Главная · Сети · Как научиться читать строительные чертежи. Черчение Как читать токарные чертежи деталей

Как научиться читать строительные чертежи. Черчение Как читать токарные чертежи деталей

Прочитать чертеж общего вида - значит выяснить назначение данного изделия, устройство и принцип его работы, получить полное представление о форме, размерах и технических характеристиках готового изделия и каждой детали в отдельности, т.е. определить по чертежу все данные для их изготовления и контроля.

При чтении чертежа общего вида выясняют взаимное расположение составных частей изделия, способы соединения деталей, а также геометрические формы и размеры всех элементов изделия.

Сборка, монтаж, ремонт или усовершенствование даже несложных сборочных единиц связаны с изучением конструкции по чертежу общего вида.

Так как по чертежу общего вида разрабатывают рабочие черте-

жи деталей, он должен содержать достаточное количество изображений, позволяющих выполнить такие чертежи.

В задании, предлагаемом для выполнения студентам, требуется прочитать чертеж общего вида и выполнить по нему рабочие чертежи деталей (по указанию преподавателя).

1. Ознакомиться с содержанием основной надписи, помещенной в правом нижнем углу чертежа. Установить по надписи наименование изделия, номер чертежа, масштаб и т.п. Часто наименование изделия много говорит о его назначении и условиях работы (например, «Вентиль запорный», «Тиски пневматические» и т.п.).

2. Ознакомиться с назначением и принципом работы изображенного изделия по комплекту конструкторских документов, прилагаемых к чертежу, в частности по пояснительной записке и техническим условиям.

3. Изучить изображения, имеющиеся на чертеже: выяснить расположение вида спереди (главного вида); установить число основных, дополнительных и местных видов, в которых выполнен чертеж; определить, какие применены на чертеже разрезы (простые или сложные); установить для каждого разреза направление секущей плоскости; отметить наличие сечений, выносных элементов и пр.

4. Ознакомиться с содержанием данного изделия; установить наименование каждой детали и последовательно найти каждую деталь на чертеже (на всех видах, разрезах и сечениях).



По найденным изображениям определить геометрическую форму и конструктивные особенности детали.

Выяснению формы каждой детали способствует то, что во всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и одним расстоянием между линиями.

5. Установить характер соединения отдельных деталей.

Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и др.) определить каждый элемент соединения (например, каждый отдельный сварной шов).

Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение.

Для подвижных деталей следует определить процесс их пере-

мещения при работе механизма (взаимодействие деталей). Необходимо установить, какие поверхности деталей являются сопрягаемыми и по каким размерам поверхностей осуществляется соединение.

По чертежу общего вида определяют и посадку деталей, гарантирующую их взаимодействие в изделии.

6. Установить, какие подвижные поверхности деталей смазываются и как эта смазка осуществляется.

7. Установить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует выделить стандартизованные и нормализованные детали, на которые не составляют рабочие чертежи.

Рассмотрим порядок чтения чертежа общего вида на примере сборочной единицы, изображенной на рис. 10.1.

Из основной надписи понятно, что на чертеже в масштабе 1:1 изображен кран пробковый.

Из описания, которое обычно прилагается к чертежам общего вида, имеющим учебное назначение, можно узнать, что пробковый кран является одним из видов арматуры трубопроводов и предназначается для изменения подачи жидкости (газа), проходящей по трубопроводу. Пробковые краны устанавливают там, где требуется быстрое изменение подачи жидкости (газа), так как для полного открытия крана достаточно повернуть пробку на угол 90°.

Чертёж пробкового крана содержит три изображения. На месте главного вида расположен фронтальный разрез, на котором показано взаимодействие основных деталей.

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена коническая пробка 2 (при повороте она изменяет поперечное сечение или полностью закрывает отверстие в корпусе). Пробка 2 крышкой 3 прижата к конической поверхности корпуса 1. Втулка 4 и сальниковая набивка 11 (войлок) уплотняют подвижное соединение деталей 3 и 2.

На виде слева выполнен местный разрез, поясняющий конструкцию соединения винтом 5 корпуса и крышки.

По спецификации (рис. 10.2) определяем состав деталей, входящих в изделие «Кран пробковый».

Изделие состоит из 11 наименований составных частей, в число которых входят пять оригинальных деталей, пять стандартных изделий и один материал. Все оригинальные детали входят в изделие в единственном экземпляре. На деталь 5 «Прокладка» нет чертежа, а размеры и форма детали поясняются в спецификации.

Ознакомление с оригинальными деталями крана начнём с корпуса. Изучая форму этой детали в каждом виде и сопоставляя виды между собой, представим себе изображение корпуса.

Так как на видах изображение корпуса частично закрыто изображением деталей, расположенных внутри, либо верхними деталями, то необходимо дополнить и соединить в единый образ все имеющиеся изображения элементов корпуса на чертеже.

Центральная часть корпуса имеет форму усечённого конуса, у которого справа и слева имеются патрубки. На конце правого патрубка нарезана трубная цилиндрическая резьба G1. На конце левого патрубка имеется фланец треугольной формы с тремя сквозными цилиндрическими отверстиями Ø9. Сверху у корпуса имеется круглый фланец с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления крышки.

Описанную форму корпуса сравним с изображением на рис. 10.3. Чертёж корпуса приведен в прил. 14.

Разобравшись с изображением основной детали (корпус 1), перейдём к изучению остальных деталей (2, 3, 4). Сначала каждую из них подробно рассмотрим на сборочном чертеже.

Пробка 2 состоит из усечённого конуса с радиальным отверстием и цилиндрического стержня с хвостовиком квадратного сечения. Овальная форма отверстия определяется по виду слева, а квадратная форма хвостовика читается на виде сверху (рис. 10.1). Форма пробки изображена на рис. 10.4 (чертёж пробки приведен в прил. 15).

Изображение крышки 3 (рис. 10.1) приведено на рис. 10.5. Определим форму элементов крышки по сборочному чертежу и сравним с изображением на рис. 10.5 (чертёж крышки приведен в прил. 15).

Рис. 10.4 Рис. 10.5

Форму детали «Втулка» самостоятельно определите по изображениям, имеющимся на чертеже (рис. 10.1), затем сравните с чертежом, приведенным в прил. 17.

Каждый раз при чтении чертежа общего вида необходимо сопоставлять чертеж отдельной детали с ее изображением на сборочном чертеже.

После того как изучена форма отдельных деталей, необходимо установить способ соединения деталей между собой и возможность движения одной детали относительно другой.

Так, анализируя взаимное положение деталей на рис.10.1, определяем, что крышка 3 крепится к корпусу с помощью четырех винтов 5.

На крышке 3 укреплена втулка сальника 4, обеспечивающая уплотнение набивки 11 из войлока. Сальник прижимается к крышке с помощью шпилек 9 и гаек 6.

Единственно подвижная деталь в данном механизме - это пробка, которая может вращаться вокруг своей оси.

Кран на чертеже изображен в открытом положении.

Если произошло так, что перед вами остро встал вопрос, как читать чертежи, да и делать это профессионально и правильно, то скорее всего вам придется потратить на обучение некоторое время. Долгий путь будет выстлан перед вами в образе чтения огромного количества зачастую ненужной литературы, переходов по Интернет-ссылкам учебников и тому подобного.

Короткий вариант того, как научиться читать чертежи представляется в непосредственной работе с чертежами под руководством опытного инженера. Для некоторых людей, хоть немного знакомых со строительной областью будет достаточным ознакомление с ГОСТами, электронной версией составления чертежей или самоучителя «Черчения для чайников». Главным, для правильного понимания чертежа остается неизменный показатель – обладать отличным пространственным воображением, иначе никакие знания и опыт не принесут должного результата.

Умение читать чертежи необходимо для ряда строительных профессий: слесарей, сметчиков, каменщиков, бетонщиков, иногда монтажников, сварщиков и так далее. Чтобы понять, как правильно читать чертежи, в первую очередь необходимо непосредственно с ними работать. Если у вас нет соответствующего высшего образования по промышленному или гражданскому строительству, то для чтения чертежа необходимо знать установленные стандарты, правила, условности и упрощения, характерные именно для интересующей вас области (чертеж детали или чертеж строительства загородного дома). Общими правилами помогающими понять суть того, как научиться читать чертежи служат:

  • Ознакомление с заглавной надписью чертежа. Именно ее изучение, позволяет узнать, из какого материала изготовлена изображенная деталь, её название и масштаб чертежа.
  • Обозначение изображений, которые послужили прообразом представленной детали чертежа.
  • Проведение анализа чертежного изображения. Именно представление формы изделия или детали помогает лучше понять суть внесенных в чертеж данных. Если же не получается воссоздать в воображении всю деталь целиком, постарайтесь разделить ее на несколько частей и представить их геометрическую форму.
  • Когда вы представите себе модель изделия или объекта, можете уже точно изучать в чертеже её размеры (точную величину).

Изучение чертежа помогает ознакомиться с названием изделия, какое количество деталей необходимо для его изготовления, рассчитать масштаб и размеры изделия, его массу, внимательно просмотреть изображенные там детали, помогающие более точно представить будущую конфигурацию изделия уже в готовом виде, при учете всех необходимых требований и стандартов.

Чтобы всегда иметь доступ к информации по стандартизации и технологическим требованиям необходимым именно для выбранной вами отрасли (строительство дома, трубопровода, изготовление деталей, конструкций и прочее), стоит заиметь в личное пользование справочник или учебник по черчению, содержащий данную информацию. Можно также распечатать данные из Интернета, чтобы они всегда находились у вас под рукой.

Подводя итог всему вышесказанному, начинать чтение чертежа следует с ознакомления всех его видов, правил и методов нанесения на плоскости бумаги изделий различной формы и размера. Запомнить условные обозначения и стандарты, необходимые для правильной выдержки чертежа при его составлении.

Чтение чертежей является обязательным навыком и условием при устройстве на работу в должности инженера любой квалификации. Данный документ является основной составляющей частью каждого проекта, без которого не начнется ни разработка нефтегазового месторождения, ни строительство жилого дома. Для успешной работы с данной документацией сотрудник должен обладать знаниями из области точных наук и иметь определенные навыки черчения. В этом случае чтение чертежей не вызовет затруднений.

Проектные организации предоставляют эксплуатирующей компании несколько копий комплектов документации. Один из них - рабочий вариант для компании-застройщика, предназначенный для правильной организации работы инженерного состава непосредственно на объекте.

Чтение строительных чертежей позволяет определить назначение здания, его точные размеры, расположение оборудования, а также типы конструкций и материалы. Здесь проектируемый объект изображен в трех вариантах: фасад, план и разрезы (продольный и поперечный). При осмотре изображения фасада можно увидеть общий вид здания и высоту всех элементов относительно уровня пола. Эта информация читается на отметках, проставленных слева от основного рисунка. На отчетливо видно расположение входа, выхода, количество помещений и их назначение, а также размеры и толщина и перегородок.

При проектировании комплекса жилых или производственных зданий, во время разработки газовых и нефтяных месторождений на первом этапе разрабатывается генеральный план участка строительства. Чтение чертежа генплана дает общее представление об этом участке. Здесь схематически изображается планировка зданий, сооружений, а также возможных природных объектов, попадающих в область застройки. При наличии искусственного обвалования территории на чертежах показывается его разрез с указанием размеров и материала насыпи.

Кроме того, для опасных и потенциально опасных объектов разрабатываются разделы ИТМ ГО ЧС (инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций) и ПБ (пожарной безопасности). Для этого используются чертежи генплана, на которых указываются зоны возможного поражения, их размеры и место аварии (разрыва напорного трубопровода). Детальное чтение чертежей данных разделов позволяет запланировать и своевременно провести необходимые спасательные мероприятия, т. к. здесь указываются места подъезда пожарной спецтехники и пути эвакуации персонала.

На изображениях содержится информация о видах труб, их диаметрах, толщине стенок, а также о количестве и типах задвижек и переходников.

Чтобы чтение чертежей давало полное представление о проектируемом объекте, используется система сокращений и условных обозначений, которая вместе с требованиями и нормами по разработке регулируется государственными стандартами РФ по системе ЕСКД.

Все, что создано человечеством на всех этапах его развития, все гениальные мысли, которые нашли свое воплощение или остались мечтами конструкторов - так или иначе, были представлены в виде чертежей. Так же, как художественный текст передает фантазии писателя, так и чертеж фиксирует то, что пришло в голову инженера и было приближено им к реальности.

Рис. №1 «Пример чертежей Эйфелевой башни. Франция»

На сегодняшний день все чертежи создаются по единым правилам и ГОСТам, что облегчает их чтение. Научиться читать чертежи металлоконструкций совсем не трудно, поэтому, если вы решили связать свои увлечения или профессиональную деятельность с воплощением конструкций из металла, то стоит ознакомиться с общей информацией по этому вопросу, после чего перейти к практике самостоятельного чтения.

Чертежи КМД, представляющие собой детализированное схематичное изображение металлоконструкции, разрабатываются с учетом некоторых правил, изложенных в таких документах как:

СНиП (Строительные нормы и правила),

СПДС (требования Системы проектной документации для строительства),

ЕСКД (Единая система конструкторской документации).

Чертежи такого рода включают в себя набор данных, которыми вы можете пользоваться для производства - разметки, обработки, сварки и монтажа металлоконструкций.

Рис. №2 «Производство металлоконструкций»

Перед началом обучения тому, как читать чертежи, желательно самостоятельно обратиться к вышеперечисленным документам. Не забудьте выучить все относящиеся ГОСТы, их знание не раз поможет вам быстро сориентироваться в чтении чертежа. Кроме этого, при создании любого чертежа конструкции используются специальные условные обозначения.

Рис. №3 «Пример схемы проекта КМ»

Чертежи КМ обычно снабжены пояснительной запиской, в которой в текстовой форме изложены результаты проведенных расчетов и принятые решения, которые эти расчеты обосновывают. Вместе с этим, в пояснительной записке содержатся технические и нормативные документы, которые использовались при создании чертежа и ссылки на ГОСТы. Данная записка призвана облегчить чтение схемы.

Рис. №4 «Пример узлов проекта КМ»

Полный проект КМД разрабатывается по КМ-у и представляет собой набор из заглавного листа, с общими данными, ведомостей, чертежей монтажных схем, чертежей монтажных узлов и чертежей отправочных элементов. По просьбе заказчика в проект могут быть включены: чертежи деталей отдельно, 3D схемы, особые ведомости, т.д.

Рис. №5 «Титульный лист проекта КМД»

В монтажной схеме вы будут изображены стыки и узлы, сварные или болтовые соединения, которые будут выполняться в монтаже. Здесь же могут быть даны текстовые комментарии. Так же здесь вы найдете ведомость отправочных элементов вместе со схемами конструкций или ссылками на чертеж, поэтому вы сразу поймете, к какому конкретному чертежу относится каждый элемент. Чертежи отправочных элементов компонуются на листе группами. Таким образом, на листе могут быть чертежи элементов, не требующих сборки или только конструкции из гнутого профиля.

Рис. №6 «Монтажная схема проекта КМД»

При разработке схем металлоконструкций выбирается тот масштаб, который позволяет делать чертеж наиболее понятным или легким для чтения, поэтому с пониманием профессионально составленного чертежа у вас не должно возникнуть проблем. Обратите внимание, что такие конструкции, как балки и колонны можно вычерчивать без соблюдения масштаба, но с сохранением взаимного расположения деталей и отверстий.

Рис. №7 «Пример сборочного чертежа, проекта КМД»

После того, как вы ознакомились с документацией чертежей, нужно проверить условные обозначения и вам нужно хорошо знать, как обозначается то или иное изделие. Заклепки, отверстия, узлы, виды применяемого материала - все это имеет буквенное, цифровое или графическое обозначение, поэтому лучше сверяться с таблицей, если у вас еще нет достаточного опыта чтения чертежей.

Не торопитесь, сверяйте все значения. Чертежи изначально выполнены для удобства чтения и понимания, поэтому если вы несколько минут поразмышляете над ними - дальнейший процесс чтения будет намного более простым.

10.03.2016
Просмотров: 90213

Всем доброго дня! Я сразу извиняюсь, что так редко пишу посты (буду стараться чаще 😛). Но как говорится лучше меньше да лучше. И сегодня поговорим про чтение машиностроительных чертежей, а так же различные обозначения.

Многие из вас наверное думаю вообще Андрюха (это Я кто не знал 😆) умом тронулся и стал читать чертежи , ведь это не книга!?!? Да конечно конструкторские чертежи не книга, а гораздо сложнее и тут необходимо не только знать алфавит но и обладать специальными знаниями инженерного работник. Кстати если кто еще не знает как стать инженером прочтите .

Я думаю, что инженерам со стажем и даже студентам старших курсов машиностроительных и инженерных специальностей термин чтение чертежей уже знаком не по наслышке. Ладно хватит этой скучной подводки, тем более я постараюсь подать материал как можно проще и интереснее дабы вы не заскучали при прочтении. И так…

Чтение машиностроительных чертежей для начинающих инженеров.

Начинаем читать чертеж, прежде изучив предназначение детали, а именно к какой группе она относится. Это может быть, что угодно например тело вращения (вал) корпусная деталь (картер например) сборочный чертеж узла (редуктор, двигатель и др.). Но сегодня будем рассматривать чертеж типа тело вращения и это вал. Я выбрал эту деталь так как считаю ее наиболее простой как при проектировании так и при изготовлении, особенно это важно учитывать при чтении чертежей начинающими инженерами.

Основные правила чтения чертежей (порядок).

Пожалуй основное правило это не спеша изучить конструкторскую документацию и по порядку начать впитывать информацию с чертежа которую для нас хотел донести инженер конструктор. Только после этого начинаем собственно говоря читать чертеж.

Требования к чистоте поверхностей детали.

И так, что мы видим на чертеже этого вала? Именно! Я выделил красным цветом обозначение шероховатости. Ra от 0,8 до 1,6. Единицы измерения данного параметра (мкр).

Почему я решил первым делом рассмотреть именно этот параметр спросите вы? Это самое первое, что достойно вашего внимания, сейчас объясню почему. От того какая шероховатость обозначена на чертеже зависит какой финишный вид обработки вам необходимо выполнить на рассматриваемой детали. Например если брать итменно этот чертеж, то поверхности где Ra 0,8 и 1,6 мкр необходимо шлифовать или применить токарный станок для твердого точения (после прохождения термообработки или как еще называют ее закалки). Даже наверное Ra 0,8 это скорее всего полирование.

Да чуть не забыл в верхнем правом углу чертежа есть обозначение шероховатости Ra 6.3 (v). Это называется неуказанные шероховатости детали на чертеже. Вы наверное подумаете — ну если не указана так нахрена она вообще надо? Ну ведь согласитесь, что если на чертеже детали проставить шероховатости на каждой поверхности, то это будет не чертеж а сплошные значки шероховатости 🙂 . Ну короче вы поняли 🙂 . Везде где шероховатость поверхности не указана она должна быть не более 6,3 мкр.

Запомните! Всегда начинайте чтение чертежей с определения чиcтоты поверхностей на готовой детали, или проще говоря шероховатости.

Обозначение разрезов на чертеже детали.

В этом разделе мы коснемся разрезов на чертеже детали. Да да вы не ослышались именно разрезов, тут все на самом деле просто.Ведь это совокупность анализа разных обозначений и параметров различных технических характеристик. О как завернул:). Конечно изначально можно подумать, что это же не праздничный торт, чтобы его резать), ладно… Собственно мы видим буквы А и Б которые стоят возле вертикальных пробелов (ну если их можно так назвать, например я называю так) над и под стрелочками. Эти пробелы обозначают начальную и конечную точку разреза. Представьте, что вал это палка колбасы и вам нужно сделать два разреза для приготовления бутербродов. Вы берете нож и режете в двух местах А-А и Б-Б . Что то я про колбасу 🙂 наверное уже пора пойти перекусить.

И вот когда мы сделали два разреза мы сможем увидеть, что находится в внутри (или плоскости сечения) колбасы ТФУУУ…ТЫ вала конечно:). Не точно пора перекусить.

То что мы увидим в разрезе показано в большой прямоугольной рамке внизу чертежа это виды разрезов А-А и Б-Б. На нашем чертеже это всего лишь два шпоночных паза, ничего интересного и сложного.

Стоит сказать, что это показаны простые разрезы но они есть еще и достаточно сложные с изломанным контуром, иногда изломов может быть несколько, хотя принцип вида и обозначения такой же.

Обозначение выносных элементов на чертежах.

Продолжаем чтение машиностроительных чертежей с изучением обозначений. На данном чертеже мы видим. Да на этой детали есть выточки, которые обозначить на основном виде нет возможности, так как это будет слишком мелко и невидно человеческому глазу. По этой причине инженеры технологи и конструктора придумали эти элементы выносить в отдельную область чертежа. Такие элементы называются просто — выносные элементы . На этот параметр обращать особое внимание не стоит так как в основном это всегда стандартные канавки и выточки (фаски). Будьте внимательны, бывает что такая выноска может показывать оригинальную выточку которая может стать достаточно большой проблемой при изготовлении детали и даже проектирования специального инструмента для получения необходимой геометрии канавки. Ну это уже из другой исторрии 🙂 .

Выносные элементы чертежа не достойны особого внимания, но забывать про них ни в коем случае нельзя

Технические требования чертежа.

Да еще обратите внимание на свободное поле на чертеже (справа внизу) там пусто. Ну это просто я такой чертеж неудачный выбрал, уж простите 🙂 . А обычно там располагаются технические требования к детали, а именно:

  • Твердость детали (а иногда и заготовки)
  • Неуказанные предельные отклонения и допуски
  • Требование к не обработанным поверхностям
  • Твердость детали после проведения термообработки
  • Символ » * » которым обычно обозначают размер для справок.
  • Различные особые требования к детали (все, что придет в голову конструктору).

Ну вот пожалуй на сегодня и все. , как машиностроительных так и других областей производства наука совсем не сложная и складывается из совокупности знаний которые вы получите после того как закончите соответствующие учебные заведения СУЗы и ВУЗы, а читать чертежи быстро и правильно вы научитесь уже непосредственно когда поработаете на производстве и наберетесь опыта.

Кстати у меня появмлся свой YouTube какнал и вот видео как читать чертежи правильно. Посмотрите для закрепления материала.

Всем успехов! Нажимайте на кнопочки внизу статьи и это будет вашим спасибо автору, то есть мне:)!

Спасибо за внимание! Пока!