Главная · На заметку · Философия и мифология: сходства и различия. Чем философия отличается от науки

Философия и мифология: сходства и различия. Чем философия отличается от науки

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя -- философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия -- это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.

Теперь нужно с максимальной определенностью и конкретностью выделить объект исследования -- собственно науку. Томас Гоббс писал: “Наука, как и искусства, суть благо, ибо они доставляют удовольствие. Человеку по природе свойственно интересоваться всем новым, т.е. жаждать познания причин всех вещей. Этим и объясняется то, что наука является как бы пищей духа и имеет для духа то же значение, что предметы питания для тела; явления природы для жаждущего знания духа -- то же, что пища для голодного. Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей, между тем как дух никогда не может удовлетвориться знанием”

Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия -- лучшая из наук, другие, наоборот, противопоставляют ее науке. философия наука функция мировоззрение

Что такое наука? Наука состоит из положений, которые так тесно взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими; так реализуется доказательность в науке. Выводы науки должны находить практическую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к науке выдумки. Но есть ли в философии систематичность, доказательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в философии. Ясно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы, проверять их фактами. С этой точки зрения философию можно и нужно считать наукой.

Но почему же многие отказываются признать за философией статус науки? Потому, что, мол, наука в отличие от философии безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судьбою человека. Но, может, наука необязательно должна быть безличной? Этот вопрос пока не имеет окончательного ответа, он за будущим.

Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука», -- подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспаривать. Главная ценность науки -- истина, главная ценность искусства -- красота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли. Для него важно узнать, является ли Земля шаром или нет. Ему, строго говоря, нет дела до того, красива ли Земля в качестве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, также захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмоции, значимые в свете таких ценностей, как красота, прекрасное и возвышенное.

Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот почему. Философия намного меньше, чем наука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать себя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболее значимого, а художественно значимого.

Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, Формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких «эскизов» тем больше, чем более зрелым является научно-философское понимание. В результате «выбраковки» вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, могут быть в принципе отобраны (селекция), получить философское обоснование наиболее разумные допущения.

Функция «интеллектуальной разведки» служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их «стыковке», согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в пауке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете, такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т. д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают.

В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука -- что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы -- страшное зло. Наука не самодостаточна: сама, нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Как отмечал Ф. Энгельс, «важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения».

Конечно, для научно-философского мировоззрения очень важна опора на науку. Однако уяснение основополагающих принципов человеческой жизни предполагает обращение не только к науке. Философия призвана осмыслить весь сложный комплекс общественно-исторического бытия людей. Но как соотносится то и другое?

В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, но есть четыре главные.

Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.

Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «последнее выговаривание и последний спор человека». Наш соотечественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования».

Назначение философии -- поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии -- дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивилизации», чем без нее.

Общим для философии и науки является то, что они выступают способами познания сущего. Но это познание у них имеет различный смысл. Наука познает конечные вещи, ограничивает предмет своего исследования тем, что известно в данное время. Каждый новый научный закон, научная теория расширяют познавательное поле. Предмет же философии неограничен, это все сущее, в его единстве.

Любая научная теория в конечном счете основывается на фактах, на чувственных данных, эмпирии. В философии так поступить нельзя. Во-первых, потому, что для эмпирического обоснования философских утверждений потребовалось бы обращаться ко всему опыту, ко всем фактам, что невозможно. Во-вторых, чувственный опыт, факты, с точки зрения философии, - это изменчивый, переходящий момент познания.

Ограничивая предмет своего исследования любая наука основывается на допущениях, предпосылках, которые не подвергаются сомнению, критическому осмыслению. Это приводит к определенному произволу и субъективизму, которые оправданы лишь практической эффективностью достигнутых результатов. Философские учения также основываются на определенных предпосылках, допущениях. Но они принимаются предварительно. Если философ мыслит не догматически, то он всегда обращает внимания на эти допущения, подвергая их критическому осмыслению. Критицизм - основная черта философского познания. Но критицизм не является отличительной чертой научного мышления, разница здесь состоит в том, что критика допущений в науки приводит к их замене новыми (как правило, не формулируемыми явно). Это объясняет достаточно быструю смену научных теорий. Философия не позволяет себе такой роскоши. Предпосылки философских учений критически осмысляются, корректируются, но меняются сравнительно редко. Будучи критически осмыслены, предпосылки в философии перестают играть роль предпосылок.

Частные науки исследуют сущее во всем его многообразии. При этом каждая из них изучает определенный срез сущего. Бесконечность всего сущего означает и бесконечность такого рода срезов, что приводит к дифференциации научных дисциплин. Это связано с все большей специализацией, разделением труда в науке. На стыке различных дисциплин появляются новые дисциплины, стремящиеся объединить исследования различных сфер реальности. В этом состоит тенденция к интеграции научного знания. Однако в целом ученый всегда заинтересован лишь в своей узкой области и мало заботиться о целостности всего научного знания.

В философии также происходят процессы дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация здесь также связана со специализацией и разделением труда философов. Создание всеобъемлющих философских учений знаменует собой интеграцию философского знания. Все величайшие философские учения прошлого, будь то философия Аристотеля, Канта, Гегеля, а также современные философские учения (позитивизм, феноменология, философия всеединства и д. р) представляют собой грандиозные синтезы философского знания.

При наличии сходства по предмету и цели философия отличается от науки тем, что не ограничивается исследованием только бытия. В то время как наука сосредотачивается только на исследовании того, что есть, в сферу интересов философии попадает и небытие, ничто. В философии, берущей начало в Древней Индии, Китае небытие является одним из важнейших и существенных проблем. Важной проблемой оно является и в западноевропейской философской мысли. Наука не занимается проблемой небытия. Включение небытия в проблемное поле философии обусловлено тем, что она стремиться найти последние основание всего сущего. С момента своего возникновения философия стремиться к знанию всеобъемлющему, абсолютному. Отсюда устойчивая тенденция поиска Абсолюта как последнего основания всего сущего в классической философии. Отказ от этих поисков в современной неклассической философии привел к концу века к модификации представлений об Абсолюте, но сама тенденция сохранилась.

В философии и науке общее то, что обе они представляют собой сферы интеллектуальной, мыслительной деятельности. Их результаты выражаются в определенных интеллектуальных системах. При определенном сходстве этих результатов они все же различные.

Последнее касается не только охвата той сферы реальности, которую они объединяют, но и способа выражения. Наука стремиться достичь объективного знания, исключить субъективизм в любых его формах. Это выражается в научных теориях, достоинство которых усматривается в безличном знании.

Философии же характерно стремление к объективности результатов. Но изучая мировоззренческие проблемы, в том числе важнейшую их них соотношение человека и мира - философия не в состоянии исключить из своих результатов определенную позицию человека. А это неизбежно привносит определенного рода субъективизм в результаты философского познания. Субъективизм это не субъективизм отдельного философа. Субъективизм этот обусловлен той мировоззренческой позицией, которую он необходимо должно знать, решая философские проблемы. Этот субъективизм находит специфическое выражение в тех системах философии, которые строят философы. Изложение философских систем многообразно по своим формам: это и философские трактаты, для которых характерно монологическое изложение, это и системы, имитирующие строгие математические теории (философия Спинозы), это и поэмы, диалоги (Платон, Лейбниц), это и собрание афоризмов и отдельных зарисовок (Ницше, Розанов).

Является ли философия наукой? О соотношении философии и частных наук было и, ви-димо, будет много споров, одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи - как их симбиоз и т.д. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и позна-ния". На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука явля-ется чрезвычайно сложным. Первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности дан-ного социального феномена, определения самого понятия термина «Философия и наука».

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство зна-ний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью по-стижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимо-связи. Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и резуль-тат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определен-ных принципов и процесс их производства. Как и другие формы познания, наука - соци-ально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной дея-тельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демо-кратизм. Философия (в пер. с греч, яз) - «любовь к мудрости». Несмотря на свой нема-лый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интер-претации дан-ного понятия. Философия выступает как мыслительный инструмент, она выраба-тывает прин-ципы, категории, методы познания, которые активно применяются в кон-кретных науках.

Сходства. Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпири-че-ского и теоретического познания действительности имеет дело с определенными поня-тиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. В филосо-фии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направ-ленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится по-знать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нере-альное. Для Философии нет границ - она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.

А каковы отличия философии и науки? Великий немецкий философ А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина" П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир- человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Итак, наука и философия - не одно и тоже, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек-тов и явлений.

Разное - в том что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде-ляют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать досто-вер-ные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опреде-лённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или модели-ро-вать, как доступно ученому.

Вывод: Философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и явля-ется наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем основыва-ется его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировос-прия-тия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

Вот уже несколько столетий ведётся спор о том, что же такое философия и чем она отличается от науки. Кто-то данные понятия отождествляет, кто-то – противопоставляет, а кто-то выделяет общие и частные черты. Едва ли ответить на такой фундаментальный вопрос можно в одной статье, однако дать общее представление о проблеме – вполне.
Философия – это мировоззрение, научная дисциплина, а также способ познания окружающей реальности. Деятельность направлена на изучение происхождения человека, мира и универсума, соотношение человеческого и божественного. Философия представлена сотнями школ, которые по-разному отвечают на извечные вопросы. Ключевые проблемы этой дисциплины едва ли могут быть разрешены однозначно: что есть бог, что такое истина, что есть смерть.
Наука – это область деятельности человека, которая ставит главной своей задачей выработку новых знаний, их практическое применение, систематизацию, развитие. Как правило, такая работа направлена на решение прикладных вопросов. Появившись в глубокой древности, наука выработала собственные методы изучения реальности. Современная наука – это слаженный механизм, который не только работает для повышения качества человеческой жизни, сохранения природы, но и успешно вклинивается в рыночные отношения.
Как наука, так и философия выражают знания в теоретической форме, абстрагируясь от частностей. Они направлены на поиск ответов, однако вопросы всегда разные. Науку интересует то, что лежит на поверхности: как победить рак, как увеличить мощность двигателя, как повысить урожайность. Философия занимается вопросами, ответить на которые однозначно невозможно: что первично – бог или человек, в чем смысл жизни, как стоит относиться к смерти.
Наука даёт конкретный результат, в отсутствие которого в её целесообразности можно усомниться. Единственное, что может дать философия – это пища для ума, размышления, теоретические построения, проверить которые на практике невозможно. Так, в своё время наука изобрела паровой двигатель, а через относительно непродолжительное времяатомный реактор. Философия стояла у истоков современной государственности (идеальное государство Платона), а сегодня активно продвигает идеи космополитизма (мир без границ и стран).
Главная цель науки заключается в том, чтобы познать окружающий мир, войти с ним во взаимодействие. Философия, напротив, позволяет найти место человека в этой реальности. Отдельные школы вычленяют человека из вселенной, другие – рассматривают его как неотъемлемую часть происходящего. Считается, что философия и наука зародились одновременно. Но более глубокий анализ демонстрирует, что наука несколько старше, пока не доказано обратное.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от науки заключается в следующем:

Возраст. Древнейшие науки (астрономия, арифметика) появились в первых государствах (Египет, Междуречье), в то время как философия – в Древней Греции, значительно позже.
Мировоззрение. Философская картина мира центральное место отдаёт человеку или богу, в то время как научная – объективной реальности.
Цели. Философия занимается самопознанием, в то время как наука – поиск точных знаний, картины окружающего мира.
Проверка истинности. Выкладки философии можно доказать только теоретическим путем, в то время как научные теории – ещё и эмпирическим.
Результат. Благодаря научным достижениям мы имеем физический результат – новые машины, медицинские препараты, краски, стройматериалы. Благодаря философии вырабатываются новые социальные системы, политические идеологии.

Систематизация и связи

Основания философии

Общее у них думается мне одно - познавать мир окружающий нас. Но методы разные: Философия это рассуждения и только рассуждения и она (философия) не останавливается, она готова объяснить все.

Наука поступает иначе: Она фактически исследует окружающий мир, делая осторожно предположения и тут же проверяя их.

Философия не стремиться проверять себя, один раз продуманная и внутренне не противоречивая теория считается истиной для создавшего ее. Не даром многие древние (истинные философы) говорили что философией нужно заниматься в меру. Хочется вспомнить дословный перевод слова философия- любовь (стремление к мудрости). Я бы добавил стремление к знаниям (что одно и то же). Думаю каждый истинный философ должен признавать науку и сверяться с ней и только если наука молчит строить свои правдоподобные рассуждения.

Яркий пример такого взаимодействия бытие наука все время "корректирует" философию в этом вопросе. Да не было телескопа и люди строили свои догадки, потом наука внесла коррективы, Философия перестала строить "ближние замки" о звездах и отодвинула область своих рассуждений в "другие мири". Наука доказала галактики. Теперь большой взрыв. Наука стоп. И снова философия ведь человеку нужно продолжать объяснять это его натура и мы творим метафизику.... Наука как бы догоняет любителей мудрости, исправляя их неверные представления по вопросам которые они разбирают.

Иван Иваныч, 4 Февраль, 2015 - 19:11

Комментарии

Философ это ученый который должен знать что ища мудрость он может ошибаться делая выводы за выводами и не проверяя их в "миру". Философ должен понимать пользу сомнения. и знать ЧТО ОН МОГ и ОШИБИТЬСЯ, Но..... с чистой совестью философ обычно не задумывается над этим:

Это не наш метод (сомнения) -Скажет он, ведь философия на то и философия что бы творить. Пусть наука нас поправит когда догонит.

Похоже для правильного философствования, в наше время необходимо иметь общее представление науки в вопросе который мыслит (разбирает) философ. Часто мне вспоминается Аристотель который был и ученым и философом. Он не отдавал предпочтение философии перед наукой.

1) Пифагор утверждал, что мудр только лишь Бог, а себя он считал любителем-поклонником-почитателем мудрости (фило-софом ).

Так появился этот термин. До этого были жрецы, мудрецы и мастера. А со времен Пифагора стало появляться это понятие "философ". Они разделились на тех, кто искал первопричину в материи ("гилос"-материя) - гилозоисты (Демокрит), те, кто считал, что в осное лежит неизменное Единое, постижимое только умозрением - метафизики (Парменид), и тех кто видел во всем борьбу и единство противоположностей - диалектики (Гераклит). Но это все еще были подступы к философии, потому что предметом изучения был космос и физис - внешняя природа, но не сам человек.

2) Первым, кто поставил в центр всего Ум и признал существование не одного, а двух отнологически отдельных первоначал, был Анаксагор. От него же начинается новый тип философа - "профессионального" философа, смыслом жизни которого и единственным занятием стало ежедневное постижение мудрости и обучение мудрости.

По свидетельству Аристотеля: в своей «Этике Никомаха» он рассказывает, что «Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрецами , а не практиками» .

Мы бы сегодня сказали философами, а не учеными, метафизиками, а не физиками.

Аристотель не только сообщает, что Анаксагора, Фалеса и подобных им называют мудрецами, а не практиками, но также объясняет, почему их так называют:«Ибо видят, что они не нанимают собственной выгоды ; про их знание говорят, что оно «чрезычайно» и «удивительно», «тяжело» и «демонично», но бесполезно, так как они не доискиваются того, что составляет благо людей .

3) Ученик Анаксагора и Архелая (последователя Анаксагора) Сократ открывает начало собственно философии - науке о разуме, о идеях, живущих в душе, которые человек не придумывает, а "припоминает", открывает (алетейа). Предмет его познания конечное определение разумности, блага, цельномудрия.

4) Весь корпус идей Сократа и его метода воплощается в первой в истории философской школе Платона и его ученика Аристотеля. Самое главное в учении Платона - невидимые идеи, которые постигаются только умозрительно. Промежуточной ступенью восходения к умозрению считалась геометрия - наука о чистых формах, которая считалась входным пропуском в Академию. На ее воротах было начертано: "Не геометр да не внидет!". Занятие практически полезными приложениями философии и геометрии к жизни считались оскорбительными и оскверняющими высоту философии.

Платон же по поводу работ Архита и Менехма, пытавшихся свести удвоение куба «к применению инструментов и механизмов , месографов, при помощи которых они вычерчивали кривые линии и находили их пересечения», замечал: «При таких решениях пропадает и гибнет благо геометрии , возвращающейся назад к чувственным вещам. При этом она не подымает нас ввысь, не приводит нас в общение с вечными и бестелесными идеями, пребывая с которыми бог всегда есть бог...» Платон негодовал на них за то, что они «губят и разрушают благо геометрии, так как при этом она уходит от бестелесных и умопостигаемых вещей к чувственным и пользуется телами, нуждающимися в применении орудий пошлого ремесла».

5) Греческая философия становится образцом для подражания всех философов на многие века, а Платоновская Академия, просуществовавшая 1000 лет, стала прообразом средневековых университетов, в которых философия преподавалась как логика, риторика и геометрия (для бакалавров) и богословие (для магистров).

6) Христианизация превратила философию сначала в патристику ("пропедевтику богословия"), а позднее в схоластику ("служанку богословия"). Предметом философии стал не разум человека и благо человека, а Бог, Троица, спасение души. Это очень сильно обескрылило философскую мысль в средние века, но подсушило и отточило ее бритву, которая и стала основой научного метода, которому мы все обязаны благами цивилизации.

7) Освободившись от тесных удушающих обьятий теологии, философия Нового времени вместе с схоластикой решительно выплеснула и метафизику - учение о невидимом мире. Предмет философии был качественно изменен. С этого момента философия резко утрачивает свои доминирующие позиции в университетском образовании и в жизни общества в целом. Философом становится каждый, который вместо того чтобы знать свое дело, пускается в туманные рассуждения о логике, диалектике, искусно маневрируя в узком пространстве над физикой, но не достигая потолка чистой классической метафизики, не говоря уже о реальной теологии, которая считается только мрачным памятником мракобесия темных веков.

Я все сказал. Как говорится:

"Feci quod potui faciant meliora potentes"

Иван, кончайте вы свою "самонадеятельность" :)) Хотите понять, проследите историю возникновения термина.

Здравствуйте Андреев. Почему Вы начинаете разговор с такой грубости. Я же не разу если даже если считал Вас не правым не называл Вас "Андрюха". Вы интеллигентный человек, насколько я понимаю Врач. Занимаетесь общественной деятельностью, публикуетесь в газете..

Ну да ладно наверное Вам виднее как общаться. По мне бы главное Вы бы дело говорили, а остальное переживу. Если Делу научите, как правильно этот вопрос разбирать, то и на том спасибо.

Сказано много и Пифагора услышали, и Анаксагора и Платона. Вы их знаете исторически значит Вы образованный. А теперь если не сложно Вы сами скажите по теме что да как.

Каково отношение науки и философии между собой. Сами то что думаете???

Прошу прощения, если обидел. Я не думал, что назвать по имени это панибратство. А "самонадеятельность" - это просто шутка. Ну нельзя же всерьез каждый раз начинать философствовать с себя любимого. Тем более, что мы с вами эту тему обсуждали и цитаты я вам приводил. Если вы ленитесь почитать первоистичники, то по крайней мере читайте посты. Я понимаю, что "многа букафф", но иначе не получается. Сказать, что философия - это наука, или ненаука - это абсолютно ничего не сказать. Так что приятного спора "ни о чем".

То же не прав, Я не подумал.... Ведь это действительно (ИМЯ). Просто меня зовут Дмитрий, а Иван Иваныч как бы общий ник. Поэтому и не доразумение (я не так понял Ваши слова). Мне очень приятно что Мы в этом разобрались.

Почему Вы думаете что Первоисточники могут разобраться (по мне так у них понятия Наука как таковая еще не было). Я не говорил что философия это наука. Нет не так. Я утверждаю что философия это философия, а наука это наука.

С себя "любимого" надо начинать (любимого убираем) просто у нас на плечах то же головы, а не только у первоисточников. Мы их выслушаем и если дело говорят согласимся, а если нет так и скажем. Ведь так и Сократ поступал всегда. Помните.....

В одном диалоге (не помню) " ... Что он сказал мы знаем но не стоил ли разобрать согласно ли с ним (что сказал авторитет) истина.

Я тоже рад, что разобрались, Дмитрий, потому что меньше всего я хотел бы вас обидеть. Но то, что я могу сказать, я выразил в своем посте. Если кратко:

Наука - это познание "физики"-природы (физической рельности) рационально-экспериментальным методом. Философия - это познание "метафизики" (природы законов, управляющих миром) умозрительно-логическим способом.

Наука познает мир чувственный, материальный. Философия - мир идеальный, сверх-чувственный. Изначально философия проникала именно за пределы материи, и достигала реального точного знания, которое затем такие философы как Архимед использовали для практических целей.

Но когда понятие умозрительной идеальной реальности сначала было смешано с духовной и божетственой реальностью (философия превратилась в теологию и схоластику), а затем вместе с теологической схоластикой была забыта и реальность метафизики, то философия осталась без своего предмета.

С этого момента философы стали заниматься систематизацией классики, историей филоросфии и гноссеолофией. Реальность общения с миром идей так и не была осознана как научно-практическая задача философии. И она, в результате превратилась в то, о чем вполне справедливо пишет Фристайл.

Андрей Здравствуйте. Здорово написано. Лаконично по существу и мне главное теперь четко понятен Ваш взгляд на философию и из чего Вы исходите во время общения на ФШ.

Вы пишите:

Наука познает мир чувственный, материальный. Философия - мир идеальный, сверх-чувственный.

т.е. Наука и Философия изучают каждый свое, и не пересекаются?

И вот мне не ясно это: Изначально философия проникала именно за пределы материи, и достигала реального точного знания, которое затем такие философы как Архимед использовали для практических целей.

Он использовал что? какое такое точное знание находиться в идеальном и сверх-чувственном мире? Архимед вроде не был философом как он его нашел и где?

Наука и Философия изучают каждый свое, и не пересекаются?

Нет они обе изучают мир в целом. Наука родилась из философии, точнее из натурфилософии и космологии (метеорологии), но философия сначалa была и тем, и этим, а затем, когда науки стали обособляться, то специалисты интересующиеся не только конкретной областью науки, но и мирозданием в целом, в том числе и его невидимой частью, стали называться философами. А узкие специалисты - учеными. Хотя каждый настоqщий ученый - всегда философ, именно поэтому на западе докторов наук называют докторами философии (PhD - Philosophy Doctor).

Архимед вроде не был философом как он его нашел и где?

Дмитрий, опять будете обижаться. Но как мне не язвить, если я в прошлом нашем диалоге спциально для вас сделал целый экскурс и нашел (и привел вам) отрывки из Плутарха об Архимеде, об отношении Платона к "унижающим геометрию" практицизмом? Вам найти и дать ссылку или пролистаете свои недавние темы и найдете мой пост?

Философ это ученый

Ну тут вы сами себе противоречите. Если вы усматриваете различие между философией и наукой, а науку двигают ученые, то философ - вовсе не обязательно ученый, лично мне на ФШ не раз доводилось читать опусы совершенно неучёных псевдофилософов.

Полагаю, что философ - слово бранное, ибо когда от философии отмежевались все более-менее здравомыслящие мыслители, склонные к рациональному осмыслению реальности, философию монополизировали мракобесы и просто психически неадекватные, голословно провозгласившие для самоутверждения гипертрофированных амбиций сию смердящую отрыжку разума наукой всех наук. Философы любят мудрость примерно тем же образом, как комары любят человека.

Из этого печального обстоятельства вовсе не следует, что научным знанием охвачены все сферы рационального осмысления мира. К примеру, проектированию предшествуют предпроектные работы. Аналогично, научным изысканиям предшествуют преднаучные, направленные на выработку предварительных гипотез о наличии ранее неизвестных Науке закономерностей мироздания.

Мудрости присуща скромность в самооценке и рефлексия. Поэтому преднаучные изыскания было бы правильнее назвать посильными размышлениями. Скромно и неамбициозно. Графоманы от философии на звание посильноразмышляющих не польстятся, тем чище будет воздух в рядах посильноразмышленцев.

Иван Иваныч, Вы задали вопрос очень грамотно, в деле понимания задач и целей философии.

Однако суть в том, что, какое направление человеческих размышлений принимать за философию? Диалектику или же софистику? Хотя и здесь возникает вопрос. Какую диалектику принимать за направление? Диалектику софистики или диалектику диалога?

Я подхожу к делу так: методы исследования мира. Все что исследуется измерением, наблюдением, взвешиванием, опытом и.т.п. буквальное изучение действительности и похожие методы это Наука. Где разбираются вещи и окружающий мир только посредством размышлений и построения заключений на основе только размышлений то это относиться к мыслительной деятельности (творчеству) философии.

Но это принцип разграничения ВООБЩЕ. если углубляться в детали то... принцип понятен и ладно (по мне так) а то вообще разбираться не получиться одни споры и уточнения. Все и везде в меру.

К тому же изыскания в теоретической физике, математике.Всегда опираются на все согласующие философские обобщения-теории:

Математик Успенский в помощь для тех кто не видит психологической кухни поиска Истины:

"Дать в настоящее время общее представление о математической науке -- значит заняться таким делом, которое, как кажется, с самого начала наталкивается на почти непреодолимые трудности благодаря обширности и разнообразию рассматриваемого материала.... Но можно спросить себя, является ли это обширное разрастание развитием крепко сложенного организма, который с каждым днем приобретает все больше и больше согласованности и единства между своими вновь возникающими частями, или, напротив, оно является только внешним признаком тенденции к идущему все дальше и дальше распаду, обусловленному самой природой математики; не находится ли эта последняя на пути превращения в Вавилонскую башню, в скопление автономных дисциплин, изолированных друг от друга как по своим методам, так и по своим целям и даже по языку? Одним словом, существуют в настоящее время одна математика или несколько математик?

Хотя в данный момент этот вопрос особенно актуален, ни в коем случае не надо думать, что он нов; его ставили с первых же шагов математической науки...

Мы бы зашли слишком далеко, если бы от нас потребовали проследить те превратности судьбы, которым подвергалась унитарная концепция математики от пифагорейцев до наших дней. Кроме того, это -- работа, к которой более подготовлен философ, чем математик, так как общей чертой всех попыток объединить в единое целое математические дисциплины -...является то, что они делались в связи с какой-либо более или менее претенциозной философской системой, причем исходным пунктом для них всегда служили априорные воззрения на отношения между математикой и двойной действительностью внешнего мира и мира мысли" . Успенский В.А. "Труды по не математике" (подчеркивание и выделение мое, В.Ш.)

созданий Своих , искони ;

8:23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Т,е. сначала План точно выверенный-потом Творение, Одно от другого не отделимо. Величайшая ошибка, занимающихся наукой -это то, что неправомочно, ее представители выкинули смыслы, в своих ссылках я показал к каким нелепостям это приводит в размышлениях.

Составляющие Знания о Мироздании это:причинно-следственные связи, и смыслы!!!