Главная · Измерения · Как правильно научиться читать чертежи металлоконструкций? Порядок чтения чертежа Правильный чертеж детали

Как правильно научиться читать чертежи металлоконструкций? Порядок чтения чертежа Правильный чертеж детали

Изложенный выше материал дает возможность читать несложные чертежи. Чтение чертежа заключается в уяснении по плоским изображениям объемной формы детали и в определении ее размеров, шероховатости поверхностей и других данных, приведенных на чертеже.

  • 1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование и марку материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений, обозначение чертежа и другие сведения.
  • 2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  • 3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями.

Этой задаче помогает анализ изображений. Представив по чертежу, из каких геометрических тел слагается деталь, мысленно объединяют полученные данные в единое целое.

  • 4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. При этом надо обращать внимание на знаки Æ, □, R, стоящие перед размерными числами. Как указывалось, знак 0 означает, что данный элемент детали имеет форму тела вращения, знаком □ определяются элементы квадратного сечения и т.п.
  • 5. Установить, какова должна быть шероховатость поверхностей детали. Если на изображении рассматриваемой поверхности отсутствуют знаки шероховатости, то следует искать указание шероховатости в правом верхнем углу чертежа.

В качестве примера прочитаем чертеж наконечника (рис. 1.35).

Вначале приведем вопросы к чертежу, а затем ответы на них. (Вопросы расположены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежа.)

Вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Как называется деталь?
  • 2. В каком масштабе выполнен чертеж?
  • 3. Из какого материала изготовляют деталь?
  • 4. Какие виды содержит чертеж?
  • 5. Из каких геометрических тел слагается форма детали?
  • 6. Опишите общую форму детали.
  • 7. Чему равны габаритные размеры и размеры отдельных частей детали?
  • 8. Какова шероховатость поверхностей детали?

Ответы на вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Деталь называется "Наконечник". Это мы узнаем из основной надписи.
  • 2. Масштаб 1:2, т.е. линейные размеры на чертеже в 2 раза меньше линейных размеров самого предмета.
  • 3. Деталь изготовляют из стали марки 45 по ГОСТ 1050–88.
  • 4. Чертеж содержит два вида: главный (спереди) и вид слева, который расположен справа от главного вида и на одном уровне с ним.
  • 5. Рассмотрим сначала крайний левый элемент. На главном виде он имеет трапециевидное очертание, на виде слева он изображен двумя окружностями. Такие изображения может иметь усеченный конус.

Рис. 1.35.

На главном виде второй элемент выглядит прямоугольником и окружностью на виде слева, что указывает вместе со знаком Æ на его цилиндрическую форму.

Форма третьего элемента устанавливается тоже при сопоставлении двух его изображений. Этот элемент имеет форму шестиугольной призмы, с обоих торцов которой сняты конические фаски. Кривые линии, проведенные на главном виде, и большая окружность па виде слева получились на детали при снятии конических фасок на шестиугольной призме.

При выяснении формы следующего элемента руководствуемся только его изображением на главном виде и знаком Æ, так как на виде слева этот элемент не виден. Прямоугольный контур, осевая линия и знак диаметра указывают на цилиндрическую форму этого элемента.

Последний справа элемент, имеющий очертание трапеции и размер 1 × 45°, является усеченным конусом (фаской), так как очертание трапеции и размер в виде условной записи характерны для этого элемента.

По штриховым линиям на главном виде и меньшей окружности на виде слева можно судить, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

6. Объединив все полученные сведения, устанавливаем общую форму предмета (рис. 1.36). Она представляет собой сочетание усеченного конуса, цилиндра, шестиугольной призмы, цилиндра и усеченного конуса, расположенных на общей оси. Вдоль оси детали проходит цилиндрическое сквозное отверстие.

Рис. 13.6.

7. Габаритные размеры детали, т.е. определяющие предельные внешние или внутренние размеры, таковы: длина – 170 мм, наибольший размер шестиугольного элемента (высота) – 72,1 мм, ширина детали – 65 мм, диаметр отверстия – 20 мм (см. рис. 1.35).

Большой диаметр первого слева элемента 48 мм, угол при вершине 30°, длина его 20 мм. Диаметр следующего цилиндрического элемента одинаков с большим диаметром конуса и равен 48 мм, а длина его определяется как разность между 55 и 20, т. е. равна 35 мм.

Два размера элемента детали, имеющего форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями – 65 мм (размер "под ключ"), между двумя из ребер – 72,1 мм (диаметр описанной окружности). Длина этого элемента не указана, она определяется после того, как будут выдержаны размеры 170,55 и 46 мм. Размеры фасок на призме: диаметр большего основания – 72,1 мм, диаметр меньшего основания усеченного конуса – 64 мм, угол при вершине конуса – 120°.

Диаметр правого цилиндра 50 мм, а длина его 45 мм (46 – 1 = = 45 мм). Больший диаметр усеченного конуса равен диаметру цилиндра, т.е. 50 мм, высота его 1 мм, а угол наклона образующих к плоскости основания 45°.

8. Шероховатость поверхности усеченного конуса, расположенного с левого конца детали, Ra 6,3, шероховатость находящегося рядом цилиндра диаметром 48 мм Ra 3,2. Поверхность цилиндра диаметром 50 мм, расположенного с другого конца детали, должка иметь шероховатость также Ra 3,2. Все остальные поверхности должны иметь шероховатость Ra 10.

О шероховатости остальных поверхностей мы судим по знаку перед скобками в правом верхнем углу чертежа.

Необходимо прочитать его чертеж. Инженеры, конст­рукторы, рабочие, дизайнеры, архитекторы, читая чертежи, мысленно представляют готовое изделие , сооружение.

Прочитать чертеж (эскиз) - значит представить по изо­бражениям чертежа объемную форму изображенного на нем предмета, постройки. В процессе чтения чертежа необходимо по­нять не только форму в целом, но и форму каждой части целого. Важно выявить ориентацию предмета (постройки) в пространст­ве и расположение каждой части относительно друг друга.

1) познакомьтесь с содержанием основной надписи чертежа;

2) выявите изображения (виды, разрезы, сечения и др.), кото­рыми представлено изделие;

3) внимательно рассмотрите изображения на чертеже для создания первичного представления о форме детали и ее ориен­тации в пространстве. Выявите проекционно связанные изо­бражения каждого конструктивного элемента и мысленно пред­ставьте их форму. Соотнесите мысленные образы с первоначаль­ными представлениями о форме предмета для того, чтобы убе­диться в правильности представления формы. Уточните взаимное расположение каждого конструктивного элемента относительно друг друга для полного правильного представления (понимания) формы объекта;

4) представьте величину предмета по габаритным размерам изделия, проставленным на чертеже.

На двух примерах покажем процесс чтения изображений чер­тежа.

Пример первый (рис. 180, а). Процесс чтения изображений чертежа основан на представлении заготовки, из которой удаля­ются некоторые объемы. Рассмотрев изображения видов спереди и слева, можем составить словесное описание: заготовка имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Верхний удаляемый объем представляет собой четырехугольную призму, основания которой - трапеции. Такая форма паза называется «ласточкин хвост». Другие удаляемые объемы имеют форму четырехуголь­ных призм с квадратными основаниями.

Пример второй (рис. 180, б). Изучая чертеж, последовательно выделим проекционно связанные изображения каждого элемен­та, определив их форму. Крайняя левая часть предмета на глав­ном изображении чертежа изображена прямоугольником, а на виде слева - квадратом. Значит, форма этого элемента детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными ос­нованиями. Другой элемент формы на главном изображении чертежа изображен прямоугольником, на виде слева - окруж­ностью. Следовательно, это цилиндр. Следующий элемент на главном изображении чертежа изображен трапецией, а на виде слева - двумя окружностями. Такие проекции имеет только усеченный конус. Предмет имеет сквозное отверстие, изображен­ное на половине фронтального разреза в виде прямоугольника (штриховыми и сплошными основными линиями), на виде слева - окружностью меньшего диаметра. Следовательно, отверстие име­ет цилиндрическую форму. Объединив образы отдельных частей в целый образ, прочитаем чертеж и составим словесное описа­ние: форма детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными основаниями, цилиндр и усеченный конус, распо­ложенные соосно. Вдоль оси предмета проходит сквозное цилин­дрическое отверстие. В пространстве ось предмета расположена горизонтально.

Рис. 180. Чертежи деталей

Мысленно созданный образ можно зафиксировать с помощью словесного описания, графических изображений (например, ри­сунка) или модели, выполненной из пластилина, пенопласта и других материалов.

Образ предмета, мысленно представленный и зафиксирован­ный любым способом (описанием, рисунком, моделью), необхо­димо сравнить с чертежом для проверки правильности его про­чтения. Для этого созданный пространственный образ вновь «кодируем» в плоские изображения чертежа и сопоставляем по­лученные изображения с первоначальным чертежом. Если изо­бражения чертежа соответствуют друг другу, то форма прочи­тана верно. Если нет, то необходимо дополнительное прочтение тех элементов формы, изображение которых не согласуется с ис­ходными данными.

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

  1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.
  1. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  2. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.
  3. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143. Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей)

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала ее изготовляют?
  3. В каком масштабе выполнен чертеж?
  4. Какие виды содержит чертеж?
  5. Опишите общую форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Рис. 145. Задание для упражнений

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовляется?
  3. Какие виды даны на чертеже?
  4. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
  5. Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
  6. Изображением каких элементов являются окружности диаметром 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
  7. Каковы габаритные размеры детали?

Практическая работа № 7. 1. Устное чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Рис. 146. Задания к практической работе № 7

Вопросы для чтения чертежей

  1. Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
  2. Какой масштаб указан на чертеже?
  3. Какие изображения передают форму детали?
  4. Сочетанием каких геометрических тел образована ее форма?
  5. Опишите форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры? Какова величина геометрических тел, образующих форму детали?

2. Решение занимательных задач


Рис. 148. Задания для упражнений

Графическая работа № 8. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)


Рис. 151. Задания к графической работе № 8

Указания к работе. Задания 1-4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное,- на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

Прочитано раз: 21 813

Независимо от ситуации, при которой вам понадобилось экстренно научиться читать чертежи, эта инструкция поможет вам научиться понимать любой чертеж в максимально короткие сроки. Вся суть метода заключается в том, чтобы идти от большего к меньшему и не зацикливаться на мелочах. Что не понятно - сразу ищите в google, поскольку цель этой статьи не загрузить вас, а наоборот, задать нужный вектор.

Шаг 1: изучаем азы.

Типы чертежей

Для начала необходимо понять какие бывают чертежи. Чертежи принято разделять по их признакам. Они бывают такие:

  • сборочные чертежи;
  • гидромонтажные;
  • электромонтажные
  • пневмомонтажные
  • аксонометрические
  • деталировка
  • чертежи деталей;
  • план-схемы;
  • топографические;
  • общие виды;
  • теоретические;
  • габаритные;
  • монтажные;
  • чертежи электросхем;
  • фоточертежи.
  • показать общий вид;
  • разрез/сечение;
  • из чего состоит деталь или узел;
  • показать способы крепления
  • изобразить все проекции детали

Делим чертежи по целевой аудитории:

  • для заказчика;
  • для строителя, на производство;
  • чертежи для студентов (сдать диплом, курсовой);

По методу использования чертежи делятся на такие кластеры:

  • оригиналы;
  • подлинники;
  • дубликаты;
  • копии;

Виды и толщины линий

Шрифты и их размеры

Согласно ГОСТу 2.304-81, все шрифты на чертеже должны иметь определенный угол наклона, толщину линии, высоту, расстояние между буквами. То есть, нельзя просто так взять, и написать на чертеже любым шрифтом. Кроме того, в разных местах чертежа, надписи выполняются с разной высотой. .

Оформление чертежей

В зависимости от типа чертежа и его назначения, его оформление может отличаться. В основном, разнятся рамки и штампы.

Заполнение штампов

Основная надпись (штамп) предназначен для изображения на листе с чертежом основных данных:

  • тип и наименование детали на чертеже;
  • масштаб чертежа;
  • массу детали;
  • номер и количество листов;
  • ФИО исполнителя и проверяющего;
  • номер документа;
  • подписи;
  • даты проверки и подписи;
  • другие данные.

Все надписи, размеры положение элементов штампа установлены ГОСТом 2.104-68 (формы 1, 2, 2а, 2б и приложения, которые устанавливают разбивку чертежа на зоны и нанесение штампов для разных форматов бумаги.

Шаг 2: визуальное восприятие

После изучения основных понятий, можно приступать к изучению разных типов чертежей. Это поможет лучше их читать и понимать.

Примеры готовых чертежей

Примеры некоторых типов чертежей представлены у нас на сайте в разделе . В нем представлены скриншоты и сканы , и .

Видеоуроки на YouTube

Далее, рекомендуем ознакомиться с видеоуроками по черчению в AutoCAD. Вы самостоятельно можете выполнить поиск в сети или YouTube. Но мы со своей стороны хотим порекомендовать вам действительно полезные каналы (не реклама)

Для начала этого будет более, чем достаточно.

Шаг 3: программное обеспечение для черчения

Чтобы открыть чертежи необходимо скачать и установить на компьютер специализированные векторные программы, которые можно поделить:

По коммерческой составляющей (платные и бесплатные)

  • бесплатные
    • A9CAD
    • LibreCAD
    • FreeCAD
    • DraftSight
  • платные
    • КОМПАС-3D
    • AutoCAD
    • CorelDRAW Technical Suite
    • VariCAD
    • Graphite

Наиболее популярными являются компас 3D и AutoCAD.

Шаг 4: практика

Если у вас нет времени и возможности изучить эту науку, а сделать чертежи нужно - вы можете заказать у нас их изготовление или . Мы принимаем заказы по Украине и из стран СНГ (кроме России). По ссылке ниже вы можете узнать и способах оплаты.

Инженерные чертежи обычно используются в качестве визуальных инструментов при создании проектов в строительстве и машиностроении, конструировании заводов и всех видов транспорта. Хотя эти чертежи могут казаться простыми для людей, которые имеют опыт в области техники или архитектуры, их зачастую довольно сложно научиться читать начинающим специалистам. Вот несколько правил чтения строительных чертежей.

Ознакомьтесь с масштабом чертежа

Необходим осознавать масштаб важных больших или малых предметов при чтении инженерных чертежей. Хотя большинство инженерных чертежей создаются в «масштабных» версиях 1:10 – 1:100, Некоторые линейки могут иметь масштаб до 1:1000. Если шкала не очевидна на чертеже, проконсультируйтесь с инженером, который его разрабатывал. Эти знания дадут вам возможность правильно оценивать масштабы объектов отображаемых на чертеже.

Выясните значение основных символов, используемых в технических чертежах

Поскольку чертежи выполняются в масштабах, часто требуется использование символов и аббревиатур. Так как символов при проектировании используется значительное количество, понимание основных из них может быть очень полезно при чтении инженерных чертежей. Зачастую, специалист разъясняет редко используемые обозначения на самом чертеже. Необходимо выучить что означают те или иные символы и сокращениями, для этого необходимо максимально ознакомиться с ГОСТ 21.101-97.

Определите конкретные сокращения

Сокращения - полезный инструмент для инженеров. Подобно символам, они могут указывать формы, процессы и даже размеры через несколько знаков. Например: «8 отв. Ø300» нужно читать как «8 отверстий диаметром 300 мм», «Dу 25» - «Условный диаметр 25 мм». Естественно, что названия почти всех нормативных документов сокращены: ВСН - Ведомственные строительные нормы, ППБ - Правила пожарной безопасности и проч.

Ищите числа в кружочках

Как говорилось ранее, инженерные чертежи, как правило, выполняются на столь малом масштабе, что создание деталей практически невозможно. Из-за этого на чертежах появляются «числа в кружочках» в некоторых частях чертежей. Это обозначение показывает, что идентифицированная область детально показана на другой странице.

Работайте со специалистами

Если литература просмотрена, и поисковые системы уже не помогают, проконсультируйтесь с другими специалистами, чтобы лучше понять чертеж. Хотя может быть неловко признавать, что вы испытываете трудности с толкованием проекта, те, кто регулярно работает с чертежами и понимает их, помогут вам их прочитать. Просить помощи умудренных опытом коллег лучше на ранних этапах работы, чем исправлять потом ошибки, возникшие в результате неправильного чтения чертежа.