Главная · Монтаж · Полезная информация при подготовке к сдаче егэ по биологии. Материал на тему: Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Полезная информация при подготовке к сдаче егэ по биологии. Материал на тему: Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Добрый день, уважаемые коллеги!

Готовясь к выступлению думала, какой опыт я могу показать тем, кто из года в год готовит всех без исключения к ЕГЭ. Мой предмет выбирают чаще всего мотивированные дети.

Предмет «биология» кажется очень простым. Птички, цветочки… А на самом деле это около 500 сложнейших тем, так или иначе связанных друг с другом. Для восприятия знаний нужно время! Для того, чтобы их осознать, увидеть, почувствовать, выстроить логические взаимосвязи с уже известным.

Один из факторов - время . Полноценная подготовка к ЕГЭ по биологии - это год серьезной ударной работы, лучше 2 года.

Некоторые считают, что биологию можно зубрить, что задач в ней нет. Однако на экзаменах вам поможет только глубокое понимание, осмысление биологии. А задачи - и самые разнообразные! - встречаются в ЕГЭ, причем их формулировки часто неоднозначны.

Обычной школьной подготовки, разумеется, недостаточно. Ведь биология включает в себя ряд взаимосвязанных разделов - ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Каждый раздел имеет свою специфику, свои сложности.И весь этот непростой и содержательный материал в большинстве школ ученику предлагается чаще всего освоить при одном уроке в неделю. Однако парадокс в том, что и при 3-х часах в неделю времени на повторение материалов 6-8 классов в урочной системе нет. Спасают доп.занятия.

  1. Более подробно разбираю наиболее значимые и трудные вопросы. Их мне помогает сформулировать участие в проверке работ ЕГЭ и ГИА. Чаще всего это вопросы, на изучение которых отводится мало времени в школьном курсе
  1. Разгружать учебный материал за счет сокращения описательного и второстепенного компонентов.- опорные конспекты

РАССКАЗ ОБ ОПРНЫХ КОНСПЕКТАХ

  1. Вести словарь биологических терминов с их четкими определениями, но не просто тупо записывать туда терминологию, а учитывая, что один термин может быть обозначен разными терминами. В этом случае необходимо представлять учащимся все терминологические варианты обозначения того или иного понятия, поскольку в контрольных измерительных материалах могут использоваться различные термины, обозначающие одно и то же понятие.
  • Работа в этом направлении предполагает использование словарей, энциклопедий, при этом возрастает внимание к русскому языку, формируется интерес к языку биологической науки, актуализируется языковой опыт учащихся, развивается их устная и письменная речь, наиболее эффективно формируются коммуникативные умения учащихся.
  • Постоянно задействовать различные виды памяти учащихся, увереннее использовать приемы мнемотехники, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или иное происхождение.

Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д.

Учащиеся, услышав перевод, начинают вспоминать, что растения тянутся к свету, а корни растут вглубь почвы

  1. Использовать сквозной подход – экологический, эволюционный, функциональный. Эволюция систем органов
  1. При проведении занятий по общей биологии широко использовать знания из области ботаники и зоологии, привлекать их для иллюстрации и конкретизации биологических законов и выведения общих закономерностей. (Не просто говорю о путях эволюции, а показываю это на конкретных примерах из ранее изученных курсов

Широко использую рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать никто пока не отменил. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения

На одном слайде использую англоязычные и русскоязычные картинки, т.к. найти рисунки без подписей в интернете трудно

При проведении контрольных мероприятий использовать задания, требующие составления схем, рисунков, пиктограмм и таблиц – многие используемые сейчас пиктограммы придумали бывшие выпускники

Решать задачи на применение биологических знаний в различных практических ситуациях;

Использовать задания, требующие четкого и лаконичного письменного ответа – задания С5 и С6.

19, 20

В учебные задания включать составление планов и конспектов параграфов учебника, планов ответов на вопросы.

Для освоения техники тестирования, в процессе преподавания биологии необходимо широко использовать тестирование с разнообразными видами тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. При этом особое внимание уделять трудным видам тестовых заданий.

Одной из проблем подготовки учеников к ЕГЭ по биологии является повторение программного материала по курсам «Ботаника», «Зоология» и «Анатомия и физиология человека», времени на повторение этих тем в 10-11 классе на уроках не выделяется, а так как материал ребятами пройден в 6-8 классах, есть вероятность того, что он основательно забыт.

Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов.

Подобный подход к повторению давно пройденных тем позволяет, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках.

И, наконец, что бы ученики познакомились со структурой экзамена в форме ЕГЭ, промежуточная и итоговая аттестация в 10 и 11 класса проводится так же в форме ЕГЭ, во втором полугодии 11 класса ученики несколько раз решают пробный экзамен, который проводится с соблюдением практически всех процедурных особенностей, по результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий

Зная любовь современных школьников к планшета и айфонам, я составила комплекты учебных пособий для просмотра именно в этих гаджетах.

Ряд рисунков вы видите на английском языке, это не ошибка. Я разбираю с ними на занятиях эти рисунки и схемы, а для отработки пусть они будут «Слепыми»

Ну и самое последнее, можно выучить и понять материал в учебниках, можно научится работать с таблицами, схемами и графиками, но нельзя говорить о биологии не владея визуальным представлением о ее объектах.

Сталкиваюсь постоянно с проблемой не знания внешнего вида разных биологических объектов (растений, животных из разных систематических групп) и т.д Решая эту проблему пытаюсь создать иллюстрированный словарь живой природы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности Подготовки К ЕГЭ По биологии Учитель биологии ГАПОУ МОК имени В. Талалихина Черкалина Ирина Алексеевна Москва, 2014 год

До ЕГЭ … дней

Разбор наиболее значимых и трудных вопросов и вопросов, на которые мало отводится времени в школьном курсе

Использование опорных конспектов

Сущность методики рисуночно-идеографического письма материал группируется в блоки можно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки учащихся кодирование учебной информации и умение читать опорные сигналы умение представлять материал, используя рисунки-сигналы, в развернутом виде

Ж Р Г П Ж КЛ Ж КЛ

Так выглядят записи в тетрадях

Вести словари биологических терминов 1. Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. 2. Центростремительный нейрон = чувствительный нейрон= афферентный нейрон

Идиоадаптация

Ароморфозы

Строение растения Вегетативные органы: корень и побег Генеративные органы: цветок, семя, плод

Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группои ̆ животных этого типа. ГРУППА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ 1) медузы 2) коралловые полипы ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ А) обитание в толще морскои ̆ воды Б) обитание в полосе прибоя В) образуют колонии Г) не образуют колоний Д) имеют известковыи ̆ скелет Е) не имеют известкового скелета А Б В Г Д Е

ВЫБОР МНОЖЕСТВЕННОГО ОТВЕТА У пресноводнои ̆ гидры, медузы и кораллового полипа 1) тело состоит из двух слоёв клеток 2) органы состоят из тканеи ̆ 3) замкнутая кровеносная система 4) тело имеет лучевую симметрию 5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки 6) каждая клетка выполняет все функции живого организма

Най̆ дите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложении ̆, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы. гидра Коралловый риф медуза

План составления конспекта по зоологии. Систематика Общая характеристика Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения Размножение Многообразие Значение


Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Государственный экзамен по биологии является альтернативным, то есть его выпускники сдают по выбору. В среднем биологию сдают 17% выпускников от общего числа участников (каждый пятый): те выпускники, которые планирует обучаться в высших учебных заведениях на программах подготовки по всем медицинским, ветеринарным и сельскохозяйственным специальностям, а также биологов, психологов и некоторых других. После двух обязательных предметов (русского языка и математики), обществознания и физики по числу участников биология занимает пятое место. В 2011 году ЕГЭ по биологии сдавали 150 тысяч человек из 83 регионов РФ.

ЕГЭ по биологии состоит из 50, подразделяющихся на три группы, заданий.

I часть состоит из 36 заданий (А1–А36) с вариантами ответов, из которых необходимо выбрать верный. Выполнение таких заданий в идеале должно занимать 1-2 минуты каждое.

II часть состоит из 8 заданий (В1–В8): 3 из них требуют выбрать три правильных ответа их шести предложенных, 2 – установить последовательность различных биологических объёктов, явлений, процессов и 3 задания на установление соответствия между фактами. В содержании этих заданий ответ в готовом виде не сформулирован (за исключением заданий с множественным выбором). Его необходимо составить самостоятельно и записать, строго следуя инструкции, которая размещена в самом тексте экзаменационной работы.

III часть содержит 6 (С1–С6) заданий, которые предполагают развёрнутый ответ. Эти задания заслуживают особого внимания, именно они позволяют выпускникам продемонстрировать умения применять свои знания в нестандартной ситуации, логично строить ответ, содержащий определённые выводы, решения и обобщения. При выполнении заданий со свободным ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.

На выполнение ЕГЭ по биологии отводится 3 часа (180 минут).

При оценивании работы, важным фактором является степень трудности задания. Задание первой части оцениваются 1 баллом, второй – от 0 до 2-х, третьей – от 0 до 3-х. При правильном выполнении 36 заданий I части работы (А) можно получить 36 баллов, за верное выполнение 8 заданий второй части (В) – 16 баллов и наибольшим числом баллов оцениваются 6 заданий третьей части работы (С) – 17 баллов.

Ответы на задания первой и второй части проверяются с помощью компьютера, а третьей – специальной экспертной комиссией. К каждому заданию такого типа разрабатывается инструкция с «идеальным» правильным ответом, что помогает эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и объективно его оценить.

В экзаменационную работу по биологии включаются задания, требующие знания материала за весь школьный курс. Около 70% от общего числа составляют задания по общей биологии, 15% – задания по разделу «Человек», и 15% – задания по другим разделам.

сайтпредлагает школьникам реальную помощь при подготовке домашнего задания по всем предметам школьной программы. Для каждого, прошедшего регистрацию на сайте, бесплатное пробное 25-минутное занятие . Занимайтесь бесплатно, выбирайте подходящий тарифный план и получайте быструю квалифицированную помощь.

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. Они остаются такими же, как и в 2017 году.

КИМы учитывают специфику нашего предмета и проверяют то содержание, которое отражено в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Это тот самый стандарт, который действует у нас с 2004 года.

Контрольно-измерительные материалы конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование, как на базовом, так и профильном уровнях - это новшество, так как до 2017 года разработчики оценивали уровень овладения знаниями и учебными умениями только на базовом уровне, никак не на профильном. Сегодня задания нацелены на проверку сформированности биологической компетентности выпускников.

Приоритетом контроля является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии (чего не было раньше); овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач.

Большой акцент делается на работу с информацией, которая представлена в различных видах: это и тексты, и схемы, и рисунки, и таблицы, и графики, и диаграммы.

Экзаменационная работа включает в себя семь содержательных блоков:

  • «Биология как наука. Методы научного познания»
  • «Клетка как биологическая система»
  • «Организм как биологическая система»
  • «Система и многообразие органического мира»
  • «Организм человека и его здоровье»
  • «Эволюция живой природы»
  • «Экосистемы и присущие им закономерности»

Структура КИМ

Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, которые включают в себя задания, различные по форме предъявления, уровню сложности и способам оценки их выполнения.

ТАБЛИЦА СТРУКТУРА КИМ

Часть 1 (21 задание) Часть 2 (7 заданий)
- множественный выбор- 7 - ПОЗ (практико-ориентированное задание)
- соответствие – 6 - изображение
- последовательность-3 -текст
-задача – 2 -обобщение(2)
- недостающая информация-2 - задача (2)
- анализ графика или таблицы - 1

Часть 1 содержит 21 задание, из них 7: заданий с множественным выбором (с рисунком или без него); 6 – на установление соответствия (с рисунком или без него); 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состоит из 7 заданий с развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.

КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ

Содержание блока Вся работа Часть 1 Часть 2
«Биология как наука. Методы научного познания» 2 1 1
«Клетка как биологическая система» 5-4 4-3 1
«Организм как биологическая система» 4-5 3-4 1
«Система и многообразие органического мира» 4 3 1
«Организм человека и его здоровье» 5 4 1
«Эволюция живой природы» 4 3 1
«Экосистемы и присущие им закономерности» 4 3 1
Итого: 28 21 7

Обращаю Ваше внимание, что количество заданий уменьшилось. Раньше их было 40, из них 33 в первой части и 7 во второй части. Сейчас вы видите, что в первой части 21 задание, во второй – 7

Т.е. Каждый вариант, как и прежде, состоит из двух частей. В целях повышения объективности оценки качества итоговой аттестации обучающихся за среднее общее образование, из части 1 экзаменационной работы были исключены задания с выбором одного верного ответа, чтобы предотвратить случайное угадывание. Подобная модернизация привела к сокращению с 33 до 21 количества заданий части 1 и с 40 до 28 во всей работе.

Как распределяются эти задания по уровню сложности?

В таблице красным цветом выделено количество заданий, которые были в работе 2016 года, и синим с 2017 года.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности Всего Часть 1 Часть 2
Базовый 10
(24)
10
(24)
-
Повышенный 12
(9)
11
(9)
1
(0)
Высокий 6
(7)
- 6
(7)

Обратите внимание, базовых заданий остается 10, а было 24, все они расположены в первой части. Задания повышенного уровня – их было 9, теперь их будет 12, причем 11 из них находятся в первой части и 1 задание во второй части. В 2016 году практико-ориентированные задания относились к заданиям высокого уровня сложности, а с 2017 года его перевели в категорию повышенного уровня.

Задания высоко уровня сложности – их шесть, а было семь. Все они находятся во второй части, начиная с 23 задания.

Как распределяются задания по видам умений и способам действий?

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Группы Видов Число заданий
- Знать, уметь 9
- Умения 16
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни 3

Задания можно условно разделить на три группы:

  • знать, понимать. Таких заданий 9 из 28
  • На умения. Их 16
  • На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - 3

Какие же существенные изменения произошли в структуре и содержании работы ЕГЭ?

  1. Полностью исключены задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Уменьшилось число заданий с 40 до 28
  3. Поменялся максимальный первичный балл (в 2016 – 61балл, с 2017 – 59балл)
  4. Увеличилась продолжительность экзамена. Было 180 минут, стало 210 минут (3,5 часа)
  5. НОВЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ!!! В первой части

Новые типы заданий

С использованием рисунков, схем (базовый, повышенный, уровень) ;

С множественным выбором ответов (базовый и повышенный уровень) ;

На установление соответствия биологических процессов или явлений (повышенный уровень);

На определение последовательности биологических объектов, процессов (базовый и повышенный уровень);

С (не кратким) свободным ответом на примере биологических знаний в практической ситуации (уровень);

Со свободным развернутым ответом на обобщение и применение знаний в новой ситуации (высокий уровень);

На анализ биологической информации (высокий уровень);

Со свободным развернутым ответом мс изображением биологического объекта (высокий уровень);

Биологические задачи по цитологии и генетике (высокий уровень)

Заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы

Эти задания предполагают, что выпускники хорошо владеют терминологией, у них хорошо сформирован понятийный аппарат.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) - препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число - верный ответ).

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).

Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число - верный ответ).

ИЛИ (повышенный уровень)

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
A возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В

Список терминов и понятий:

  1. мембраны тилакоидов
  2. световая фаза
  3. фиксация неорганического углерода
  4. фотолиз воды
  5. темновая фаза
  6. цитоплазма клетки
А Б В
- - -

Пояснение.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
А - мембраны тилакоидов возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б - фиксация неорганического углерода темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В - световая фаза

Ответ: 132.

ИЛИ (высокий уровень)

Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?


Пояснение.

  1. на рисунке №2;
  2. створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;
  3. кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)

- нахождение правильно указанных обозначений в рисунке (базовый уровень )

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наружный слуховой проход
  2. барабанная перепонка
  3. слуховой нерв
  4. стремя
  5. полукружный канал
  6. улитка

Пояснение

Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв - 3 - это слуховая труба (евстахиева труба); стремя - это слуховая косточка - 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку); полукружный канал - это слуховая косточка - 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).

Ответ: 126.

- множественный выбор, в том числе с рисунком и без него, работа с текстом (базовый уровень )

Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите.

  1. Отсутствие в ней оформленного ядра
  2. Наличие цитоплазмы
  3. Наличие клеточной мембраны
  4. Наличие митохондрий
  5. Наличие эндоплазматической сети

Прокариоты, или доядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит, у них есть цитоплазма и мембрана.

ВНИМАНИЕ!!! Новые формы заданий, которые требуют внимательного прочтения инструкций с той целью, чтобы правильно выполнить задание, а самое, главное, правильно записать ответ

ИЛИ (с рисунком)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. наличие ядрышка с хроматином
  2. наличие целлюлозной клеточной оболочки
  3. наличие митохондрий
  4. прокариотическая клетка
  5. способность к фагоцитозу

Пояснение

На рисунке изображена животная клетка. Верные утверждения: наличие ядрышка с хроматином; наличие митохондрий; способность к фагоцитозу. Неверные утверждения: наличие целлюлозной клеточной оболочки - это характеристика растительной клетки; прокариотическая клетка - на рисунке видно ядро, т.е. клетка эукариотическая.

- решение биологических задач (базовый уровень )

Решение простейших биологических задач в первой части – это задания базового уровня. Это задачи количественные и требуют вписывать ответ в виде цифр

Например, В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Клетки слизистой оболочки - соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете - гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20.

ИЛИ

У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

В половых клетка число хромосом уменьшается в 2 раза, т. е. 4 хромосомы - гаплоидный.

ИЛИ

Сколько ами¬но¬кис¬лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Ответ: 300.

Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида, значит, 900 нуклеотидов = 300 триплетов = 300 аминокислот.

Ответ: 300.

ИЛИ

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина, значит, 20%, на тимин и аденин остается 60%, их так же равное количество, значит, по 30%.

ИЛИ

Каким будет соотношение генотипов и фенотипов потомства, полученного от скрещивания родителей с генотипами Аа и Аа, при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, без дополнительных символов, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.

Пояснение

При скрещивании двух гетерозиготных организмов с неполным доминированием ♀ Аа x ♂ Aа = F1 АА - 1 часть: Aa - 2 части: аа - 1 часть - потомство имеет три разных генотипа, каждому из которых соответствует свой фенотип.

Ответ: 121.

ИЛИ

- установление соответствия с рисунком и без него (повышенный уровень )

Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.

СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА ОРГАНОИД
A) двумембранный органоид 1) хлоропласт
Б) есть собственная ДНК 2) аппарат Гольджи
B) имеет секреторный аппарат -
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн -
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы -
Е) одномембранный органоид -

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Хлоропласт - под буквами А, Б, Д. Аппарат Гольджи - под буквами В, Г, Е.

Ответ: 112212.

ИЛИ

ВНИМАНИЕ!!! Новшество 2017 года: Соответствие с рисунком. Прежде не встречалось.

Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ СТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.

Ответ: 111222

- установление последовательности (базовый, повышенный уровни )

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Мятлик луговой
  2. Мятлик
  3. Покрытосеменные
  4. Однодольные
  5. Растения
  6. Злаковые

Пояснение

Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.

Ответ: 534621

ИЛИ

Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.

  1. левое предсердие
  2. легочные капилляры
  3. легочные вены
  4. легочные артерии
  5. правый желудочек

Пояснение

Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.

Ответ: 54231

ИЛИ

Установите последовательность процессов пищеварения.

  1. всасывание аминокислот и глюкозы
  2. механическое изменение пищи
  3. обработка желчью и расщепление липидов
  4. всасывание воды и минеральных солей
  5. обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

Пояснение

Ротовая полость - механическое изменение пищи.

Желудок - обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.

Двенадцатиперстная кишка - обработка желчью и расщепление липидов.

Тонкий кишечник - всасывание аминокислот и глюкозы.

Толстый кишечник - всасывание воды и минеральных солей.

Ответ: 25314

- множественный выбор - работа с текстом (повышенный уровень )

1. ВНИМАНИЕ!!! Новое задание в части 1 – работа с текстом.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Современный человек во многом похож на своих предков - человекообразных приматов.
(3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов.
(4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.

Пояснение

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.

Поведенческий - поведение, особенно, в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения, описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

Ответ: 256.

ИЛИ

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Пояснение

Анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм, таблиц со статистическими данными (повышенный уровень )

Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.


Выберите верные утверждения.

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ

Пояснение

Верные утверждения:

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С.
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала.

Неверные утверждения:

Ответы 3) и 5), поскольку данных показателей нет в таблице.

Ответ 4), поскольку уже при 40 °С ферменты (белки) денатурируют.

ВЫВОД:

  1. Исключены полностью задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Вычеркнуты задания с выбором верного или неверного суждения. Хотя это задание раньше относилось к заданию повышенного уровня, но тоже предполагался только один правильный ответ в виде цифры. Поэтому таких заданий больше нет.
  3. Использование рисунков, схем остались. Это задания разных уровней сложности, т.е. встречаются как в первой, так и во второй части.
  4. Задания с множественным выбором ответов. Раньше такие задания встречались только в части 2 и считались заданиями повышенного уровня, теперь они встречаются и среди заданий базового уровня.
  5. Задания на установление последовательности биологических объектов и процессов.
    Во-первых, увеличилось их количество, их стало три; во-вторых, изменился уровень их сложности. Раньше это были задания повышенного уровня, сейчас встречаются довольно сложные задания, но отнесены они к категории базового уровня сложности.
  6. Что касается части 2, то предполагается не просто краткий свободный ответ. Разработчики требуют развернутого ответа. Не только перечисления каких-то закономерностей, но и также объяснений.

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть1)

Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл
1 Б 1 8 П 2 15 П 2
2 Б 2 9 Б 2 16 П 2
3 Б 1 10 П 2 17 Б 2
4 Б 2 11 Б 2 18 Б 2
5 П 1 12 Б 2 19 П 2
6 Б 2 13 П 2 20 П 2
7 П 2 14 П 2 21 П 2

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть2)

Уровень Балл
22 П 2
22 В 3
24 В 3
25 В 3
26 В 3
27 В 3
28 В 3

Как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов? Этот вопрос задаёт себе каждый 20 выпускник школы. Как ни странно, но итоговое испытание по данному предмету - одно из самых сложных.

Первая причина - большой объём знаний, порядка 500 тем. ЕГЭ по биологии рассчитан на проверку знаний, полученных за 6 лет обучения: курс начальной школыОкружающий мир» и «Природоведение»), «Ботаника» (изучается в средней школе), а также задания по анатомии и генетике.

Вторая причина - большой разрыв между реальной биологической наукой, которая развивается стремительно, и тем, что преподают в школе. Выпускники, которые готовятся к ЕГЭ самостоятельно и выбирают для подготовки к ЕГЭ актуальные, по их мнению, сборники и учебники, могут не набрать желаемых баллов на экзамене.

Сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов - это целая наука. Кстати, тоже относится и к подготовке в Всероссу по биологии. Наука, которой могут научить только специалисты в области ЕГЭ или подготовки к олимпиадам - это может быть школьный учитель биологии или репетитор. Но, найти хорошего непросто. Как подобрать репетитора по биологии? Какие вопросы должны задать родители кандидату в репетиторы?

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: «Какое у вас образование?

Однозначно, у репетитора по биологии должно быть . С одной стороны, он углубленно изучал профильный предмет - биологию, с другой - прошел курс педагогики. Курс педагогики очень важен для будущих учителей. Выпускники такой программы владеют методикой преподавания, умеют объяснять самые сложные темы на простом доступном для детей языке. Педагогов учат налаживать контакт с обучающимися, находить подход и к капризным и ленивым, гиперактивным и детям с определёнными нарушениями.

ВТОРОЙ ВОПРОС: Где вы работаете (работали)?»

Почему важно задать этот вопрос? За последние 30 лет содержание учебников по биологии практически не изменилось, в то время, как биологическая наука ушла далеко вперёд.

Как результат, ученик, занимающийся по новым пособиям с продвинутым преподавателем, может набрать низкий балл на ЕГЭ. Так как в критериях оценивания ЕГЭ по биологии заложены каноны, которые были актуальны 20-30-лет назад. Согласно статистике, именно по этой причине победители вузовских олимпиад, Всероссийской олимпиады по биологии часто не добирают баллы на ЕГЭ. Олимпиадные задания всегда шагают в ногу со временем, так как их формируют преподаватели, ученые - специалисты, которые в том числе занимаются популяризацией новых исследований и открытий.

Поэтому, если вы нацелены набрать высокий балл на ЕГЭ по биологии, выбирайте школьного учителя. Если ваша цель - победа во Всероссе по биологии и получение льготы при поступлении в вуз, отдайте предпочтение репетитору из вуза.

ТРЕТИЙ ВОПРОС: «Сколько лет вы занимаетесь подготовкой выпускников к ЕГЭ по биологии? или Какой у вас опыт работы по подготовке учащихся к всероссийским олимпиадам?»

Репетитор должен хорошо разбираться не только в своем предмете - биологии. Он должен быть знаком с актуальными правилами и процедурой проведения ЕГЭ по биологии. По этой причине родители чаще обращаются к школьным учителям. Школьный учитель биологии знаком с процедурой проведения ЕГЭ, знает задания, в которых выпускники чаще делают ошибки. Все изменения по проведению итоговой аттестации первыми узнают учителя образовательных учреждений. Например, в 2016 году в ЕГЭ по биологии выпускники выполняли 40 заданий. В 2017 году число заданий сократилось до 28, а время наоборот увеличилось с 3 до 3,5 часов. А ещё появились новые типы вопросов: задание со схемой и таблицей, генетическая задача, графические задания и т.д. Как видите, только репетитор, владеющий актуальной информацией, сможет подготовить стобалльника.

Если вы ищите репетитора для подготовки к олимпиадам по биологии, он обязан знать порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. А нюансов там много. Так, в школьном и муниципальном этапах чаще попадаются задания школьной программы, а для всероссийского этапа экспертами разрабатываются новые и оригинальные по содержанию задания, опережающие и даже противоречащие школьной программе.

Репетитор, который не первый год, работает с олимпиадниками, знаком со всеми нюансами проведения олимпиады. И часто этим лучшим репетитором оказывается вузовский преподаватель. Кстати, именно вузовских преподавателей привлекают к разработке олимпиадных заданий.

ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС: «Как будут проходить занятия?»

Учителя по биологии сходятся во мнении, что к ЕГЭ необходимо начинать готовиться с 8-9 класса. Иначе выпускнику придется вспоминать большой объём информации: ботанику, зоологию, анатомию, экологию и общую биологию. Если, выпускник уже сдавал ОГЭ по биологии и не первый год занимается биологией, для подготовки к ЕГЭ по биологии хватит и двух занятий в неделю. Если биологию решили сдавать только в 11 классе, придется практически заново изучать большое количество материала за год, потребуется 3-4 занятия в неделю. Очень сложно подготовить с нуля стобалльника по биологии за год. Поэтому, такого рода обещания репетиторов должны насторожить родителей.

Занятия должны проходить согласно индивидуальному образовательному плану учащегося. Кстати, при наличии такого плана и родителям будет легче контролировать успеваемость ребёнка.

Обязательно уточните вопрос с домашними заданиями. Репетитор должен задавать много работы на дом, обязательно проверять домашние задания и разбирать на занятиях ошибки.

ПЯТЫЙ ВОПРОС: «Какие УМК и дополнительные материалы вы используете при подготовке к ЕГЭ по биологии? или Какую литературу и интернет-ресурсы вы используете при подготовке школьника к Всероссу по биологии?»

Оригинальная методика - это конечно хорошо, но при этом важно опираться на проверенные и рекомендованные Минобром УМК.

А проверить это просто. Найдите в сети последнюю редакцию федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования. Если предложенного репетитором УМК нет в данном списке, это должно вас насторожить. Из интернет-ресурсов обязательно должны быть упомянуты: сайт «ФИПИ» , официальный портал ЕГЭ .

Также и для подготовки к Всероссам: рекомендованные Минобром УМК; методические пособия, издаваемые биологической олимпиадой школьников; методические пособия с вопросами и ответами Всероссийской олимпиады по биологии прошлых лет от крупных издательств (например, Серия 5 колец. Биология. Всероссийская олимпиада от «Просвещения»).

Какие сетевые ресурсы может указать хороший репетитор для подготовки к олимпиадам по биологии? Организаторы Всеросса по биологии рекомендуют использовать задания олимпиады по биологии прошлых лет с официального сайта Всеросса (http://www.rosolymp.ru), с официального сайта Международной биологической олимпиады (www.ibo-info.org). Разделы, посвященные разбору олимпиадных заданий, есть на сайтах крупных издательств. Например, на сайте издательства «Дрофа»: www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other

ШЕСТОЙ ВОПРОС: «Сколько 100-балльников по биологии вы подготовили? или «Сколько ваших учеников стали призёрами, победителями Всеросса по биологии?»

Статистика - вещь неумолимая. Если ваш репетитор не может похвастаться своими учениками, где гарантия, что он поможет вашему ребёнку. Не поленитесь, спросите телефоны бывших учеников, поговорите с ними.