органические вещества, присущ он только зеленым растениям. Органические вещества образуются из воды, элементов питания, подаваемые корнями, из солнечной энергии или света, а также углекислого газа, который поглощается из воздуха. Данная фотосинтетическая деятельность протекает в естественных условиях только в светлое время суток, в оставшееся же время все накопленные продукты отходят из листьев и другие части растения. Продуктами процесса фотосинтеза являются углеводы (крахмал и сахар), а также белки. Влияние на фотосинтез оказывают температура, воздух, вода и прочие факторы.

Дыхание считается противоположным фотосинтезу процессом. Его особенностью является непрерывность в течение всех суток. Интересно, а с помощью чего дышат растения? Основным дыхательным веществом является сахар, при его недостатке распаду подвергаются органические кислоты, жиры, белки. Дыхание влияет на процесс роста самым непосредственным образом. Химическая энергия, которая освобождается при дыхании, служит источником процесса образования новых органов растений. При нарушении процесса дыхания в корневой системе, это может грозить растению гибелью. Все это подтверждает единство фотосинтеза и дыхания в растительном организме.

Отвечая на вопрос, чем дышат растения, мы можем с точностью утверждать, что дыхание - это сложный биохимический процесс, в результате которого растения поглощают углекислый газ при помощи устьиц на листьях, через них же они выделяют кислород.

Швечихина Анастасия
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Может ли растение дышать?»

Познавательно – исследовательская деятельность .

Тема «Может ли дышать растение

подготовительной группы

МБДОУ д/с «Добрыня» Швечихина А. Ф.

Цель : создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности .

Задачи : Создать условия для развития умения проводить исследовательскую деятельность , выявляющую потребность растения в воздухе , дыхании.

Обеспечить материалом для выявления прохождения процесса дыхания у растений . Создать условия для воспитания желания доводить начатое до конца.

Материалы и оборудование : фикус, пакет прозрачный, нить оборудование для ухода за растениями , карты с изображением рыбы, человека, дерева, птицы, исследовательская карта, фартуки или накидки для работы. Маленькие зеркала с ручками.

Словарная работа : активизация словаря по темам «Дыхание» ; «Воздух» .

Предварительная работа : наблюдения на прогулках и в живом уголке, беседы о комнатных растениях , уход за растениями .

Ход занятия:

В : Ребята, а нам пришло письмо, а в нем загадка

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него МЫ жить не можем

Трудная загадка? Тогда закройте нос и попробуйте дышать , не получается?

Нет, нам нужен воздух

А кто исследует воздух? (Ученые)

Где они работают? (В лаборатории.)

Вот туда мы с вами и отправимся. Но чтобы что бы туда попасть сначала нужно подобающе одеться. (переодеваются)

И так, поговорим о воздухе. Что же это такое?

Для чего он необходим?

Кто дышит воздухом?

(обращает внимание на растение , стоящее на демонстрационном столе) А растению нужен воздух ?

Как дышит растение ?

Как узнать, может ли растение дышать ?

Опыт № 1. На рабочих столах находятся зеркала. Они могут помочь увидеть наше дыхание. Для этого нужно просто поднести зеркало близко к носу и рту и подышать .

Посмотрите на зеркала, что вы видите?

Действительно, на зеркале появилось запотевание от нашего дыхания.

Как вы думаете, поможет ли нам этот способ определить может ли растение дышать ? Как это понять?

Проверяют данный способ на растении .

В : Да, на зеркале сложно проверить, а почему? (не знаем чем дышит растение )

Кто помнит все составные части растения ? (дети называют)

Для чего нужен корень?

Стебель или ствол?

Как вы думаете, все части растения стоит проверять ? Почему?

Что может послужить заменителем зеркала? (поэлителеновый пакет)

Опыт № 2. К части ствола и к одному из листьев привязывается (вокруг) кусок поэлителена.

Опыт начался. Пока у нас есть время предлагаю поиграть. (выбирается игра по желанию детей )

Ну что ж, перерыв закончен. Пора проверить что происходит с растением .

Что вы видите не пакете?

Откуда взялось запотевание?

Каким образом дышит растение ?

Кто еще дышит воздухом?

С помощью чего дышит рыба? (собака, птица)

Чем мы занимались?

Что понравилось больше всего?

На какие еще вопросы вы бы хотели узнать ответы?

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Без воды нет жизни» для детей подготовительной к школе группы Тема: Без воды нет жизни (познавательно – исследовательская деятельность) Для детей подготовительной к школе группы. Цель: развитие познавательной.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 Приморского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Солнечные зайчики» Цели: помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков».

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Однажды в лесу» для детей подготовительной группы Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская. Задачи с учетом интеграции образовательных областей: «Речевое.

Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности «Удивительные камни» КОНСПЕКТ ННОД ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ» СТАРШАЯ ГРУППА воспитатель детского сада № 36 «Искорка»,.

Конспект открытого занятия по поисково-исследовательской деятельности «Жилища разных стран» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе"Колобок" "Жилища разных стран" Дата: Цель: Создание социальной ситуации.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы. «Чудо - магнит»(составила Чугайнова ВЕРА Васильевна.