Главная · Прочее · И методы профилактики стоматологических заболеваний. Классификация стоматологической профилактики. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных

И методы профилактики стоматологических заболеваний. Классификация стоматологической профилактики. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Профилактика стоматологических заболеваний. Понятие рационального питания с точки зрения стоматологии. Система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний полости рта.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Главные цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний. Причины кариеса у детей. Индивидуальная гигиена полости рта. Пять степеней жесткости зубных щеток. Образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Статистический анализ стоматологических заболеваний у беременных женщин. Основные задачи профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у беременных. Рассмотрение комплекса общих профилактических мероприятий. Содержание стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 28.02.2018

    Определение первичной профилактики и ее методы. Стоматологическое просвещение населения. Обучение правилам рационального питания. Индивидуальная гигиена полости рта. Эндогенное использование препаратов фтора. Герметики для запечатывания фиссур зубов.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Рациональное питание с позиции стоматологии. Задачи, цели и виды профилактики заболеваний. Обучение маленьких детей гигиеническому уходу за полостью рта. Эндогенные и экзогенные методы применения фторидов. Организация стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Особенности технологии "AirFlow" как комплексной чистки зубов от снятия зубных отложений с целью профилактики заболеваний до укрепления и отбеливания эмали зубов. Показания и противопоказания к применению процедуры, ее этапы. Принцип действия аппарата.

    презентация , добавлен 04.10.2016

Профилактика в стоматологии - один из важных разделов специальности. Стоматология как наиболее массовая медицинская специальность характеризуется высокой, практически сплошной заболеваемостью, четкой связью с конкретными факторами внешней среды (питание, уровень цивилизации, социальные и экономические условия). Массовая заболеваемость влечет за собой необходимость сплошной на уровне популяции профилактики с применением таких мер, как фторирование воды и пищевых продуктов, организация профилактики на государственном, региональном, учрежденческом уровнях, планирование профилактики, разработка специальных программ, выпуск средств профилактики в государственном масштабе, возникновение и развитие специального раздела профилактики - гигиены полости рта, организация и проведение санитарно-просветительной работы, гигиенического обучения и воспитания.

Работники здравоохранения преимущественно участвуют в реализации медицинских мер профилактики. С этих позиций различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Для медицины особое значение имеет первичная профилактика - система социальных, медицинских и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. Роль первичной профилактики чрезвычайно важна, так как она призвана сохранять ненарушенное здоровье.
Приведенные выше понятия свидетельствуют, что медицинские аспекты профилактики должны основываться как на глубоком понимании биологической сущности человека, так и на знании этиологии и патогенеза заболеваний, на основе которых осуществляются целевые профилактические мероприятия. Поэтому в первичной профилактике различают этиологическую и патогенетическую профилактику. Этиологическая профилактика основана на знании этиологического фактора болезни и направлена на недопущение или устранение его действия. Она характеризуется высокой эффективностью, достигающей 80-100%. Примером ее является профилактика инфекционных заболеваний с помощью специфических вакцин, путем устранения очагов инфекции или ликвидации самого инфекционного агента. Если профилактика направлена против действия этиологического фактора, но не в силах его устранить из-за несовершенства имеющихся методов и других причин, то такую профилактику называют этиотропной. Этиологическая профилактика разработана для ограниченного числа болезней.
Наиболее часто применяется патогенетическая профилактика, направленная на устранение или ограничение отдельных или конкретных звеньев патогенеза болезни. Эффективность патогенетической профилактики ниже, чем этиологической (20-60%).

Вторичная профилактика призвана предотвращать развитие и появление рецидивов болезни после ее лечения.

Третичная профилактика направлена на предотвращение потери функции, восстановление ее после перенесенных заболеваний и травм. Во вторичной и третичной профилактике основную роль играют медицинские мероприятия, проводимые при участии или под контролем медицинских работников.

Организация профилактики диктуется масштабом, многообразием и сложностью задач.

Профилактика в стоматологии в стране организационно разработана крайне слабо и каких-либо эффективных форм и методов в пределах имеющегося кадрового, материального, технологического обеспечения нет. В России накоплен некоторый позитивный опыт организации профилактики (Москва, Ленинградская область и др.), но он не может быть широко распространен без соответствующего материального обеспечения. Основным недостатком, препятствующим развитию и внедрению профилактики в жизнь, является отсутствие в стране соответствующей инфраструктуры - кадров, материальной базы, организационных и управленческих форм, регламентирующих и нормативных документов.
Накопленный в разных регионах опыт позволяет определить основные организационные мероприятия для массовой профилактики стоматологических заболеваний. Организационные мероприятия имеют преимущественно социальный характер и выполняются по инициативе здравоохранения в основном советскими органами, привлекающими для этого различные организации и ведомства. Условно меры можно разделить на государственные и региональные проблемы - организационные, административно-хозяйственные и воспитательные. Деление это условное, так как ряд государственных проблем профилактики в стоматологии (фторирование воды) могут быть решены как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне. То же относится к проблемам санитарно-просветительной работы, обучения гигиене в школах и дошкольных учреждениях, которые могут также решаться на различных уровнях, начиная от директивных и нормативных документов и указаний М3 России, других ведомств до решения райисполкомов и руководства учреждений по данным проблемам.
Организационные мероприятия по профилактике должны проводиться органами управления, которым подотчётны все ведомства и организации в регионе. Попытки решить эти проблемы силами только органов здравоохранения бесперспективны и перекладывание ответственности за них на плечи медицинских работников не приведут к позитивным результатам. Недопустимо также устранение представителей здравоохранения от указанных проблем, в решении которых они должны играть роль инициаторов, консультантов, контролеров.

Решение организационных проблем профилактики в стоматологии связано со следующими вопросами:

  1. Организация мероприятий по внедрению профилактики.
  2. Организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию населения.
  3. Организация мероприятий по совершенствованию общественного питания, в первую очередь в детских учреждениях.
  4. Организация мероприятий по снабжению средствами профилактики и их распределению.
  5. Организация мероприятий по созданию материальной базы профилактики в стоматологических, детских учреждениях, на предприятиях.
  6. Организация координации и управления различными ведомствами при проведении профилактики, а также контроля исполнения и учета.

При реализации указанных организационных мер должны быть решены ряд конкретных задач.

  1. При организации мероприятий по внедрению профилактики в детских коллективах, предприятиях и учреждениях необходимы:

Принятие постановления и решений, обязывающих различные ведомства (народного образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, массовой пропаганды и агитации и др.) принять участие в реализации социальной части программы профилактики;
- принятие органами здравоохранения и народного образования совместного решения по гигиеническому обучению и воспитанию детей в школах и детских учреждениях и мерах по внедрению в них комплексной системы профилактики;
- издание приказа областным (городским, районным) отделом здравоохранения по внедрению профилактики в стоматологических учреждениях, предприятиях и организациях.

  1. При организации пропаганды здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания необходимы:

Привлечение средств массовой пропаганды и агитации (радио, телевидение, кино, печать, центры здоровья и др.) путем издания соответствующих решений и постановлений;
- привлечение общественных организаций к санитарно-просветительной, профилактической работе (общество «Знание», университеты здоровья, лектории, научное общество стоматологов и др.);
- издание и тиражирование научно-популярных книг, брошюр, листовок, плакатов, диафильмов, диапозитивов;
- внесение коррективов в программы медицинского обучения студентов педагогических институтов, учащихся педучилищ, курсов медицинских сестер для детских учреждений и школ по гигиеническому воспитанию населения, а также в программы усовершенствования учителей;
- организация семинаров, лекций, бесед для работников просвещения и здравоохранения по профилактике;
- введение в программы школ и детских дошкольных учреждений уроков здоровья по программе профилактики из расчета 4-8 ч в год.

  1. При организации мероприятий по совершенствованию общественного питания необходимы:

Разработка и внедрение в работу столовых детских садов, школ и заготовочных столовых типовых меню и других мер по уменьшению числа дней и приемов пищи с рафинированными углеводами за счет их перераспределения в месячном (недельном) рационе; широкое внедрение в рацион твердых овощей и фруктов, других блюд для предотвращения развития жевательной лености и очищения полости рта от остатков сладкой пищи;
- заготовка и хранение достаточного количества твердых овощей и фруктов (морковь, репа, редька, яблоки) для постоянного включения их в рацион детских учреждений.

  1. Организация мероприятий по обеспечению средствами профилактики включает в себя:

Расчет потребностей в средствах профилактики и гигиены полости рта;
- решение вопроса о возможности закупок организациями средств профилактики и гигиены по безналичному расчету;
- обеспечение торгующих организаций средствами профилактики основных стоматологических заболеваний по потребности населения и в ассортименте;
- обеспечение медицинских учреждений через аптекоуправление 0,05 и 0,2% раствором фторида натрия, 2% фторидом натрия, 10% глюконатом калия.

  1. При организации мероприятий по созданию материальной базы профилактики стоматологических заболеваний необходимы:

Составление табеля оснащения, чертежей, эскизов оборудования комнат гигиены полости рта в стоматологических, детских учреждениях и на предприятиях;
- выделение необходимого оборудования (раковины, зеркала, мебель и др.) для их оснащения;
- определение организаций, которым поручается оказание помощи детским и стоматологическим учреждениям в оборудовании или переоборудовании помещений для профилактики;
- выделение во вновь строящихся школах кабинетов здоровья, предназначенных для обучения детей здоровому образу жизни и гигиеническому воспитанию и обучению.

  1. Координация действий различных ведомств, управление ими при проведении профилактики включает:

Назначение координационного совета под председательством ответственного представителя областного, городского, районного Совета народных депутатов, в который должны войти работники обл- (гор-, рай-) здравотдела, главный специалист по стоматологии, представители стоматологического факультета медицинского вуза, органов просвещения, санитарной службы, аптекоуправления, общественного питания, торговли, проектно-строительных организаций, снабжения, общества «Знание», организаций массовой пропаганды и агитации; координационный совет должен рассмотреть проект региональной программы профилактики, представленный органами здравоохранения, утвердить его, организовать координацию между различными службами, назначить ответственных за разделы работы и осуществлять постоянное руководство ее выполнением;
- периодическое рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях главного управления здравоохранения исполкома, координационного совета;
- периодическая проверка выполнения профилактических мероприятий на различных уровнях;
- разработка показателей отчетно-учебной документации по профилактике для учреждений здравоохранения и народного образования;
- периодическое определение медицинской и экономической эффективности проводимой работы.
Административно-хозяйственные мероприятия состоят в создании материальной базы профилактики в стоматологических и детских учреждениях, учебных заведениях, организациях и предприятиях и внедрении фторирования воды (см. Материальная база профилактики).

Решение проблемы фторирования питьевой воды, если содержание фторидов в ней ниже 0,5 мг/л, является серьезной хозяйственной мерой, которая осуществляется совместными усилиями органов санитарного надзора, треста «Водоканал» и требует материальных затрат на приобретение фтораторной установки, реагента, содержание персонала и контроля за эффективностью работы. Задача стоматологической службы заключается в проведении эпидемиологического обследования детского населения до начала фторирования для определения в дальнейшем эффективности фторирования питьевой воды.

Целью воспитательных мероприятий является привитие навыков здорового образа жизни, искоренение вредных привычек, внедрение знаний по проблеме профилактики стоматологической патологии, привитие навыков ухода за полостью рта.

Основной упор в проведении этих мероприятий должен быть сделан на детское население, родителей, беременных.

Воспитательные мероприятия должны проводиться по двум направлениям:
1) пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками, агитация за соблюдение нравов, обычаев, привычек, подходов, обеспечивающих высокий уровень резистентности органов полости рта к неблагоприятным воздействиям;
2) гигиеническое воспитание и обучение в детских и лечебных учреждениях, на предприятиях, в организациях.

Для выполнения этих мероприятий необходимы:
- активная пропаганда через средства массового воздействия (радио, телевидение, печать и др.) здорового образа жизни, рационального питания, искоренения вредных привычек в различных возрастных и социальных группах населения;
- разработка и применение эффективных методов и форм пропаганды и агитации соответственно возрастным и социальным особенностям различных групп населения;
- широкое вовлечение работников науки, просвещения’ и здравоохранения в пропаганду здорового образа жизни, профилактику болезней;
- разработка и внедрение рациональных программ гигиенического обучения и воспитания различных социальных и возрастных групп населения, в том числе путем вовлечения в совместную работу преподавателей-предметников, педагогов, методистов детских садов, врачей, научных сотрудников;
- включение проблем гигиенического обучения в программы уроков здоровья, беседы, выступления в школах, детских учреждениях, стоматологических учреждениях, на предприятиях и в организациях, университетах здоровья.

Таким образом, решение социальных проблем профилактики невозможно без участия советских и общественных организаций в ее планировании и реализации. В свою очередь широкий, всесторонний и всеобъемлющий подход к внедрению и реализации профилактики не допустим без разработки социального раздела программы.

Медицинский раздел программы профилактики решает проблему с позиций этиологической и патогенетической обоснованности медицинских мероприятий и отвечает на вопрос «что делать?» для достижения целей профилактики. Социальный раздел программы дает ответы на вопросы «кто, когда, как?» с точки зрения ее практического воплощения в жизнь общества.

В ходе проведения организационных мероприятий складывается инфраструктура, предназначенная для воплощения профилактических мероприятий в жизнь. В каждом регионе может быть своя инфраструктура в зависимости от схемы работы на месте, мобилизованных кадров, организации их обучения, мер медицинской профилактики и др.

Мероприятия медицинского, организационного, административно-хозяйственного, воспитательного характера используются для, составления региональной программы профилактики - документа, рассчитанного на длительное использование с конкретно определенной конечной целью и методами ее достижения и контроля.

Программы профилактики могут быть самостоятельными или входить как составная часть региональных программ «Здоровье». Они также входят в интегрированные программы профилактики, целевое назначение которых состоит в комплексной профилактике ряда заболеваний, в том числе стоматологических. Интегрированные программы составляются на основе общности факторов риска для некоторых сердечно-сосудистых, эндокринных и стоматологических заболеваний.

Планирование профилактик и состоит из трех этапов. Первым этапом является проведение эпидемиологического обследования населения для выяснения уровня его здоровья и подготовки решения о проведении профилактики. Цель этого этапа - выяснить распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в регионе в различных возрастных группах для планирования сил и средств, необходимых для профилактики. На основании данных эпидемиологического обследования готовится решение о проведении профилактики стоматологических заболеваний в регионе.

Второй этап планирования - принятие решения о проведении профилактики в регионе, составление плана мероприятия, назначение координационного совета и ответственных за конкретные разделы работы.

Третьим этапом планирования является составление и утверждение региональной программы профилактики в Стоматологии или его стоматологического раздела в интегрированной программе или в программе «Здоровье».

В дальнейшем работа должна проводиться в соответствии с программой и вносимыми в нее коррективами.

Программы профилактики стоматологических заболеваний являются важными документами, регламентирующими, планирующими и направляющими деятельность различных организаций и ведомств по данному виду деятельности. Эти программы представляют собой самостоятельный документ либо входят в состав комплексной программы «Здоровье», интегрированной профилактической программы.

Программа профилактики может быть региональной или учрежденческой, т. е. мероприятия, отраженные в ней, могут охватывать республику, область (край), город, район (региональные программы) или учреждение, объединение, предприятие, группу предприятий (учрежденческие программы).

В зависимости от широты охвата населения, величины региона изменяются содержание и цели программы. Все региональные программы должны быть правовыми документами, принятыми и утвержденными органами управления на различных уровнях. К участию в них и к их исполнению привлекаются все службы, организации и ведомства, без участия которых она не может быть.

В региональную программу могут быть включены следующие разделы:

  1. Медико-географическая характеристика и особенности региона.
  2. Данные эпидемиологии основных стоматологических заболеваний.
  3. Региональные цели и задачи программы.
  4. Организационные мероприятия по внедрению профилактики в организованных коллективах: гигиеническое обучение и воспитание; внедрение рационального режима и рациона общественного питания; снабжение средствами профилактики; контроль, учет и отчетность.
  5. Создание материальной базы профилактики.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Этапы внедрения профилактики (по уровням и регионам): организационные мероприятия, подготовка кадров и их функциональные обязанности, создание материальной базы, основные методы профилактики, порядок и последовательность профилактических мероприятий, определение эффективности профилактической работы.

Следует подчеркнуть, что примерная схема программы может быть изменена с учетом тех или иных обстоятельств. Перечисленные пункты программы содержат либо развернутое подробное изложение содержания пункта, либо только его название, формулировку. В любом случае каждый пункт должен быть четок, конкретен. В нем необходимо указывать срок исполнения и ответственных.

Составлению программы предшествует проработка каждого пункта - расчет потребности в кадрах, средствах, материальной базе, затраты на обучение, строительство, приобретение средств и др. Применительно к особенностям регионов необходимо определить, кто из персонала должен быть привлечен, какие средства и для каких профилактических методик планируется использовать, каковы будут функциональные обязанности конкретных лиц, ответственных за определенные пункты.

Очень важным является определение этапности внедрения профилактики. На каждом этапе должны быть поставлены достижимые цели и задачи, указаны пути их реализации, перечислены пункты, сроки и ответственные за их выполнение.

Программы профилактики для учреждений, предприятий и организаций обычно составляются с учетом специфики учреждений.

Каждая программа утверждается исполкомом местного Совета народных депутатов, ее выполнение ставится им под контроль. По мере необходимости программа может корректироваться и подвергаться изменениям.

ЗАНЯТИЕ №1

1. Тема занятия:

«Введение в курс профилактики. Цели и задачи. Основные направления. Понятие о первичной, вторичной, третичной профилактике. Санитарное просвещение в профилактике основных стоматологических заболеваний. Устройство, задачи и принципы работы профилактического стоматологического отделения. Ознакомление с режимом и структурой отделения, инструментарием».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний.

2. Основные направления первичной профилактики стоматологических заболеваний.

3. Основные направления вторичной профилактики стоматологических заболеваний.

4. Основные направления третичной профилактики стоматологических заболеваний.

5. Санитарное просвещение, как метод профилактики стоматологических заболеваний.

Студент должен уметь:

1. Провести стоматологический осмотр детей различного возраста и взрослых.

2. Записать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения.

Студент должен ознакомиться:

С целями и задачами профилактики стоматологических заболеваний,

С основными направлениями первичной профилактики стоматологических заболеваний,

С основными направлениями вторичной профилактики стоматологических заболеваний,

С основными направлениями третичной профилактики стоматологических заболеваний,

С методами санитарного просвещения основных стоматологических заболеваний.

Профилактика (от греческого prophylaktikos – предохранительный) представляет собой комплекс государственных, социальных, медицинских и гигиенических мероприятий, которые направлены на достижение высокого уровня здоровья и предупреждения заболеваний полости рта. Одной из основных целей профилактики, в т.ч. стоматологической, является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также повышение устойчивости организма при воздействии на него неблагоприятных факторов внешней среды.



Согласно классификации ВОЗ (Московское совещание экспертов ВОЗ, 1977) профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Первичная профилактика – это система государственных, медицинских, социальных, гигиенических и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также на повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов природной, производственной и бытовой среды. Первичная профилактика, признана охранять ненарушенное здоровье, она является наиболее эффективной в медицинском, социальном и экономическом отношении, поэтому она должна занимать ведущее место.

Основные задачи первичной профилактики:

1. Создание необходимых условий для процесса нормального формирования и первичной минерализации твердых тканей зуба.

2. Обеспечений и стимуляция физиологического течения процесса созревания твердых тканей зуба (вторичная минерализация).

3. Предупреждение и при необходимости – обнаружение и устранение формирования кариесогенной ситуации в полости рта.

Первичная профилактика может иметь этиологический характер, направленный на устранение причин стоматологических заболеваний и патогенетический, направленный на определенные звенья патогенеза заболеваний. Множество методов и форм первичной профилактики подразумевает разработку критериев ее эффективности. Таким образом, наличие фундаментальных знаний о причинах и путях развития стоматологических заболеваний являются необходимой предпосылкой для разработки их первичной профилактики.

Следовательно, первичная профилактика носит как общеоздоровительный характер – улучшение условий жизни, соблюдение здорового образа жизни, питания, так и строго целевое назначение – предупреждение конкретной патологии, обнаружение факторов риска на основе знаний этиологии и патогенеза конкретного стоматологического заболевания.

Наиболее эффективны те методы профилактики, которые воздействуют на причину заболевания. При этом считается, что этиологической профилактика является, если ее эффективность достигает 70 – 100%, а патогенетической – 40 – 50%.

Методы вторичной стоматологической профилактики

Вторичная профилактика подразумевает ранее выявление заболеваний, предотвращение рецидивов, прогрессирования и возможных осложнений. Вторичная профилактика является одной из частей программы реабилитации. В России одним из наиболее важных мероприятий по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является плановая профилактическая санация полости рта в организованных коллективах и декретированных группах населения.

Санация полости рта – плановая система лечения зубов и других органов полости рта, направленная на их сохранение и предотвращение осложнений заболеваний. Санированным считается тот пациент, у которого вылечены все пораженные кариесом зубы, по показаниям проведено удаление зубов, вылечены заболевания тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта, начато лечение аномалий положения зубов и деформаций прикуса.

Основоположником стоматологической санации считают А.К.Лимберга, который еще в конце позапрошлого столетия выступил с предложением о двухразовом осмотре детей в год и дальнейшем безотлагательном лечении выявленных кариозных зубов.

Выделяют три формы проведения санации рта:

Индивидуальная санация полости рта по обращаемости, предусматривает излечение всех заболеваний полости рта у лиц, самостоятельно обратившихся в стоматологическое учреждение;

Разовая, или периодическая, - полное излечение всех заболеваний полости рта у ограниченных контингентов населения;

Плановая, или лечебно-профилактическая, - систематическое излечивание стоматологических заболеваний у организованных групп населения, находящихся на диспансерном обслуживании.

Различают централизованный и децентрализованный методы санации.

При централизованном методе осмотры и санацию полости рта проводят в лечебно-профилактических стоматологических учреждениях (районная, городская или областная стоматологические поликлиники). В крупных городах данный метод может быть эффективен только при большой пропускной способности стоматологических поликлиник, когда прием ведут не менее пяти врачей стоматологов одновременно.

При децентрализованном методе осмотры и санацию осуществляют в стоматологических кабинетах, которые стационарно функционируют на предприятиях или в школах. В учебных учреждениях с численностью 800 – 1200 учащихся и более создаются стационарные стоматологические кабинеты. Каждая школа закрепляется за детской стоматологической поликлиникой, которая выделяет стоматолога для работы в кабинете. Эффективность работы этим методом достаточно высокая. У врача-стоматолога вырабатывается ответственность за качество оказания лечебно-профилактической стоматологической помощи детям, а они при этом охотно посещают стоматологический кабинет.

Существует также, так называемый, бригадный метод проведения санации, при котором в школу или на промышленное предприятие выезжает бригада в составе 2 – 3 врачей с медицинской сестрой и санитаркой и осуществляет санацию полоти рта за более короткие сроки. Для оказания стоматологической помощи населению сельской местности и проведения санации стали использовать передвижные кабинеты в специально оборудованных автобусах.

При плановой санации первичным медицинским документом является санационная карта. В процессе проведения санации полости рта врач-стоматолог заносит в нее проводимые лечебные и профилактические мероприятия, вычисляет индексы поражения кариесом, гингивитом, индекс гигиены. Благодаря данной карте можно проследить за состоянием полости рта ребенка на протяжении его времени пребывания в детском саду, школе, оценить эффективность лечения и профилактики.

При плановой санации необходимо обязательно заполнить на каждого пациента диспансерную карту (форма №30), в которой кратко отмечается, какое лечение было проведено и когда пациент должен явиться на прем к врачу для следующего осмотра и лечения.

Существует определенная система санации, под которой понимают регулярное проведение осмотров, и санации полости рта через определенные промежутки времени. Краткость проведения осмотров и санации определяется временем, в течение которого вновь возникающие кариозные полости не достигали последующих стадий кариозного процесса – перехода в воспаление пульпы и периодонта.

Вторичная профилактика считается эффективной, если патологический процесс стабилизировался.

На совещании экспертов ВОЗ в 1977 г. была принята классификация стоматологической профилактики.

Виды профилактики стоматологических заболеваний:

1. Первичная профилактика - это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение стоматологических заболеваний через устранение причин и условий их возникновения, а также повышение стойкости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей естественной, производственной и бытовой среды.

В рамках первичной профилактики одно из ведущих мест занимает формирование здорового образа жизни на основе санитарно - гигиенических знаний и навыков, определяющих в конечном счете и общий культурный уровень каждого члена общества.

  • 2. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление заболевания, предупреждения осложнений и рецидивов стоматологических заболеваний.
  • 3. Третичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию стоматологического статуса, в основе которого - сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области методом замещения. Эти мероприятия на практике осуществляются, в основном, ортопедами и хирургами-стоматологами.

Например. Предупреждение развития кариеса зубов принадлежит к первичной профилактике стоматологических заболеваний. Предупреждение развития осложнений кариеса зубов - пульпита и периодонтита принадлежит к вторичной профилактике. Если же в результате неудачного лечения периодонтита и его осложнений пришлось удалить зуб и заменить его протезом (возобновление функции через замещение), то это - третичная.

По способу применения профилактических средств профилактика бывает:

1. Эндогенной (системной, общей, прееруптивной) - рациональное питание, поступление фторидов, макро- и микроэлементов, биологически активных веществ и тому подобное в организм с едой, водой, солью, молоком, в таблетках или каплях, укрепление соматического здоровья ребенка. 2. Экзогенной (местной, постэруптивной) - осуществление рациональной гигиены ротовой полости, реминерализующая профилактика с использованием зубных паст, лаков, растворов для полосканий, растворов и гелей для аппликаций, осуществление профилактической гигиены, герметизация фиссур, местное использование разных медикаментов, жвачек.

Этот метод разделения условен, потому что средство, которое применяется эндогенно, проявляло свое влияние местно в ротовой полости, но часть препарата всасывается через слизистую оболочку в систему кровообращения.

За степенью охватывания профилактическими мерами контингентов населения выделяют три базовых метода профилактики основных стоматологических заболеваний, а именно: массовую (коммунальную), коллективную (групповую) и индивидуальную.

  • 1. Методы массовой (коммунальной, общегосударственной, популяционной) профилактики основных стоматологических заболеваний включают:
    • а) фторирование питьевой воды, соли, молока в регионах со сниженным содержанием фтора в питьевой воде;
    • б) выпуск лечебно-профилактических средств ухода за ротовой полостью;
    • в) включение вопросов гигиенического воспитания, которое направлено на повышение санитарно-медицинской грамотности подрастающего поколения, в школьные программы воспитания детей, а также целый ряд мероприятий, направленных на здравоохранение матери и ребенка;
    • г) улучшение условий труда и быта населения, создания разных детских заведений, в том числе специализированных (например, для детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области).
  • 2. Коллективная (групповая) профилактика рассчитана на пациентов, которые объединены общими факторами риска развития основных стоматологических заболеваний (возраст, характер питания, уровень гигиены, профессия и тому подобное).

Методы этой профилактики относительно дешевы, не требуют участия врача стоматолога дорогостоящего оборудования и материалов. Врач исполняет роль консультанта.

Методы групповой профилактики:

I. Общие мероприятия:

  • а) обеспечение здорового образа жизни, соблюдения рационального режима дня;
  • б) закалка организма ребенка;
  • в) занятие спортом, введение в цикл занятий из физической культуры в дошкольных заведениях и школах упражнений из дыхательной гимнастики для формирования правильной осанки и положения головы;
  • г) рациональное сбалансированное питание, назначение средств эндогенной профилактики кариеса зубов - пищевых добавок, препаратов кальция, витафтора, фторсодержащих таблеток, а также экзогенной профилактики - полоскания растворами фторидов и тому подобное;
  • д) контроль употребления углеводов;
  • ж) борьба с инфекционными и общими заболеваниями.

II. Специальные мероприятия:

  • а) своевременное оздоровление органов ротовой полости;
  • б) обучение детей разного возраста рациональной гигиене ротовой полости (в домашних условиях, детских садиках, школах), то есть санитарное образование;

3. Индивидуальная профилактика - наиболее дорогостоящая. Если хорошо работают методы массовой и групповой профилактики, то на долю индивидуальной профилактики остаются офисные и домашние мероприятия. Она отличается не методами и средствами, а индивидуальным подбором этих методов и средств, а также индивидуальной кратностью их приложения в зависимости от уровня здоровья или характера факторов риска.

Методы индивидуальной профилактики:

  • а) аппликации реминерализующих, фтористых соединений;
  • б) индивидуальную гигиену ротовой полости с применением фторсодержащих, реминерализующих, антибактериальных и противовоспалительных средств гигиены;
  • в) индивидуальный подбор зубных паст, гелей, ополаскивателей и жевательных резинок;
  • г) профессиональную гигиену ротовой полости;
  • д) герметизацию фиссур.

Индивидуальная профилактика обеспечивает самую адекватную профилактическую помощь и может дать максимальный эффект, но требует больших затрат времени врача, что не в состоянии оплатить ни государство, ни большая часть населения.

В процессе реализации индивидуальной программы осуществляются постоянные контакты между врачом и пациентом для контроля качества выполнения ее в домашних условиях.

Осуществление профилактики стоматологических заболеваний является сложным мероприятием, которое должно заранее готовиться и планироваться, потому необходима определённая организационная структура, в качестве такой структуры ВОЗ рекомендует разработку программ профилактики.

В зависимости от уровня воплощения профилактических программ различают такие виды профилактических программ: международные, государственные, региональные, групповые, семейные, индивидуальные, частные.

Следует особо подчеркнуть, что роль гигиенического воспитания в профилактике основных стоматологических заболеваний - кариеса зубов и болезней пародонта - до недавнего времени явно недооценивалась. Это внесло немалый вклад в рост уровня заболеваемости населения. Последнее явилось следствием недостаточной научной разработки организационно - методических основ санитарно - просветительной работы среди населения, отставания в уровне подготовки медицинских и педагогических кадров в вопросах стоматологической профилактики, отсутствия материальной базы для ее реализации.

Профилактика - это система мер предупреждения возникновения и развития заболеваний.

Цель профилактики - обеспечение здоровья человека.

Первичная профилактика - это система мероприятий направленных на предупреждение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний.

Третичная профилактика - это система мероприятий, направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области, в основном методом замещения.

Таким образом, можно сказать, что первичной задачей является сохранение здоровья, если это не удалось и развилась болезнь, то вторая задача - остановить ее, не допустить возникновения и развития ее осложнений, а в дальнейшем и рецидивов. Если это не удалось или удалось только радикальным образом, то есть путем хирургического вмешательства, то на третьем этапе мы должны провести восстановление утраченной функции, чаще это удается за счет ортопедического замещения утраченных зубов протезами.

Данные положения можно проиллюстрировать на следующем примере:

Предупреждение развития кариеса зубов относится к первичной профилактике стоматологических заболеваний.

Предупреждение развития осложнений кариеса зубов в виде пульпита и периодонтита относится к вторичной профилактике.

Если в результате неудачного лечения периодонтита и его осложнений пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом, то это относится к третичной профилактике.

Таким образом, становится очевидным, что каждый индивидуум должен быть заинтересован, в первую очередь, в первичной профилактике стоматологических заболеваний, которая в том числе включает и терапевтические консервативные мероприятия.

В зависимости от сроков профилактического воздействия на сегодняшний день выделяется два вида первичной профилактики:

Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний, представляет собой комплекс мер, проводимых у беременных женщин с целью предупреждения развития у плода и, в дальнейшем, у ребенка патологии органов и тканей полости рта.

Постнатальная профилактика стоматологических заболеваний, представляет собой комплекс мер, проводимых в период после рождения ребенка с целью предупреждения развития у него патологии органов и тканей полости рта.

Предупреждение развития заболеваний пародонта за счет проведения индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта (до момента разрушения зубодесневой борозды) относится к первичной профилактике.

Предупреждение развития пародонтальных карманов, абсцессов, подвижности зубов и кровоточивости десен будет относиться к вторичной профилактике.

Утрата зуба в результате тотального разрушения периодонта и резорбции его лунки, с последующим частичным восстановлением функции за счет ортопедического лечения, будет относиться к третичной профилактике.

В свою очередь, первичная профилактика делится на:

Этиотропную, т.е. направленную на уменьшение действия этиологических факторов. При ней происходит воздействие на причину, вызывающую заболевание, но не устранение ее. Фактически происходит снижение вирулентности действующих факторов (микроорганизмов, вирусов и т.п.).

Патогенетическую, т.е. направленную на предотвращение патогенетических изменений в полости рта.

Патогенетическая первичная профилактика стоматологических заболеваний, в свою очередь, носит:

Общеоздоровительный характер, целью которого является повышение резистентности организма и зубов к действию неблагоприятных факторов;

Целевой характер, когда ставится задача предотвращения конкретной патологии, обнаружения и устранения факторов риска на основе знаний об этиологии и патогенезе заболеваний.

Выделяют три метода профилактики стоматологических заболеваний по степени охвата ими контингентов населения и видам профилактических мероприятий:

Методы массовой профилактики стоматологических заболеваний, которые включают в себя фторирование питьевой воды, соли, молока;

Методы коллективной профилактики стоматологических заболеваний, которые включают в себя применение таблеток фторида натрия, полосканий растворами фторидов;

Методы индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний, которые включают аппликации, реминерализующих, фтористых соединений, индивидуальную гигиену полости рта с применением фторсодержащих средств гигиены, профессиональную гигиену полости рта, герметизацию фиссур.