Главная · Бытовая техника · Презентация на тему изобразительное искусство месопотамии. Презентация на тему "архитектура междуречья". Основные заключения по архитектуре Двуречья

Презентация на тему изобразительное искусство месопотамии. Презентация на тему "архитектура междуречья". Основные заключения по архитектуре Двуречья

История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии)
делится на четыре периода соответственно этапам
экономического и политического подъема государств,
попеременно принимающих на себя роль культурного
центра.
Этими центрами были:
ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. – 2300 г. до
н.э.)
Вавилон – централизованное рабовладельческое
государство – Старовавилонская империя (2150 – 1000 гг,
до н.э.)
Ассирия – огромная военная держава (1000 – 605 гг. до н
э.)
Нововавилонская империя (625 – 539 гг. до н.э.)

Древний период Двуречья (возникновение Шумеро-Аккадского
государства) - В V – IV тыс. до н. э. в дельте Тигра и Евфрата
существовали древние государства. - Основные объекты строительной
деятельности – ирригационные сооружения и укрепленные города. Основные строительные материалы, применявшиеся в народном
строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной
кустарник.

Древний Город Месопотамии

План шумерского города Ура в период
между XXIII-XXII вв. до н. э. (по Вулли).
Город окружен мощными крепостными
стенами; Городская территория имела
размер 1000 х 700 м. Это был город,
построенный в шумерских традициях,
овальный в плане с главной осью,
ориентированной с юго-востока на
северо-запад. В северо-западной части
города на холме, искусственно
расширенном в виде террасы,
размещался дворцовый и храмовый
комплекс Ура, посвященный культу
особо почитавшегося у шумеров бога
луны Наннара. . Главный вход в
святилище находился с северовосточной стороны, откуда через
монументальные ворота можно было
попасть в священный двор Наннара и
далее в следующий двор, на котором
располагался зиккурат.

В центре города-священный
2
1
3
4
5
7
6
участок:
1-зиккурат;
2-священный двор Наннара;
3-храм Наннара и его жены Нингал;
4-двойной храм Нингал;
5-дворец Урнамму и Дунги
6-Мавзолей царей Дунги и Бурсина
7-царские захоронения

Зиккурат Ура представлял одно из древнейших сооружений этого рода.
Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в
2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным
раствором. В плане зиккурат представлял собой прямоугольник
размером 46 х 60 м. Он был трехъярусным. Нижний сохранившийся
ярус имел высоту 15м. На верхней площадке располагалось
святилище бога Наннара

Парадная лестница была расположена с северо-восточной
стороны. Рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и
зиккурата на открытой площадке располагались еще два
храма, посвященных культу того же бога луны и его жены
богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал,
Зиккурат в
Уре (конец III
тыс. до н.э.)

Храм Ану (бог неба) и Ада да (бог дождя, грома и молнии),
построенный в Ашшуре на рубеже XII и XI вв. до н. э. Храм
стоял на высокой платформе. В глубине вытянутого в ширину
двора (50×29 м) были расположены два объединенных, почти
одинаковых по площади святилища. Вход в каждое из них
обрамлялся парой башен.

Жилые дома Ура, согласно шумерской традиции, имели
внутренние дворы, вокруг которых группировались все
помещения. В центре двора иногда находился колодец.
Здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые
плоскими кровлями, выходили стенами без оконных
проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в
полном смысле этого слова была лишь одна. Она
предназначалась для процессий и вела к главному
святилищу города.

Дур-Шаррукин (Хорсабад)-город,
построенный ассирийским царем
Саргоном II в 711-707 гг. до н. э. в
качестве новой столицы

Дур-Шаррукин. Общий вид дворца Саргона II. По реконструкции В. Пляса
Город представлял собой в плане близкий к квадрату прямоугольник,
ориентированный углами по странам света. Он был окружен мощной
крепостной стеной и имел цитадель, встроенную в северо-западную
крепостную стену. Эта цитадель была расположена на искусственной
земляной террасе высотой 14 м.

Город Вавилон занимал
обширную территорию,
насчитывавшую 20 км2 и
обнесенную внешними
крепостными стенами
протяженностью 18 км.
Вавилон. Вид города из-за реки
Евфрат.

Вавилон, План города в VI
в, до н. э.:
1-дорога Процессий; 2мост через Евфрат;
3-летний дворец
Навуходоносора II на
холме Бабиль;
4-северный дворец на
холме Каср;
5-южныи дворец
Навуходоносора;
6-форт;
7-зиккурат;
8-храм Мардука

В центре города располагался священный участок Эсагила, где
находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки. Главным зданием
Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания
небес и земли».

Вавилонский зиккурат представлял
собою монументальное сооружение
высотой около 90 м, на вершине
которого располагалось покрытое
голубой глазурью святилище Мардука,
Семь ярусов вело к этому святилищу,
Нижний ярус был светлый, второй ярус
высотой 18м был черного цвета.
Верхние ярусы чередовались по цветукрасный, синий, красный, серебристый и
голубой с золотом. Все эти цвета
соответствовали символическому
обозначению небесных светил.

Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича,
составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.
Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и
доминировал над городом и окружающей местностью, формируя
силуэт древнейшего города.

Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался второй дворец - Южный,
примыкавший к дороге Процессий и воротам богини Иштар, и третий - Северный, расположенный
здесь же, но за крепостной стеной. Южный дворец представлял собой сложный архитектурный
комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось,
начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые
помещения. Из двора во двор вели монументальные ворота.

Священная дорога (Дорога процессий). VI в. до н. э.

Лев фриз, ворота Иштар,
Пергамский музей,
Берлин
Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей
дорогой Древнего мира, ведь по ней
предназначалось передвигаться не людям и
повозкам, а великому богу и покровителю
Вавилона Мардуку, который раз в год
проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое
начало она брала именно у врат Иштар.

Сами вавилонские ворота
великой Иштар были сделаны
двойными. Внутренние были в
два раза больше чем
наружные. Выполненная
глазурованным кирпичом
облицовка сверкала на солнце,
а фон украшали 575
рельефных изображений
почитаемых животных. Здесь
же брала начало уже
упомянутая Дорога процессий,
продолжением которой в
городе являлась улица АйбурШаба. Именно по ней на Новый
год устраивалось большое
шествие во главе с золотым
изваянием Мардука.

Висячие сады, построенные в Вавилоне Навуходоносором для своей жены Амиитис.

Вавилон. Сады Семирамиды - дворцовый парк на высоте 20 м

Вавилонские висячие сады представляли собой четырехуровневое
сооружение с множеством прохладных комнат, обильно украшенных
растениями. Для их полива использовался водоподъемник, для
функционирования которого рабам приходилось крутить колесо.

Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые
колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались
асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для
выращивания даже деревьев.

Основные заключения по архитектуре Двуречья:

Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались,
украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные
кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов
выкладывались наборным рисунком.
Крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных
монолитных платформах большой высоты, это стало наиболее
эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом
выделения важнейших сооружений из окружающей застройки
Основным строительным материалом был кирпич-сырец, кирпич
обожженный и глазурованный.
Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены,
внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела
зубчатое завершение.
Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы часто устраивалось
сводчатое перекрытие из кирпича. В отличие от Египта, где столб был
важным конструктивным элементом, в месопотамской архитектуре он играет
второстепенную роль.
Культовые сооружения образовывали целые комплексы, доминантой
которых являлся зиккурат - высокое ступенчатое сооружение

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Древняя Месопотамия (Междуречье, Двуречье) В плодородной долине между рек Тигр и Евфрат в IV – I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возникали древние сообщества. Здесь жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились с большой точностью вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.

2 слайд

Описание слайда:

Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем А ш ш у р н а с и р п а л о м II в IX в. до н.э. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью Библии и даже скандинавских саг. В Месопотамии умели возводить высочайшие башни, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали прекрасные сады, изобрели колесо, гончарный круг, строили корабли, изготавливали из меди орудия труда и оружие.

3 слайд

Описание слайда:

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон богов. В отличие от Др. Египта, человек Др. Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни. Богиня плодородия, кормящая козлов. 14 век до н.э.

4 слайд

Описание слайда:

Возникновение письменности К III тыс. до н.э. в южной долине Междуречья образовалось город-государство Шумер. В историю шумеры вошли, прежде всего, благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200 - 300 лет раньше, чем в Др. Египте. Культура древней Месопотамии известна благодаря древним глиняным таблицам с клинописью.

5 слайд

Описание слайда:

В Месопотамии существовали школы для писцов – эддубба, что означало «дом табличек». По сохранившимся глиняным табличкам мы можем судить как строился учебный процесс. Учителя держали учеников в строгости и повиновении. Об этом нам рассказывают многочисленные древние жалобы, оставленные на табличках воспитанниками.

6 слайд

Описание слайда:

«В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце моё бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком… Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал, чего не мог прочесть… Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел! (перевод Л. Шаргиной)

7 слайд

Описание слайда:

В г. Неневии была обнаружена библиотека царя А ш ш у р н а с и р п а л а (669 – ок. 633 г. до н.э.), насчитывавшая более 30 тыс. табличек. Священная табличка Урнана.

8 слайд

Описание слайда:

Выдающийся памятник литературы «Эпос о Гильгамеше» (« О всё видавшем») III тыс. до н.э. – правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, дотируемых началом II тыс. до н.э. «Гильгамеш, куда направляешься ты? Жизни, которой ты так добиваешься, ты никогда не сможешь достичь. Потому что, когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертие самим себе. Гильгамеш, наполняй свое чрево, веселись денно и нощно, пусть дни твои будут полны веселья…»

9 слайд

Описание слайда:

Архитектура Месопотамии Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются храмы и дворцы. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были з и к к у р а т ы, что в переводе значит «святая гора». В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным сооружениям, так как население не находило связи между бессмертием и сохранностью тела умершего.

10 слайд

Описание слайда:

Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление з и к к у р а т а – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём, каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На верхней площадке з и к к у р а т а располагалось святилище, в нём помещалась статуя божества. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

11 слайд

Описание слайда:

Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в Уре (современный Ирак). Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Города занимали площадь 2-4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города помещался храмовый комплекс, обнесённый стеной, с зиккуратом, воздвигнутым в честь бога - покровителя города. Здесь же находились дворец царя или правителя и основные государственные хозяйственные строения. Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними располагались небольшие храмы менее важных божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5-3 м. На берегу реки либо канала, около которых вырос город, находилась гавань, где стояли купеческие корабли. На площади, примыкавшей к гавани, шла бойкая торговля. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворцов.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

3иккурат Э т е м е н н и г y р у в Уре До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений Месопотамии. Чаще всего это лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжённой глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

16 слайд

Описание слайда:

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Ворота богини Иштар были построены по распоряжению царя Навуходоносора, правителя Др. Вавилона в VI в. до н. э. . Они являют собой огромных размеров полукруглую арку, по сторонам ограниченную высокими стенами. Они выходили на Дорогу Процессий и были сложены из кирпича, покрытого белой, черной, голубой и жёлтой глазурью. Необыкновенной красоты барельефы, изображающие животных, украшали стены ворот и Дороги Процессий. На стенах ворот перемежающимися рядами были изображены быки и сирруши (драконы). В общей сложности на воротах было изображено около 575 животных.

17 слайд

Описание слайда:

В 1930-х годах ворота Иштар и Дорога Процессий были реконструированы в Берлине в Пергамском музее. Восстановленные ворота имеют высоту 14 метров и длину 10 метров. В Ираке была построена копия ворот при входе в музей, который так и не был достроен до конца.

18 слайд

Описание слайда:

Висячие сады Семирамиды - одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения - Висячие сады А м и т и с: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы.

19 слайд

Описание слайда:

Навуходоносор приказал своим воинам выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся им во время военных походов, и немедленно доставлять в Вавилон. Не было караванов или судов, которые бы не привозили сюда из дальних стран всё новые и новые растения. Так в Вавилоне вырос большой и разнообразный по составу сад – первый ботанический сад на свете. Там были миниатюрные речки и водопады, на маленьких прудах плавали утки и квакали лягушки, пчёлы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок.

20 слайд

Описание слайда:

Само название чуда - Висячие Сады - вводит нас в заблуждение. Сады не висели в воздухе. Сады были, скорее, не висячими, а выступающими. В архитектурном плане сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными ведрами, подавая воду из Евфрата в сады.

21 слайд

Описание слайда:

Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света. Современные археологи всё ещё стараются собрать достаточно подтверждений перед тем, как сделать конечные выводы о местоположении Садов, их системе орошения и об истинных причинах их появления и исчезновения.

22 слайд

Описание слайда:

Слегка приоткрыть тайну существования грандиозного памятника инженерной мысли удалось лишь в 1898 г. благодаря раскопкам Роберта Кольдевея. При раскопках он обнаружил сеть пересекающихся траншей близ иракского города Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки. Сейчас туристам, приезжающим в Ирак, предлагают посмотреть на развалины, оставшиеся от Садов, но эти обломки вряд ли могут впечатлить.

23 слайд

Описание слайда:

Изобразительное искусство Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом, рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние парадные залы храмов и дворцов.

24 слайд

Описание слайда:

Значительная их часть посвящена жизни царей и их приближённых. Главное место занимают темы торжественных процессий. Штандарт Ура 3 тыс. до н.э.

25 слайд

Описание слайда:

Крылатый бык Ш е д у из дворца С а р г о н а II. Барельеф В аккадской мифологии были добрые демоны шеду - крылатые быки (или львы - ламассу) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные заклинательной резьбой. Борода отождествлялась с умом.

26 слайд

Описание слайда:

Изразцы Дороги Процессий Благодаря технике эмалированного кирпича, древняя живопись Месопотамии выглядела реалистично и эффектно. Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы, зооморфные фигуры и другие мотивы. Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объёмными.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Художественная культура Древнего Мира Искусство Месопотамии

  • Известные науке древние цивилизации возникли за 4 тыс. лет до н. э. Это прежде всего Древний Восток - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Египет.
  • Плодородная равнина Тигра и Евфрата стала называться Месопотамией («месос» - середина, «потамос» - река, греч.), что означает Междуречье. На современной карте вы нет этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.
  • Исторические этапы развития Междуречья
  • IV тысячелетие до н. э. - время распада первобытнообщинно-го строя.
  • III тысячелетие до н. э . - образование Шумеро-Аккадского царства.
  • - 27-25-й вв. до н. э. - возвышение шумерских городов-государств.
  • - 24-23-й вв. до н. э. - власть переходит к городу Двуречья - Аккаду.
  • - 23-21-й вв. до н. э. - новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша.
II тысячелетие до н. э.
  • II тысячелетие до н. э. - возвышение Вавилона. 19-12-й вв. до н. э. - объединение Месопотамии под властью Вавилона.
  • I тысячелетие до н. э .:
  • - 9-7-й вв. до н. э. - усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
  • - 7-6-й вв. до н. э. - новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
  • - 536 г. до н. э. - завоевание Вавилона Киром, царем Ирана.
  • - 4-2-й вв. до и. э. - господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.
Достижения народов Месопотамии
  • знали точное время;
  • умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, точно выверяя горизонтали оснований;
  • возводили первые в мире «небоскребы» (Вавилонская башня);
  • соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат;
  • составили солнечные и лунные календари;
  • заложили основы медицинских знаний;
  • установили 7-дневную систему;
  • в начале III тыс. до н. э. появились первые числовые символы (умели пользоваться поразительно большими числами).
  • изобрели письменность, которая позволила прочесть историю Древней Месопотамии.
Религиозно-мифологические представления народов Междуречья Статуэтка эбих-иля из Мари. Алебастр. Середина III тыс. до н. э. Париж, Лувр
  • Статуэтки- адоранты (от лат. adore - «поклоняться») изображают молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности.
Литература и письменность Древней Месопотамии
  • создание первых клинописных книг (первая в мире библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала);
  • месопотамская литература включает в себя эпические поэмы, сказки, собрания пословиц, авторские произведения;
  • самая древняя эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше»
Рельеф с изображением этого мифического героя Междуречья сейчас хранится в Париже в Лувре. Культура Шумеро-Аккадского царства
  • У шумеров было множество богов. Каждому из богов строился храм. Самые древние из известных храмов шумеров посвящены богине Инанне (Иштар) и богу Ану. Это «белый храм» и «красный храм» в Уруке, названные по окраске стен.
Голова богини из «белого храма» в Уруке. Мрамор. III тыс. до н. э. Багдад, Иракский музей Портретная голова Саргона Древнего. Медь. ХХIII-ХХII вв. до н. э. Багдад, Иракский музей Одним из лучших образцов аккадской скульптуры является победная стела царя Нарам-Сина. В III тыс. до н. э. в царстве Шумера и Аккада сложился главный тип храмовой архитектуры Междуречья - зиккурат.
  • Зиккурат - это ступенчатая храмовая башня, состоящая из нескольких убывающих кверху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца. На вершине - святилище; на фасаде - три крутые лестницы.
Основные направления шумеро-аккадской культуры:
  • 1) культовое , в котором складывается особый тип храмовой архитектуры - зиккурат и появляются связанные с ним храмовые принадлежности - адоранты.
  • 2) светское проявилось прежде всего в декоративно-прикладном искусстве (глиптике - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях) и в скульптуре (посвятительные стелы с запечатленными на них подвигами царей и портретные статуи правителей).
Ассиро-вавилонская культура
  • Своего расцвета Вавилон достиг при правлении Хаммурапи - одного из величайших политиков древности.
  • Время Хаммурапи оставило удивительный памятник искусства - диоритовый столб, украшенный рельефами - клинописным сводом законов. Свод законов Хаммурапи охватывал все аспекты жизни вавилонского общества, как религиозные, так и гражданские.
Стела Хаммурапи из Суз. Диорит. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь
  • Ассирийское искусство было исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания властителей. Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь строились преимущественно дворцы.
  • Главное достижение вавилонских и, соответственно, ассирийских архитекторов - изобретение арки и свода (впоследствии они были положены в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы).
В Ассирии появился новый тип города - город-крепость с единой планировкой. В основе архитектуры такого города лежит кирпичная стена. Для городской планировки характерны следующие черты:
  • 1) наличие цитадели; в ней находятся дворец и храм (цитадель - укрепленная часть города);
  • 2) расположение цитадели у стены;
  • 3) прямоугольная форма укреплений.
Шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Песчаник. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Особенности ассиро-вавилонской культуры
  • В развитии ассиро-вавилонской культуры доминирует не культовая, а светская линия. Это проявилось в строительстве великолепных городов с роскошными храмами и дворцами, украшенными рельефами. Искусство призвано было прославлять победы и богатства властителей, увековечивать имена царей.

Слайд 2

Междуречье

Междуре́чье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία) - область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

Слайд 3

Особенности природных условий:

  • Древнего Египта и Междуречья
  • Слайд 4

    Основным принципом строительства в государствах Междуречья было возведение города как неприступной крепости.

    Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах-террасах.

    Слайд 5

    Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами.

    Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы) - культовое сооружение в древнем Междуречье. Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 до 7, не имевших интерьера (исключение - верхний объём, в котором находилось святилище).

    Слайд 6

    Шумерский зиккурат (храм и обсерватория) бога Луны.

    Слайд 7

    Вид исторического Вавилона

    Вавило́н (от семитского «bab-Illu», означающего «Врата Бога») - город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

    Слайд 8

    План Вавилона

    Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км²), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами

    Слайд 9

    Ворота Иштар в Пергамонском музее

    Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов.

    В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки.

    Слайд 10

    Вавилонский рельеф с ворот Иштар

    Слайд 11

    Висячие сады Семирамиды

    В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырёхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая - 34 м.

    Слайд 12

    Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

    Слайд 13

    • «Смешение языков», картина Гюстава Доре (1865)
    • Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами.
  • Слайд 14

    • Башня здания Европейского Парламента в Страсбурге
    • «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)

    Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

    Слайд 2

    Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

    Слайд 5

    Жители Месопотамии

    Слайд 6

    Слайд 7

    Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

    Слайд 10

    В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

    Слайд 13

    Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

    Слайд 16

    КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

    Слайд 20

    Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.