Мораль и нравственность подготовка к егэ по обществознанию
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
Пояснение.
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
1) Моральные нормы отражают потребности общества - да, верно.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах - нет, неверно.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни - да, верно.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль - да, верно.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме - нет, неверно, не всегда.
Ответ: 134.
В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.
Пояснение.
Ответ: мораль.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Добро , мораль , гуманизм , совесть , честь .
Пояснение.
Добро, гуманизм, совесть, честь - это категории морали.
Ответ: мораль.
Ответ: мораль
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали;
− одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о происхождении морали, например: Мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю. (Может быть составлено другое предложение, о происхождении морали.)
3) одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали, например: интегративная функция морали заключается в обеспечении необходимой стабильности и целостности общества. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса интегративную функцию морали).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали
1) социальные нормы
2) санкции
3) государственное принуждение
4) формальная определенность
5) ответственность
6) свободный выбор
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Государственное принуждение и формальная определенность относятся к «праву».
Ответ: 34.
Денис Уланов
16.05.2017 13:20
В данном задании правильным ответом является 3 5, т.к это характерно для норм права. (По гос. принуждению наступает ответственность за правонарушение)
Валентин Иванович Кириченко
Ответственность может наступить и за нарушение норм морали. Например, родители ругают ребенка узнав о его двойке
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Пояснение.
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Ответ: мораль.
Ответ: Мораль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2016 по обществознанию.
Пояснение.
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого - утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни - мораль.
Ответ: мораль.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.
2) смысл жизни
4) свобода
5) собственность
6) счастье
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Деньги и собственность «выпадают» из общего ряда, так как они являются материальными вещами.
Ответ: 35.
Ответ: 35|53
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Александр Югов
30.01.2017 00:35
Я живу в обществе сатанистов, деньги и собственность у нас являются высшими моральными ценностями, а добро, свобода, счастье и прочие глупости презираются, смогу ли я доказать это в суде в (стопроцентном) случае отклонения апелляции?
Валентин Иванович Кириченко
Я вам сочувствую
Ольга Семибокова
01.04.2017 20:15
Почему смысл жизни это моральная ценность
Валентин Иванович Кириченко
Не материальная же, руками его потрогайте, смысл жизни.
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой государственного принуждения
Пояснение.
Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.
Ответ: 245.
Ответ: 245
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Пояснение.
Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме.
Ответ: коммуникативная.
Ответ: коммуникативная
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
Маша Степанова
04.08.2016 16:45
по каким же материалам готовиться к ЕГЭ, если, к примеру, в сборнике Баранова даже такой функции нет? но присутствует регулятивная и координационная.
Валентин Иванович Кириченко
Советую по учебникам Боголюбова, наиболее приближен к ЕГЭ. В сборнике Баранова очень много ошибок
Анвар Таштемиров
12.03.2017 10:36
А можете ли вы написать все функции морали?(можно без объяснения,просто перечислить)заранее спасибо)
Валентин Иванович Кириченко
Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая (формирует ценности)
Диана Максак
11.11.2018 11:17
А интегративная не подходит?
Иван Хеорхе
екатерина потёмкина
22.01.2019 12:46
В вашем перечне функций морали по Боголюбову таки нет коммуникативной, как того требует правильный ответ в пояснении.
Иван Иванович
В учебниках Боголюбова нет перечисления функций морали с их названиями, ни в профильном за 11 класс, ни в базовом за 10 класс, где данная тема рассматривается. Интегративная функция предполагает сплочение людей вокруг какой-либо идеи, а не просто взаимопонимание и общение. Поэтому выше был отрицательный ответ. Если открыть новый банк ФИПИ и задать тип заданий «краткий ответ» и тема «человек и общество», там данное задание будет первым. Ответ в нем «коммуникативная». Это единственное на что я могу сослаться для Вас.
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды социальных норм
Пояснение.
Ответ: морали
Ответ: мораль|морали
1) раскройте смысл понятия «нормы морали»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права;
− одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: нормы морали - один из видов социальных норм, основанных на представлении человека о добре и зле, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, предписывающий должные правила поведения;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о любом отличии норм морали от норм права, опирающейся на знание курса, например: Моральное регулирование основывается на самоконтроле человека и общественном мнении, а правовое - на авторитете и принудительной силе государства;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность совести как категории (понятия) морали, например: Совесть - нравственная самооценка и самоконтроль человека и связанные с ними чувства и переживания.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
<...>
<.. .="">
(Е. А. Лукашёва )
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту своей позиции:
Только индивид, наделенный свободой выбора имеет возможность выбора;
Право и мораль определяют конкретные права,обязанности,роли в отношении конкретного индивида.
Право и мораль устанавливают конкретные санкции(формальные и неформальные) за исполнение или неисполнение предписаний в обществе.
Право и мораль выступают источником адаптации к кокретным условиям существования индивида.
Право и мораль определяют границы дозволенного, т.к свободная воля индивида не всегда может быть направлена в мирное русло.
Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы. <...>
Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к внутренним мотивам его поведения. Иное дело - мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. И в этом смысле мораль - неформальный определитель свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции. <.. .="">
Проводя различия между правовыми и моральными санкциями, следует учитывать конкретно-исторические условия, в которых действуют эти социальные регуляторы. Большая жёсткость правовых санкций по сравнению с моральными - это не универсальное отличие, существовавшее во все эпохи и во всех обществах. Степень жёсткости моральных санкций, как и правовых, была различной в разные периоды у различных народов; кроме того, моральные запреты нередко становились правовыми, а правовые - моральными.
Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
(Е. А. Лукашёва )
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие позиции:
1) Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
2) Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности.
3) Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека,
4) мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Общие сведеньяМораль (от лат. moralis - нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этика.
Мораль:
- проявляется через систему норм,
правил и оценок. Таких, как правила этикета и т.п.
- представления о том, что такое добро и зло в поступках людей и человеческом обществе.
- Нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения
- совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении
- Сфера общественного сознания, в которой концентрируются представления о должном поведении
- Форма общественного сознания, выполняющая функции:
а) регулятора общественных отношений
б) регулятора отношений между людьми
1. Мораль и нравственность. Этика.
2. Структура морали:
1) Моральные ценности.
2) Нравственные нормы, регулятивы.
3) Ценности и нормы.
3. Специфика морали.
4. Функции морали:
1) Регулятивная
2) Мотивационная функция
3) Конститутивная
4) Координационная
5. Происхождение морали.
6. Нравственная культура личности.
Мораль и нравственность. Этика.
1.1. Что такое мораль?
Мораль (от лат. moralis - нравственный) - 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением - главное противоречие морали.
1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).
1) Нравственность = мораль.
2) Мораль - ценности и нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.
Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.
3) Нравственность относится к поведению отдельного человека - нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей - общественная мораль.
4. Этика (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) - философская наука, изучающая мораль, нравственность.
Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.
2. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.
12.1. Моральные ценности.
Моральные ценности (принципы морали) - 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.
Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Моральный (этический) идеал (французское ideal - относящийся к идее) - 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.
1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;
2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);
3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);
4) счастье.
Что такое добро и зло?
1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».
2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль - это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус - это оторванный от реальной жизни идеалист.
4) Хитрость мирового разума (Гегель).
«… так кто ж ты, наконец?
Я - часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо…».
(Гёте «Фауст»).
Что такое счастье?
Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.
Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - блаженство) - направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.
2.2. Нравственные нормы, регулятивы.
Нормы морали, регулятивы - 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.
Нравственные (моральные) нормы - это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.
В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.
В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.
Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.
«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
2.3. Ценности и нормы.
Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма.
В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).
3. Специфика морали.
3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни - в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);
3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);
3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.
Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам - это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.
Императив (от лат. imperativus - повелительный) - безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.
4. Функции морали.
1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).
2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).
3) Конститутивная (от constitutus - утвердившийся, установленный) функция.
Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.
4) Координационная функция.
Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.
5. Происхождение морали.
17.5.1. Религиозный взгляд.
3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.
2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).
5.2. Космологическое объяснение.
Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.
По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.
Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» - гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» - долг, справедливость; «ли» - ритуал, этикет; «чжи» - ум, знание.
Основа человеколюбия - «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
5.3. Биологическое объяснение.
Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».
Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».
Кропоткин Петр (1842-1921) - русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.
5.4. Антропологическое объяснение.
1) Утилитаризм (от латинского utilitas - польза, выгода) - 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.
Бентам Иеремия (1748 - 1832) - английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.
«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.
Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».
2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 - 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.
5.5. Социально - историческое (социологическое) объяснение.
Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.
Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.
Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).
Табу (полинезийск.) - в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.
17.5.6. Современная этика:
1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции - утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);
2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;
3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.
6. Этапы формирования нравственной культуры личности.
Нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.
1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.
2) Второй этап - конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.
3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность - это моральное саморегулирование своего поведения.
Главный мотив нравственного поведения здесь - совесть. Если стыд - чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.
Занятие 6. Религия. Искусство. Мораль
Религия
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также определяемое ими поведение людей, основанные на вере в существование сверхъестественного.
Структура религии:
религиозное сознание
религиозные отношения
религиозные организации
Религиозное сознание :
идеология: догматика, богословие (теология)
религиозная психология
убеждённость в реальности сакрального мира
вера в приоритет сакрального мира по отношению к земному
признание возможности взаимосвязи между ними
Вера – специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозные отношения :
религиозные нормы
культовые действия – символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, молитвы…
Культ – религиозное поклонение.
внекультовые действия – духовные (самоуглубление, медитация, выработка религиозных идей, сочинения богословов) и практические (внедрение, пропаганда, защита религии)
Религиозные организации
Конфессия – вероисповедание.
Церковь – организация верующих, в основе которой лежит единое вероучение (символ Веры), определяющее нормы и способы деятельности верующих, их повседневное поведение.
Секта – религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.
Формы религии
теистические и этические
политеистические и монотеистические
родоплеменные культы, национально-государственные религии, мировые религии
Исторические : тотемизм, фетишизм, магия, анимизм
Современные :
Признаки мировых религий:
огромное число последователей
космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих
эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога
прозелетизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность
Функции религии как социального института
Мировоззренческая: объяснение мира и смысла человеческой жизни.
Регулятивная: упорядочивает деятельность людей.
Коммуникативная: обеспечивает общение верующих с Богом (иными сверхъестественными силами) и друг с другом.
Интегрирующая: общее вероисповедание объединяет, способствует сохранению стабильности. НО… и дезинтегрирующая: если речь идёт об отношениях с приверженцами других конфессий.
Компенсаторная: восполняет ограниченность, бессилие людей, утешает, дарует духовное наслаждение (катарсис)
Уровни религиозности
религиозный фанатизм
религиозное подвижничество
умеренная религиозность
ситуационное обращение к религии
РФ – светское государство
Нет государственной религии: церковь отделена от государства, школа от церкви
Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе и религиозные.
Свобода вероисповедания – свобода исповедовать и практиковать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.
Искусство
Искусство – деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Эстетика – философская дисциплина, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, а также художественную деятельность людей.
Специфика искусства – выражение действительности в художественно-образной форме.
Форма бытия искусства – художественное произведение
Виды искусства:
Пространственные виды (пластические): ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное, дизайн.
Временные виды (динамичные): литература, музыка.
Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кинематограф, эстрада.
По среде и материалу
По средствам выражения
Функции искусства :
Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты.
Общественно-преобразующая – призвано давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала (по законам красоты).
Гедонистическая – способность произведений искусства доставлять наслаждение.
Компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует восстановлению психического равновесия личности.
Познавательная – даёт особое знание мира (познание мира в образной форме).
Предвосхищения событий – предупреждает об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.
Коммуникативная – способствует духовному общению людей.
Воспитательная – формирует представление о должном положении вещей, чувства и мысли людей.
Внушения ценностей – подсознательно сообщает человеку определённые идеи и смыслы.
Мораль
Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.
Добро – то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека.
Зло – понятие, противоположное добру; то, что разрушает благо.
Долг – принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию; нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.
Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; способность к внутренней регуляции на основе представлений о добре и долге.
Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.
Нравственные ценности. Ценность – значимость, которую предмет или явление имеет для нас.
смысл жизни
свобода – возможность произвольного выбора; познанная необходимость
счастье – состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия
Нравственные нормы – определяют, как человек должен вести себя по отношению обществу, другим людям, самому себе. Общечеловеческие нормы – «не убий», «не укради», «не лги» - обеспечивают выживание человеческого коллектива.
Нравственные качества – вежливость, порядочность, честность, справедливость, мужество, мудрость – черты личности, отражающие полярность морального мира.
Нравственные принципы – стратегическая установка человека в его отношении с людьми.
Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
Функции морали
Гуманизирующая (ценностно-ориентационная): утверждает человеческое в человеке, формирует стремление к самосовершенствованию.
Познавательная – выработка критериев нравственного поведения, познание добра и зла.
Регулятивная – регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.
Воспитательная (мотивационная): формирует императив нравственного поведения.
Координационная: обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Специфика нравственной регуляции поведения:
обобщенный характер моральный норм, нуждаются в толковании в каждом конкретном случае
всепроницающий характер: осуществляет регуляцию всех сфер общественной жизни
основана на представлении о должном, о справедливости, добре и зле
неинституциональна
нормы формировались постепенно, вместе с развитием общества
мотивы выбора бескорыстны
Решение заданий
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) сверхъестественное; 2) культ; 3) технология; 4) конфессия; 5) эксперимент; 6) монотеизм.
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) основа религиозной жизни отдельных наций
2) надэтнический характер
3) проповедь равенство людей
4) большое число последователей во всём мире
5) стремление согласовывать жизнь с религиозными нормами
6) вера в достоверность и истинность явления, принимаемых без доказательств
Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.
2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.
3) Позиция религиозного сознания – отделение церкви от школы и государства.
4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.
5) В религиозном сознании могут соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство влияет на мировоззрение личности.
2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.
3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины; 5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование общественных отношений
2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла»
3) опора, прежде всего, на общественное мнение и собственную оценку
4) установление норм государством
5) усвоение норм в процессе социализации
6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите его в качестве ответа.
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ МОРАЛИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме |
|
Ценностно-ориентировочная | Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях |
Потренируйтесь в решении задания второй части ЕГЭ
Задание 26
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию воспитательной функции искусства. (Примеры должны быть связаны с различными видами искусства.)
Задание 29
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Философия
«Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).
Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
Пояснение.
Духовная культура - это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
1) Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе - да, верно.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты - да, верно.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество - да, верно.
4) Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда - нет, неверно.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества - нет, неверно.
Ответ: 123.
Ответ: 123
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали
Ответ: None
1) архитектура
2) живопись
6) религия
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Мораль - нормы, выработанные человеком в истории, религия не относится к понятию «искусство».
Ответ: 56.
Ответ: 56|65
А. Мораль является одним из наиболее важных социальных регуляторов.
Б. Моральные нормы возникают вместе с государством и обеспечиваются силой его принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Мораль - это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Виды социальных норм:
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) этикет и др.
2. Особенности норм морали:
3. Структура морали:
б) принципы;
4. Функции морали:
а) регулятивная;
б) оценочная и т.д.
5. Мораль и нравственность.
6. Этика - наука о морали.
В стране Н. проводился опрос среди молодежи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие социальные ценности и нормы вы считаете наиболее значимыми в жизни общества?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведенной в диаграмме?
1) девушки, в большей степени, чем юноши, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
2) по мнению как юношей, так и девушек, ведущую роль играют в обществе нормы морали
3) юноши в качестве ведущего типа социальных норм указывают право
4) для девушек мораль и красота равно значимы в жизни общества
Пояснение.
Юноши, в больше степени, чем девушки, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
По мнению юношей (25) - второе место, девушек (18) - четвертое.(нормы морали)
Для девушек мораль (18) и красота (28) неравнозначны в жизни общества
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Предметная область: Социальные отношения. Диаграммы
А. Мораль на протяжении всего существования человечества определяет нормы и правила поведения.
Б. Специфическую черту морали составляет нравственная оценка поступков и побуждений к ним.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Мораль это правила поведения, они существовали с самого начала появления человеческого общества.
Правильный ответ указан под номером: 3
Ответ: 3
Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Этика - наука о морали. Эстетика - наука о прекрасном. Логика - наука о законах и формах мышления.
А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности - логика.
Б) изучаются мораль и нравственность - этика.
В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни - эстетика.
Г) наибольшее влияние оказывает на искусство - эстетика.
Д) наибольшее влияние оказывает на науку - логика.
Ответ: 31223.
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
Пояснение.
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах - нет, неверно.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления - да, верно.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих - да, верно.
4) Мораль требует от человека определённого поведения - да, верно.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность - нет, неверно.
Ответ: 234.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
Пояснение.
Ответ: мораль.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Виды социальных норм:
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) этикет и др.
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) имеют неформальный характер;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
б) принципы;
4. Функции морали:
а) регулятивная;
б) оценочная и т.д.
5. Мораль и нравственность.
6. Этика - наука о морали.
7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Табу, обычай, право, норма, мораль.
Пояснение.
Табу, обычай, право, мораль - все это различные социальные нормы.
Ответ: норма.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму _______(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует _______ (Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального морального сознания и _______ (В) человека. Цель _______ (Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к _______ (Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода _______ (Е): через мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) практический опыт
2) нравственное воспитание
3) взаимоотношение
4) ценностное знание
5) общение
6) общественное сознание
7) самосовершенствование
8) самосохранение
9) поведение
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 639274 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Главная функция морали - регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 483215 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 4, 8, 3, 2, 1, 5.
Ответ: 483215
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
С9.1 Философия: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)
С9.2 Социальная психология: «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж. П. Сартр).
С9.3 Экономика: «Экономическая свобода - это Свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).
С9.4 Социология: «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).
С9.5 Политология: «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).
С9.6 Правоведение: «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
Пояснение.
При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на
потере уверенности в силе ___________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ___________ В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную ___________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ___________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ___________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Пояснение.
Ответ: 1, 9, 3, 8, 7, 5, 6.
Ответ: 1938756
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела,________ (В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 1938756 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 1, 9, 3, 8, 7, 5, 6.
Ответ: 1938756
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм