Главная · Прочее · Геометрические объемные фигуры и их названия: шар, куб, пирамида, призма, тетраэдр. Объёмные тела

Геометрические объемные фигуры и их названия: шар, куб, пирамида, призма, тетраэдр. Объёмные тела

Как и для задачи нахождения площади, нужны уверенные навыки построения чертежей – это чуть ли не самое важное (поскольку интегралы сами по себе чаще будут лёгкими). Освоить грамотную и быструю технику построения графиков можно с помощью методических материалов и Геометрические преобразования графиков . Но, собственно, о важности чертежей я уже неоднократно говорил на уроке .

Вообще в интегральном исчислении очень много интересных приложений, с помощью определенного интеграла можно вычислить площадь фигуры, объем тела вращения, длину дуги , площадь поверхности вращения и многое другое. Поэтому будет весело, пожалуйста, настройтесь на оптимистичный лад!

Представьте некоторую плоскую фигуру на координатной плоскости. Представили? ... Интересно, кто что представил… =))) Её площадь мы уже находили. Но, кроме того, данную фигуру можно ещё и вращать, причем вращать двумя способами:

– вокруг оси абсцисс ;
– вокруг оси ординат .

В данной статье будут разобраны оба случая. Особенно интересен второй способ вращения, он вызывает наибольшие затруднения, но на самом деле решение практически такое же, как и в более распространенном вращении вокруг оси абсцисс. В качестве бонуса я вернусь к задаче нахождения площади фигуры , и расскажу вам, как находить площадь вторым способом – по оси . Даже не столько бонус, сколько материал удачно вписывается в тему.

Начнем с наиболее популярной разновидности вращения.


плоской фигуры вокруг оси

Пример 1

Вычислить объем тела, полученного вращением фигуры, ограниченной линиями , вокруг оси .

Решение : Как и в задаче на нахождение площади, решение начинается с чертежа плоской фигуры . То есть, на плоскости необходимо построить фигуру, ограниченную линиями , , при этом не забываем, что уравнение задаёт ось . Как рациональнее и быстрее выполнить чертёж, можно узнать на страницах Графики и свойства Элементарных функций и Определенный интеграл. Как вычислить площадь фигуры . Это китайское напоминание, и на данном моменте я больше не останавливаюсь.

Чертёж здесь довольно прост:

Искомая плоская фигура заштрихована синим цветом, именно она и вращается вокруг оси В результате вращения получается такая немного яйцевидная летающая тарелка, которая симметрична относительно оси . На самом деле у тела есть математическое название, но по справочнику что-то лень уточнять, поэтому едем дальше.

Как вычислить объем тела вращения?

Объем тела вращения можно вычислить по формуле :

В формуле перед интегралом обязательно присутствует число . Так повелось – всё, что в жизни крутится, связано с этой константой.

Как расставить пределы интегрирования «а» и «бэ», думаю, легко догадаться из выполненного чертежа.

Функция … что это за функция? Давайте посмотрим на чертеж. Плоская фигура ограничена графиком параболы сверху. Это и есть та функция, которая подразумевается в формуле.

В практических заданиях плоская фигура иногда может располагаться и ниже оси . Это ничего не меняет – подынтегральная функция в формуле возводится в квадрат: , таким образом интеграл всегда неотрицателен , что весьма логично.

Вычислим объем тела вращения, используя данную формулу:

Как я уже отмечал, интеграл почти всегда получается простой, главное, быть внимательным.

Ответ :

В ответе нужно обязательно указать размерность – кубические единицы . То есть, в нашем теле вращения примерно 3,35 «кубиков». Почему именно кубические единицы ? Потому что наиболее универсальная формулировка. Могут быть кубические сантиметры, могут быть кубические метры, могут быть кубические километры и т.д., это уж, сколько зеленых человечков ваше воображение поместит в летающую тарелку.

Пример 2

Найти объем тела, образованного вращением вокруг оси фигуры, ограниченной линиями , ,

Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.

Рассмотрим две более сложные задачи, которые тоже часто встречаются на практике.

Пример 3

Вычислить объем тела, полученного при вращении вокруг оси абсцисс фигуры, ограниченной линиями , , и

Решение : Изобразим на чертеже плоскую фигуру, ограниченную линиями , , , , не забывая при этом, что уравнение задает ось :

Искомая фигура заштрихована синим цветом. При её вращении вокруг оси получается такой сюрреалистический бублик с четырьмя углами.

Объем тела вращения вычислим как разность объемов тел .

Сначала рассмотрим фигуру, которая обведена красным цветом. При её вращении вокруг оси получается усеченный конус. Обозначим объем этого усеченного конуса через .

Рассмотрим фигуру, которая обведена зеленым цветом. Если вращать данную фигуру вокруг оси , то получится тоже усеченный конус, только чуть поменьше. Обозначим его объем через .

И, очевидно, разность объемов – в точности объем нашего «бублика».

Используем стандартную формулу для нахождения объема тела вращения:

1) Фигура, обведенная красным цветом ограничена сверху прямой , поэтому:

2) Фигура, обведенная зеленым цветом ограничена сверху прямой , поэтому:

3) Объем искомого тела вращения:

Ответ :

Любопытно, что в данном случае решение можно проверить, используя школьную формулу для вычисления объема усеченного конуса.

Само решение чаще оформляют короче, примерно в таком духе:

Теперь немного отдохнем, и расскажу о геометрических иллюзиях.

У людей часто возникают иллюзии, связанная с объемами, которую подметил еще Перельман (другой) в книге Занимательная геометрия . Посмотрите на плоскую фигуру в прорешанной задаче – она вроде бы невелика по площади, а объем тела вращения составляет чуть более 50 кубических единиц, что кажется слишком большим. Кстати, среднестатистический человек за всю свою жизнь выпивает жидкость объемом с комнату площадью 18 квадратных метров, что, наоборот, кажется слишком маленьким объемом.

Вообще, система образования в СССР действительно была самой лучшей. Та же книга Перельмана, изданная ещё в 1950 году, очень хорошо развивает, как сказал юморист, соображаловку и учит искать оригинальные нестандартные решения проблем. Недавно с большим интересом перечитал некоторые главы, рекомендую, доступно даже для гуманитариев. Нет, не нужно улыбаться, что я предложил беспонтовое времяпровождение, эрудиция и широкий кругозор в общении – отличная штука.

После лирического отступления как раз уместно решить творческое задание:

Пример 4

Вычислить объем тела, образованного вращением относительно оси плоской фигуры, ограниченной линиями , , где .

Это пример для самостоятельного решения. Обратите внимание, что все дела происходят в полосе , иными словами, фактически даны готовые пределы интегрирования. Правильно начертите графики тригонометрических функций, напомню материал урока о геометрических преобразованиях графиков : если аргумент делится на два: , то графики растягиваются по оси в два раза. Желательно найти хотя бы 3-4 точки по тригонометрическим таблицам , чтобы точнее выполнить чертеж. Полное решение и ответ в конце урока. Кстати, задание можно решить рационально и не очень рационально.

Вычисление объема тела, образованного вращением
плоской фигуры вокруг оси

Второй параграф будет еще интереснее, чем первый. Задание на вычисление объема тела вращения вокруг оси ординат – тоже достаточно частый гость в контрольных работах. Попутно будет рассмотрена задача о нахождении площади фигуры вторым способом – интегрированием по оси , это позволит вам не только улучшить свои навыки, но и научит находить наиболее выгодный путь решения. В этом есть и практический жизненный смысл! Как с улыбкой вспоминала мой преподаватель по методике преподавания математики, многие выпускники благодарили её словами: «Нам очень помог Ваш предмет, теперь мы эффективные менеджеры и оптимально руководим персоналом». Пользуясь случаем, я тоже выражаю ей свою большую благодарность, тем более, что использую полученные знания по прямому назначению =).

Рекомендую для прочтения всем, даже полным чайникам. Более того, усвоенный материал второго параграфа окажет неоценимую помощь при вычислении двойных интегралов .

Пример 5

Дана плоская фигура, ограниченная линиями , , .

1) Найти площадь плоской фигуры, ограниченной данными линиями.
2) Найти объем тела, полученного вращением плоской фигуры, ограниченной данными линиями, вокруг оси .

Внимание! Даже если вы хотите ознакомиться только со вторым пунктом, сначала обязательно прочитайте первый!

Решение : Задача состоит из двух частей. Начнем с площади.

1) Выполним чертёж:

Легко заметить, что функция задает верхнюю ветку параболы, а функция – нижнюю ветку параболы. Перед нами тривиальная парабола, которая «лежит на боку».

Нужная фигура, площадь которой предстоит найти, заштрихована синим цветом.

Как найти площадь фигуры? Её можно найти «обычным» способом, который рассматривался на уроке Определенный интеграл. Как вычислить площадь фигуры . Причем, площадь фигуры находится как сумма площадей:
– на отрезке ;
– на отрезке .

Поэтому:

Чем в данном случае плох обычный путь решения? Во-первых, получилось два интеграла. Во-вторых, под интегралами корни, а корни в интегралах – не подарок, к тому же можно запутаться в подстановке пределов интегрирования. На самом деле, интегралы, конечно, не убийственные, но на практике всё бывает значительно печальнее, просто я подобрал для задачи функции «получше».

Есть более рациональный путь решения: он состоит в переходе к обратным функциям и интегрированию по оси .

Как перейти к обратным функциям? Грубо говоря, нужно выразить «икс» через «игрек». Сначала разберемся с параболой:

Этого достаточно, но убедимся, что такую же функцию можно вывести из нижней ветки:

С прямой всё проще:

Теперь смотрим на ось : пожалуйста, периодически наклоняйте голову вправо на 90 градусов по ходу объяснений (это не прикол!). Нужная нам фигура лежит на отрезке , который обозначен красным пунктиром. При этом на отрезке прямая расположена выше параболы , а значит, площадь фигуры следует найти по уже знакомой вам формуле: . Что поменялось в формуле? Только буква, и не более того.

! Примечание : Пределы интегрирования по оси следует расставлять строго снизу вверх !

Находим площадь:

На отрезке , поэтому:

Обратите внимание, как я осуществил интегрирование, это самый рациональный способ, и в следующем пункте задания будет понятно – почему.

Для читателей, сомневающихся в корректности интегрирования, найду производные:

Получена исходная подынтегральная функция, значит интегрирование выполнено правильно.

Ответ :

2) Вычислим объем тела, образованного вращением данной фигуры, вокруг оси .

Перерисую чертеж немного в другом оформлении:

Итак, фигура, заштрихованная синим цветом, вращается вокруг оси . В результате получается «зависшая бабочка», которая вертится вокруг своей оси.

Для нахождения объема тела вращения будем интегрировать по оси . Сначала нужно перейти к обратным функциям. Это уже сделано и подробно расписано в предыдущем пункте.

Теперь снова наклоняем голову вправо и изучаем нашу фигуру. Очевидно, что объем тела вращения, следует найти как разность объемов.

Вращаем фигуру, обведенную красным цветом, вокруг оси , в результате получается усеченный конус. Обозначим этот объем через .

Вращаем фигуру, обведенную зеленым цветом, вокруг оси и обозначаем через объем полученного тела вращения.

Объем нашей бабочки равен разности объемов .

Используем формулу для нахождения объема тела вращения:

В чем отличие от формулы предыдущего параграфа? Только в букве.

А вот и преимущество интегрирования, о котором я недавно говорил, гораздо легче найти , чем предварительно возводить подынтегральную функцию в 4-ю степень.

Ответ :

Однако нехилая бабочка.

Заметьте, что если эту же плоскую фигуру вращать вокруг оси , то получится совершенно другое тело вращения, другого, естественно, объема.

Пример 6

Дана плоская фигура, ограниченная линиями , и осью .

1) Перейти к обратным функциям и найти площадь плоской фигуры, ограниченной данными линиями, интегрированием по переменной .
2) Вычислить объем тела, полученного вращением плоской фигуры, ограниченной данными линиями, вокруг оси .

Это пример для самостоятельного решения. Желающие также могут найти площадь фигуры «обычным» способом, выполнив тем самым проверку пункта 1). А вот если, повторюсь, будете вращать плоскую фигуру вокруг оси , то получится совершенно другое тело вращения с другим объемом, кстати, правильный ответ (тоже для любителей порешать).

Полное же решение двух предложенных пунктов задания в конце урока.

Да, и не забывайте наклонять голову направо, чтобы разобраться в телах вращения и в пределах интегрирования!

Тема: «Плоские фигуры и объемные тела»

Цели:

    обобщить представления о плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах;

    создать условия, при которых учащиеся «откроют» способ получения объемной фигуры.

Задачи:

    закрепить знания по классификации плоских фигур и объемных тел, их принципиальных различий;

    познакомить с понятиями «тела вращения» и «многогранники»;

    установить связь науки геометрии с изобразительным искусством;

    создать модель куба в технике оригами;

    развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение, творчество;

    воспитывать аккуратность, соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, модели объемных геометрических фигур, раздаточный материал (индивидуальные карточки).

Ход урока.

    Организационный момент. Создание ситуации успеха.

II . Актуализация опорных знаний.

Учитель нач.кл.: - Ребята, сегодня наш урок посвящен геометрии.

Давайте вспомним, что такое геометрия? (В переводе с греческого, слово «геометрия» означает «землемерие». В математике, «геометрия» наука, изучающая геометрические фигуры и их свойства)

Учитель нач.кл.: - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, куб, шар и т.д.)

Учитель нач.кл.: - На какие виды можно разделить эти геометрические фигуры? (Объемные геометрические тела, плоские геометрические фигуры, основные геометрические понятия)

Учитель нач.кл.: - Тема нашего урока «Плоские фигуры и объемные тела».

Все предметы бывают плоскими или объёмными.

Чем отличаются плоские фигуры от объемных тел? (Плоские фигуры имеют только длину и ширину, а объёмные тела имеют длину, высоту и ширину.)

Учитель ИЗО: - Вот вам первое задание (по вариантам): раскрасить плоские фигуры теплыми цветами, а объемные тела – холодными. Вспомним, какие цвета называются теплыми, а какие холодными?

Учитель нач.кл.: - Каково же строение объемных тел? (Ребра, грани, основание, вершина).

- Кто покажет на макете перечисленные части объемных тел?

Учитель нач.кл.: - В качестве закрепления выполним второе задание

(по вариантам):

1 вариант - Заштрихуй переднюю и верхнюю грани куба.

2 вариант - Начерти недостающие рёбра.

3 вариант - Посчитай количество вершин в пятиугольной призме.

Учитель нач.кл.: - А теперь поиграем. Давайте разберёмся, кто с кем «дружит» (Апельсин с шаром, морковь с конусом, лимон с овалом, коробка с прямоугольником).

Учитель ИЗО: - Геометрию мы можем встретить и в искусстве. Например, памятники геометрическим фигурам:

Скульптура Куб в парке Забиль, Дубаи ОАЭ

Светящийся куб в Пекине


Вот такой мраморный шар установлен на Большой Садовой, центральной улицы города Ростова-на-Дону. Удивительно точные формы у этого шара, удивляют всех любителей математики, и геометрии в частности.

Памятник правильным многогранникам в Германии

Неправильный треугольник в бельгийской деревне

Проект памятника художнику Казимиру Малевичу в Подмосковье

Каземир Малевич советский художник, живший в 20 веке, который создал беспредметные произведения состоящие из геометрических фигур, где главную роль играет квадрат.

Автопортрет Казимира Малевича

Называется это искусство «супрематизм» (превосходство, главенство). Например, одна из первых его картин «Чёрный квадрат».



Женщина, несущая воду



III . Открытие нового.

1. Тела вращения и многогранники.

Учитель нач.кл.: - Объемные тела тоже делятся на две группы: тела вращения и многогранники.

Как вы думаете, почему тела вращения ? (Цилиндр можно рассматривать как тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг его стороны как оси. Конус можно рассматривать как тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг его стороны как оси.)

Учитель ИЗО: - Посмотрите на макете.

Учитель нач.кл.: - А как охарактеризовать многогранники ? ( Многогранник - геометрическое тело, ограниченное со всех сторон гранями. Стороны граней называются ребрами многогранника, а концы ребер - вершинами многогранника.)

Учитель ИЗО: - Как изобразить объемные фигуры?

Объемные фигуры изображаются с помощью светотени, иначе невозможно показать, что они «возвышаются» над листом бумаги. И при помощи пунктирной линии изображается невидимый контур. Попробуем показать объём тел вращения и многогранников при помощи светотени. Третье задание :

1 вариант - конус;

2 вариант - пирамида;

3 вариант - цилиндр. ( Анализ работ.)

IV . Физкультминутка. ( Выполняется под песню «Точка, точка, запятая…»)

Точка, точка, запятая.

Показывают руками, приседая.

Вышла рожица смешная.

Руки к ушам, повороты туловища.

Ручки, ножки, огуречик

Показывают руки, ноги, чертят овал руками

Получился человечек.

Руки на пояс, повороты туловища влево, вправо.

Что увидят эти точки,

Моргаем ресничками - пальчиками

Что построят эти ручки,

Руки вперёд, к плечам

Далеко ли эти ножки

Уведут его,

Шаги на месте

Как он будет жить на свете -

Мы за это не в ответе:

Руки на поясе – наклоны туловища влево-вправо

Мы его нарисовали,

Присели

Только и всего!

Встали

V . Практическая работа.

Учитель ИЗО: - Одной из важных пространственных геометрических фигур является куб.

Какая плоская фигура является гранью куба? (Квадрат)

Сколько граней у куба? (6)

А сейчас мы с вами соберем куб в технике оригами. Такой куб можно сложить из одинаковых деталей. Их должно быть столько, сколько граней у куба. Соедини детали по схеме. Острые углы вставляй в карманы. Помни: каждый угол обязательно надо вставить в карман. Работать будете в парах. Каждая пара соберёт свой куб. Из собранных кубов сложим ещё одну геометрическую фигуру – ступенчатую пирамиду.


VI . Выставка и анализ работ.

VII . Итог урока. - На какие группы можно распределить объёмные тела? (Тела вращения и многогранники)

Приведите примеры тел вращения. Какая плоская фигура лежит в основе конуса, шара, цилиндра?

Приведите примеры многогранников. Сколько граней у куба?

VIII .Рефлексия.

VIII . Домашнее задание. Г.с.46-47 (покажи объём призмы, цилиндра, пирамиды, выпиши видимые и невидимые рёбра и грани)

Геометрические объемные фигуры - это твердые тела, которые занимают ненулевой объем в евклидовом (трехмерном) пространстве. Эти фигуры изучает раздел математики, который носит название "пространственная геометрия". Знания о свойствах объемных фигур применяются в инженерии и в науках о природе. Рассмотрим в статье вопрос, геометрические объемные фигуры и их названия.

Геометрические объемные тела

Поскольку эти тела имеют конечную размерность в трех пространственных направлениях, то для их описания в геометрии используют систему из трех координатных осей. Эти оси обладают следующими свойствами:

  1. Они ортогональны друг другу, то есть перпендикулярны.
  2. Эти оси нормализированы, то есть базисные вектора каждой оси имеют одинаковую длину.
  3. Любая из осей координат - это результат векторного произведения двух других.

Говоря о геометрических объемных фигурах и их названиях, следует отметить, что все они принадлежат к одному из 2-х больших классов:

  1. Класс полиэдров. Эти фигуры, исходя из названия класса, имеют прямые ребра и плоские грани. Грань - это плоскость, которая ограничивает фигуру. Место соединения двух граней называется ребром, а точка соединения трех граней - это вершина. К полиэдрам относятся геометрическая фигура куб, тетраэдры, призмы, пирамиды. Для этих фигур справедлива теорема Эйлера, которая устанавливает связь между числом сторон (С), ребер (Р) и вершин (В) для каждого полиэдра. Математически эта теорема записывается так: С + В = Р + 2.
  2. Класс круглых тел или тел вращения. Эти фигуры имеют хотя бы одну поверхность, образующую их, изогнутой формы. Например, шар, конус, цилиндр, тор.

Что касается свойств объемных фигур, то следует выделить два самых важных из них:

  1. Наличие определенного объема, который фигура занимает в пространстве.
  2. Наличие у каждой объемной фигуры

Оба свойства для каждой фигуры описываются конкретными математическими формулами.

Рассмотрим ниже самые простые геометрические объемные фигуры и их названия: куб, пирамиду, призму, тетраэдр и шар.

Фигура куб: описание

Под геометрической фигурой куб понимают объемное тело, которое образовано 6-тью квадратными плоскостями или поверхностями. Также эту фигуру называют правильный гексаэдр, поскольку она имеет 6 сторон, или прямоугольный параллелепипед, так как он состоит из 3-х пар параллельных сторон, которые взаимно перпендикулярны друг другу. Называют куб и у которой основание является квадратом, а высота равна стороне основания.

Поскольку куб является многогранником или полиэдром, то для него можно применить теорему Эйлера, чтобы определить число его ребер. Зная, что число сторон равно 6, а вершин у куба 8, число ребер равно: Р = С + В - 2 = 6 + 8 - 2 = 12.

Если обозначить буквой "a" длину стороны куба, тогда формулы для его объема и площади поверхности будут иметь вид: V = a 3 и S = 6*a 2 , соответственно.

Фигура пирамида

Пирамида - это полиэдр, который состоит из простого многогранника (основание пирамиды) и треугольников, которые соединяются с основанием и имеют одну общую вершину (вершина пирамиды). Треугольники называются боковыми гранями пирамиды.

Геометрические характеристики пирамиды зависят от того, какой многоугольник лежит в ее основании, а также от того, является ли пирамида прямой или косой. Под прямой пирамидой понимают такую пирамиду, для которой перпендикулярная основанию прямая, проведенная через вершину пирамиды, пересекает основание в ее геометрическом центре.

Одной из простых пирамид является четырехугольная прямая пирамида, в основании которой лежит квадрат со стороной "a", высота этой пирамиды "h". Для этой фигуры пирамиды объем и площадь поверхности будут равны: V = a 2 *h/3 и S = 2*a*√(h 2 +a 2 /4) + a 2 , соответственно. Применяя для нее, с учетом того, что число граней равно 5, и число вершин равно 5, получаем количество ребер: Р = 5 + 5 - 2 = 8.

Фигура тетраэдр: описание

Под геометрической фигурой тетраэдр понимают объемное тело, образованное 4-мя гранями. Исходя из свойств пространства, такие грани могут представлять только треугольники. Таким образом, тетраэдр является частным случаем пирамиды, у которой в основании лежит треугольник.

Если все 4-ре треугольника, образующие грани тетраэдра, являются равносторонними и равными между собой, то такой тетраэдр называется правильным. Этот тетраэдр имеет 4 грани и 4 вершины, число ребер составляет 4 + 4 - 2 = 6. Применяя стандартные формулы из плоской геометрии для рассматриваемой фигуры, получаем: V = a 3 * √2/12 и S = √3*a 2 , где a - длина стороны равностороннего треугольника.

Интересно отметить, что в природе некоторые молекулы имеют форму правильного тетраэдра. Например, молекула метана CH 4 , в которой атомы водорода расположены в вершинах тетраэдра, и соединены с атомом углерода ковалентными химическими связями. Атом углерода находится в геометрическом центре тетраэдра.

Простая в изготовлении форма фигуры тетраэдр используется также в инженерии. Например, тетраэдрическую форму используют при изготовлении якорей для кораблей. Отметим, что космический зонд НАСА, Mars Pathfinder, который совершил посадку на поверхность Марса 4 июля 1997 года, также имел форму тетраэдра.

Фигура призма

Эту геометрическую фигуру можно получить, если взять два многогранника, расположить их параллельно друг другу в разных плоскостях пространства, и соединить их вершины соответствующим образом между собой. В итоге получится призма, два многогранника называются ее основаниями, а поверхности, соединяющие эти многогранники, будут иметь форму параллелограммов. Призма называется прямой, если ее боковые стороны (параллелограммы) являются прямоугольниками.

Призма - это полиэдр, поэтому для нее верна теорема Эйлера. Например, если в основании призмы лежит шестиугольник, тогда, количество сторон у призмы равно 8, а количество вершин - 12. Число ребер будет равно: Р = 8 + 12 - 2 = 18. Для прямой призмы высотой h, в основании которой лежит правильный шестиугольник со стороной a, объем равен: V = a 2 *h*√3/4, площадь поверхности равна: S = 3*a*(a*√3 + 2*h).

Говоря о простых геометрических объемных фигурах и их названиях, следует упомянуть шар. Под объемным телом под названием шар понимают тело, которое ограничено сферой. В свою очередь, сфера - это совокупность точек пространства, равноудаленных от одной точки, которая называется центром сферы.

Поскольку шар относится к классу круглых тел, то для него не существует понятия о сторонах, ребрах и вершинах. Площадь поверхности сферы, ограничивающей шар, находится по формуле: S = 4*pi*r 2 , а объем шара можно вычислить по формуле: V = 4*pi*r 3 /3, где pi - число пи (3,14), r - радиус сферы (шара).


Объёмные тела Оглянись вокруг себя, и ты всюду обнаружишь объёмные тела. Это такие геометрические фигуры, которые имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Например, чтобы представить многоэтажный дом, достаточно сказать: "Этот дом длиной в три подъезда, шириной в два окна и высотой в шесть этажей". Известные тебе из начальной школы прямоугольный параллелепипед и куб полностью описываются тремя измерениями. Все окружающие нас предметы имеют три измерения, но далеко не у всех можно назвать длину, ширину и высоту. Например, для дерева мы можем указать только высоту, для верёвки – длину, для ямы – глубину. А для шара? Имеет ли он тоже три измерения? Мы говорим, что тело имеет три измерения (является объёмным), если в него можно поместить кубик или шарик. И шар, и цилиндр, и конус имеют три измерения.


Многогранники Тело, которое ограничено плоскими многоугольниками, называется многогранником. Например, куб ограничен равными квадратами. Многоугольники, образующие поверхность многогранника, называются гранями. Стороны этих многоугольников рёбра многогранников. Вершины многоугольников вершины многогранников. Например, куб имеет 6 граней (все они равные квадраты), 12 рёбер и 8 вершин.


Многогранники. Пирамида. Многогранник справа имеет специальное название: правильная четырёхугольная пирамида. Именно такую форму имеет знаменитая пирамида Хеопса: в её основании лежит квадрат, а боковые грани равные треугольники. Сколько граней, рёбер и вершин у этого многогранника? Некоторые из фигур на картинке являются многогранниками, а некоторые нет. Под какими номерами изображены многогранники?


Выпуклые и невыпуклые многоугольники Многоугольники, как мы уже знаем, бывают выпуклые и невыпуклые. Выпуклый многоугольник лежит по одну сторону от любой прямой, содержащей любую сторону многоугольника. А у невыпуклого можно найти такую сторону, что содержащая её прямая "разрежет" многоугольник на части. На рисунке жёлтый многоугольник выпуклый, а голубой невыпуклый. Многогранники тоже бывают выпуклыми и невыпуклыми. Выпуклый многогранник лежит по одну сторону от любой плоскости, содержащей любую его грань. А у невыпуклого многогранника можно отыскать такую грань, что проходящая через неё плоскость "разрежет" его на части. Жёлтый многогранник на рисунке выпуклыйГолубой многогранник невыпуклый. Под какими номерами на рисунке изображены выпуклые многогранники, а под какими невыпуклые?




Ответь на вопросы: 1.Что представляет собой грань куба: а) отрезок;б) точку,в) квадрат. 2.Что представляет собой ребро куба: а) отрезок;б) точку,в) квадрат. 3.Что представляет собой вершина куба: а) отрезок;б) точку,в) квадрат. 4.Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда: а) 8б) 6в) 12 5.Многогранником называется а) любое объёмное тело б) тело, которое ограничено плоскими многоугольниками


Ответь на вопросы: 6.Что лежит в основании правильной пирамиды а) прямоугольникб) квадратв) параллелограмм 7.Какая фигура является гранью правильной пирамиды а) прямоугольникб) квадратв) правильный треугольник 8.Выпуклый многогранник а) лежит по одну сторону от любой плоскости, содержащей любую его грань б) любое объёмное тело в) лежит по обе стороны от любой плоскости, содержащей любую его грань. 9.Под какими номерами на рисунке изображены выпуклые многогранники?


Используемые ресурсы: Сайт школы дистанционного обучения (г.Москва) школы дистанционного обучения (г.Москва) Онлайн Энциклопедия Кругосвет OGRANNIK.html OGRANNIK.html Яндекс / картинки %D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D 1%8F%20%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%91%D1 %85%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0 %D1%8F%20%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8 %D0%B4%D0%B0&spsite= ru%3A8080%2For%2Fget_att.jsp%3Fatt_id%3D2493&rpt=simage Учебник геометрии 6-9