Главная · Измерения · Проповедь василия паперника пророк илия. Дар избавления от смерти. Чему научиться нам в житии пророка Илии

Проповедь василия паперника пророк илия. Дар избавления от смерти. Чему научиться нам в житии пророка Илии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святой пророк Божий Илия родился три тысячи лет назад, но он телесно живет рядом с нами, близок к нам, и мы можем его считать современником. Церковь имеет пророчество, что придет время, когда он с пророком Елисеем вновь вернется на нашу грешную землю, чтобы здесь проповедовать Христа перед кончиной мира. Он жил во времена очень похожие на наши, когда в Израильском царстве люди отступили от Бога, поклонялись идолам, приносили им жертвоприношения. Пророк Божия Илия обличал нечестие своего народа, правителей, которые внедряли это нечестие в народную среду. В конце времен повторятся эти исторические события, также распространится по всей земле нечестие, развращенность, распущенность, и он вновь придет со своим обличительным огненным словом.
____ Святой пророк Божий Илия был одним из великих праведников Ветхого завета. По его молитвам воскресали мертвые, было затворено небо на три с половиной года и не было дождя на землю, умножались хлеб и елей у бедной вдовы, подобно тому, как и Спаситель, помолившись, благословил хлеб, и пятью хлебами насытились пять тысяч человек, о чем было сегодняшнее Евангельское чтение. По молитве святого пророка Илии нисходил огонь и совершалось много различных чудес. Чудеса происходили по его молитве, по его обращению к Творцу, Которому святой пророк Илия посвятил свою жизнь, Которому служил, о Котором проповедовал. Он ревностно обличал тех, кто не исполнял заповеди Божии.
____ Молитва необходима всем нам, потому что без Бога, без Его благодатной помощи все мы погибаем. Только молитва и верность Богу сделала ветхозаветного праведника великим пророком. Святые говорят, что человек, который молится за ближних, приносит в первую очередь пользу себе. Так же, если кто-то хочет помочь раненому ближнему человеку, то сначала наливает елей себе на руку и первый получает от елея тук, а потом уже тот, кому он хочет помочь. Молитва и из нас, грешных, непослушных Богу, может сотворить праведников, очистить от грехов, иначе мы услышим обличение от пророка Божия Илии, если доживем до дня его сошествия на грешную землю, или, когда отойдем в мир иной.
____ Пророк Божий Илия как бы показывает собой соединение двух миров: земного и Небесного. Как легко для Бога из одного мира переместить Свое создание в другой! Эти миры совсем рядом и близко. Так же, как и в нашем теле есть душа, которую мы не видим, но она существует. Святой пророк Божий Илия тоже к нам близок. Так легко на колеснице Господь взял его в мир иной! И потом также легко придет он вновь на землю. Мир иной доступен и нам, когда мы обращаемся к Богу, молимся. Когда же мы перестаем молиться, тогда в нашей душе поселяется мир злобы, греха и страстей.
____ Как-то однажды старец шел и увидел, как у кельи одного из собратьев находится толпа демонов в различных образах. Он понял, что этот брат нерадиво живет, ленится молиться, его обуревают страсти, бесы над ним смеются. Старец зашел к собрату и сказал ему: "Я очень немощный человек. Ты помолись обо мне, о моих немощах, чтобы Господь помог мне. Я знаю, что твоя молитва обязательно мне поможет". Брат ему пообещал. Старец ему говорит: "Нет, я не уйду до тех пор, пока ты мне не поклянешься, что каждый день ночью ты будешь вставать и творить за меня молитву". Тот ему поклялся. Встал он ночью, помолился за старца, а потом думает: "Как же, я помолился за собрата, а за себя-то тоже надо молиться. Какой же я нерадивый и ленивый!" Сотворил молитву и о себе. Через неделю старец пришел в келью брата, видит, что унылые бесы находятся недалеко от кельи. Он понял, что собрат начал молиться. Пришел и нему и говорит: "Ты помолился за меня, мне стало легче, но мне необходима твоя сугубая молитва. Совершай по мне каждую ночь по две молитвы". Тот стал совершать по две молитвы и подумал, что и за себя тоже нужно две молитвы совершать. Стал читать по четыре молитвы. Еще через неделю старец приходит в келью собрата, смотрит: бесы совсем унылые. Заходит в келью и говорит: "А теперь я тебя попрошу, чтобы ты за меня совершал три молитвы, потому что мне стало гораздо лучше, и твоя молитва сугубая мне необходима". Брат стал совершать шесть молитв: три за брата и три за себя. На следующей неделе старец приходит и видит, что бесы совсем отошли от кельи. Зашел к брату, тот молится, и старец понял, что он осознал свою леность, нерадение, то, что без молитвы над нами бесы смеются, и мы становимся в их руках беззащитными веселыми игрушками, а страсти нас переполняют, обуревают, появляется очень много искушений. Когда старец вышел из кельи этого собрата, то бесы набросились на него за то, что он помог ему. И лишь только сотворив молитву, он избавился от нападений диавольских.
____ Мы сегодня, вспоминая святого пророка Божия Илию, который был великим молитвенником, всю свою жизнь посвятившим служению Богу, обличавшим нечестие соплеменников, постараемся вознести ему молитвы, чтобы он нас избавил от нашего нерадения, лености, и мы старались возносить молитвы Богу за себя, за своих ближних, друг за друга, тем самым в первую очередь помогая себе и исцеляя свои греховные раны.
____ Аминь.

«Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися... и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» ().

Не удивительно ли, братие, что человек, подобострастный нам, повелевает небу, чтобы оно источило дождь, и земле, чтобы она произрастила плод свой? Кто поверил бы из людей настоящего времени, что человек может иметь такую силу духа, которой покоряются даже стихии? Кто из них имеет такую силу веры, чтобы, всецело положившись на Бога, всегда оставаться верным Ему в жизни и ни в чем не искать угождения людям? Таков был великий и славный пророк Израиля Илия. Исполненный огненной ревности о Боге Израилевом, он удаляется от общества людей, изменивших своему Богу, питается пищей, получаемой чрез ворона, и пьет воду из потока. Но и в своем уединении он не перестает сгорать духом ревности от пламенного желания очистить неправды Израиля, являясь воистину чрез свою молитву «колесницею Израиля и конницею его» ().

Его молитва была оплотом Израиля, спасая его от врагов, сохраняя в нем все более и более падавшую веру в истинного Бога и охраняя от нечестия соседних народов языческих.

Отчего же, братие, если Илия был человек, подобный нам, не видим мы теперь людей такого духа? Отчего никто из людей, познавших и уверовавших во Христа, Которого Илия будет, по верованию Церкви, только предтечею, когда во второй раз придет Господь на землю, не имеет столь сильной веры и столь пламенной ревности о Боге, какие имел Илия? Оттого, без сомнения, что мир как бы состарился во грехах и страстях своих, в которых живет, и чем далее идет время, тем все более теряют люди силу воли и уже не могут, как прежде, направлять ее на делание добра. Как человек, проживший много лет, почти не может изменить тех привычек, которые укрепились в нем с неодолимой силой в течение долгих лет жизни, так и мир, просуществовавший много веков без искреннего желания угождать Богу, все более и более становится неспособным веровать в Него и любить Его. «Огонь пришел Я низвести на землю» (), – говорил Господь, т. е. дух ревности огненной об исполнении воли Божией, как и о Себе Самом Он еще прежде чрез пророка говорил: «Еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (). И вот мы видим теперь, что огонь этот все слабее начинает гореть в стареющемся от страстей своих мире и что сердца людей все более и более, как бы в дни старости, охлаждаются для любви к Богу и к созидающемуся среди людей Царствию Его. Не для того ли и должен Илия, исполненный пламенной ревности о Боге и взятый прежде живым на небо, снова прийти на землю в конце времен, чтобы воспламенить еще однажды в людях угасающее пламя любви к Богу и таким образом приготовить их к приближающемуся суду всего мира?

Впрочем, не та чудодейственная сила веры Илииной, которой он низвел огонь на землю и воскресил мертвого, нужна теперь для мира. Ибо не тогда должны мы радоваться, по слову Спасителя, когда даже сами бесы повинуются нам, а тогда, когда имена наши делаются «написанными на небесах» (). Не низведения огня величественного на землю должны желать мы, а того, чтобы души наши воспламенялись от неведомо действующего чудодейственного огня Божественной благодати. Некогда Илия в ревности о Боге Вседержителе, Которого оставил Израиль, удалился в пустыню и скорбел, но Бог явился ему не в буре, не в огне и не в землетрясении, а в веянии тихого ветра (). Этого тихого веяния Божественной благодати должны желать и мы для себя, чтобы неприметно созидала она в душах наших Царствие Божие.

И если в Царствии Божием, по слову Спасителя, даже "меньший" более по дарованиям благодати "большего между рожденными женами» Иоанна Крестителя (), то и ныне могут совершаться в душах наших действия более чудные, нежели все соделанное Илиею (). Если мы не можем иметь такой сильной и чудодейственной веры, какую имел Илия, то сохраним и умножим веру в то, что благодать может сохранить душу нашу от самой сильной и обольстительной страсти, если только с упованием на подаваемую нам благодать будем мы с нею бороться. Тогда и Илия, хотя, когда он заключал небо и снова молитвой своей отверзал его, оставался подобострастным нам слабым и немощным человеком, не обличит нас в день второго пришествия Христова, но молитвой своей отверзет двери имеющего явиться «нового неба», чтобы нам войти туда и «возлечь в Царствии Небесном» со всеми бывшими до нас праведниками. Аминь.

Сегодня мы вспоминаем о пророке Божием Илие, и первое, что приходит на ум, это восхищение талантами и возможностями, которые Господь ему даровал. Пророк Божий Илия обладал беспримерной ревностью — это тоже дар Божий. Благодаря этой ревности творил чудеса. Мы знаем, как он заключил небо, как воскресил сына вдовы, как он низвел огонь с небес. Это все совершила его ревность.



А ревность без решимости существовать не может. А решимость не может существовать без смелости. Вот до чего мы с вами дошли: решимость следовать заповедям Христовым до конца возникает в ответ на эту решимость, потому что мы сознательно и бессознательно понимаем, что шествие за Христом — это шествие на Голгофу, на Распятие. И после мы знаем, как пророк Божий Илия низвел огонь с небес и опалил жертвы, которые приносились в то время Богу.

Помните это испытание: Вааловы жрецы правы или Илия? Помним мы ров с водой, и промокщие жертвы, и даже камни были опалены. Господь все огнем уничтожил через ревность пророка Илии. Что произошло дальше? Его хотят убить, и он убегает в пустыню, в изнеможении падает где-то под кустом и говорит: «Господи, что еще людям нужно показывать? Какие чудеса? Почему никто не верит тебе?» В таком состоянии он заснул. И ему явился Ангел и повелел идти в гору. А там он услышал голос Божий: » Раб мой Илия, чего ты от меня хочешь?» Илия ничего вразумительного сказать не мог. А Господь ему говорит: «Занимайся своим делом. Во-первых нужно помазать Пророков, потом помазать на Царство. Иди к этим людям. А я сохраню несколько тысяч душ, которые не поклонились Ваалу. »

Чтобы взять свой Крест и шествовать за Христом, нужно большое усилия над собой совершить. Раб Божий Илия нам говорит: «Где же ваша ревность, братья и сестры?» Почему мы пропускаем утренние и вечерние молитвы? Сложно три минуты постоять помолиться? Почему пропускаем богослужения воскресные? Почему раздражаемся? Видим свои грехи, а где же наша ревность? А мы отвечаем: «Нам трудно!» Но он говорит: «Мне было труднее. И Господу труднее было. И когда Он на Голгофе в Гефсиманском саду страдал перед крестными муками, на Него возлегли все испытания и трудности, с которыми мы не можем справиться. А Он справился уже вместо нас.

И теперь, братья и сестры, от нас с вами требуется ревность, решимость, такая, какая есть, наверное, у многих людей, состоящих в войсках десантных. Сегодня мы о них тоже молились, молились о вожде и воинах, которые дают нам свободу, защиту. Жизнь свою полагают, потому что смелые, способные на решимость, на Поступок. Мы тоже обязаны быть воинами Христовыми. Враги пугают нас всячески, и внешними испытаниями, и внутренними, а мы все равно должны делать, что повелел Господь: брать Крест, отвергнуться от себя и следовать за Христом.

Я хотел еще сказать о тех людях, которые сегодня защищают свою свободу в земле Украинстей. Мы за них особенно молились, как и всегда на всех Божественных Литургиях. Враги желают запугать нас ложью, санкциями, прельщениями: «Вот будешь за Христом идти, придется отказаться от мяса, от курения, от алкоголя, придется не раздражаться. Ты этого не сможешь! Ты слабый!» Бесы пытаются нас запугать, и внешними искушениями, и внутренними, а мы воины Христовы и обязаны за Христом идти. Если нет этого движения, духовности нет, тогда ничего нет, тогда смерть. Давайте постараемся пр. Божьему молиться, чтобы он частицу своей ревности нам дал и позволил таким образом совершать борьбу с собой и так спастись. Спаси, Господи.
Слава тебе, Боже!

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • E-mail


Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня праздник пророка Божьего Илии. Из века в век, на протяжении многих тысячелетий, память об этом великом человеке, ревнителе по Бозе Вседержителе сохраняется немеркнущей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня праздник пророка Божьего Илии. Из века в век, на протяжении многих тысячелетий, память об этом великом человеке, ревнителе по Бозе Вседержителе сохраняется немеркнущей. Почему же столь древний пророк, живший еще до явления в мир Христа Спасителя, в ветхозаветное время, имеет такое духовное воздействие на все народы Земли и во все времена, даже такие отдаленные от тех лет, когда пророк жил на Земле, как в наше время. Очевидно, что человек сам для себя ищущий славу, каким бы великим он ни был, успеха иметь не будет, ибо только Господь может прославить нетленною и всеобщею славою. В чем же причина сего? За что именно Господь прославляет людей? Ответ находим в Священном Писании: «Я прославлю прославляющих Меня". (1 Царств 2,30). В силу трудов, ревности, рвения особого, душевного горения о славе Бога, Творца и Вседержителя, приобретает славу и сам человек, то есть приобщается к Божьей нетленной славе, становится ей сопричастным. Слава Божия нетленна, не меркнет, и человек во славе Божьей тоже нетленен, и не меркнет о нем память.
Пророк Илия на все века для всех нас является примером ревности о славе Божией. Он и сам говорит о себе: «ревнуя, поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моей» (3Царств,19:10). Прирожденная, данная нам от Бога сила души, которая выражается в ревности, была всецело, на полную меру и глубину использована пророком Илией только о славе Бога Вседержителя. Он не мог терпеть ничего в окружающем мире, что могло бы восставать на Бога, могло бы, так или иначе, умалять Его достоинство. Скажете: «Ну как можно умалить достоинство Бога?», конечно, сейчас мы читали в молитве, что люди сотворены по образу и по подобию Божию, и если они живут недостойно Бога, то Имя Божье хулится чрез их житие. Таким недостойным образом жизни, мыслей, поведения человек может умалять славу Божию - через него Имя Божие хулится. Чего не мог терпеть святый пророк Божий Илия не в себе самом, ни в окружающих его людях - того чтобы от кого-то нечестием, нечистотою, мерзостью какой-то было бы поношение славе Божией, он не мог этого терпеть. И мы знаем в его житии пример этой нетерпимости, который превосходит всякое воображение современного мировоззрения, которое уже теперь полностью перековывается на позиции толерантности, терпимости. Если мы возьмем пророка Илию, то в нем не было никакой терпимости! Он был нетерпимый ко всякому проявлению греха и, даже к тем людям, которые могли его уничтожить, такие, как царица Иезавель и другие сильные мира сего, которых он обличал в нечестии. Они искали его убить. В горести пророк говорит: «... пророки Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моей» (3Царств,19:10). Он вынужден был бегать по пустыни, он вынужден был наводить великую засуху на народ, плоть от плоти из которого он сам был. Три с половиной года не было ни единой капли дождя в Израиле по молитвам и по слову пророка Илии. Мучились, страдали и умирали люди, а он ничего не мог сделать. Даже Господь не отменял приговора святого пророка! Потому что за нечестие, за идолопоклонство, за разврат, который поразили израильский народ, ревнующий о Боге пророк, произнес особое заклятие – заключил небо.
И этой своей нетерпимостью он, конечно, напрочь разрушает стереотипы современного мышления: он не только не современный, понятно, что он древний; он не современен во всех отношениях и никогда не будет таковым и, наверное, не хотел бы таким быть никогда. Это потому, что вся сила души его была направлена на богопочтение, на искоренение всего, что противно Господу. Эта ревность проявилась в том, что он собственными руками заклал 50 жрецов Вааловых, что не вменилось ему в преступление, как любое пролитие крови, страшный грех убийства, за которое должен человек понести адекватное наказание. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется» (Быт.9:6), то есть, все - равно человек этот должен погибнуть. По отношению к пророку Илии этот закон оказался недействующий. Мы знаем, что его исход из жизни не только не бескровный - он вообще был вознесен на небо на огненной колеснице.
Таковая ревность о Боге заставляет нас с вами задуматься и в какой-то степени изменить свое отношение к новым, новейшим идеологиям, проповедующим терпимость ко греху, веротерпимость и прочее. Это не значит, что мы должны поражать идолопоклонников, но, очевидно, подражание пророку Илии вполне возможно в том, в чем пророк Давид потом напишет: «Блажен, который разбивает мысли свои дурные, начатки этих мыслей, искореняет в себе пороки и грехи, которые есть злейшие наши враги и враги Божии» (Псалом 136). Грехи – наши враги, они страшнее убийцы с пулеметом. И с этим надо нам ревностно бороться, искореняя это собственными руками. В службе пророку Божию Илии есть в каноне такое выражение: «Господь, увидев ревность Илиину и понимая, что одной этой ревностью невозможно обратить людей, можно их только уничтожить, говорит ему: Жесток ты для Израиля, Илия. Возьму Я тебя к Себе, а Сам сойду к этим людям». Что и совершил Господь Иисус Христос: не умалил пророка, почтил его честию небовоссшествия, но показал, что таким методом утвердить истинное богопочитание и веру невозможно. И сделал это жертвенною Своею божественной любовью во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
А еще так совпало, что воины-десантники в день пророка Божия Илии имеют свой «профессиональный» праздник. Сегодня их мало здесь, между нами, но они, наверняка, собрались в других местах и по обычаю своему будут весьма и весьма бурно праздновать, о чем мы узнаем из сводок новостей. Но мы от души поздравляем этих доблестных, самых организованных и самых преданных своему воинскому делу людей с их праздником! И желаем, чтобы они свою энергию и этот задор воинский использовали бы во благо: не для нарушения порядка и разрушения, а для созидания мира и порядка. Да хранит вас всех Господь, Матерь Божья и святой Илия Пророк!


Праздник пророка Божия Илии - с глубокой древности один из самых известных и любимых на Руси праздников. Личность пророка произвела такое сильное впечатление на наших предков, что они в своих молитвах называли его не иначе как ангелом во плоти: “Во плоти ангел, пророков основание”, - так поётся в тропаре святого. В народе его называют огненным пророком, и что-то воистину цельное, сродни единой природе огня было в этом человеке. Илия был человек, подобный нам, - пишет в своём послании апостол Иаков (Иак 5:17), и мы читаем эти слова и не верим, потому что те деяния, которые совершал пророк Илия, не просто на грани человеческих сил, но, кажется, выходят за все мыслимые их пределы.

Святой Илия несёт совершенно исключительную миссию в Священной истории. Он - грозный обличитель нечестивого царя Ахава, он же - собеседник Спасителя на горе Фавор, и он же, согласно пророчествам, - мученик последних времён, ревнитель веры и истины, которому надлежит быть умерщвлённым антихристом. Разве это судьба человека: стать участником истории Церкви в глубокой ветхозаветной древности, беседовать со Христом и увидеть последний эпизод нашей истории? По силам ли человеку эта миссия?

Пророческий подвиг святого Илии весь пронизан необычайной пламенной ревностью в Боге, и это главная особенность его служения. Как говорил Псалмопевец: Ревность дому Твоего снеде мя (Пс 68:10), и святой Илия буквально снедался огнём веры, испепеляя себя, свою жизнь и жизни современников, ревнуя о славе Божией. Ревность пророка кажется нам слишком суровой. В Ветхом Завете современного человека особенно шокируют иногда описания беспощадной жестокости: кровь льётся рекой, люди гибнут десятками и сотнями от жутких казней и природных бедствий, насылаемых Господом в наказание за грехи и измены. Илия сам карает пророков Иезавели, предавая их смерти у потока Киссон. Мы, люди, живущие в другом мире, в мире Евангелия, не можем себе представить человека Божия, лично умерщвляющего пророков чужих богов или собственноручно разделывающего жертвенное животное. Разве святость и жестокость могут уживаться рядом? Мы теперь знаем, что Господь тогда ещё не открылся как Бог Любви, но Илия хорошо знал, что имя Его - Ревнитель (Исх 34:14), и пророк, во всём подражая своему Богу, ревновал огненной нечеловеческой ревностью о славе Божией. Он служил Богу-Ревнителю, мы служим Богу-Любви, и мы постигли эту истину не своими усилиями или заслугами перед Господом, а по Откровению Евангелия.

Но в том-то и особенность жизни угодников Божиих, что вся она как бы проходит перед нашими глазами, и в этом подлинное смирение святых: их ошибки, их духовное становление и воспитание открыты взору обычных, часто довольно слабых людей. И вот мы, люди простые и немощные, становимся свидетелями того, как Господь воспитывал Своего пророка, прикровенно являя Своё подлинное имя, имя Бога-Любви, уже тогда, в эпоху Ветхого Завета.

Вот, пожалуй, самый удивительный момент из жизни святого: явление Господа пророку: ревёт сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы - но не в ветре Господь; после ветра страшное землетрясение колеблет горы - но не в землетрясении Господь; огонь идёт по земле, сжигая всё на своём пути - и не в огне Господь. Создатель и Хранитель этого мира явился Своему пророку в веянии тихого ветерка (3 Цар 19:12). Языком образов, пророческим языком Бог даёт знать Своему ревнителю то, что открыто каждому христианину. Пророк Илия в своём человеческом усилии достиг самого предела веры, но Господь показывает ему то, что выше этого - человеколюбие и милосердие ко всякой твари. Любовь, веяние тихого ветерка, который не опаляет, а лечит раны ближнего, успокаивает его - вот то откровение пророку, которое он получает от Бога на наших глазах. В этом тайна Евангелия, тайна Христова - в откровении Бога-Человеколюбца.

Праведники Ветхого Завета - это столпы веры, в них есть что-то героическое, монолитное, это даже не камни веры, а целые скалы. Подобная цельность натуры встречается крайне редко, но вот что поразительно: при ревностной, пламенеющей любви к Богу пророк Илия не замечает людей. Прячась от своих преследователей, он просит у Бога смерти: он остался один, сыны Израиля оставили завет с Богом, разрушили жертвенники, убили пророков; Илия - единственный уцелевший ревнитель истинного Бога. И Господь, утешая пророка, говорит, что семь тысяч человек в Израиле не преклонили колена перед Ваалом (3 Цар 19:18). И вот вопрос: как такой славный пророк и прозорливец не заметил рядом с собой семь тысяч своих единомышленников и единоверцев? Святой Илия был подвижником Ветхого Завета, и поэтому его подвиг угождения Богу был таким без-человечным, отсюда и такая жестокость и жёсткость к людям, опаляющая ближних ревность ради Бога. Пришествие в мир Богочеловека стало подлинным Откровением не только о Боге, но и о человеке, о его высоком достоинстве и необыкновенной ценности для Бога. Поэтому святость Евангельская - иная святость, и Христос воспитывал в этом Своих учеников. Пламенные Апостолы, “сыновья громовы” Иаков и Иоанн, просят у Спасителя разрешения свести, подобно Илие, огонь с неба на самарянское селение, которое не приняло их. Христос запрещает им: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9:54–56).

Во Христе явилась нам любовь Божия к человеку - кроткая, смиренная и воистину жертвенная. В христианской древности Спасителя изображали в виде отрока. Илия - муж, муж ревности и силы, столп веры и благочестия. Два разных знака святости: муж силы и слабый отрок, о котором пророчествовал святой Исаия: Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис 42:3).

Так почему же мы, ученики Христовы, чтим святость ветхозаветного пророка? Ведь о последнем пророке Ветхого Завета, который пришёл в духе и силе Илии, сказано, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11:11). Меньшие - это мы, хранители Откровения о Боге-Человеколюбце, принявшие это Откровение не своими заслугами, но даром благодати Божией. Но Евангельская святость, которой мы восхищаемся в святых - это соединение предельного человеческого усилия с действием благодати Святого Духа, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим 5:5). Ревность веры и любовь к людям. И святые доевангельской поры для нас прежде всего учителя и пример для подражания в этой пламенной ревности, которая есть ответ благодарного сердца на любовь Бога к человеку. К той же пламенной вере нас призывает и апостол Павел: Духом пламенейте (Рим 12:11). Только нам надо крепко помнить о том, какого мы духа, и в любви к людям подражать нашему Богу-Человеколюбцу.

Апостол Павел называл церковную жизнь христианина созиданием самого себя в любви (см. Еф 4:16), призывая христиан поступать достойно звания, к которому они призваны (Еф 4:1). В чём же он видел знак этого достоинства? Надо жить со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью (Еф 4:2). Ревность без снисхождения в любви к людям возвращает нас в Ветхий Завет, а значит, в суровую, даже кровавую действительность и в одиночество веры с надеждой на откровение Бога-Человеколюбца. Но ведь Христос уже пришёл, и любовь Его открыта нам так очевидно, так осязаемо, и мы безответны перед Ним. Мы - христиане, и имя Христа мы носим, стараясь, чтобы в нас были те же чувствования, какие и во Христе (Флп 2:5). С ближними надо обращаться бережно и нежно; и в те минуты, когда ревность в Боге будет захлёстывать нас, накрывать волною, надо быть очень внимательным, чтобы, не дай Бог, не переломить “трости надломленной” и не убить своей неуёмной ревностью живого человека.

Архимандрит Савва (Мажуко), журнал "Альфа и Омега", 2009 г.

Смотреть авторскую передачу о. Саввы "Свет невечерний" о первом аскете древности и примере для подражания для современного монашества, неутомимом ревнителе по Бозе и обличителе культа кровавого бога Ваала (жертвоприношение детей), свидетеле преображения Господня и будущем свидетеле второго пришествия Иисуса Христа можно на youtube-канале монастыря .