Главная · Бытовая техника · Куклачев год рождения. Без грима, кошек и клоунады. Юрий Куклачев. Дом Юрия Куклачева

Куклачев год рождения. Без грима, кошек и клоунады. Юрий Куклачев. Дом Юрия Куклачева

Выступил на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности и был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте смотра, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты и пригласили в цирковое училище.

В 1971 году Куклачев окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (с 1987 года — Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша). В 1979 году — театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).

Юрий Куклачев — почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств, почетный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств. Народный учитель России. Член союза писателей России.

Супруга Юрия Куклачева, Елена, актриса, работает в Театре кошек. У них трое детей: сын Дмитрий — артист Театра кошек, дочь Екатерина — художник Театра кошек, сын Владимир — артист балета.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Юрий Дмитриевич Куклачев родился в 12 апреля 1949 года в Москве. С раннего детства мечтал стать клоуном. Семь лет подряд пытался поступить в цирковое училище, но ему настойчиво говорили, что таланта у него нет. Тяга и желание оказаться на манеже были огромными, и Юрий решил всем доказать, что обязательно станет артистом.

После окончания школы он работал печатником в типографии «Молодая гвардия», а вечерами бежал в народный цирк при Доме культуры «Красный Октябрь» и учился там мастерству у прекрасных педагогов М.М. Зингера и И.С. Фридмана. Юрий много репетировал, придумывал новые номера и оригинальные репризы, работал над собой, постоянно совершенствуя свои навыки. Усердие и трудолюбие Юрия заметили и доверили ему в роли ковёрного принять участие в концерте, проходившем на арене Московского цирка. Это был 1967 год, именно тогда в 17 лет Юрий Куклачев стал Лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. Наконец-то его заметили и пригласили в цирковое училище.

«Я - студент! Моя мечта исполняется! - радовался Юрий, - теперь буду прилежно учиться, совершенствовать навыки в профессии, и всем докажу, что я настоящий артист». Но судьба приготовила ему новое испытание. За два месяца до начала учебы в цирковом училище Юрий получил серьёзную травму ноги. Студент Куклачев пришёл на занятия … на костылях.

«Клоун не может быть инвалидом!», - строго сказал директор и все четыре года учёбы пытался отчислить, избавиться от Куклачева. Но Юрий сумел доказать, что и с поврежденной ногой он - артист. Куклачев придумывает и демонстрирует комедийный номер жонглёра, используя для жонглирования непривычные предметы … шляпу, кольца и мячики. Природная смекалка и находчивость помогают ему создать другой номер - «эквилибрист на катушках», причём катушки он заменяет бытовыми приборами. Оригинальные номера Юрия Куклачева пользуются большой популярностью в училище и у студентов, и у педагогов. В 1971 году Юрий Куклачев получает диплом выпускника циркового училища по специальности «клоун-пародист-акробат».

В этом же году фортуна ещё раз улыбнулась артисту - он встретил свою любовь - очаровательную танцовщицу Елену, которая вскоре стала его женой и партнёршей во всех цирковых программах. Тогда для Юрия Куклачева это были выступления в роли ковёрного, репризы, смешные трюки, забавные номера. Он получает одобрение зрителей, публика смеётся, аплодирует, а Юрий остается неудовлетворённым своим артистическим образом. Его постоянно тревожит мысль: «Как создать неповторимый образ своего героя?». И Юрий Куклачев ставит перед собой новую сложнейшую задачу: «Я должен придумать что-то своё, что будет отличать меня от всех мировых клоунов!». Он привык не отступать от намеченной цели и начинает мучительно искать свой путь.

В народе говорят: «Стучащему да откроется!». Сама жизнь подсказала Куклачеву путь к мировой известности. Возвращаясь из цирка, Юрий Дмитриевич услышал в кустах жалобный писк. Заглянул. «SOS!» подавал котёнок. Куклачев пожалел малыша, забрал домой и назвал Кутькой. Кот быстро подрос, освоился, окреп. И однажды, пристально заглянув в глаза хозяину, подмигнул ему, словно спрашивая: «А почему бы нам не работать вместе?». С этого момента Куклачев больше не расставался с кошками.

Много лет весь мир поражается этой удивительной кошачьей феерии Юрия Куклачева, которую он изначально виртуозно демонстрировал на арене цирка в виде отдельных номеров, а теперь показывает полноценный спектакль, главными героями которого являются его пушистые артисты - кошки и собачки.

Каким образом Юрию Куклачеву удалось покорить самое мистическое, самое загадочное и самое самолюбивое из всех животных - кошку? Корреспонденты постоянно задают ему вопросы о том, как он работает. Юрий Куклачев отвечает: «Мой метод воспитания кошек очень простой: он не насильственный. Любой человек, который смотрит моё выступление, это отлично понимает. Кошка на сцене сама подходит ко мне, целуется со мной, и всем своим видом и поведением показывает, что ей со мной хорошо. Воспитание кошки начинается с игры, я очень внимательно наблюдаю за животным, отмечаю и примечаю его характерные особенности, поощряю и закрепляю их при помощи ласки и внимания. Часто кошка сама подсказывает, что ей нравится, а я только создаю под те или иные её шалости сюжетную канву».

Номеру Куклачева «Кот и повар» уже более 45 лет. Этот номер, показанный мастером впервые, произвёл на всех ошеломляющее впечатление и после этого Юрия Дмитриевича стали приглашать во все страны мира.

В 1976 году в Канаде Юрий Куклачев получает «Золотую Корону Клоунов» и диплом «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма». Вскоре ему присуждают звание посла доброй воли, что получает сильный отклик в душе самого доброго клоуна в мире и с тех пор Доброта становится главным героем всех его спектаклей.

Юрий Куклачев выступает со своими кошками в США, Пуэрто-Рико, Германии, Аргентине, Перу, Франции, Японии. В Японии он получает почётный приз зрительских симпатий - «Золотой Оскар». В 1980 году Юрий Куклачев становится Лауреатом Премии Ленинского Комсомола и получает звание «Заслуженного артиста СССР». После выпуска спектакля « Цирк в моём багаже» Юрию Дмитриевичу Куклачеву было присвоено звание «Народного артиста РСФСР».

В 1989 году Юрий Куклачев решает создать свой театр. В 1990 мэрия Москвы дарит Юрию Дмитриевичу помещение под театр в кинотеатре «Призыв». 23 февраля 1990 года происходит рождение частного детского театра. За создание Театра кошек Юрий Куклачев получает орден «Дружбы народов». С 2005 года - его театр кошек - это Государственное бюджетное учреждение культуры «Театр кошек Куклачева».

Юрий Дмитриевич Куклачев - член союза писателей России, дважды лауреат премии «Золотое перо Руси». Он - автор серии книг «Уроки Доброты», создатель социальной научно-воспитательной программы «Школа Доброты» и Всенародной ассоциации «Школа Доброты». История его непростой судьбы и богатый жизненный опыт - яркий пример для подражания всем, кто хочет добиться успеха в жизни. Сегодня неотъемлемой частью его спектаклей является Урок Доброты, которым Юрий Куклачев обычно заканчивает своё выступление перед зрителями, пытаясь достучаться до сердца каждого зрителя, а детям передать своё стремление в раннем возрасте определиться с выбором профессии и затем обязательно добиться исполнения поставленной перед собой цели в жизни.

Юрий Куклачев создал уникальный спектакль «Задушевные беседы с заключёнными», это проект, помогающий однажды оступившимся детям изменить судьбу и выбрать честный путь. За несколько лет Юрий Куклачев показал эти спектакли во многих воспитательных колониях России.

У основателей династии Куклачевых - Юрия и Елены трое детей, все их дети сегодня работают в Театре кошек, достойно продолжая дело своих родителей. Старший - Дмитрий - замечательный клоун, ведущий солист Театра кошек. У него много своих самостоятельных спектаклей. Дочь - Екатерина Куклачева - главный художник театра, рисует кошек, иллюстрирует все книги Юрия Куклачева, по его книгам создала спектакль и проводит в Театре кошек «Уроки Доброты». Младший сын - Владимир - артист балета, солист Театра кошек Куклачева, автор спектаклей «Волшебные краски» и «Люди и кошки».

В 2014 году Юрий Куклачев отметил юбилей - 12 апреля ему исполнилось 65 лет. В 2015 году единственный в мире Театр кошек Куклачева отметил четверть века -ему исполнилось 25 лет.


Юрий Куклачёв в социальных сетях

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Юрий Куклачёв

Ю. Д. Куклачёв и В. Ф. Базарный
Имя при рождении:

Юрий Дмитриевич Куклачёв

Род деятельности:
Место рождения:
Отец:

Куклачёв Дмитрий Семёнович

Мать:

Куклачёва Валентина Фёдоровна

Супруга:
Дети:

Дмитрий
Екатерина
Владимир

Награды и премии:

Ю́рий Дми́триевич Куклачёв (род. 12 апреля , Москва) - советский и российский артист клоунады. Народный артист РСФСР (1979).

Биография и награды

Его родители Дмитрий Семёнович и Валентина Ивановна были рабочими, родом они из Чеховского района Московской области .

  • 1971 - окончил ГУЦЭИ
  • 1971-1990 - артист Союзгосцирка
  • 1976 - Золотая корона клоунов (Канада) за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма
  • 1976 - посол доброй воли (Канада)
  • 1980 - премия Ленинского комсомола - за большие достижения в области оригинального жанра циркового искусства
  • 1981 - премия «Золотой Оскар» (Япония)
  • 1986 - на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло получает приз «Серебряный клоун»
  • 1990 - создание частного Театра кошек в Москве, на Кутузовском проспекте , 25
  • 1999 - Театр кошек получает орден Надежда наций орден СНГ, учрежденный Международной Академией экологических наук
  • 2005 - создание Государственного Театра кошек в Москве, на Кутузовском проспекте , 25
  • - Почётный профессор Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ)
  • - Почётный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ)

Семья

  • Жена - Елена Исааковна Куклачёва, актриса, работает в Государственном Театре кошек , работала в Ансамбле И. А. Моисеева .

Фильмография

Юрий Куклачёв также снимался в кино:

  • - Выше Радуги - Иван Иванович
  • - Микко из Тампере просит совета
  • - Кот и клоун

Ведущий на радиостанциях

  • с 1 сентября 2013 по 20 мая 2014 г. - ведущий программы «Школа доброты Юрия Куклачёва» на Детском радио. Программа продолжила вещание 17.01.15. в 11:00
  • с 7 сентября 2014 г. - третий ведущий рубрики «Школа доброты Юрия Куклачёва» на Детском радио в программе «Семейный доктор»

Куклачёв о себе и кошках

  • Сам Ю. Куклачёв говорит, что он кошек не дрессирует, а просто играет с ними. Клоун видит у какой-либо определённой кошки какую-то особенность, талант и затем развивает в ней эти особенности. Куклачёв утверждает, что кошки так же, как люди: есть более талантливые, есть и менее талантливые.
  • Опыт работы с кошками у Куклачёва такой, что ему достаточно пару минут подержать в руках, пообщаться с любой кошкой, чтобы сразу определить её характер, привычки.

Судебные процессы

Книги

  • Школа доброты
  • Уроки доброты
  • Юрий Куклачёв и его 120 кошек
  • Друзья мои кошки
  • Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка
  • Кошки в Париже
  • Самый обычный сундучок
  • Кошкин дом

Напишите отзыв о статье "Куклачёв, Юрий Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Черноземова Е. Н. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение ». - 2012. - № 1 (январь - февраль) .
  • Росин, Александр . // Библиотека журнала «Флорида» −2012 г.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Куклачёв, Юрий Дмитриевич

Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.

// Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Создатель и руководитель Театра кошек Юрий Куклачев – самый известный в мире дрессировщик этих животных. Супруга Юрия Дмитриевича Елена Исааковна – его первый помощник и соратник. Пара счастливо живет в браке уже больше сорока лет. У Куклачевых прекрасная дружная семья, трое детей – два сына и дочка, внуки. Все наследники Юрия Куклачева трудятся в созданном им Театре кошек. Семья надеется, что и внуки станут продолжателями цирковой династии.

Однако и в этом крепком семейном клане есть свой «скелет в шкафу», о котором они рассказали ведущему передачи Первого канала «Пока все дома» Тимуру Кизякову. Старший сын Юрия Куклачева не захотел носить имя, которое при рождении ему дали родители, назвав, как и положено в цирковых династиях, в честь отца – Юрием Юрьевичем. Так что первенцу знаменитого дрессировщика было суждено зваться Юрием Куклачевым-младшим.

«Мне почему-то было некомфортно с этим именем, я остро почувствовал это, когда мне было лет десять, - рассказал старший сын Куклачева Дмитрий. – И в двенадцать я его сам поменял, не говоря об этом родителям».

Родители Дмитрия в тот момент вместе с сыном находились на длительных гастролях в одном из городов. Мальчик пришел в новую школу и назвался Димой. Раскрылось все через пару месяцев, когда мама побывала на собрании в школе, где с удивлением узнала, что ее старшего сына все зовут не Юрием, а Дмитрием.

«Вот так моя авантюра раскрылась, - продолжает Дмитрий Куклачев. – Родители, что приятно, стоически восприняли мое желание. Сами стали называть меня новым именем. А в шестнадцать лет, когда я получал паспорт, записал себя в нем Дмитрием Куклачевым. В честь деда».

Кстати, известные люди нередко меняют себе имена в силу разных причин. Год назад, например, певица Анита Цой сделала свое сценическое имя основным. Теперь оно записано и в паспорте вокалистки. Мало кто знает, что настоящее имя артистки, которое ей дали родители, - Анна. Сменить его певица решила после встречи с нумерологом, который объяснил ей, что ее «родное» имя несло негативный посыл.

«Мне кажется, что теперь я наконец-то стала единой личностью. Я счастлива и вздохнула спокойно. Вся моя семья тоже рада, ведь дома меня все время называли Анитой. Самое главное, что и мама довольна, что сбылась и ее мечта», - рассказывала певица после смены имени.

Олега Попова похоронят в Германии. © Скриншот со страницы в Instagram

Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области, позже его семья переехала в Москву и поселилась в районе стадиона «Динамо». Отец будущего народного артиста сильно пил и вскоре попал в тюрьму. Сам же Попов в 1937 году поступил в школу, но окончить ее не смог.

В 1943 году умер отец подростка, а сам мальчик, чувствуя ответственность за семью, пошел работать учеником слесаря в комбинат газеты «Правда». Одновременно учился в вечерней школе и занимался акробатикой. В 1950 году Попов окончил Государственное училище циркового искусства и был направлен в Тбилисский цирк. Тогда-то и началась карьера молодого человека.

Уже в 1957 году Попов впервые отправился в большое турне по странам социалистического содружества, а затем принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Тогда-то был создан образ «солнечного клоуна» — неунывающего паренька с соломенной шевелюрой, выбивавшейся из-под яркой кепки. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка («Сон на проволоке», «Повар», «Свисток», «Луч»).

В 1991 году Попов уехал в Германию, сохранив при этом российское гражданство. За рубежом организовал собственную цирковую программу. С женой Габриэлой Леман он работал в дуэте, а его сценический псевдоним звучал как «Счастливый Ганс».

«Клоун Олег Попов спрятался ото всех в Германии», «Клоун в изгнании», — так писали о нем российские СМИ. На самом же деле у него была обида на родную страну, фактически обманувшую его в начале девяностых, вспоминает его друг — дрессировщик, народный артист России Юрий Куклачев.

«Каждый человек выбирает свое. Я, например, не могу жить не в России, а у него здесь обида была, ведь в начале девяностых у него украли деньги со сберкнижки. Но там, в Германии, он встретил очаровательную девушку, которая была моложе его на 30 лет, но ухаживала за ним, как за ребеночком. Выходя на улицу, часто говорила ему: „Олежка, там прохладно“, после чего шапочку ему поправляла», — вспоминает Куклачев.

Но все эти годы Попов сильно переживал. Душа тянула на родину. И он вернулся. В конце июня один из самых любимых российских клоунов приехал на Фестиваль циркового искусства в Сочи. Там его удостоили премии «Легенда цирка». В декабре 2015 года артист выступил в Петербурге на открытии после реставрации Цирка Чинизелли. А в феврале 2016-го прибыл в Северную столицу с гастролями.

В аэропорту «Пулково» его встречали многочисленные журналисты. Корреспондент «Росбалта» задал, кажется, банальный и глупый вопрос из разряда «Как настроение?» В ответ — искренняя улыбка. Психологи скажут, что подделать такую невозможно. «Прилетел с волнением, желаю всем здоровья, берегитесь от гриппа», — ответил журналисту легендарный клоун.

Его гастроли сопровождались постоянной угрозой срыва в связи с жалобой в УФАС на действия Цирка на Фонтанке. Рассказывать подробности — дело непростое, да и какая теперь разница.

Главное — гастроли состоялись. Последние в его жизни.

«Умереть в 86 лет во время гастролей в цирковой гостинице — какая прекрасная смерть клоуна», — напишут в «Твиттере» в ночь на 3 ноября.

2 ноября Олега Попова не стало. По данным Следственного комитета, накануне артист смотрел телевизор, сидя в кресле. Около 23:00 находившиеся рядом люди увидели его «в неестественном положении». В гостиницу немедленно вызвали бригаду «скорой помощи», однако спасти клоуна не удалось. Попов скоропостижно скончался в цирковой гостинице Ростова-на-Дону, где он был на гастролях.

«Мне посчастливилось встретиться с ним, и первая встреча была в Сочи, где он репетировал до четырех утра. Это великий пример всем клоунам. Это светлое воспоминание детства. С него началась любовь к цирку», — рассказал «Росбалту» актер театра «Лицедеи» Анвар Либабов.

«Когда он собирал реквизит после выступления, это было…» — здесь в телефонной трубке повисла пауза. Послышался тяжелый вздох.

В этот день молчали многие — поверить в смерть Попова было сложно. Еще 29 октября он выступал перед ростовчанами. Когда клоун появился на сцене, публика поднялась с мест и раздались оглушительные овации. Также выступление и закончилось. Надо ли говорить, что все билеты на премьеру были распроданы заранее.

Режиссер Цирка на Фонтанке Виктор Саврасов, проработавший с Поповым полгода за рубежом, называет его самым ярким клоуном советского периода.

«Он был общительным, коммуникабельным человеком. Когда он приехал к нам в Петербург на открытие цирка, я к нему подошел и говорю: „Олег Константинович, помните Новую Зеландию, где мы отмечали Новый год?“ Он посмотрел и спрашивает: „А ты где работал?“ Я отвечаю: „Воздушный полет, помните?“ А он: „А это ты в Луну летал в темноте? Ну ты хорошо сохранился“, на что я ответил: „Вы тоже неплохо сохранились“», — вспомнил Саврасов.

Бывший гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», а ныне депутат Госдумы Сергей Боярский присутствовал на одном из собраний коллектива Олега Попова.

«Олег Попов — это мой первый учитель, поэтому известие о том, что он ушел из жизни, для меня очень печальное. Его особенность была в том, что он своими руками делал реквизиты. Это старое поколение клоунов. Когда я оказался в его доме в Германии, я был потрясен: первый этаж являлся мастерской, где он работал. Шил все своими руками. А жил на втором этаже. Он был примером трудолюбия для меня, создал свой образ: жизнерадостный и проникновенный. Он не умер, он ушел», — сказал Куклачев.

По просьбе дочери Олега Попова его похороны состоятся в Германии.

Илья Давлятчин