Главная · Освещение · Первый уровень осознания какого цвета. Осознанная жизнь. Как можно протестировать и повысить свой уровень сознания

Первый уровень осознания какого цвета. Осознанная жизнь. Как можно протестировать и повысить свой уровень сознания

Однажды в хаосе небытия загорается свет сознания. Это сознание — суть Абсолют — Бог и Творец всей Вселенной. Его рождение нельзя в полной мере назвать рождением, так как существование его простирается за пределы пространства и времени. Первое же слово Бога стало первым актом творения — нотой «до» октавы мироздания.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Иоанн 1:1)

Высший уровень сознания — Абсолют

Абсолют — это вечный, неизменный Исток, из которого проистекает все. Это состояние чистого бытия «Я Есть», сознание Бога в единстве и целостности. Абсолют — уровень пассивного существования вне движения и изменения. На этом уровне сознания нет никаких дуальностей и никакого разделения.

По египетской легенде Бог Атум провозглашает: «Я существую», заявляя о своем присутствии. «Я существую» — это единственное, что истинно. Любое уточнение и определение будет частностью, возможным проявлением Единого.

Каждый раз, делая попытку найти ответ на вопрос , любых слов оказывается мало. Сознание обнаруживает, что истина всегда больше любого слова. Единственное, что может утверждать сознание — это то, что оно есть, и единственное подтверждение этому – его присутствие – осознание себя в себе.

Истина – суть Творца, его чистое сознание, пребывающее в покое и вечности. Но существование должно быть подтверждено действием. И Творец проявляет себя в акте сотворения мира.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро…»
«Бытие», Глава 1

Уровни Сознания: от чистой энергии к материи

Каждое слово Творца разливается энергетической волной, подобно нисходящей музыкальной октаве. «До» изначальное – это Уровень Высшего Сознания, энергия высоких вибраций. «До» низшей октавы – уровень материального мира — вибрация низких частот.

Подобно тому, как музыкальная октава содержит в себе все ноты: до, ре, ми… си, так и каждая нота от начала звучания до затухания содержит в себе октаву.

Уровни сознания:

  • До — материальный мир;
  • Ре — астральный мир;
  • Ми — ментальный мир;
  • Фа — духовный мир;
  • Соль — мир престолов;
  • Ля — мир первоформ;
  • Си — Абсолют.

Человек – как нота в октаве творения, так и полная октава из 7-ми нот. И наше сознание может пребывать как в материальных мирах, так и подняться к Богу. Инстинкты – уровень сознания материального мира, эмоции и мысли – астрального. А вне образов и слов, в мире духовном живет «высшее Я». На этом уровне человек осознает себя в себе, подобно тому, как Бог осознал себя в первичном океане хаоса. Осознание своего существования – это рождения бессмертного сознания. С момента этого рождения жизнь человека – больше не случайная смесь хаотичных событий, а осознанное творчество жизненного пути.

Уровни сознания человека

1й уровень сознания – тело и инстинкты

Это уровень грубого материалиста, живущего преимущественно животными потребностями. Вкусная калорийная еда, большой безопасный дом, удобство существования для человека на этом уровне сознания будут главными целями в жизни. Здесь человеческое сознание находится на уровне близком к животному. Однако человек всегда обладает возможностью эволюционировать и подняться на уровень выше. У животного такого выбора нет.

Инстинкты – это сознание природы, обеспечивающие выживание видов в условиях дикой среды. Сознание этого уровня реальности не разделено пока на общечеловеческие частности, здесь нет морали, строгости или милосердия. Здесь имеет место быть сплошная рациональность: одни умирают ради жизни других. Но и другие однажды станут кому-то пищей.

Если Абсолют – начало пути от идеи к материализации, то земной мир – начало души на обратном пути: от материи к духу.

2й уровень сознания — эмоционально-чувственный

Здесь появляются желания, обусловленные в основном инстинктами. Вредная еда содержит много энергии и потому ее хочется есть. Желание уважения и признания вызвано стремлением заполучить достойного партнера, и оставить здоровое потомство.

Эмоции – это реакция на реализацию или нереализацию желания. Когда действительность не совпадает с нашими ожиданиями, мы испытываем огорчение, досаду. Конечно, каждый по-разному будет переживать одну и ту же ситуацию. Кто-то очень раним и эмоционален, кто-то напротив холоден и рационален. Это будет зависеть от индивидуальных склонностей личности, изучением которых занимается психология, астрология, нумерология, хиромантия…

Для человека, чье сознание находится по большей части на уровне эмоций, желания будут иметь главный приоритет в принятии решений. Такие личности обычно руководствуются простым алгоритмом: «нравится – не нравится», «приятно – неприятно», «хочу – не хочу». Это уровень сознания детей, чей интеллект и мировоззрение еще только в процессе формирования и развития.

Находится на этом уровне сознания в зрелом возрасте крайне тяжело. Дело в том, что эмоции по своей природе иррациональны, и импульсивные решения часто приводят лишь к разрушению. Это так называемый, эгоистичный тип личности. Такие люди обычно страдают от нежелания анализировать свои слова и поступки. И потому, в пылу страстей, они делают вещи, о которых потом жалеют. Такое отношение к миру вызывает множество конфликтов внешних и внутренних, которые либо истощат и убьют конфликтующего, либо приведут его к изменениям. Здесь на помощь приходит мозг, который способен проанализировать любую ситуацию и внести свои рациональные коррективы в «характер». При этом сами эмоции никуда не исчезнут, но теперь перед выходом в свет они будут проходить некий фильтр «личной морали», основанный на опыте прошлого.

3й уровень сознания – ментальный

Ментальный уровень — это сознание человека-логика. Логик владеет своими эмоциями. Рациональность для логика – важнее всего. И потому его поступки будут основываться на анализе прошлого опыта.

Человек ментального уровня сознания, также как и эмоциональный тип, будет действовать с целью удовлетворения своих желаний. Но в данном случае, это будет спокойный расчет наиболее эффективного пути к цели.

Конечно, эмоции и ум неразрывно связаны между собой, и поведение человека будет формироваться в их взаимодействии. Не бывает людей абсолютно безэмоциональных. А если эмоции возникают, им обязательно нужен выход. Сдерживание и подавление эмоций может избавить от открытых конфликтов с внешним миром, но не с самим собой. В лучшем случае это закончится эмоциональным выплеском накопленного, в худшем – болезнью.

К тому же, ум может и ошибаться. Привычка разделять все на части и давать всему определения приводит к тому, что мы перестаем видеть общую картину. Пример тому — моральный кодекс, в котором мы делим все на «правильно» и «неправильно». Но в жизни не может быть ничего однозначного. И потому люди ментального уровня часто становятся заложниками своих шаблонов и определений. Мозг постоянно пытается найти алгоритм, единую формулу всего, но это невозможно. Ведь даже если вы всю жизнь переходили реку в одном и том же месте, однажды из-за таяния снегов ее воды разойдутся, и переход станет опасным. Но мозг не любит признавать ошибок. И подойдя впервые к разлившейся реке, человек-логик, скорее всего, проигнорирует интуитивное чувство опасности, и войдет в поток, убеждая себя, что если он прошел здесь уже тысячу раз, то он все знает об этом пути.

Это еще один пример, когда подавление чувств и эмоций может привести к плачевным последствиям. Дело в том, что метод нашего ума – анализ ситуации, а на его базе выработка алгоритма поведения, шаблона. В каждой похожей ситуации он будет обращаться к уже готовому шаблону, что бы не проделывать лишнюю работу. Иногда, как в вышеописанном случае, ситуация будет требовать пересмотра. И в такие моменты срабатывает интуиция. У людей эмоционального уровня сознания, интуиция срабатывает чаще и ярче, так как «внутреннее чутье» не глушится рациональным мозгом.

Эмоции и ум – еще одно проявление дуальности мира. Перекос в любую сторону: отсутствие логики или абсолютная рационализация – крайность, уход от единства. И только во взаимодействии этих двух планов можно достичь гармонии.
Появляется необходимость в едином центре, который объединит в себе две противоположности: логику и чувства. Этот центр — душа.

4й уровень сознания – духовный

Как бы мы не старались спланировать свою жизнь, в планы всегда внедряются неожиданные события. Как бы мы ни пытались дать вещам определения, вещи всегда будут чем-то большим, чем слова. Мозг хочет конкретики: ложь – это плохо, добро — хорошо. А ложь во имя спасения? А разрушительная правда? Хорошо или плохо для кого? И если для меня, то кто Я? Здесь заканчиваются слова. В поиске ответа, мозг понимает свое бессилие, и человек, наконец, осознает, что он — нечто большее, чем тело, эмоции и мысли.

За пределами слов и всяких определений живет . Она не ограничена телом, она не ставит оценок и не рассуждает. Оно просто присутствует, наблюдает за миром из своего центра.

Спроси себя: «Кто Я», и получи безмолвный ответ-состояние. В этом поиске приходит просветление, и сознание соприкасается с вечностью. Это можно описать, как сияние, восторг существования, присутствие, но это будут лишь слова.

Мы можем ощутить это присутствие, если перестанем отождествлять себя с чем-либо, оставив лишь одно осознание момента «здесь и сейчас». Кому-то в такой момент покажется, что вот он, причал: путь от плотного к тонкому пройден, и что в блаженном покое новая жизнь.

Вспомнив себя, сознание открывает ранее сокрытое, незримое. Законы вселенной, причины и следствия, энергию, связи, вибрации.

Почувствовав восторг существования, многие хотят остаться в неподвижном блаженстве навсегда. Но жизнь в движении, святой дух – в действии. И если ранее душа училась принятию и смирению, то теперь гармония найдена. Но это лишь точка, а дальше продолжается путь. И тот, кто остановится здесь, не узнает этого.

Вспомнив себя, сознание открывает ранее сокрытое, незримое. Законы вселенной, причины и следствия, энергию, связи, вибрации. И теперь перед нами открываются невероятные возможности. Присутствие – это рождение Сверх «Я», это начало осознанного творчества себя самого и мира вокруг с властью принимать решения из центра своей души. Тот, кто владеет собой – владеет миром. Но нет одного без другого: и чем больше власть, тем большую ответственность несет ее обладатель. Потому страстно желать власти может лишь тот, кто видит частности и не видит единого.

Тот, кто находится на этом уровне сознания, не отождествляет себя со своими мыслями, эмоциями и телом, а напротив полностью управляет ими. На этом уровне человек обретает истинную свободу и власть строить свою собственную жизнь и мир вокруг себя.

5й уровень сознания — мир Престолов

Мир Престлов — это обитель Архангелов, уровень власти и творения.

6й уровень сознания — мир Первоформ

Мир Перформ — это мир Архетипов или первичных принципов бытия. В эзотерической системе Древа Сефирот этот уровень представлен двумя началами: образами Великого Отца и Великой Матери. Это уровень первого разделения Единого Духа и рождение дуальности: энергии и материи.

7й уровень сознания — Абсолют

Это уровень сотворения новой реальности. Здесь сознание возвращается к Единому, Абсолют вновь осознает свое существование, и мир рождается заново.

Помните, что все разделения на уровни условны и существуют лишь в сфере наших мыслей и образов. Истинную суть не смогут описать никакие слова. Душа говорит без слов.

Существует около десятка различных тестов определения уровня осознанности, которые используют психологи, нейропсихологи и исследователи. На русском языке я встретил два таких переведённых теста-опросника: Опросник по пяти аспектам , и Шкала оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни (MAAS).

Я решил перевести к этому ещё два распространенных инструмента:

1. Шкалу когнитивной и эмоциональной осознанности (CAMS-R), для определения общей степени осознанности в жизни, и

2. Торонтскую шкалу осознанности (TMS), которую можно использовать после сессии медитации для определения её результативности (в самостоятельной практике, или в работе с клиентами).

Шкала оценки когнитивной и эмоциональной осознанности, обновленная версия (CAMS-R)

Инструкция : Пожалуйста, делайте один выбор в каждом ряду.

Редко/ Никогда
Иногда Часто Почти всегда
CAMS-R1 Мне легко сосредоточиться на том, чем я занимаюсь 1 2 3 4
CAMS-R3 Я могу терпеть эмоциональную боль 1 2 3 4
CAMS-R4 Я могу принять те вещи, которые не могу изменить 1 2 3 4
CAMS-R5 Я обычно могу описать довольно детально и подробно то, что ощущаю в этот момент 1 2 3 4
CAMS-R6 Я легко отвлекаюсь (R) 4 3 2 1
CAMS-R8 Мне легко отслеживать появляющиеся мысли и эмоции 1 2 3 4
CAMS-R9 Я пытаюсь замечать свои мысли, не оценивая их 1 2 3 4
CAMS-R10 Я могу принимать все те мысли и эмоции, которые у меня есть 1 2 3 4
CAMS-R11 Я могу сосредоточиться на текущем моменте 1 2 3 4
CAMS-R12 Я могу долгое время концентрироваться на чём-то одном 1 2 3 4

*В изначальном варианте опросника было 12 пунктов, но пункты 2 и 7 оказались менее эффективными, чем остальные, и были исключены из новой версии.

Подсчёт баллов : Сумма всех баллов означает степень навыков осознанности. Будьте внимательны, пункт 6 считается иначе, чем остальные.

Опросник CAMS-R был разработан: Feldman, G., Hayes, A., Kumar, S., Greeson, J., & Laurenceau, J. P. (2007). Mindfulness and emotion regulation: The development and initial validation of the Cognitive and Affective Mindfulness Scale- Revised (CAMS-R). Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 29(3), 177-190.


Торонтская шкала осознанности (TMS)

Инструкция : Нам интересно то, что вы сейчас пережили. Ниже представлен список тех вещей, которые люди иногда переживают. Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение. Рядом с каждым утверждением есть пять вариантов ответа: «совсем нет», «немного», «средне», «довольно-таки», «очень даже». Пожалуйста, отметьте, насколько вы согласны с каждым утверждением. Другими словами, насколько хорошо каждое из утверждений описывает тот опыт, который вы только что пережили.

Совсем нет Немного Средне Довольно-таки Очень даже
1. Я чувствовал себя отдельным от своих изменяющихся мыслей и эмоций 0 1 2 3 4
2. Я больше заботился о том, чтобы открываться всем своим переживаниям, чем контролировать или менять их 0 1 2 3 4
3. Мне было интересно, что я могу узнать о себе, замечая то, как я реагирую на различные мысли, чувства или ощущения 0 1 2 3 4
4. Я переживал мысли скорее просто как события в уме, нежели чем точное отражение истинного положения вещей 0 1 2 3 4
5. Мне было интересно, что хотелось делать моему уму из мгновения в мгновение 0 1 2 3 4
6. Мне было любопытно узнать каждую свою мысль и чувство 0 1 2 3 4
7. Я с пониманием наблюдал за неприятными мыслями и эмоциями, не вмешиваясь в них 0 1 2 3 4
8. Я больше наблюдал за тем, как возникают и уходят мои переживания, чем пытался обдумать то, что они могли бы значить 0 1 2 3 4
9. Я старался принимать каждое новое переживание, вне зависимости от того, насколько оно было приятным или неприятным 0 1 2 3 4
10. Мне было интересно понять природу каждого нового возникающего переживания 0 1 2 3 4
11. Я сознавал свои мысли и эмоции, не слишком идентифицируясь с ними 0 1 2 3 4
12. Мне было интересно узнать свои реакции на разные вещи 0 1 2 3 4
13. Мне было любопытно, что я могу узнать о себе просто наблюдая за тем, куда притягивается моё внимание 0 1 2 3 4

Подсчёт: Просто посчитайте итоговую сумму баллов для получения результата.

Степень любопытства : сумма пунктов 3, 5, 6, 10, 12, 13
Степень децентрирования *: сумма пунктов 1, 2, 4, 7, 8, 9, 11

* Децентрирование - термин, который используется в ряде книг и исследований по практике осознанности для обозначения степени отделения субъекта от воспринимаемых им объектов. Например, насколько я могу слушать мысли, не идентифицируя себя с «мыслителем», и воспринимая их просто как некую последовательность звуков, которой я не принадлежу.

Опросник TMS был разработан: Lau, M., Bishop, S., Segal, Z., Buis, T., Anderson, N., Carlson, L., Shapiro, S., Carmody, J., Abbey, S., Devins, G. (2006). The Toronto Mindfulness Scale: Development and Validation. Journal of Clinical Psychology, Vol. 62(12), 1445–1467.

1) Жертва.
Реакция на проблему: найти виноватого, обвинить его.
Подвержены болезням, неудачам, их активно сосут эгрегориальные структуры негативных эмоций.

2) Борец.
Реакция на проблему: найти виноватого, обвинить его и активно бороться с ним, доказывая свою правоту.
Подвержены болезням, конфликтам, несчастным случаям и особо лакомый кусочек для структур, питающихся негативной эмоциональной реакцией.

4) Игрок.
Реакция на проблему: быстрое принятие решения на исправление ситуации, не тратят энергию на поиск причин.
Почти не болеют, успешны, радостны, с эгрегорами сотрудничают или имеют свои способы защиты от них. Могут так же, но редко вестись на провокации, тогда попадают в категории Жертв, Борцов и Искателей, но как правило не на долгий период.

5) Творцы.
Реакция на проблему: о, прикольно. Понаблюдаю и разрулю, а может пока наблюдаю, то и само разрулится.
Здоровы и счастливы. Иногда спускаются в Игроки и ниже ради приключений или если их изысканно спровоцировали.

6) Авэли (источники).
У них проблем нет. Полная гармония. На Земле третьего измерения не встречаются.

Где сейчас находишься ты?

Сс. Путь к себе / эзотерика

ПОКОЙ, КОТОРЫЙ ПРЕВЫШЕ ВСЯКОГО УМА...

Существует множество сообщений о людях, переживших в результате трагической утраты, появление нового измерения Сознания. Одни потеряли все имущество, другие детей или супруга, третьи - социальное положение, репутацию или физические способности. В некоторых случаях на войне или в результате катастрофы люди теряли сразу все и обнаруживали, что остались «ни с чем». Мы можем назвать это экстремальной ситуацией. Пропало все, с чем они отождествлялись, что обеспечивало им самоощущение и поддерживало его.

Острая тоска или сильный страх, пережитые ими в самом начале, внезапно и необъяснимо расступались и давали дорогу святому чувству Присутствия, глубокого покоя, безмятежности и полной свободы от страха. Вероятно, это было знакомо ап. Павлу, сказавшему: «И мир Божий, который превыше всякого ума...» (Филип. 4:7). И это действительно покой, в котором, кажется, нет никакого смысла, и люди, пережившие его, задавали себе вопрос: «Как это может быть, чтобы, видя все это, я ощущал такой покой?»

Ответ прост, стоит тебе понять, что такое эго и как оно работает. Если формы, дававшие тебе отождествление и определявшие твое самоощущение, исчезают, или когда их у тебя отбирают, то такая потеря может привести к коллапсу эго, поскольку эго и есть отождествление с формой. Если тебе больше не с чем отождествиться - то кто ты есть?

Когда окружающие формы умирают или к ним приближается смерть, твое чувство Сущего, твое «Я Есть» высвобождается из пут форм: Дух освобождается из заточения в материи.

Ты осознаешь суть своей тождественности, осознаешь ее как тождественность с миром отсутствия форм, всепроникающим Присутствием, Сущим, предваряющим появление любых форм, любых вариантов отождествления. Ты осознаешь свою истинную тождественность с Сознанием как таковым, а не с тем, с чем оно отождествилось. Это покой Бога. Первая и окончательная истина о том, что ты не то и не это, а Я Есть. (!!!)

Не все пережившие большую утрату пережили такое пробуждение, такое разотождествление с формой. Некоторые сразу же создали сильный ментальный образ или мыслеформу «я - жертва», либо сочли, что произошедшее стало следствием каких-то обстоятельств, или случилось по вине каких-то людей, по несправедливости судьбы, или по воле Божьей. Эта мыслеформа и наведенная ею эмоция - гнев, негодование, жалость к самому себе, и т.д., - с которой они накрепко отождествились, тут же заменила собой все остальные формы отождествления, исчезнувшие вследствие утраты. Другими словами, эго быстро находит себе новую форму. Человек не очень-то связывает с эго тот факт, что сама его новая форма является глубоко несчастной, и будет оставаться такой до тех пор, пока у эго есть отождествление, неважно, хорошее или плохое. В действительности, новое эго будет еще более сжатым, еще более жестким и непробиваемым, чем прежнее.

Когда такая потеря случается - ты либо сопротивляешься, либо сдаешься. Кто-то горько и глубоко возмущается, а кто-то становится сочувствующим, мудрым и любящим. Уступание означает внутреннее принятие того, что есть. Ты открыт Жизни.

Сопротивление - это внутреннее сжатие, напряжение, затвердевание скорлупы эго. Ты закрыт. Какое бы действие ты ни предпринял в состоянии внутреннего сопротивления (что мы также можем назвать негативностью), оно будет создавать еще больше сопротивления, и Вселенная будет не на твоей стороне; Жизнь не будет тебе помогать. Солнечный свет не может проникнуть сквозь закрытые ставни. Когда сдаешься внутренне, когда уступаешь, тогда открывается новое измерение Сознания...

Если действие возможно или необходимо, то оно будет осуществляться в сонастроенности с Целым и будет поддерживаться творческой РАзумностью и необусловленным Сознанием, с которым ты становишься Одним Целым, когда пребываешь в состоянии внутренней открытости. Тогда обстоятельства и люди начинают тебе помогать и сотрудничать с тобой. Происходят счастливые совпадения... Если невозможны никакие действия, ты продолжаешь оставаться в состоянии внутреннего покоя, приходящего к тебе через уступание. Ты отдыхаешь в Боге.

Экхарт Толле

Мне все равно, чем ты зарабатываешь себе на жизнь.
Я хочу знать, отчего болит твоё сердце. Мне все равно, сколько тебе лет. Я хочу знать, можешь ли ты рискнуть и выглядеть смешным ради любви, ради мечты, ради приключения, которое люди называют жизнью...

Мне все равно, в каком знаке зодиака находится луна в твоем гороскопе и какие планеты её окружают. Я хочу знать, сумел ли ты познать горе, погрузился ли ты на самое дно печали. Сумел ли ты выстоять и стал более открытым миру благодаря предательству или содрогнулся в страхе перед новой болью? Я хочу знать, можешь ли ты выдержать боль, мою или свою, не скрывая и не смягчая её, и не пытаясь все исправить.

Я хочу знать, можешь ли ты жить радостью, моей или своей, можешь ли ты быть диким и танцевать, как безумный. Можешь ли ты наполниться экстазом так, чтобы счастье лилось через край?

Можешь ли ты забыть обо всем на свете, даже о том, что ты человек, даже о том, что ты должен ходить по земле? Умеешь ли ты летать?

Мне все равно, правдивы ли твои слова. Я хочу знать, можешь ли ты разочаровать другого, чтобы следовать Правде, чтобы быть честным с собой. Можешь ли ты выдержать обвинения в предательстве и не предавать себя? Можешь ли ты, попирая веру, оставаться тем, кому можно доверять?

Я хочу знать, умеешь ли ты каждый день видеть красоту в том, что некрасиво. Умеешь ли ты черпать силы в её присутствии?
Я хочу знать, можешь ли ты жить, осознавая свое поражение или моё, мне все равно, и при этом стоять на краю озера и кричать огромной серебристой луне: "ДА!!!".

Мне все равно, где ты живешь и сколько у тебя денег. Я хочу знать, можешь ли ты после ночи горя и отчаяния, истощённый от слез и невыносимой боли, встать и делать все, в чем нуждаются наши дети?

Мне все равно, с кем ты знаком и как сюда попал. Я хочу знать, сможешь ли ты стоять со мной посреди огня, не пошатнувшись.
Мне все равно, что ты знаешь и кто тебя этому научил. Я хочу знать, что наполняет тебя изнутри. Что останется, когда не будет ничего?

Я хочу знать, можешь ли ты быть наедине с собой, нравишься ли ты себе в отражении пустоты?

~ Письмо вождя индейского племени Ория

Записки Мастера:

"Человек это точка концентрации Внимания во Вселенной".

У любого живого существа, Внимание, это единственная его функция, можно даже сказать, что Внимание смысл жизни любого живого существа.

Проверить это просто, желание ума не может вывести Внимание человека из процесса мышления, поскольку желание и есть этот процесс. Процесс же мышления, работает только посредством Внимания и без него невозможен.

Проверить это тоже просто, займи своё Внимание, чем-то, очень его нагружаемым и требующим всю его силу, например разучиванием сложных физических упражнений, Внимание не сможет в этом случае, поддерживать мышление. Так же в минуты смертельной опасности, Внимание не может вызывать слова из памяти, то есть - мыслить, поскольку полностью занято. Если же Внимание человека в момент смертельной опасности начнёт вызывать слова из памяти, вспоминать различные "приколы жизни", то как правило человек погибает. Но в этом нет ничего удивительного, существо со слабой концентрацией Внимания, не жилец, туда ему и дорога.

Подёнка живёт один день. Ей, появившейся из личинки, движет одна единственная сила - Любовь. Человек живёт один век. Но появившись в этом мире, он перестаёт чувствовать, ради чего он здесь. Если бы у нас был только один день жизни, то что бы мы сделали в первую очередь... купили бы дорогие шмотки?

Ты конечно же понимаешь, что человек не может быть идиотом, поскольку у него Божественное происхождение. Идиотом является программа поведения человека, как бы "вшитая" в его ум - личность. Отключив ум, то есть непрерывную болтовню с самим собой, но не Внимание, человек "позволяет" Богу смотреть, через свои глаза.

Позвольте, пожалуйста, Богу, смотреть нашими глазами, ведь для этого глаза у нас и существуют - перестаньте судить мир! И если Бог будет видеть этот мир, пусть даже не через всех людей, но через многих, то мир изменится. И первое что может сделать любой человек, это отдать, для начала хотя бы на несколько секунд, свои глаза Ему.

Что толку в молитвах к Богу, если никто из людей не позволяет Ему видеть этот мир!? Ну а если Бог будет всё видеть, то уж поверьте - молитвы и не потребуются!

Максим Иванов

Поразительно, как это работает! Самые удивительные вещи получаются ровно в тот момент, когда перестаешь стараться из последних сил. Самые захватывающие дух, неожиданные прорывы и находки, формулировки, озарения - приходят легко, как вдох, если не стеречь их днями напролет с багром, не высиживать, пыхтя, не требовать их от себя, как нормативы. Смешно, насколько всё это мудрее нас устроено: до тех пор, покуда мы кажемся себе единственными вершителями и гарантами событий, мы только пунцовые от натуги штангисты на слабых ногах. Как только мы признаёмся себе, что ничего-то тут нам никогда не принадлежало и благодарим уже за то, что далось, в небе лопается целый пакет с будущими чудесами... Это не значит, что не надо трудиться, а лежать с травинкой в зубах и качать босой ногой. Это только значит, что назначенному быть твоим - никуда от тебя не деться. А не твоему - никогда тебе не достаться, хоть надорви все жилы. Иногда лучшее из того, что ты сделаешь в жизни, никак не может к тебе прорваться: так сильно ты занят тем, что ненавидишь себя, бездельника. Ну, хватит. Пойди пройдись, позвони другу. Стоит ему только рассмешить тебя дурацкой детсадовской шуткой, как в проветрившуюся голову немедленно упадет идея, которая, может быть, сделает тебя немного менее смертным.

Вера Полозкова

Кому надо.........

ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ ТРЕБУЕТ ТЕРПЕНИЯ И УСИДЧИВОСТИ

Дорогие мои и любимые, я есмь Архея Вера, я есмь Свет и Любовь, я есмь Сострадание и Милосердие, я есмь женский аспект Архангела Михаила и сегодня пришла поговорить с вами о вашем будущем.

Много информации передано с тонкого плана о возможных вариантах вашего будущего, много разнообразных фантазийных мыслеобразов отправлено к нам, на Небеса.

Но так ли важно, дорогие мои, мечтать о будущем, забывая жить в материальном мире, отказываясь от бесценного опыта души и желая перепрыгнуть, перешагнуть этот опыт и попасть сразу в пятую плотность, пропустив своё постепенное становление истинным БогоЧеловеком.

Ответьте мне лишь на один вопрос: Можно ли перейти ребёнку в вашем мире из ясельной группы сразу в институт? Конечно, нет, - скажете вы. Но при этом каждый из вас может пройти путь от яслей до института, все этапы обучения и опыта, но постепенно и в своё время.

Все могут обучаться, познавать мир как вокруг себя, так и внутри себя. Важно лишь ваше желание и стремление к этому и у многих оно есть. И мы, все Светлые Силы, очень рады за эти светлые души, ищущие себя, истину и познающие всё вокруг…

И мир третьей плотности можно условно назвать ясельной группой, где ребёнок учится жить в материальном мире, учится управлять своим организмом, своим физическим телом, учится общению с людьми и с миром, познаёт свои врождённые инстинкты… Это очень важный этап для каждого человека и его невозможно пропустить.

Школьными годами можно условно назвать четвёртую плотность, когда человек начитает чувствовать, ощущать свою внутреннюю суть, наблюдать за своими мыслями и эмоциями. Человек осознаёт, что он не только физический сосуд, а бессмертная божественная энергия, стремящаяся к развитию и познанию всего. Человек полностью «пробуждается», преображается…

А институтом, как вы уже догадались, можно условно назвать пятую плотность, где вы становитесь истинными равноправными Творцами жизни, научившись управлять своим внутренним миром, своими мыслями и эмоциями, создавая прекрасные картины будущего, живя в полной гармонии и в равновесии.

Всё эти этапы в вашей жизни очень важны и нельзя пропустить ни один. Ребёнку ясельной группы трудно передать знания, изучаемые в институте, но при этом, пройдя полное обучение, вам легко будет даваться любая наука.

Помните, дорогие мои, только от вас зависит скорость вашего обучения, ваше стремление к познанию всего, ваша усидчивость, ваше желание принимать новые знания…

Но не спешите, каждые знания должны быть хорошо усвоены, приняты всем вашим существом. Нельзя бежать, хватая информацию налету, не пропуская её через своё сердце и не применяя её в своей жизни, на практике…

Любое знание, любая информация должна прижиться внутри вас, осесть, найти своё место в вашем сознании и преобразить вас, сделав мудрее и светлее.

Дорогие мои, не ленитесь учиться и пусть весь мир как внутренний, так и внешний станет огромной волшебной Школой Чудес, Институтом, билетом в новый мир Творцов.

Я есмь Архея Вера.

Приняла Магда, 24.08.2016 г.

Copyright © Магда НоВаЯ ЖиЗнЬ, 2016

Http://praktikdelosvet.ru/

Сс. Крайон. Новая энергия

Кому надо.........

Архангел Гавриил (послания любви)

Было время, когда вы определяли себя, сравнивая себя с другими, что, обычно, означало, что вы считали либо себя, либо других неправыми. По мере своего развития вы начали понимать, что, на самом деле, нет правильного или не правильного, а есть просто опыт, и начали выбирать для себя то, что кажется вам правильным для вашего собственного пути и выражения.

Когда вы начали делать выбор на основе того, что наиболее соответствует вашей Божественной Искре, задачам своей Души, вы начали давать себе ту свободу уникального самовыражения, к которой всегда стремилась ваша Душа. Вы видите себя мастерами своего собственного пути, и видите мастерство других людей, даже если их выбор не соответствует тому, что вы считаете правильным для себя.

Именно этот сдвиг от внешней к внутренней системе руководства будет способствовать развитию принятия и свободы для всех. Он будет поощрять каждую Душу признавать свое мастерство и мастерство других людей и доверять им для того, чтобы сиять своим светом и принимать собственные предпочтения. И все это создает неоценимый вклад в прекрасную мозаику Целого.

Архангел Гавриил через Шелли Янг
перевод Ян Лысаков

Http://praktikdelosvet.ru/

Сс. Крайон. Новая энергия

ПРАКТИКА: Уровни сознания - совершенная осознанность

Уровни сознания - совершенная осознанность

Как мы видели, отличие высшей эволюции человека от низшей заключается в том, что высшая эволюция происходит в осознанности и благодаря осознанности, и, следовательно. прогресс в высшей эволюции одновременно является прогрессом в осознанности. А поскольку этот прогресс измеряется достижением все более высоких состояний, то это приводит нас к мысли об уровнях осознанности. Именно они составляют седьмую часть благородного восьмеричного пути, которую обычно называют правильной внимательностью, и именно эти уровни необходимо исследовать, чтобы понять, что в действительности подразумевает термин «правильная внимательность», или совершенная осознанность.

На санскрите эта стадия пути называется самьяк-смрити (пали самма-сати). Обычно смрити или сати переводят как «внимательность», иногда - как «осознанность», но буквальное значение обоих этих слов - просто «память» или «воспоминание». У этого слова есть несколько оттенков значения, в которых не так легко разобраться. Поэтому, подходя к вопросу о смысле слова смрити или «внимательность», я собираюсь выбрать окольный путь и взять пример из повседневной жизни. Причем для начала я приведу пример не внимательности, а невнимательности, потому что невнимательность нам более знакома и, рассматривая ее, нам, наверное, будет проще подойти к представлению о внимательности.

Предположим, вы пишите письмо - срочное письмо, которое обязательно нужно отправить со следующей почтой. Но, как это часто случается в современной жизни, звонит телефон: приятелю захотелось с вами немножко поболтать. Не успеваете вы опомниться, как вступаете в длительный разговор. Вы болтаете с ним около получаса, в конце концов разговор заканчивается и вы кладете трубку. Поговорив с приятелем о столь многих вещах, вы напрочь забываете про письмо и вдобавок, после долгого разговора вам хочется пить. Вы отправляетесь на кухню и ставите чайник. Ожидая, пока он закипит, вы прислушиваетесь к приятной мелодии, доносящейся из-за стены. Вы понимаете, что это радио и решаете его послушать. Устремляетесь в другую комнату, включаете радио и начинаете слушать музыку. Одна мелодия сменяет другую а вы все и слушаете.

Так проходит немало времени, и, конечно, вы забываете о кипящем чайнике. И вот посреди этого блаженного, дремотного состоянии раздается стук в дверь. Это ваш друг зашел вас навестить. Разумеется, вы рады его видеть и приглашаете в дом. Вы оба усаживаетесь поболтать, и вот приходит пора предложить ему чашечку чая. Войдя на кухню, вы видите, что в ней полным-полно пара. Только теперь вы вспоминаете, что какое-то время назад уже поставили чайник, а это, в свою очередь, заставляет вас вспомнить о письме. Но уже слишком поздно. Вы упустили почту.

Это пример невнимательности в повседневной жизни Как раз из такой невнимательности в основном и складывается наша повседневная жизнь. Без сомнений, каждый из нас узнает в нарисованном портрете себя, узнает то беспорядочное и невнимательное состояние, в котором мы в основном проводим свою жизнь.
А теперь давайте теперь проанализируем описанную ситуацию, чтобы лучше разобраться с природой невнимательности. Прежде всего в этой истории мы видим простую и заурядную забывчивость, которая является очень важным элементом невнимательности. Разговаривая по телефону, мы забываем о письме, которое сели писать, а слушая радио - о кипящем чайнике.

Почему же мы так легко забываем? Почему упускаем из виду как раз то, о чем следует помнить? Причина в том, что мы очень легко отвлекаемся. Наш ум очень легко сбить с пути и увести в сторону. Например, я выступаю с лекцией или провожу беседу. Все слушают очень внимательно; в зале так тихо, что слышно, как муха пролетит. И вдруг открывается дверь и в помещение кто-то входит. И что же? Половина всех присутствующих сразу поворачивают голову, будто их дернули за одну веревочку. Вот как легко отвлекаются люди! Иногда их может отвлечь пчела, которая жужжа бъется в оконное стекло, или падение листка бумаги. Это показывает, что мы очень легко отвлекаемся и именно поэтому забываем о повседневных делах.

Почему мы так легко отвлекаемся? Как это все происходит? Мы легко отвлекаемся, потому что наша сосредоточенность слаба. Если бы, например, вы слушали меня по-настоящему и по-настоящему сосредоточились на том, что я говорю, то не заметили бы даже слона, случись ему вломиться в дверь. А поскольку у нас нет такой сосредоточенности, то и отвлекаемся мы очень легко. Мы не сосредоточены всем своим существом, на том, что делаем. Обычно мы лишь наполовину участвуем в том, что делаем, говорим или думаем.

Почему же наша сосредоточенность так слаба? Почему мы участвуем в своих делах только наполовину? Слабость нашей сосредоточенности объясняется тем, что у нас нет никакой главной цели, которая оставалась неизменной в суматохе всех разнообразных дел. Мы все время переключаемся с одного предмета на другой, с одного желания на другое, как тот сатирический персонаж Драйдена, который прославился тем, что:

И брался он за все, но не заканчивал ни разу;
Пока луна проделает свои четыре фазы,
Бывал он химиком, и скрипачом, шутом и депутатом сразу.

Коль скоро у нас нет никакой неизменной цели, коль скоро мы не устремлены к чему-то одному, у нас нет истинной индивидуальности. Мы – всего лишь комбинация разных людей, причем все они довольно каких-то недоразвитые или незрелые. Нет ни постоянного роста, ни настоящего развития, ни истинной эволюции.

Некоторые главные симптомы невнимательности мы уже уяснили. Невнимательность - это состояние забывчивости, отвлечения, слабой сосредоточенности и отсутствия неизменной цели; быть невнимательным - значит плыть по течению и не иметь истинной индивидуальности. Внимательность же, само собой разумеется, имеет противоположные качества: это состояние памятования, неотвлечения, сосредоточенности, постоянства и неизменности цели; быть внимательным - значит иметь постоянно развивающуюся индивидуальность. Все перечисленные характеристики охватывает понятие «осознанность» и, в особенности, «совершенная осознанность». Это не значит, что совершенная осознанность полностью исчерпывается данными свойствами, но они могут дать нам общее представление о том, что такое осознанность и совершенная осознанность.
Уровни осознанности

Теперь перейдем к основной теме в обсуждении совершенной осознанности - к уровням осознанности. Есть несколько традиционных способов, классификации этих уровней, но в данном случае я предлагаю озаглавить их так: осознание вещей, осознание себя, осознание других и наконец осознание высшей реальности, или абсолютной истины. Надеюсь, что, рассмотрев эти четыре уровня, мы получим достаточно полное представление об истинной природе совершенной осознанности.

I. Осознание самого себя

Имеет много разных подуровней, три из которых представляют наибольшую важность: это осознание тела, осознание чувств и осознание мыслей.

Осознание тела и его движений

В сутрах Будда призывает учеников постоянно осознавать свое тело и его движения. Необходимо осознавать, когда идешь, стоишь, сидишь или лежишь. Необходимо осознавать положение рук и ног, как ты двигаешься, как жестикулируешь и т. д. Согласно этому учению, обладая осознанностью, человек не может ничего делать торопливо, беспорядочно или неорганизованно. Прекрасный тому пример - японская чайная церемония. На первый взгляд, японская чайная церемония разворачивается вокруг вполне обычного действия, которое мы совершаем каждый день: приготовления и питья чая. Мы все проделывали это сотни и тысячи раз. Как же это делают в Японии, во время японской чайной церемонии? Там это делают совсем по-другому, потому что делают осознанно.

Осознанно наполняют чайник водой. Осознанно ставят его на угли. Осознанно сидят и ждут, пока чайник закипит, слушая шум и бульканье воды в закипающем чайнике и глядя на мерцание пламени. Наконец осознанно наливают кипяток в заварочный чайник, осознанно разливают чай, осознанно подают его и осознанно пьют, все это время храня полное молчание. Все это действо - упражнение в осознанности. Это образец применения осознанности в повседневных делах. Такое отношение необходимо перенести на все наши занятия. Любое дело должно основываться на том же принципе, что и японская чайная церемония: все нужно делать внимательно и осознанно, то есть, спокойно, неторопливо и красиво, а также с достоинством, гармонией и покоем.

Но если японская чайная церемония демонстрирует определенный уровень осознанности в повседневной жизни, если в ней представлен определенный тип духовной культуры - культуры дальневосточного буддизма, в особенности дзэна, то какая аналогичная церемония или традиция, отражающая умонастроение современного Запада есть у нас? Есть ли у нас что-нибудь такое, в чем бы выражался дух нашей коммерческой культуры? После некоторых размышлений я пришел к выводу, что такой характеристикой нашей культуры является бизнес-ланч. Во время бизнес-ланча вы пытаетесь одновременно делать две вещи: съесть пищу вкусную для тела и выгодно обтяпать дело. Такое поведение, когда одновременно пытаются делать два взаимоисключающих дела, несовместим с подлинной и глубокой осознанностью. Вдобавок это очень плохо для пищеварения.

Если постоянно упражняться в осознании тела и его движений, то в результате движения удастся замедлить. Течение жизни станет более ровным и даже ритмичным. Вы будет делать все более медленно и обдуманно. Но это не значит, что мы станем меньше работать. Это не так. Человек, который делает все более медленно, потому что он делает это осознанно и обдуманно, может успеть больше, чем тот, который выглядит очень занятым, потому что постоянно мечется и завален папками и бумагами, - на самом деле, он не занят, а просто суетится. По-настоящему занятый человек делает все спокойно и методично, а поскольку он не тратит времени на пустяки и суету и сохраняет осознанность, то в конечном итоге и сделает куда больше.

Осознание чувств

В первую очередь под этим понимается осознание того, счастливы мы, печальны или находимся неком промежуточном состоянии, тусклом сером и нейтральном состоянии. Все больше осознавая свой эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные с вожделением, ненавистью или страхом, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием и радостью, становятся более чистыми. Если человек по природе вспыльчив и легко впадает в гнев, то, развивая осознанность чувств, он прежде всего начинает осознавать свой гнев после того, как гнев разгневается. Затем, по мере практики, он начинает осознавать гнев во время самого приступа. А после более еще более длительной практики он начнет осознавать гнев в момент возникновения. Если он и дальше станет применять осознанность в эмоциональной жизни, то в конце концов такие неискусные эмоциональные состояния, как гнев, либо полностью исчезнут, либо, как минимум, будут обузданы.

Осознание мыслей

Если внезапно спросить человека: «О чем ты сейчас думаешь?», то чаще всего он будет вынужден признать, что и сам не знает. Происходит так потому, что часто мы не думаем по-настоящему, а просто позволяем мыслям протекать через свой ум. У нас нет ясного осознания своих мыслей, мы всего лишь смутно сознаем их присутствие, будто видим в неком сером сумраке. У нас нет направленного мышления. Не то, чтобы мы решаем подумать о чем-либо, а потом действительно начинаем думать. Мысли проплывают через ум смутным, несвязным, неупорядоченным потоком. Они втекают и вытекают, клубясь, а иногда просто крутятся и клубятся в уме без конца.

Поэтому необходимо учиться время от времени наблюдать, откуда приходят мысли и куда они уходят. Если мы будем так делать, то заметим, что поток мыслей уменьшится, а их нескончаемая болтовня прекратится. Если мы будем упорно тренироваться в осознании своих мыслей, то в итоге в определенные моменты, знаменующие высшие точки медитации, ум будет оставаться абсолютно безмолвным. Исчезнут все рассудочные мысли, все понятия и представления, и ум останется безмолвным и пустым и в то же время полным. Достичь и пережить это безмолвие, эту пустоту ума гораздо труднее, чем просто молчание. Но именно тот момент, когда в результате осознанности ум становится безмолвным, когда исчезают все мысли, оставив только чистое и ясное сознание или осознанность, знаменует начало подлинной медитации.

Говорится, что эти три вида осознания себя: тела и его движений, чувств и мыслей -необходимо практиковать постоянно, что бы ни делали. На протяжении всего дня, а по мере практики и ночью, в разгар сновидений, необходимо непрерывно сохранять осознанность. Если таким образом мы все время будем сохранять осознанность: осознавать, как расположено наше тело, как мы ставим ногу или поднимаем руку; осознавать, что мы говорим, какие чувства испытываем, радостные, печальные или нейтральные; осознавать, что мы думаем, направлен или не направлен поток наших мыслей, - если мы будем сохранять такую осознанность все время, а по возможности и всю жизнь, то увидим, что постепенно и незаметно, но тем не менее совершенно определенно, осознанность изменит и преобразит все наше существо, весь наш характер. Как говорят психологи, осознанность - самое мощное из известных нас средств превращения. Если к воде подвести тепло, вода превратится в пар. Точно так же, если к психической составляющей подвести осознанность, то эта составляющая станет более тонкой и возвышенной.

II. Осознание вещей

Говоря об осознании вещей, мы имеем в виду материальные вещи, такие как книга или стол, мы имеем в виду все наше материальное окружение, в котором так много разнообразных предметов, - короче говоря, мы имеем в виду весь мир природы. Большую часть времени мы лишь смутно осознаём окружающие предметы, воспринимаем их не более, чем что-то второстепенное. Мы не вполне осознаём свое окружение, не вполне осознаём окружающую природу, не вполне осознаём окружающий космос, а причина этого в том, что мы редко или никогда не останавливаемся и не смотрим на них. Сколько минут в день, не говоря уже о часах, мы проводим, рассматривая какую-нибудь вещь? Скорее всего, мы не уделяем этому и нескольких секунд, а причина, которую мы обычно называем, заключается в том, что у нас нет времени. Пожалуй, это самый яркий признак нищеты нашей цивилизации - у нас не хватает времени, чтобы остановиться и что-нибудь рассмотреть. По пути на работу мы проходим мимо дерева, но у нас нет времени на него взглянуть, что же тогда говорить о таких менее романтических вещах, как стены, дома и заборы. Можно только удивляться: чего стоит вся эта жизнь, вся наша современная цивилизация, если нам некогда посмотреть на вещи? Выражаясь словами поэта:

Скажи, зачем всю жизнь трудиться
Назначено судьбою нам,
Коль некогда остановиться
И посмотреть по сторонам?

Разумеется, слова «по сторонам» - это дань рифме. Поэт призывает не просто глазеть по сторонам, а смотреть и видеть. И тот факт, что у нас нет для этого времени, должен стать для нас напоминанием. Но если даже у нас есть время, чтобы остановиться, взглянуть и постараться быть осознанным, мы вряд ли видим вещи, как они есть. То, что мы обычно видим, - это проекция нашей собственной личности. Мы смотрим предмет, но видим его сквозь дымку, сквозь завесу, сквозь туман и дым нашей умственной ограниченности.

Несколько лет назад в Калимпонге я прогуливался с одним из моих непальских друзей, и мы остановились у подножья величавой сосны. Взглянув на ее гладкий ствол и густую, темно-зеленую крону, я не мог сдержать возглас: «Какое красивое дерево!» Мой непальский друг сказал: «Да, отличное дерево - дров хватит на целую зиму». Он абсолютно не видел дерева. Все, что он видел - это охапки дров. Многие из нас смотрят на мир материальных вещей именно под таким углом, и от такого отношения нужно избавляться. Необходимо научиться смотреть на сами вещи, ради них самих, не омрачая взгляд субъективными ограничениями, личными пристрастиями и желаниями.

Такой подход весьма характерен для буддийского искусства Дальнего Востока, т. е. для искусства Японии и Китая. В этой связи есть одна история. У знаменитого художника был ученик, который как-то спросил, как рисовать бамбук. Учитель не сказал: ему возьми кисть и нанеси на бумагу или шелк такие-то штрихи. Он не сказал ничего ни о кисти, ни о красках, ни даже о рисовании вообще. Он только сказал: если хочешь научиться рисовать бамбук, научись сначала его видеть. Это трезвая мысль: разве можно спешить рисовать предмет, не успев его толком рассмотреть? - но именно так поступают многие художники, по крайней мере, любители. И вот ученик стал просто смотреть. Он смотрел на стебли, смотрел на листья. Смотрел на них в туман, в дождь и при лунном свете. Смотрел на них весной, осенью и зимой. Он смотрел на большие бамбуковые деревья и на маленькие. Смотрел на них, когда они были зелеными и когда они желтели, когда они были свежими и упругими и когда они сохли и увядали. Так он провел несколько лет - просто глядя на бамбук. Он по-настоящему познал бамбук, по- настоящему увидел его. И так, глядя на него, познавая его, он стал с бамбуком одним целым. Его жизнь стала жизнью бамбука, а жизнь бамбука - его жизнью. И только тогда он стал рисовать бамбук, и можете быть уверены, что у него получился настоящий бамбук. Можно даже сказать, что бамбук стал рисовать бамбук.

Согласно буддизму - по крайней мере, буддизму дальневосточному, традициям Японии и Китая и, особенно, школам чань и дзэн, - такой и должна быть наша позиция по отношению к материальным вещам. Именно таким должно быть наше отношение ко всей природе, и не только к бамбуку, но и к солнцу, луне, звездам, земле, к деревьям, цветам и людям. Мы должны учиться смотреть, видеть и осознавать и благодаря этому становиться чрезвычайно восприимчивыми. Благодаря такой восприимчивости мы сможем стать единым целым или хотя бы слиться с вещами. А достигнув, такого единства, понимания глубокого родства и глубокого слияния со всеми вещами, мы сможем творить, по-настоящему творить, если у нас есть к этому способности.

III. Осознание людей

Если мы и осознаем людей, то, как правило, осознаем их не как человеческих существ, а как некие внешние объекты. Другими словами, мы осознаем другого человека только как материальное тело, воздействующее на наше материальное тело. Но осознавать людей таким образом недостаточно. Необходимо осознавать их как личностей.

Как это сделать? Как научиться осознавать других как личностей? Конечно, в первую очередь надо на них смотреть. Это звучит просто, но на самом деле очень трудно. Говоря «смотреть», я не имею в виду, что надо глазеть в упор. Вовсе не следует сверлить людей взглядом гипнотизера. Надо просто смотреть, но это не так просто, как кажется. Можно без всякого преувеличения сказать, что есть люди, которые никогда по-настоящему не смотрят на других и есть другие люди, на которых никто не смотрит по-настоящему. Вполне можно за всю жизнь, ни разу не взглянуть на другого человека или не удостоившись ничьего взгляда. А если мы не смотрим на людей, то не можем их осознавать.

Среди всего прочего, чем мы иногда занимаемся в Буддийской Общине Триратна, есть так называемые коммуникационные упражнения. Есть четыре вида этих упражнений, и первое - это «просто смотреть», то есть сидеть и смотреть, без всякого смущения, напряжения или истерического смеха, человека, который сидит напротив и тоже смотрит на вас. Это упражнение стоит первым, потому что не может быть никакого общения, никакого подлинного обмена с другим человеком, если вы его не осознаёте. Разумеется, общение - это целая наука. Я затрагивал ее в связи с совершенной речью, а здесь хочу только повторить, что общение ни коим образом не ограничивается речью. Оно может быть до такой степени непосредственным и тонким, что превращается буквально в телепатию. И если мы имеем дело с таким общением, то это, как правило, указывает на довольно высокий уровень осознанности людей. Более того, такая телепатическая осознанность, как правило, бывает взаимной.

В Индии встречается важная форма осознания другого человека, известная под названием даршан. Буквально даршан означает «взгляд» «видение» - этот термин используют для обозначения осознанности, свойственной духовному учителю. Обычно в Индии у каждого духовного учителя есть так называемый ашрам - духовный центр, где учитель живет, где вокруг него собираются ученики и куда приходят люди, чтобы его повидать. Обычно после вечерней службы, называемой арати, во время которой размахивают светильниками перед образом того почитаемого индуистского божества, учитель остается просто сидеть, а люди приходят. Если это знаменитый учитель, то люди приходят со всей Индии. Их число может измеряться не сотнями, а десятками тысяч; и единственное их занятие - сидеть и смотреть на учителя. Они «получают его даршан». Другими словами, они стараются его осознать - осознать как духовную личность, как живое воплощение духовного идеала.

Знаменитый Рамана Махариши, о котором я упоминал в разделе о совершенной речи, обыкновенно сидел в своем ашраме и «давал даршан» недели и месяцы подряд. Похоже, он просидел там не сходя с места лет лет пятьдесят, и я собственными глазами видел людей, которые приходили со всей Индии, чтобы посмотреть на него и осознать его. Очень часто они не задавали никаких вопросов и не вступали в разговор. Некоторые, правда, заговаривали, но большинство просто сидели, смотрели и осознавали. Они получали даршан. Согласно индийской духовной традиции, считается недостаточным просто слушать наставления учителя. Необходимо еще и осознавать его как духовную личность. Без такой осознанности получишь от учителя очень мало. Можно получить интеллектуально, но не духовно.

IV. Осознание высшей реальности

Осознавать высшую реальность - не значит о ней размышлять; это даже не значит размышлять о необходимости ее осознания. Лучше всего сказать, что осознание реальности представляет собой непосредственное, нерассудочное созерцание. Конечно, у него много видов, но я упомяну только об одном-двух.

Один из самых известных и широко практикуемых из них называется памятованием о Будде (или осознанием Будды), памятованием о Просветленном. Под этим понимается осознание личности Будды, в смысле осознания реальности, воплощенной в образе просветленного учителя-человека. Выполняя эту практику в виде регулярного упражнения, начинают с того, что внутренне осознают внешний облик Будды, - таким, каким он мог выглядеть две с половиной тысячи лет тому назад, когда бродил по дорогам Индии. Видишь или стараешься увидеть высокого безмятежного человека в желтом одеянии, который ходит из одного конца Северной Индии в другой, произнося проповеди и давая учения. Затем видишь, пытаешься внутренне осознать наиболее важные моменты его жизни, особенно, когда он, сидя под деревом бодхи, отражает в своем уме атаки полчищ Мары и обретает просветление. Можно представлять и разные другие эпизоды.

Затем вспоминаешь и осознаёшь духовные качества Будды: безграничную мудрость, бесконечное сострадание, великое спокойствие, безупречную чистоту и т. д. Осознав эти качества, стараешься проникнуть в суть состояния будды, в суть просветления, и осознать его. Другими словами, стараешься осознать самоё высшую реальность, выражающую себя, или даже просвечивающую, через личность или образ Будды, Просветленного.

Аналогично можно практиковать осознание шуньяты, или пустоты: осознание высшей реальности, свободной от всякого понятийного содержания, находящейся за пределами мышления и воображения и даже за пределами желания и устремления. Но такое осознание высшей реальности во всей его чистоте можно практиковать только имея некоторый предварительный опыт медитации.

Из всех уровней осознанности труднее всего удерживать уровень осознания высшей реальности. Поэтому разработано так много методов, помогающих удерживать постоянное памятование, или осознание, высшей реальности, абсолютного, запредельного. Один из таких методов - постоянное повторение мантры: священного слова или слога или последовательности слогов, обычно связанных с конкретным буддой или бодхисаттвой. Длительное повторение такой мантры - разумеется, при условии получения правильного посвящения - позволяет не только установить связь с тем, кому эта мантра принадлежит, но и постоянно сохранять эту связь, несмотря на все превратности судьбы, взлеты и падения, даже тяжких разочарования и трагедии повседневной жизни. В конце концов такое повторение становится спонтанным (но не автоматическим), оно постоянно продолжаясь, даже независимо от желания человека, так что тонкая нить, связывающая его с высшей реальностью, сохраняется даже в гуще дел и занятий, обязанностей и испытаний, а также и радостей повседневной человеческой жизни.

Таковы четыре основных уровня осознанности - осознание вещей, осознание самого себя, осознание других людей и, сверх всего, осознание высшей реальности. Каждый оказывает свое особое воздействие на человека, который его практикует. Так, осознание вещей такими, какие они есть на самом деле, освобождает нас от всякого налета субъективности. Осознание себя очищает нашу психофизическую энергию. Осознание других людей вдохновляет. И наконец, осознание высшей реальности изменяет, возвышает, преображает.
Все эти разные виды осознанности, каждый по-своему, делают свой вклад в процесс высшей эволюции. Все вместе и каждый в отдельности и они подводят нас очень близко к последней стадии пути - совершенному самадхи.

Итак, мы рассмотрели два состояния сознания человека: состояние забвения и состояние осознанности. Мы увидели, чем они друг от друга отличаются, и в чем состоит преимущество осознанного восприятия мира. Конечно, нельзя сказать, что есть только два состояния — осознанности и забвения. На самом деле имеют место разные уровни забвения или разные уровни осознания, что одно и то же. Начиная с полного забвения, когда у человека полностью падает уровень осознанности, и он полностью находится во власти инстинктов и автоматизмов ума. Это происходит, например, во время состояния аффекта, сильного алкогольного опьянения, сильной задумчивости или во время гипноза. Заканчивая состоянием полной осознанности, когда все события, как во внешнем, так и во внутреннем мире, полностью осознаются. Но обычное состояние человека находится где-то посередине. Т.е. в обычном бодрствующем состоянии сознания мы частично осознаем, что с нами и вокруг происходит. И, в то же время, на нас влияют наши мысли, создаваемые нашим умом, т.е. есть некоторая степень погруженности в состояние забвения.

Чем меньше мы осознаем, что с нами и вокруг нас происходит и погружаемся в мир грез, тем ближе наше состояние к состоянию забвения. Чем больше мы осознаем, что вокруг и внутри нас происходит, тем выше наша степень осознанности .

В течение суток степень осознанности человека все время меняется. Когда мы что-то делаем на автомате, не отдавая себе отчет в том, что происходит вокруг, у нас низкая степень осознанности. Как только мы выходим из этого погружения и начинаем видеть, что происходит вокруг и с нами, то наша степень осознанности сразу возрастает. Некоторые люди чаще бывают в состоянии забвения или близко к нему. Некоторые чаще находятся в более осознанных состояниях. Для каждого человека можно вывести средний уровень осознанности , в зависимости от того, в какой степени осознанности он чаще всего бывает в течение суток. Если уровень осознанности человека низок, то он часто бывает поглощен образами своего ума или инстинктивными программами поведении, при этом мало отдавая себе отчёт в том, что происходит. Если уровень осознанности высокий, то человек большую часть времени находится в состоянии осознанности, отдает себе отчет в том, что происходит как в его внутреннем мире, так и во внешнем мире.

На самом деле уровень осознанности можно тренировать. Все, что для этого нужно, это как можно чаще возвращаться в текущий момент, в состояние осознанности. Т.е., чтобы быть осознанным, нужно стараться быть осознанным. А для этого нужно быть заинтересованным в этом состоянии. Если вы не считаете важным осознанное состояние сознания, то никакая сила не заставит вас как можно чаще находиться в нем. К счастью, само пребывание в состоянии осознанности вызывает ощущение тонкого блаженства. В этом состоянии вы начинаете чувствовать мир совершенно по-другому. Он становится более насыщенным красками. Вы начинаете все чаще замечать красоту мира. Вы видите мир как бы объемным. Ваше сознание расширяется. Состояние осознанности очень приятно и полезно. Достаточно попробовать его некоторое время, и вы увидите все прелести пребывания в этом состоянии. И тогда вам себя не нужно будет уговаривать переходить в состояние осознанности. Ваш ум сам это будет делать. Он сам будет переводить ваше внимание на ваше ощущение присутствия, в состояние осознанности. Он это будет делать потому, что в этом состоянии вы получаете удовольствие. А то, что нам нравится, нам хочется делать все чаще и чаще.

Другим методом увеличения уровня осознанности является медитация. На самом деле само состояние осознанности и есть медитация. Это медитативное состояние. Однако, часто медитацией называют специальную процедуру, которую вы делаете, чтобы войти в медитативное состояние, т.е. в состояние осознанности. Обычно медитация проводится так. Вы садитесь на стул или в специальную позу и концентрируетесь на одном из проявлений наличной действительности: дыхание, ощущение тела, звуки или внешние объекты, которые вы можете наблюдать прямо сейчас. Т.е. в медитации вы осознанно направляете свое внимание на события текущего момента, на здесь и сейчас. Это один из методов входа в состояние осознанности. Ежедневно медитируя, вы тренируетесь переводить свое внимание в настоящий момент из мыслей о прошлом и будущем. Таким образом, у вас нарабатывается навык перехода в состояние осознанности. Чем чаще вы медитируете, тем чаще будете в повседневной жизни быть в осознанном состоянии. Так повышается уровень осознанности с помощью медитации.

Лично я предпочитаю первый вариант развития своей осознанности. Когда вы медитируете, ваш ум “скачет” от одного объекта внимания к другому, а по правилам медитации, вы должны держать свое внимание только на одном объекте. По сути, это даже не медитация, а концентрация. Это несколько утомительно. Кроме того, медитацией вы занимаетесь только ограниченное количество времени в сутки, а остальное время ваш ум работает в привычном ему режиме, которое часто близко к состоянию забвения. Т.е. ваши усилия в развитии уровня осознанности в состоянии медитации практически нейтрализуются остальным временем, которое вы проводите в обычном бытовом состоянии сознания.

В случае же простого перевода внимания на настоящий момент, вам не нужно держать внимание только на одном объекте. Вы отпускаете свое внимание и наслаждаетесь тем, на что оно направлено. Сейчас вы видите прекрасный цветок. Через мгновение вы уже ощущаете трепет в вашем теле. Потом ваше внимание вдруг перешло на шелест листьев. Все хорошо. Пусть ваше внимание идет куда хочет. Единственное условие — это чтобы объект наблюдения был в текущем моменте времени, а точнее, вам нужно отслеживать те моменты, когда вы увлекаетесь мыслями или эмоциями. В этом случае вам нужно возвращаться в наличную действительность и продолжать осознавать реальность. Эту практику, если ее так можно назвать, можно делать где угодно и когда угодно. И, более того, это очень приятно, поэтому вам захочется ее делать как можно чаще. Это значит, что время вашей практики, в отличие от времени процедуры медитации, растягивается практически на весь день. Давайте назовем эту практику практикой осознанного присутствия , чтобы впоследствии быстро ссылаться на нее. И, как я уже сказал выше, это даже не совсем практика, т.к. вы ничего специально не делаете. Все, что от вас требуется — это просто вспоминать, как приятно быть в осознанном состоянии сознания, и все. А дальше ваше внимание само перескочит в состояние осознанности.