Главная · Измерения · Поиск осужденных в годы войны. Хрущев в плену не был

Поиск осужденных в годы войны. Хрущев в плену не был

Приветствую камрады! Я новичёк в деле поиска военнослужащих РККА, где искать, куда обращаться, пока не имею ни малейшего понятия, потому прошу совета и помощи знатоков. Собственно говоря, устанавливается судьба Ломовцева Владимира Анатольевича 1907 г.р., проходил службу в 1 батальоне 10-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой бригады. Арестован 23 марта 1943 года по подозрению в проведении антисоветской агитации среди военнослужащих. После обвинительного приговора его судьба для родственников теряется. Как и с чего начинать поиски, подскажите...
Прилагаю фото запроса (плохое качество, телефон слабенький был), в которой предлагается обратиться в ГУИД МВД... Знаю, что в свое время запрос туда делался и ответ был, что такой информации не имеется... Разыскиваемый является прадедом супруги, хотелось бы выяснить судьбу родственника.

Нажмите, чтобы раскрыть...

ОСУЖДЕННЫЕ.
Подскажите, где можно найти приговоры осужденных во время ВОВ военным требуналом летчиков?
Ответ: Игорь Иванович Ивлев » 22:21

Приговоры хранятся в ЦАМО РФ в документах соответствующих в/частей – мест службы воинов. Иногда приговоры можно встретить в политдонесениях или в приказах по в/части.
Уголовные дела также в ЦАМО РФ, если по каким-либо причинам не изъяли или не уничтожили.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вам надо писать запросы и в ЦАМО, и в Главную военную прокуратуру, и в ГИАЦ, …
Ответы высылаются только родственникам!
Поэтому в запросе Вы должны обязательно указать степень родства с осужденным!

За помощью и консультацией в написании запроса можно обратиться в прокуратуру (военную прокуратуру) в вашем городе.
Тот, к кому Вы обратитесь в прокуратуре (постарайтесь попасть на личный прием) знает, какие запросы надо делать и в какие инстанции.
При первом визите захватите с собой документы и их копии, подтверждающие родство с тем, чье дело хотите смотреть.
Непосредственно в прокуратуре напишите запрос с просьбой на ознакомление с уголовным делом (в смысле это будет выглядеть так – после вашего запроса уголовное дело пришлют в военную прокуратуру, …Вас вызовут и Вы у них дело почитаете).
Само дело может храниться в ЦАМО, в ФСБ или в МВД (все зависит от рода войск, в котором воевал осужденный).

Перед войной в основу режима содержания правонарушителей были положены следующие принципы: 1) обеспечение надежной изоляции в соответствии с тяжестью уголовного наказания; 2)

достижение наибольшей эффективности труда заключенных; 3)

обязательность работы каждого заключенного по назначению администрации; 4) поощрение честного отношения к труду и соблюдения режима.

Вместе с тем практика показала, что ряд вопросов, связанных с содержанием заключенных, требует уточнения и дополнения. В связи с этим руководство ГУЛАГа в мае 1941 г. приняло решение о создании специальных комиссий по разработке положений: о питании и вещевом довольствии; о режиме содержания; о премиальном вознаграждении; о бригаде, колонне, лагерном пункте и отделении в ИТЛ; о коммунально-бытовых отделах лагерей. Однако в связи с началом войны эта работа была приостановлена, а деятельность комиссий свернута.

С началом войны перед НКВД СССР встала задача перестройки работы лагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени. Для предотвращения возможных случаев совершения вражескими элементами диверсионных актов была усилена охрана складов с оружием, взрывчатыми и отравляющими веществами, промышленных объектов, теплосиловых установок, материальных баз и других важнейших объектов.

Военизированная охрана перешла на военное положение с казарменным размещением всего личного состава. Особое внимание уделялось повышению боеспособности охраны, подвергшейся значительным качественным изменениям вследствие передачи в Красную Армию 69% общего числа бойцов и командиров. Их заменили лица пожилого возраста, инвалиды и женщины.

С началом Великой Отечественной войны руководство лагерей получает от руководства ГУЛАГа и НКВД СССР ряд указаний и распоряжений об изоляции заключенных, усилении охраны, изъятии репродукторов, запрещении выдавать газеты, прекращении свиданий, переписки с родственниками и перевода им денег, увеличении до 10 часов рабочего дня и нормы выработки на 20%, прекращении освобождения отдельных категорий заключенных, сосредоточении особого контингента на специальных лагерных пунктах и т. д. Ряд ограничений носил кратковременный характер.

Эвакуация заключенных лагерей и колоний в связи с военной обстановкой проводилась в спешном порядке. В пути следования часть из них, в основном судимые за бытовые преступления с остатком неотбытого срока менее года, освобождались на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1941 г., что приводило к запутыванию учета контингента. В изменившейся обстановке было трудно требовать от хозяйственных органов, использующих труд заключенных, подготовки вполне оборудованных помещений для их размещения. Понимая это, руководство ГУЛАГа ориентировало начальников лагерей на выполнение хозорганами минимальных требований по ранее заключенным типовым договорам в части создания условий для размещения заключенных.

В первые дни войны был изменен режим отбывания наказания как в лагерях, так и в колониях. Независимо от характера соверагенного преступления для всех заключенных устанавливал - ся единый режим отбывания наказания - строгий. Тем не менее осужденные за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой и побеги, а также заключенные - подданные иностранных государств и рецидивисты были взяты под усиленную охрану. Максимально было сокращено количество лиц, пользовавшихся до этого правом передвижения без конвоя, что позволило не допустить в сложных условиях работы увеличения числа побегов из мест заключения. Статистические данные показывают", в 1941 г. бежало 11 796 человек, что составило 0,36% к среднегодовому количеству заключенных. В 1940 г. этот показатель составлял 0,37%, т. е. произошло даже незначительное сокращение числа побегов.

С началом войны прекратилось освобождение заключенных, осужденных за особо опасные преступления (шпионаж, террор, диверсии и др.). Общее число лиц, задержанных с освобождением до конца войны, составило 17 000 человек.

Для усиления охраны заключенных администрация МТУ получила право назначать в самоохрану осужденных за малозначительные преступления, но их число не должно было превышать 20% личного состава подразделений охраны. Заключенные, зачисленные в самоохрану, хотя и несли службу без оружия, тем не менее назначались во все караулы и конвои.

С октября 1941 г. руководству лагерей рекомендовалось максимально расконвоировать и использовать бывших работников органов НКВД, милиции, военизированной охраны, осужденных за маловажные преступления, совершенные до 22 июня 1941 г., на следующих видах работ:

трактористами, шоферами, слесарями, автотехниками, врачами; на административно-хозяйственной работе (заведующими фермами, прорабами, десятниками, комендантами лагерных пунктов и т. д.);

в военизированной охране на должностях рядового состава; в военизированной пожарной охране на должностях рядовых и младшего начальствующего состава;

в учетно-распределительных частях на должностях инспекторов, заведующих (только бывших чекистов).

По сравнению с другими категориями расконвоированных заключенных частично изменялось их правовое положение, а именно: они подлежали расконвоированию без ограничения маршрута передвижения, выводились для проживания за зоной без охраны, для них создавались улучшенные бытовые условия, разрешались переписка и получение посылок без ограничения.

Одновременно с этим запрещалось содержать на административно-хозяйственной работе, в охране и учетно-распределитель- ных отделах судимых за контрреволюционные преступления, а также воинские, совершенные после 22 июня 1941 г.

Условия военного времени оказывали неблагоприятное влияние на физическое состояние заключенных, что повлекло за собой снижение трудоспособности. В целях улучшения физического состояния контингента ГУЛАГ НКВД в декабре 1941 г. издал распоряжение, в соответствии с которым с 15 января по 15 мая устанавливались пониженные нормы выработки для заключенных, по трудоспособности отнесенных к категории легкого труда, но используемых на физических работах. На основании заключения комиссии норма выработки для таких лиц снижалась до 50% с зачислением их в отдельные бригады или звенья. Питание таким заключенным полагалось выдавать по полной норме, а премиальное вознаграждение выплачивать, исходя из нормальных расценок по фактическому объему выполненной работы.

Напряженная фронтовая обстановка первого периода войны, эвакуация заключенных из прифронтовой полосы, рост более чем в полтора раза числа осужденных за контрреволюционные и иные опасные преступления, прекращение освобождения во время войны этой категории осужденных - все это повлекло за собой создание многочисленных повстанческих и диверсионных организаций и групп, подготовку вооруженных групповых побегов, распространение пораженческих настроений, усиление бандитизма и др. Наиболее активную повстанческую работу проводили прибывшие в лагеря из мест заключения Прибалтийских республик, осужденные пособники и агенты немецких оккупантов. Это потребовало усиления охраны заключенных и агентурно-оперативной работы среди них. Заметно активизировалась работа но привлечению заключенных к уголовной ответственности, что подтверждается статистическими данными. В частности, в Воркутинском И"ГЛ в 1941 г. было осуждено за антисоветскую агитацию 322 человека, побеги - 488, отказы от работы - 204 и по другим статьям Уголовного кодекса - 316 человек. Из них к высшей мере наказания были приговорены 431 человек. Причем большее количество указанных фактов приходится на период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. За это время за антисоветскую агитацию привлечено - 295, за побеги - 301, отказы от работы - 94 и по другим статьям - 123 человека. Из них приговорено к высшей мере наказания 398 человек.

Рост выступлений заключенных, подогреваемых слухами о предстоящем массовом уничтожении в связи с тяжелой обстановкой на фронтах, делал обычные меры репрессивного характера - водворение в штрафной изолятор, новое осуждение - недостаточно эффективными. Требовалось принять иные меры, способные приостановить негативные процессы. Этой цели послужила Инструкция по режиму (1942 г.), в которой предусматривались решительные меры по поддержанию правопорядка в местах лишения свободы. Вскоре после введения в действие этой инструкции с мест стала поступать информация об имевших место перегибах в применении ее отдельных положений. В связи с этим заместитель Наркома НКВД СССР С. Круглов направил в адрес руководителей лагерей и колоний телеграмму с требованием сообщать лично ему для доклада Наркому о результатах расследования по фактам чрезвычайных происшествий, возникших в связи с применением Инструкции.

Победоносное наступление Красной Армии в конце 1942 - начале 1943 г., коренной перелом в ходе военных действий положительно повлияли на обстановку в стране, а это не замедлило сказаться и в местах лишения свободы. В 1943 г. на 30% увеличиваются нормы питания, повышается премиальное вознаграждение заключенным. С руководителей ИТУ ужесточается спрос за неудовлетворительное выполнение требований в части поддержания порядка среди заключенных, за отступление от требований режима их содержания. Были приняты меры по замене вольнонаемных граждан (заведующих столовыми, раздатчиков, дежурных по столовой) заключенными. Пересматривался весь состав вольнонаемных и заключенных, имевших отношение к материальным ценностям, ликвидировались сложившиеся на складах и базах группы расхитителей. Для улучшения физического состояния заключенных руководство НКВД обязывало начальников ИТЛ и колоний проводить работу по ремонту бараков (обустройство, утепление), обеспечению дополнительного строительства жилых и коммунально-бытовых помещений, созданию двухмесячного запаса топлива, использованию заключенных в соответствии с категорией труда. В соответ- ствии с указанием ГУЛАГа для поддержания чистоты и порядка в бараках для двух лучших дневальных на лагерных пунктах и в колониях устанавливались ежемесячные премии.

Начиная с 1943 г. сокращается число побегов из мест лишения свободы, значительно снижается количество всех видов преступлений, относимых к контрреволюционным, но намечается тенденция к увеличению общеуголовных преступлений в связи с поступлением в лагеря лиц, сотрудничавших с фашистами. Причем попытки администрации лагерей приостановить рост уголовной преступности, особенно на почве вражды между группировками профессиональных преступников, прежними мерами успеха не имели. Тогда был найден более эффективный путь предотвращения преступлений - установление круглосуточного контроля за поведением заключенных в жилых и производственных зонах. На основе этого опыта в декабре 1943 г. во всех ИТЛ и колониях была создана надзирательская служба, о которой уже шла речь в § 3 гл. 4 учебника. Возложение на начальников лагерных пунктов (колоний) обязанностей по руководству надзирательской службой позволило более оперативно реагировать на изменение обстановки в подразделениях, усиливало их ответственность за общее положение дел. Для предотвращения побегов надзирательские службы стали создавать из заключенных специальный аппарат на доверительной основе без документального оформления лиц, пожелавших сотрудничать с надзирательской службой.

В целом создание надзирательской службы оказало положительное влияние на поведение заключенных в жилых и производственных зонах. В то же время контроль за поведением расконвоированных заключенных был ослаблен. Изучение состояния режима в отдельных ИТЛ и ИТК показало, что в результате бесконтрольности они имели возможность не только посещать квартиры граждан, но и кинотеатры, рестораны, базары. Отдельные из них направлялись в командировки. Без санкции ГУЛАГа открывались мелкие производственные объекты с постоянным проживанием заключенных в данной местности, что отрицательно сказывалось на состоянии режима. Отсюда число нарушений режима расконвоированными составляло по лагерям 73%.

На практике получило распространение незаконное назначение заключенных на должности комендантов лагерных пунктов, их помощников, которые совместно или при попустительстве надзирательского состава допускали факты притеснения отдельных групп заключенных.

На присоединенной в 1940 г. к СССР территории Прибалтийских государств, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии находилось немало тюрем, в которых отбывали наказание уголовники-профессионалы. Этапированные оттуда в систему ГУЛАГа воры- профессионалы попытались утвердиться в новых для них условиях, чтобы занять достойное положение в среде осужденных. Не зная всех тонкостей жизни воровских авторитетов - "паханов" - в местах заключения СССР, они грубо нарушали отдельные нормы такого поведения, восстанавливая против себя местных воров. К тому же расширение сообщества воровских авторитетов в результате пополнения пришельцами с Запада, которых стали называть "польскими ворами", сулило местным немало трудностей.

В силу этих обстоятельств воровское сообщество разделилось на две враждующие между собой группировки.

В первые годы войны вражда между ними поутихла ввиду применения администрацией жестких карательных мер к преступникам-профессионалам. Ослабление режима содержания заключенных после 1943 г., постепенное возвращение к практике, когда все низовые административные и хозяйственные должности занимали заключенные вследствие недостаточности вольнонаемной администрации, привели к тому, что фактически внутренней жизнью осужденных в лагерях и колониях стали руководить ставленники воровских авторитетов. В практику вошло распределение воровского элемента по лагерным пунктам ("точкам") в соответствии с их "мастью" (специализацией или неформальной категорией). Администрация же выполняла главным образом функции охраны и надзора за осужденными.

Отмена в 1947 г. смертной казни в стране развязала руки главарям уголовно-бандитствующих группировок всех мастей и оттенков как для притеснения основной массы осужденных, так и сведения счетов между собой. "Беспредел", поразивший систему мест лишения свободы, еще долгие годы давал о себе знать. Только восстановление смертной казни, жесткая изоляция воровских группировок друг от друга и от основной массы осужденных, значительное увеличение численности администрации, непосредственно работающей с правонарушителями, позволили сотрудникам МТУ взять под контроль каждое учреждение и стабилизировать обстановку.

Главная причина ослабления режима к концу войны усматривается в стремлении администрации выполнять плановые задания любой ценой. В частности, в докладной записке от 23 апреля 1944 г.

"О состоянии лагнаселения и бытового обслуживания" на имя начальника Ухтижемлага указывалось, что по распоряжению руководства шахты в виде поощрения за перевыполнение плана заключенным в больших дозах выдаются спиртные напитки (спирт, водка). Пользуясь этим, заключенные на собранные дополнительно деньги приобретали спиртные напитки по коммерческим ценам. Аналогичное положение отмечалось и в других ИТЛ.

Трудности, сложившиеся с обеспечением заключенных продовольствием и вещевым имуществом, побудили руководство МВД СССР войти с ходатайством в Совет Министров СССР о разрешении заключенным получать вещевые и продовольственные посылки. Этот вопрос решился положительно. Заключенным, которые отбывали наказание на Севере, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, в том числе и лицам, осужденным на каторжные работы, в период их содержания в пересыльных пунктах, разрешалось получать без ограничения продуктовые и вещевые посылки и передачи. Затем этот порядок был распространен на всех заключенных, содержавшихся в лагерях и колониях. Введена была даже отчетность о количестве и весе полученных заключенными посылок и передач в течение месяца.

Введенный в связи с чрезвычайными условиями войны единый (строгий) режим в ИТУ в послевоенные годы не отвечал характеру исправительно-трудовой политики. Единый правовой статус необоснованно распространялся на всех заключенных (за исключением приговоренных к каторжным работам) независимо от характера совершенного ими преступления, числа судимостей, поведения в местах лишения свободы. Эту проблему следовало решать. В 1947 г. принимаются меры по реорганизации режима и дифференциации контингента, что нашло закрепление в Инструкции по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Инструкция не просто восстанавливала довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режимы), но и вводила некоторые элементы прогрессивной системы отбывания наказания, что для того времени имело немаловажное значение. В частности, заключенные, содержавшиеся в ИТУ усиленного режима, могли переводиться в порядке поощрения по отбытии трети срока наказания в ИТУ общего режима. В то же время злостных нарушителей режима направляли на срок до трех месяцев в центральную штрафную колонию или лагерный пункт, имевшийся в каждом ИТЛ, УИТЛК, ОИТК. Отдельные заключенные, отбывавшие уголовное наказание, и в местах лишения свободы совершали преступления. Такие лица этапировались в специально созданные штрафные подразделения на срок от шести месяцев до года. Становление их на путь исправления стимулировалось досрочным переводом из штрафных лагерных пунктов (колоний) в ИТУ соответствующего режима.

Отмена смертной казни заставила руководство ГУЛАГа в ноябре 1948 г. принять решение об организации лагерей особого назначения со строгим режимом содержания лиц, осужденных за измену Родине, шпионаж, за террористические и диверсионные действия, а в декабре того же года организуются специальные лагерные пункты (отделения) строгого режима, предназначенные для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за общеуголовные преступления.

В соответствии с Инструкцией о порядке содержания заключенных в специальных подразделениях строгого режима (1948 г.) в них подлежали направлению лица: осужденные за бандитизм и разбой, а также неисправившиеся рецидивисты, поступающие в исправительно-трудовые лагеря из тюрем; осужденные в период отбывания наказания в местах заключения за бандитизм, умышленное убийство, разбой и побеги; осужденные за бандитизм и разбой, если они во время отбывания наказания злостно нарушали режим и уклонялись от работы.

Право перевода заключенных в специальный лагерный пункт строгого режима было предоставлено постоянно действовавшим комиссиям ИТЛ (УИТЛК). Условия содержания заключенных в специальных лагерных пунктах являлись наиболее суровыми. Они проживали в специально оборудованных бараках и были лишены права свободного передвижения. Особое внимание уделялось их изоляции на производственных объектах как от вольнонаемных работников, так и заключенных других видов режима. Максимально ограничивались их связи с родственниками.

По сравнению с иными категориями заключенных они несли повышенную ответственность за нарушение режима. Это выражалось в лишении права приобретать продукты питания на срок до трех месяцев, на переписку с родственниками на срок до года, водворении в карцер на срок до 15 суток. Кроме того, для них вводилась солидарная ответственность за хранение в бараках запрещенных предметов. Если владельцы не были установлены, то все заключенные, проживавшие в бараке, переводились на штрафной паек на срок до пяти суток с выводом на работу. Повторное нарушение любого требования установленного порядка влекло за собой перевод на штрафной режим на срок до двух месяцев, который мог продлеваться начальником ИТЛ еще на два месяца. Здесь осужденные содержались в камерах по 10-15 человек. При выводе на объект работы и после окончания рабочего дня они конвоировались в наручниках в целях предотвращения нападения на охрану. Если и это не оказывало на осужденных должного воздействия, то ставился вопрос о переводе их в тюрьму.

В том же году ужесточаются условия отбывания наказания для особого контингента путем перевода их из ИТЛ в тюрьмы. Для этих целей использовались особые тюрьмы МВД СССР. Но так как возможности их были ограничены, то совместным приказом МВД, МГБ и Генерального прокурора СССР от 16 марта 1948 г. для изоляции указанной выше категории лиц от остальных осужденных создаются особые лагеря, выделяются специальные тюрьмы МВД, куда предписывалось в течение восьми месяцев этапировать указанный контингент из общих ИТЛ и тюрем. Переводу не подлежали лица, у которых срок наказания истекал в 1948 г.

Трудности обеспечения охраны во вновь открываемых ИТЛ заставили руководство ГУЛАГа увеличить число заключенных, привлекаемых к несению конвойно-караульной службы, до 30% по отношению к рядовому составу военизированной охраны. Подбирались лица, осужденные впервые на срок 10 лет, отбывшие 6 месяцев, в возрасте до 45 лет, имевшие до осуждения постоянную прописку и место работы.

Повышаются требования и вносятся изменения в порядок расконвоирования заключенных в ИТЛ и ИТК. Прежде чем принять решение о расконвоировании, следовало тщательно изучить осужденного. Поэтому расконвоирование стало применяться после отбытия трети срока для лиц, осужденных на 3 года, после отбытия 2 лет - для осужденных на срок от 2 до 10 лет и посте отбытия 5 лет - для тех, у кого он был выше 10 лет. Новый порядок расконвоирования позволял более тщательно отбирать заключенных. Это, несомненно, способствовало сокращению нарушений установленного в ИТУ порядка и преступлений со стороны данной категории заключенных.

Наряду с мерами по ужесточению режима содержания проводится комплекс мероприятий, связанных с организацией работы по восстановлению сил ослабленных заключенных. Для этих целей по указанию ГУЛАГ МВД СССР во всех ИТЛ организуются оздоровительные пункты из расчета 1% от числа занятых в производственных процессах. Сюда направлялись систематически выполнявшие и перевыполнявшие нормы выработки, но нуждающиеся в отдыхе. Срок пребывания устанавливался до двух недель. Питание выдавалось по основным производственным нормам. Время отдыха сочеталось с проведением лечебно-профилактических мероприятий. Фактически осужденным предоставлялся отпуск с проведением его в условиях исправительно-трудового учреждения.

С отменой карточной системы в стране улучшилось и торговое обслуживание в МТУ. Значительно расширился ассортимент промышленных и продовольственных товаров для продажи заключенным. На лагерных пунктах и в колониях наряду с общими столовыми стали функционировать коммерческие, где осужденные могли питаться за деньги.

Начавшаяся в 1948 г. изоляция активного уголовно-бандит- ствующего элемента в специальные лагеря строгого режима принесла некоторые положительные результаты. Поэтому в 1950 г. эта практика расширилась.

Расширялась также практика перевода уголовно-бандитству- ющего элемента на тюремный режим по решению Особого совещания. Для этих целей выделяются такие крупные тюрьмы, как Златоустовская, Тобольская, Вологодская, Ыовочеркасская. В них устанавливались два разряда: первый - для неисправимых, переведенных по постановлению Особого совещания при МВД, УВД из ИТЛ и колоний, а также для заключенных, осужденных к тюремному содержанию за бандитизм, вооруженный побег, вооруженное разбойное нападение, умышленное убийство, саботаж, совершенный в местах лишения свободы; второй - для остальных заключенных. Каждому разряду соответствовали свои условия содержания и правовое положение.

Заключенные первого разряда содержались в одиночных камерах или в камерах по два-пять человек, носили специальную полосатую одежду. Им запрещались свидания с родственниками и иными лицами, переписка. Они имели право получать только передачи на сумму до 100 рублей в месяц.

Заключенные второго разряда содержались в общих камерах, носили собственную одежду. Им разрешалось иметь четыре свидания в год, отправлять одно письмо в месяц, получать продовольственные, вещевые и денежные передачи на сумму до 300 рублей в месяц.

Принятые меры по изоляции заключенных, не вставших на путь исправления, свидетельствовали о поисках принудительных средств воздействия на данную категорию. Однако принуждение без сочетания с убеждением не в состоянии оказывать исправительное воздействие.

В начале 50-х гг. принимались меры по усилению изоляции отдельных категорий осужденных. Специальным постановлением

Совета Министров СССР увеличивается наполняемость лагерей для содержания особо опасного контингента (предателей Родины, членов националистических и бандитских формирований). Для этих целей выделяются восемь лагерей, в которых заключенные использовались на тяжелых физических работах.

Поскольку неоднократные попытки навести порядок (укрепить режим, дисциплину среди заключенных) в ИТУ усилением мер принудительного характера не приносили должного эффекта, то руководство ГУЛАГа, ИТЛ и ИТК начинает предъявлять повышенные требования к работникам культурно-воспитательных аппаратов. Одновременно усиливается профилактическая работа среди заключенных посредством систематических обходов жилых помещений администрацией, ее общения с заключенными, выявления волнующих их проблем и принятия своевременных мер по улучшению их жизни и быта.

Создание в составе ИТЛ специальных лагерных подразделений строгого режима для изоляции активного уголовно-бандит- ствующего элемента и злостных нарушителей режима положительно повлияло на оперативную обстановку. Быстрее решались вопросы изоляции указанной категории от основной массы заключенных. Значительно сократилось внутрилагерное и межлагерное движение контингента. Эту же цель преследовало и введение в 1951 г, раздельного содержания на специальных лагерных пунктах строгого режима враждовавших между собой преступных группировок заключенных из числа "воров", "отошедших" и "беспредела".

Накануне трагической даты - 70-летия начала Великой Отечественной войны корреспондент "РГ" попросил заместителя Генерального прокурора РФ Сергея Фридинского рассказать, как возвращают честные имена репрессированным в фронтовые годы.

Российская газета: Сергей Николаевич, реабилитацией жертв политических репрессий военные прокуроры занимаются с середины прошлого века. И конца этой работе не видно.

Сергей Фридинский: Помните, как один из героев кинофильма "Место встречи изменить нельзя" просил Шарапова: "Если не мою жизнь, то хотя бы честь мою спасите".

Это действительно очень сложная задача - реабилитировать невинно осужденных людей. Их - сотни тысяч, и с каждым надо детально разбираться. Расстрелянных, сгинувших в лагерях НКВД уже не вернешь.

Но мы продолжаем восстанавливать справедливость. Тем более что об этом просят родственники репрессированных.

РГ: По вашим материалам можно судить о масштабах трагедии?

Фридинский: Решайте сами. Только в период с 1953-го, когда военные прокуроры впервые занялись этой работой, по 1961 год были сняты обвинения почти с 270 тысяч невинно осужденных. А вот более свежие данные. С октября 1991-го по январь 2011 года наши сотрудники проверили в архивах более 271 тысячи уголовных дел на 302212 человек. Более 124 тысяч были признаны жертвами политических репрессий. Нельзя забывать, что немалая часть из них - это осужденные в годы войны военнослужащие.

Представьте: человек был в плену, преступлений не совершал, но до сих пор он числится изменником Родины. Его фамилии, как защитника Отчизны, нет на обелиске в родном городе, селе или в стенах школы, где он учился.

И этот тяжелый крест лежит на плечах его родных и близких. Я считаю это крайне несправедливым.

РГ: Какова судьба советских военачальников, на которых политическое руководство возложило ответственность за неудачи первых трагических месяцев Великой Отечественной войны.

Фридинский: Вообще в первые месяцы войны суд был скорым. Именно так поступили с осужденным к расстрелу, а потом помилованным командиром 42-й дивизии Лазаренко, чье соединение обороняло Брестскую крепость, командующим 50-й армией Ермаковым, которого обвинили в провале обороны города Сталиногорск Тульской области.

За оборонительные бои под Старой Руссой был осужден командующий Северо-Западным, а затем Резервным фронтом генерал-лейтенант Собенников. Все эти люди позже были реабилитированы.

РГ: Много пишут о том, что в начале войны почти всех расстреливали. Это так?

Фридинский: Нет. Хотя по уголовному закону той поры за большинство воинских преступлений, совершенных в военное время, предусматривалась высшая мера наказания - расстрел, суды широко использовали практику помилования. От отбытия наказания офицеров освобождали и направляли в действующую армию. Так сказать для искупления.

Надо отметить, что наказание невинно осужденные люди воспринимали стойко. Тем более что с многих из них перед отправкой на фронт сняли судимость, а некоторых даже восстановили в прежней должности и звании. Наверное, поэтому они после войны не обращались за реабилитацией.

Вот конкретный пример. В октябре 1941-го к 10 и 7 годам заключения, а также к лишению воинских званий приговорили заместителя начальника штаба Западного военного округа Ивана Семенова и замначальника оперативного отдела штаба округа Бориса Фомина. Оба затем оказались на фронте рядовыми. Но на полях сражений проявили себя достойно, и к 1944 году Семенов стал генерал-лейтенантом, а Фомин - генерал-майором.

После войны ни они, ни их родственники реабилитации не добивались. Тем не менее в прошлом году Главная военная прокуратура получила заключение Института военной истории о полной невиновности офицеров и вышла с ходатайством в Президиум Верховного Суда РФ об отмене несправедливого приговора.

РГ: Сейчас много говорят и пишут о трагической судьбе командующего Западным фронтом генерала Павлова. К какому выводу пришли военные прокуроры: он был героем или все-таки слабым полководцем?

Фридинский: Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к фактам. Ровно через месяц после начала войны Военная коллегия Верховного Суда приговорила к расстрелу командующего Западным фронтом Павлова, его начальника штаба Климовских, начальника связи фронта Григорьева, командующего 4-й армией Коробкова и начальника артиллерии Западного фронта Клича.

Фактически суд признал этих генералов виновными в провале обороны в первые месяцы войны. Осудили их за трусость, бездействие, нераспорядительность, развал управления войсками, сдачу оружия и самовольное оставление боевых позиций частями фронта. То есть за воинские преступления.

РГ: Тем не менее это не помешало их реабилитации.

Фридинский: Дело в том, что вслед за арестом Павлова были репрессированы чуть ли не все родственники генерала. В сентябре 1941 года его жену, сына, отца, мать и даже тещу осудили как членов семьи изменника Родины.

В начале 1954 года вдова Павлова обратилась с жалобой в Главную военную прокуратуру. Изучение дела показало, что без заключения Генштаба говорить о виновности или невиновности Павлова и его генералов нельзя. По согласованию с тогдашним министром обороны Георгием Константиновичем Жуковым эксперты готовили это заключение почти два года.

В итоге Генштаб сделал вывод: в сложившейся на то время ситуации Павлов, Климовских, Григорьев, Клич и Коробков действовали на основании боевых уставов. Хотя серьезные упущения и недочеты в подготовке Западного Особого военного округа к войне командующий и его генералы все-таки допустили.

РГ: И чем все закончилось?

Фридинский: Приговор отменили, а уголовное дело прекратили за отсутствием состава преступления. Павлова и его ближайших родственников, а также других незаконно осужденных по этому делу реабилитировали.

По материалам наших проверок также были реабилитированы главный маршал авиации Новиков, Герой Советского Союза летчик Меркушев, заместитель начальника разведглавка НКВД Судоплатов, один из руководителей знаменитой разведывательной группы "Красная капелла" Гуревич и многие другие невинные жертвы.

РГ: Военные прокуроры ведь поднимали уголовные дела не только военачальников, разведчиков, но и обычных солдат.

Фридинский: В эти жернова большей частью как раз и попадали простые красноармейцы.

В 1944 году по постановлению Особого совещания при НКВД СССР за измену родине был заключен в ИТЛ сроком на 10 лет красноармеец Евстифеев.

Его обвинили в том, что при выполнении боевого задания в тылу немецких войск он сдался в плен, на допросе выдал известные ему сведения военного характера и дал согласие поступить на службу в германскую разведку. После чего был направлен в "Зондеркоманду-203", где использовался в качестве осведомителя.

Проверкой установлено, что в материалах архивного уголовного дела достаточных доказательств виновности Евстифеева в совершении инкриминируемого ему деяния не имеется и в 2010 году он был реабилитирован.

И это не единичный случай. По аналогичным основаниям реабилитированы красноармейцы Якупов, Цыгурин, Федюшкин, Голиков и многие другие.

РГ: Вы ведь занимались проверкой материалов, связанных с родственниками советских вождей - Сталина и Хрущева.

Фридинский: Занимались. По протесту Главной военной прокуратуры был частично реабилитирован Василий Сталин.

Также проводили проверку по обращению дочери старшего лейтенанта Леонида Хрущева. Он воевал летчиком-истребителем и в 1943 году был сбит в воздушном бою в Калужской области.

После отставки Никиты Сергеевича Хрущева распространились слухи, что Леонид не погиб, а перелетел к фашистам.

В 2000 году была организована проверка архивных документов, в результате которой выяснилось: Леонид Хрущев никогда не привлекался к уголовной ответственности.

Не нашлось и документальных свидетельств его пребывания в плену. Кроме того, военные прокуроры на основании архивных материалов доказали, что старший лейтенант Хрущев действительно геройски погиб при выполнении боевого задания.

Не нашли своего подтверждения и сведения о якобы имевшихся его судимостях.

РГ: Кому в реабилитации отказывают?

Фридинский: Тем, чьи преступления не вызывают сомнения, а приговоры признаны обоснованными.

В этом списке много известных имен. В частности, атаман Краснов, который при фашистах был начальником главного управления казачьих войск. Или белогвардейский генерал Шкуро. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял у немцев казачий резерв главного управления "СС". Командир "дикой дивизии" Султан-Гирей Клыч, который стоял во главе созданного в Германии "Северо-Кавказского национального комитета".

Тщательно изучались материалы по бывшему руководителю так называемой Русской освободительной армии - РОА генералу Власову, красноармейцу разведотдела штаба Западного фронта Клубкову, который выдал фашистам Зою Космодемьянскую. Список можно продолжить.

Интересная история произошла с делом командующего добровольческим казачьим корпусом немецким генералом фон Панвицем. В апреле 1943-го его приговорили к смертной казни.

Много лет спустя внучка генерала Ванесса фон Бассевиту обратилась в Главную военную прокуратуру по поводу реабилитации деда. Вначале приговор в отношении него отменили. Но затем, военные прокуроры нашли доказательства злодеяний фон Панвица на оккупированных территориях СССР и Югославии, в связи с чем, по нашей инициативе в 1996 году решение о реабилитации отозвали.

РГ: Занималась ли Военная прокуратура реабилитацией иностранных граждан?

Фридинский: Среди жертв политических репрессий, наряду с гражданами России и бывшего СССР, немало иностранных граждан.

Так, в ходе проверки установлено, что, вопреки нормам международного и отечественного права, секретарь Шведской миссии в Венгрии и начальник ее гуманитарного отдела подданный Швеции Валленберг и водитель - гражданин Венгрии Лангфельдер, подозреваемые в шпионаже против СССР, в январе 1945 года были арестованы в Будапеште.

Их доставили в Москву, а затем под видом военнопленных содержали около двух с половиной лет, вплоть до гибели в советских тюрьмах.

В 2000 году Главная военная прокуратура признала Валленберга и Лангфельдера жертвами политической репрессии и полностью реабилитировала.

План

1. Введение………………………………………………………………………...3 2. Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени………………………………………….4

3. Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946-1969)…7

4. Трагедия ГУЛАГа в творчестве В. Шаламова………………………………14

5. Вологодский опыт по перевоспитанию осуждённых………………………16

6. Заключение…………………………………………………………………….21

7. Библиографический список…………………………………………………..23

Введение

Рассмотреть систему ИТУ в годы Великой Отечественной войны. Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946-1969).

Раскрыть режим исправительно-трудовых учреждений в военные годы;

Дать характеристику методов воздействия на осуждённых для их перевоспитания и становления на правильный путь;

Показать значение опыта приобретённого в военные годы для уголовно-исполнительной системы в настоящем.

Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени.

Начало войны показало, что плана перевода исправительно-трудовых учреждений на новый режим работы в условиях военного времени не оказалось. От руководства НКВД, ГУЛАГа посыпались на места распоряжения по радио, телефону, телеграфу: об изоляции заключённых, усилении охраны, изъятии репродукторов, запрещении выдавать газеты, прекращении свиданий, переписки с родственниками, увеличении рабочего времени до 10 часов и повышении нормы выработки на 20%, прекращении освобождения отдельных категорий заключённых, о сосредоточении особо опасного контингента в специальных лагерных пунктах и т.д.

По требованию командования на оборонительные работы широко привлекались заключённые, следовавшие пешим порядком вглубь страны. Для этих нужд ГУЛАГ передал 200 тыс. человек.

Война предоставила возможность лицам, осуждённым за прогулы, бытовые и должностные преступления, искупить вину перед обществом. В соответствии с указом ВПС СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы были досрочно освобождены указанные категории заключённых с направлением лиц призывного возраста в Красную Армию.

Особыми условиями войны диктовалась необходимость приостановления освобождения из мест лишения свободы до окончания войны лиц, судимых за измену Родине, шпионаж, террористические акты, диверсии, активное участие в троцкистских и иных антипартийных группировках и бандитизм.

С самого начала военных действий в местах лишения свободы стали распространяться пораженческие настроения, активизировалась антисоветская агитация, проявлялись акты саботажа, оживилась деятельность отдельных групп осуждённых, направленная на подготовку вооружённых восстаний в лагерях. В 1941 году были выявлены подпольные организации в Ныробском, Нижне-Амурском, Сибирском, Унженском, Мурманском, Усть-Вымском, Красноярском и некоторых других ИТЛ.


Попытки создания повстанческих организаций не прекращались в 1941 и 1942 годах.

В целях пресечения подобных действий и укрепления дисциплины в лагерях и колониях в феврале 1942 года была введена «Инструкция о режиме содержания и охране заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время». Она наделяла оперативно-служебные наряды охраны правом в ряде случаев применять оружие без предупреждения (при побеге и преследовании заключённых. При нападении на администрацию и конвой). При открытом злостном сопротивлении заключённых охрана лагеря имела право после двукратного предупреждения применять оружие. Допускалось его применение при отказе заключённых приступить к работе. Неприменение оружия, когда к этому была вынуждена обстановка, влекло за собой судебную или административную ответственность, что открывало дорогу для произвола.

Основной задачей ГУЛАГа НКВД СССР в годы войны являлось укомплектование ИТЛ и ИТК заключёнными, занятыми на строительстве важнейших предприятий оборонного значения. Не менее важной задачей было сохранение их в качестве рабочей силы. В приказе НКВД СССР № 792/к – 1941 года предлагается принять меры по коренному улучшению жилищно-бытовых условий для заключённых, в особенности для положительно характеризующихся на производстве, упорядочению питания за счёт выдачи дополнительных пайков, улучшению работы пищеблоков, доставке горячей пищи заключённым в обеденный перерыв.

Приказом НКВД СССР № 0033-1943 года устанавливается:

Трёхдневный отдых в месяц и обязательное предоставление восьмичасового ежедневного отдыха для сна;

Обязательное ежедневное трёхразовое питание заключённых; - норма жилой площади на одного заключённого 2 кв. м., выделено индивидуальных спальных мест на нарах вагонного типа;

Обеспечение заключённых своевременной лечебной помощью и полной госпитализации всех заболевших, требующих коечного лечения и т.д.

Устанавливаются нормы выработки аналогичные соответствующим отраслям производства. Вводится оплата за простой вследствие неблагоприятных погодных условий, были введены перерывы для обогрева. Время, затрачиваемое на движение к объектам труда сверх трёх километров, включалось в рабочий день.

Решая задачу для улучшения работоспособности заключённых необходимо было изыскать возможности для улучшения их питания. Перед исправительно-трудовыми учреждениями выдвигается задача развития рыбного хозяйства, сбора дикорастущих ягод, грибов, трав.

Для повышения производительности труда осуждённых широко применялось трудовое соревнование, которое подкреплялось мерами материального и морального стимулирования отрядов, цехов, лагерных пунктов, бригад и отдельных осуждённых. Были приняты меры распространения на все категории заключённых права перевода части заработанных денег родственникам.

В трудные годы Великой Отечественной сотрудники исправительно-трудовых учреждений и заключённые внесли немалый вклад в общую Победу.

Для обеспечения внутреннего порядка в лагерях и колониях в 1943 году приказом НКВД СССР «Об организации внутренней надзирательной службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях» НКВД «создаются специализированные службы внутреннего надзора, обеспечивающие круглосуточный надзор за заключёнными в жилых зонах и на производственных объектах».

Коренной перелом в войне в пользу СССР повлиял на количество антисоветских проявлений, на число привлекаемых к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления. В то же время наметилась тенденция увеличения числа привлечённых к ответственности за уголовные преступления. Продолжается дальнейшее ужесточение мер уголовного наказания, принимаются законы, устанавливающие новые виды уголовной ответственности. По мере освобождения временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории органы НКГБ-НКВД СССР проводили работу по выявлению лиц, служивших в специальных воинских формированиях (власовцев), в полиции, пособничавших немецко-фашистским оккупантам. Эта категория граждан привлекалась к ответственности в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, предусматривающим их содержание в лагерях для осуждённых на каторжные работы, созданных в составе ИТЛ, где они использовались на тяжёлых подземных работах в угольных шахтах, на добыче золота и олова.

За исключением особых категорий, освобождение заключённых происходило во все годы войны. Что касается амнистии, то впервые она проводилась по директиве НКВД и Прокуратуры СССР от 21 января 1945 года. Эта мера была распространена на женщин, имевших детей в возрасте до 7 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года оказал наибольшее влияние на динамику контингента. «Об амнистии в связи с победой над фашистской Германией», после чего количество заключённых в ИТК резко сократилось.