Главная · Бытовая техника · Письмо строчной буквы "й". Потому что запятая. Даётся дифференцированное задание в парах

Письмо строчной буквы "й". Потому что запятая. Даётся дифференцированное задание в парах

Тема: ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «й» «Й»

Ц е л и: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-

двигательный образ строчной буквы «й»; продолжить формирование умений делить слово на слоги,

букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение

и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных

операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического

конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Формировать личностные УУД : стремится к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; осознают роль речи в общении людей; поймут богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, выполнять установку на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: научатся обмениваться мнениями, учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Регулятивные УУД: научатся организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать своей деятельности иллюстрации, фишки и звукобуквенные схемы.

Познавательные УУД : научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Предметные УУД: научатся различать звук [й], определять в словах.

ОБОРУДОВАНИЕ : «Азбука» тетрадь по письму № 2

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель проводит и г р у «Доскажи словечко».

 Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется… (трамвай).

 Что мы ели? Угадай!

Кара… (вай).

 Что нам пели? Угадай!

Баю… (бай).

 Что за месяц? Угадай!

Месяц… (май).

 Что в стакане? Угадай!

Сладкий… (чай).

– На что еще похожа буква й?

– Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «й»,

которая обозначает мягкий согласный звук [й’].

III. Повторение звука [й’], изученного на уроке чтения.

– Придумайте слова со звуком [й’] в начале слова. (Йод, йога, йогурт.)

– Придумайте слова со звуком [й’] в середине слова. (Майка, чайка, зайка.)

– Придумайте слова со звуком [й’] в конце слова. (Май, чай, каравай, трамвай, сарай.)

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й’] в словах: (лиса, лайка, игрок, соловей,

малина, змей, имя, чай, клей, карандаш.)

– Дайте характеристику звуку [й’]. (Согласный мягкий звук.)

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «й» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «й»: малой и большой печатных,

строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «й».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «й». (Две полоски в форме прямой

линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых

состоит строчная буква «й».

– Выполните конструирование строчной буквы «й» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 1 (или № 2), № 3 и № 12, необходимых для

конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 6, № 7, № 38 для дифференцирования

размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа».

(Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной

буквы «й» на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки,

делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки,

отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление

вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6).

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх, отклоняясь вправо (3), вниз (4), вправо (5), вправо (6) .

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «й» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления

мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

Подготовка руки к письму.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!»

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!»

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На

последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и строчной буквы «й».

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

– Прочитайте слоги с буквой «й». Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее

VII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте первую группу букв и выделите в них общий элемент. (Общий элемент букв

а, у, ы, и, й, м, н, л – это полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Впишите этот элемент в рамку.– Проанализируйте вторую группу букв и выделите в них общий элемент.

– Найдите переменное свойство общего элемента букв Й, Л, М, И, У – полоска в форме прямой

линии с закруглением с одной стороны. (Подчеркивание в тетради указывает на переменное

свойство: буква «М» – отличие в форме, буква «У» – отличие в пространственном положении.)

– Переконструируйте строчную букву «й» в строчную букву «и»; в строчную букву «а»; в

строчную букву «ы».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

VIII. Письмо слов и предложений.

– Прочитайте слова со звуком [й’]. Чем похожи данные слова? Чем отличаются?

– Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Объясните, почему.

– Какой знак препинания необходимо ставить в конце предложения?

– Запишите схему этого предложения.

– Какое слово-помощник используется в этом предложении? (Слово «у».)

– Проанализируйте каждое слово данного предложения. Сколько в нем слогов? Какой слог

ударный? Какие виды соединений используются?

IX. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии;

полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

X. Итог урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета. Кому было трудно и неинтересно-красного цвета.

Спасибо за урок. Урок окончен!

Черноус Татьяна Михайловна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей №5 г. Воронеж

Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по программе Н. В. Нечаевой «Обучение грамоте»

Тема урока : Написание буквы Й (и – краткое) заглавная.

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Й (и – краткое) заглавной; формировать навыки написания буквы.

УУД: формировать интерес к предметно – исследовательской деятельности предложенной в учебных пособиях.

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Ход урока.

    Организационный момент

Подошла к концу перемена,

Урок ей приходит на смену.

Мы продолжаем учиться писать

И новые знания открывать.

    Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, какой у нас урок? (Урок обучения письменной грамоте. Урок русского языка.)

А что мы делаем на этом уроке? (Учимся писать элементы букв, буквы и слова. А так же мы умеем составлять предложения.)

Зачем нам уметь писать? (Мы должны быть грамотными людьми. Что быть умными.)

А почему мы учимся писать письменными буквами? (Письменными буквами быстрее писать и они красивые.) (Письменные буквы писать проще, чем печатные.)

Откройте тетради. Мы уже умеем писать буквы? (Да мы уже много букв писали.)

Сейчас проверим как вы научились писать буквы. (Проводится выборочный диктант по картинкам. Учитель показывает картинки, а ученики выполняют определенные задания.)

Я буду показывать картинки, а вы запишите первую букву слова. Пишем строчные буквы.

МАЙКА ЛЕЙКА

РЕЙКА УЛИТКА

Давайте проверим правильно ли вы определили буквы? (м,л,р,у)

Посмотрите еще раз на картинки, какое задание вы можете предложить выполнить. (учащиеся предлагают свои варианта заданий и выбирают более интересные)

* Выбрать лишний предмет.

Давайте поиграем в игру «Четвертый «лишний».

Какое слово здесь «лишнее» и почему? (Лишнее слово УЛИТКА.)

(Это слово лишнее по трем основаниям и дети доказывают это.

    Это слово «лишнее» т.к. у него три слога. 2. Это слово «лишнее» т.к. оно начинается с гласного звука. 3. У него нет звука Й или буквы й – краткой.)

3. Работа по теме урока.

А мы умеем писать букву «й» - краткое прописную строчную. (Да мы умеем ее писать)

Пропишите букву в тетради столько раз сколько вам лет?

Физминутка

- Встали все. Сейчас мы с вами поиграем. Хлопаем в ладоши тогда, когда я назову слово с о звуком[ Й], буква и краткая. Мышь, воробей, ворона, легкий, ласточка, стриж, лейка, майка, ворота, стул, скамейка, стена, мама, йод. - Первыми сели девочки, а потом мальчики. (Соревнование, кто тише сядет.) - А какое слово было последним в физминутке? (слово «йод») - С какого звука начинается это слово? (Со звука [ Й]) - А какой буквой обозначается этот звук? (Буквой и – краткой) - Если предложение будет начинаться с буквы Й, то как мы пишем начало предложения? (Начало предложения пишется с заглавной буквы.) - Мы умеем писать Й заглавную? (Нет. Но она похожа на буква И. Состоит из таких же элементов.)

В чем ее отличие от буквы И? (У нее есть шапочка)

Откроем прописи на стр. 25 на верхней строке пропишем чередуя буквы И и Й.

Образец прописывается на доске. Выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее.

А какое задание еще есть в прописи? (Стихотворение)

Чтение стихотворения учителем.

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»

Про что это стихотворение? (Про йод)

Давайте обведем красиво все буквы в стихотворении. (Дети обводят буквы по пунктирам)

Попробуйте повторить стихотворение. А почему автор называет йод хорошим? (Йодом, когда поранишься, обрабатывают ранки и он в этом случае полезный.)

Давайте подберем к слову хороший противоположное по смыслу слово.

Хороший - плохой

Что кричит герой в этом стихотворении? (Ой – ой – ой!)

- Какой знак стоит в конце и почему? (Так как он кричит громко, поэтому стоит восклицательный знак.)

Давайте запишем эти слова в прописи на пустой строчке. С какой буквы будем писать? (С заглавной)

4. Закрепление материала

Рассмотрите внимательно задание № 3 в прописи. Придумайте задание для этого упражнения.

* Подчеркнуть букву й в словах.

* Разделить на слоги.

* Назвать слова в которых 1 или 2 слога.

5. Итог урока

Кто сегодня доволен своей работой?

А какие трудности вы сегодня преодолевали?

С чем мы сегодня познакомились на уроке?

Литература

Тетрадь по письму 1 класс авторы Н.В.Нечаева, Н.К. Булычева

Издательский дом «Федоров» 2011

Тема: «Письмо строчной и прописной буквы Й, й».

Тип урока: урок формирования графического навыка,

Урок изучения нового материала.

Вид урока: традиционный урок.

Цели урока:

а) образовательные:

– формирование представлений о роли буквы й в обозначении

звука [й"];

Формирование зрительно-двигательного образа буквы й строчной и прописной;

б) развивающие:

– развитие умения отличать согласный звук [й"] от гласного звука [и];

Развитие графического навыка, мышления, речи, фонематического слуха.

в) воспитательные:

– воспитание в детях таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания.

Ход урока:

l.Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

ll.Основная часть.


  1. Артикуляция знаний учащихся.
Повторение звука, изученного на уроке чтения.

1) На полочке доски выставлено пособие «Поезд» с тремя вагонами.

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий.

Он вагоны повёз, словно настоящий.

Рассмотрите внимательно пассажиров поезда. Что это за пассажиры?

Вспомните, с каким звуком мы познакомились на уроке чтения. Дайте его полную характеристику (расскажите о звуке [й"]).

Покажите эту букву в алфавите.

А теперь все вместе повторим буквы алфавита, которые мы изучили.

На доску вывешиваю строчную и прописную букву Й, й.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами будем учиться писать строчную и прописную букву Й, й.

Давайте внимательно посмотрим на букву Й, й. Скажите, ребята, на какую букву похожа буква Й, й.

Потому что запятая на её плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.
- Мы сегодня научимся писать эту букву красивую и аккуратную.

lll .Физкультминутка «Зайка».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал, зайка – прыг! – и убежал.

Прилетели утки, заиграли в дудки.

Ах, какая красота, заиграли в дудки.

Взялись зайцы за бока, заплясали гопака.

Вот какая красота, заплясали гопака.

lV .Формирование зрительно-двигательного образа буквы й.

1) Рассмотрим образец буквы Й, й строчной и прописной. Из каких элементов состоит прописная буква Й? Из каких элементов состоит строчная буква й?

2) Найдите эту букву в алфавите и обведите пальчиком правой руки.

3) Напишем эту букву на доске. Посмотрите, как я напишу букву Й. Букву й.(Запись буквы Й, й на доске).

Затем букву Й, й пишут ученики на доске.

3)Напишем букву Й прописную и й строчную пальчиком правой руки на парте.

4)Напишем букву й под счёт:

в воздухе.

V .Работа в тетрадях.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Вспомним правила посадки и положения тетради.

Прописываем сначала строчную букву Й, а затем прописную букву й.

Постараемся написать так красиво и аккуратно, чтобы приятно было самому посмотреть на свою работу.

6) Читаем слоги с доски: ай ой Ай Ой.

Почему они звучат одинаково, а пишутся по-разному?

Спишите эти слоги в тетрадь.

Vl . Физкультминутка для пальчиков и глаз:

Сидя: Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок.

Vll . Работа с разрезной азбукой.

Составить слова лай май

лайка майка

Разобрать с детьми, сколько слогов в каждом слове. Где находится буква й, в начале, в конце, в середине?

Vlll . Письмо под диктовку.

Сейчас мы будем писать слова под диктовку.

Рой, май, мой, дай, майка, зайка.

l Х. Первичное закрепление.

Игра «Узнай звук»

(на различение звуков [й"] и [и]).

Я буду называть слова. Если вы услышите согласный звук [й"], вы должны хлопнуть в ладоши, если звука й в слове нет, вы просто стоите.

Лиса, майка, игра, лицо, соловей, умывальник, ель, троллейбус, ножницы, змей, имя, чай.

Х. Вторичное закрепление. Работа с учебником.

2.с. 96, списать 2 строчки.

Хl. Итог урока.

Итак, ребята, какую букву мы сегодня с вами научились писать?

Какие слова с буквой й мы писали?

Молодцы! На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п. Клетня Брянской области
Строчная буква й
1 класс
Урок разработала
учитель начальных классов
Исаченкова В. А.
Педстаж 9 лет
Первая квалификационная
категория

2015 г
Строчная буква й.
Класс: 1
Предмет: обучение грамоте
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: научить письму строчной буквы «й».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
­становление положительного отношения к урокам письма;
­овладение элементами способности оценивать свой учебный труд, принимать
оценки одноклассников, учителя;
­осознание себя как индивидуальности и как члена общества с ориентацией на
проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
­организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
работы;
­принимать учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
­планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно­
познавательными, учебно­практическими задачами;
­контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
­оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия:

­осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач
из собственных наблюдений;
­понимать информацию, основную и второстепенную;
­применять для решения задач, под руководством учителя, логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления
причинно­следственных связей, построения рассуждений и выводов;
­наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
­осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
­аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные для одноклассников высказывания, задавать вопросы;
­вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;
­допускать возможность существования у одноклассников различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты:
­ сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание
букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма,
умение различать гласный звук И от согласного Й;
­ способствовать формированию информационной культуры учащихся;
­развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление,
орфографическую зоркость;
­воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению,
любовь к родному языку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, «Пропись 1 кл. №2»
В.Г.Горецкого, образец написания буквы й,

карточки ­ заготовки для звуковых схем, тема урока, рисунок йога, буквы на
магнитах, элементы буквы й.
Дидактические материалы: презентация, сигнальные карточки жёлтого,
зелёного и красного цветов для самоконтроля детей, цветные карандаши.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

I .Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел сейчас звонок –
Начинается урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Уже звонок нам дал сигнал:
Всем работать час настал.
Дети: Будем внимательны,
А ещё старательны!
II .Актуализация знаний.
(на доске образец строчных букв)
И, Р, Л, Ы, О, Й, Н
­Назовите буквы.
­ На какие группы можно разбить? (Буквы гласных звуков и буквы согласных
звуков)
Ученик выходит к доске и классифицирует буквы.
­К какой группе вы отнесли букву й? (К буквам согласных звуков)
­Дайте характеристику звуку /й/.

III
. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.
­Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте, кто это?
(Это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые
невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может буквально
завязать все свое тело в узел; он спит на гвоздях, может надолго задерживать
дыхание и пульс;)
­Правильно, это йог. (Вывешивается картинка йога)
­Выполним звуко­буквенный анализ этого слова.(Один ученик у доски)
Дети выполняют в парах на своих местах.
­Назовите первый звук в слове йог.(/Й/)
­Какой буквой на письме обозначается звук /й/.(Буквой й)
­А сможем ли мы записать это слово? Почему? (Мы не знаем, как пишется
буква й)
­Сформулируйте тему урока.(Строчная буква й)
­Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться писать строчную букву й,
слова и предложения с этой буквой)
IV
. Изучение нового материала.
­А чтобы научиться писать строчную букву й, что нам поможет? (Пропись)
­Открываем пропись на с.13
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду ровно, не согнусь,
Низко я не наклонюсь.
Сравнение й и и.
­Давайте сравним, с какой буквой схожа буква й? (С буквой и)
­А чем различны? (Галочка или дужка сверху, буква и гласная буква)

Букву й зовут «и­краткой»
Й как и_в твоей тетрадке.
Чтобы й_не путать с и
Сверху галочку пиши.
Анализ элементов букв.
­Из каких элементов состоит буква й? (Строчная буква й состоит из 3­х
элементов: двух наклонных линий с закруглением внизу и короткой выгнутой
линии.
­У вас на столах зелёные конверты, откройте их и соберите из элементов
букву й.
­Найдите эти элементы и обведите их по контуру и узор в широкой рабочей
строке.
Письмо буквы.
­Слушаем и слышим. (Включается фрагмент написания буквы й)
­ Начинаем писать букву от верхний линии движением руки вниз. Проводим
прямую наклонную линию, которая закругляется вправо возле нижней линии
и ведётся наклонно к верхней линии. Отсюда, не отрывая руки, проводим
снова вниз прямую наклонную с таким же наклоном, как и первую, и
закругляем возле нижней строчной до середины строчки. Над верхней
строчной линией между двумя написанными элементами буквы пишем третий
– короткую выгнутую линию движением вправо. Под счёт: раз­и­два­и­три.
­Пропишите в воздухе под счёт раз­и­два­и­три.
­Найдите верхнюю рабочую строку и пропишите до слова.
­Найдите букву, которая получилась у вас лучше всех.
Физкультминутка
­Я называю слова, если вы слышите в них звук /й/, хлопайте в ладоши, если
нет, садитесь на корточки:
Лиса, лайка, пружина, умывальник, соловей, троллейбус, яблоко, машина,
чай, чайка, Москва, рейка, зайка, дом, йод, йогурт, баю­бай, муравей, шубка.

IV
.Отработка навыка письма изученной буквы.
­Сейчас мы будем писать слово, а какое­я сделаю вам подсказку­в нём один
слог, три буквы, три звука и оно обозначает весенний месяц (Май)
­Найдите это слово и пропишите его в прописи.
Работа над предложением.
­Что написано на следующей рабочей строке?(Предложение)
­Докажите (Первое слово написано с заглавной буквы, в конце
восклицательный знак, слова связаны по смыслу)
­О чём это предложение?
­Для чего нужны дорожные знаки? (Помогать пешеходам и водителям)
­А кем являемся мы? (Пешеходами)
­Что нам помогает переходить дорогу? (Пешеходный переход и светофор)
­Вспомните цвета светофора, какой сигнал подаёт нам светофор, чтобы
переходить дорогу?
­Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения?
­А как вы думаете, наш гость их соблюдает?
­Конечно. Вы люди должны соблюдать правила дорожного движения. А
теперь запишите это предложение.
Не забывайте, смотрю на образец, пишу по образцу.
­Ребята, йог приготовил вам загадку, а отгадав её, узнаете, о чём пойдёт речь
в следующем предложении:
Кинешь в речку­не тонет,
Бьёшь об стенку­не стонет,
Будешь оземь кидать,
Станет кверху летать.(Мяч)
­Прочитайте.

­ Чем отличается оно от первого? (В конце стоит вопросительный знак)
­Как читается? (Вопросительно)
­Давайте ответим на вопрос? (Мяч зелёный)
Ученик работает у доски.
Физкультминутка «Как живёшь?»
Дети встают из­за парт.
­Как живёшь ты?
­Вот так! (показывают большой палец руки)
­Как идёшь?
­Вот так! (дети показывают шаг)
­А бежишь?
­Вот так! (движения при беге)
­Ночью спишь?
­Вот так! (руки под щёку, нагнуть голову)
­Как берёшь?
­Вот так! (ладонь в кулачок)
­А даёшь?
­Вот так! (ладонь раскрыта)
­Как молчишь?
­Вот так! (прикрыть ладонь руками)
­А грозишь
­Вот так! (погрозить соседу пальчиком)
­А теперь я прочту вам предложение. (Читает учитель)А вы подумаете, что я
вам прочла?
(Пословицу)

­ Когда так говорят? (Когда закаляются)
­Чем это предложение отличается от других? (Напечатано)
­Правильно. А мы что должны сделать? (Написать прописными буквами)
­А теперь обозначим гласные буквы.
­Ну, молодцы!
­А сейчас задание для самых любознательных. А кто у нас самый
любознательный?
На магнитах слово зайчик.
Используя порядок цифр, составьте новое слово­чай.
­Найдите в прописи слово зайчик и вместо точек запишите слово чай.
V. Итог урока. Рефлексия.
1.­Оцените себя, кто научился писать строчную букву й?(Поднимают
сигнальную карточку)
2.­Кто научился соединять строчную букву й?
3.­Сможетели вы теперь написать слово йог? Кто хочет, можете дома в
дополнительных тетрадях написать это слово.
4.­А теперь поднимите сигнальную карточку, если у вас всё получилось и не
было затруднений­зелёного цвета, если были некоторые затруднения­жёлтого
цвета, и красного цвета­если вы не научились писать строчную букву й и вам
было трудно.
­Спасибо за урок!

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма. 1 класс

Тема : Заглавная буква Й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Деятельность учащихся и планируемые результаты:

Предметные: различать звук и букву, характеризовать звук [й"] – согласный, звонкий, мягкий;

Регулятивные: принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, называть правильно элементы букв Й, в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначая его точкой, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Наблюдать за звуком [й"] на конце и в середине слова, слышать его, обозначать на письме буквой й. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта;

Познавательные: воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Обозначать правильно границы предложения;

Коммуникативные: выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [й"]. Выполнять правила работы в паре;

Личностные: оценивать свою деятельность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. Слайд 1. Урок письма.

2. Актуализация знаний.

Среди слов переполох,

Что за странные слова

Заселили все дома. Слайд 2 домики со словами.

Ребята, а вы знаете такие слова?

Что же с ними произошло? (пропала буква)

А что же это за буква? (Й – краткое)

Назовите слова, которые заселили эти дома. (зайка, майка, чайник, сарай, йогурт, змейка)

Какое значение имеет буква Й – краткое в словах? (Важное)

Почему? (Если в слове её нет на своём месте, то слово становится непонятным, теряет свой смысл и значение).

А почему эта буква получило такое название?

А помогут нам в этом наши гости, только вам надо угадать,как их звать. слайд смайлики

Когда пугаемся или чего- то неожиданное видим, то мы говорим? ОЙ!

Когда ушибаемся, падаем, уколемся, то кричим?

АЙ!

Когда нам надо кого-то окликнуть, позвать, то мы кричим?

ЭЙ!

Что можете сказать про имена наших героев?

(Междометия. Выражают чувства, состояние, но не называют их.)

Что общего в названии этих имён? (Буква Й)

Сколько звуков в каждом имени? (2)

Произнесите последний звук.

Какой он – гласный или согласный? Почему? (При произношении звука Й губы раскрыты не широко, между зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба)

Давайте, определим: какой он – твёрдый или мягкий, произнесите ещё раз? (В ушах есть звон, при его произнесении слышится голос и шум. Звук Й произносится мягко)

Делаем вывод!!!

(звук Й - согласный, звонкий, всегда мягкий).

В словах, где стоит буква « й» мы слышим звук И, но только не поём его, а произносим прерывисто, коротко.

Вместе произносим стихотворение (хором):

Вместе с вами скажем дружно:

Букву Й краткую запомнить нужно!

Это буква непростая

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Слайд написание буквы Й (заглавной) стр.25.

3. Постановка целей и определение темы урока.

Цель урока.

1. Познакомиться с написанием заглавной буквы Й.

2. Будем сравнивать печатную и письменную буквы.

3. Научимся писать слова и предложения с новой буквой.

4. Работа по теме урока.

1. Знакомство с буквами Й, й. (Приложение № 1)

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква непростая,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари –

Станет краткой буква И.

А. Шибаев

Сравним печатную и письменную буквы.

На что похожа буква Й?

Из скольких элементов состоит эта буква? (3)

Назовите элементы заглавной буквы й.

Напишите заглавную букву Й.

Прочитайте с доски. (Приложение № 2)

Ма мой лей

Май вой пей

Лай рой вей

Дай пой сей

5. Физкультминутка « Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

6. Продолжение работы по теме урока.

Поработаем со словарными словами и запишем их в словарик.

(Приложение № 4)

ЙОГУРТ, ЙОД

Что такое йогурт?

Придумаем предложение со словом йогурт.

Хорошо читающие ученики читают текст. Все внимательно слушают и отвечают на мои вопросы.

Йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь – кота, а некоторые поцарапанные дети… йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали, а из поцарапанного пальца долго шла бы кровь. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

Что интересного вы узнали о йоде?

Из чего добывают йод?

Проведем звуко-буквенный анализ слова «йод»(работа со схемами).

Прочитайте четверостишие В.Лунина. Назовите слова, противоположные по смыслу словам "хороший", "злой". Выпишите слова, которые кричит герой стихотворения.

Прочитайте слова, разделите слова на слоги. Выпишите слова из двух слогов. (милый, мои, умой).

Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос Какой? (лимонный, умный, мирный). Запись в прописи.

На доске картинки: трамвай, троллейбус. (Приложение № 3)

Что это? (транспорт)

Какие виды транспорта вы знаете?

Какие правила дорожного движения вам знакомы?

Какие три цвета имеет светофор? (красный, жёлтый, зелёный).Запись слов в прописи.

На какой звук заканчиваются все эти слова?

Прочитаем стихотворение С.Маршака "Мяч" (Слайд 8)

Что вы знаете о трамвае, троллейбусе?

Придумайте предложения с этими словами и запишите их в тетрадь.

Трамвай идет по рельсам.

Троллейбус едет по дороге.

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия - На уроке я узнал……

– Я запомнил …….

Я научился……

Я удивился ……

Провести самооценку по алгоритму.