Главная · Монтаж · Скорость атомной подводной лодки под водой борей. Пятый ракетоносец проекта "борей" и четвертый "ясень" станут основой вмф рф

Скорость атомной подводной лодки под водой борей. Пятый ракетоносец проекта "борей" и четвертый "ясень" станут основой вмф рф

Проект 955 «Борей» — ракетная подводная лодка.

Новейшие отечественные АПЛ типа «Борей» относятся к классу ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Они поступают на замену устаревших проектов АПЛ и предназначены для обеспечения стратегического ядерного сдерживания совместно с остальными элементами стратегической ядерной триады (ракетными войсками стратегического назначения и стратегической ракетоносной авиацией).

К слову о ядерном потенциале: не только оружие может сдерживать ядерную угрозу, но и идеология, в частности можно ознакомиться с идеями Вячеслава Моше Кантора .

Они получили в НАТО обозначение SSBN Dolgorukiy, по названию первой лодки проекта.

Стратегическим ракетоносцам четвертого поколения, к которым относится лодка, по традиции присваиваются названия российских боевых кораблей первого ранга. Первому кораблю (принят комиссией в 2012 г.) присвоено имя «Юрий Долгорукий». Второй корабль данного класса, который планируется ввести в боевой состав флота в 2013 г., назвали «Александр Невский». Третьей лодке данной серии присвоено имя «Владимир Мономах», четвертой - «Князь Владимир». Третья и четвертая находятся на стапелях в различной степени готовности.

Особенности.
Лодки данного проекта имеют двухкорпусную архитектуру. Ракетные шахты конструктивно размещены за ограждением выдвижных устройств. Такая конструкция позволила получить АПЛ с приемлемой осадкой. Одна из отличительных особенностей проекта - использование на РПКСН типа «Борей» (впервые на российских АПЛ) водометного движителя (вместо гребных винтов), обладающего высокими пропульсивными характеристиками. За счет этого снизился уровень шумов, возникающих в процессе движения АПЛ, почти в пять раз. Лодка способна на боевом дежурстве перемещаться на значительные расстояния. Сокращено время боевого развертывания подводного крейсера. Все эти показатели значительно усложняют вероятному противнику обеспечение эффективной противолодочной обороны и повышают боевую устойчивость российских стратегических сил сдерживания.

РПКСН оснащается новым комплексом гидроакустического вооружения «Иртыш-Амфора-Б». По своим боевым возможностям он превосходит штатные комплексы американских АПЛ типа «Вирджиния». Новые ракетоносцы можно эксплуатировать с имеющихся баз ВМФ.

Конструкция.
Отличительная особенность проекта 955 - скос боевой рубки, имеющей обратную стреловидность -75°. Для самообороны РПКСН получили восемь торпедных аппаратов. Их установка планировалась под углом к плоскости ракетоносца (диаметральной) по правому и левому бортам. Но из-за технических трудностей подобное размещение будет сделано только с четвертой лодки проекта. На трех первых торпедные аппараты размешены над главной антенной многофункционального гидроакустического комплекса (ГАК) в носовой части лодки. Там же, в надстройке, смонтирован комплекс «Шлагбаум» с шестью непроникающими ПУ, который выполняет задачи противодействия гидроакустическим средствам вероятного противника и его торпедному оружию.

Корпус лодки состоит из восьми основных отсеков. Первый - торпедный. Второй отсек отведен под центральный пост, медицинские и жилые помещения. Здесь же находится большая часть радиоэлектронного вооружения общекарабельных систем (насосное оборудование, системы кондиционирования и гидравлики, аккумуляторные батареи и электрические преобразователи). В третьем отсеке находятся часть боевых постов и аппаратного оборудования систем РЭВ, вспомогательное оборудование, фундаменты и шахты подъемно-мачтовых устройств. Четвертый и пятый отсеки являются ракетными, и у них принципиально новая конструкция. В их районе диаметр корпуса АПЛ максимальный. Шестой отсек полностью занимает паропроизводящая установка со вспомогательным и насосным оборудованием. Седьмой - турбинный. Восьмой отсек предназначен для размещения румпельного отделения с гидравлическими приводами кормовых рулей и вспомогательного оборудования. Цистерны замещения ракет и главного балласта находятся в междубортном пространстве.

РПКСН проекта 955 оснащен системой спасения экипажа - всплывающей спасательной камерой, в кото рой может разместиться весь экипаж лодки, и пятью спасательными плотами КСУ-600Н-4.

Стоящая на вооружении крейсера БР обладает меньшими габаритами, чем та, под которые лодка разрабатывалась. Поэтому лодки проекта конструктивно сохранили в районе четвертого и пятого отсеков развитую надстройку. Однако ее обводы в боковой проекции практически не выступают за пределы легкого корпуса лодки. Оперение крестообразной формы разместили в кормовой части. А сразу за ним - комплекс движения с водометными движителями. Лодка обладает вспомогательной силовой установкой с резервным движительным комплексом, предназначенным для работы подруливающих устройств. Эти устройства установлены в откидных колонках и оснащены двухскоростными гребными электродвигателями. Вспомогательное оборудование АПЛ дизель-генератор (ДГ) АДГ-1000 и мембранные опреснители.

Автоматизированная система боевого управления лодки «Округ-55» осуществляет управление в автоматическом режиме всем корабельным оборудованием и системами. В нее конструктивно интегрированы все уровни основных систем подводного ракетоносца: вооружения, всплытия-погружения, энергетики, жизнеобеспечения и т. п.

Основное оружие РПКСН - это комплекс «Булава» (Д-30), оснащенный трехступенчатой твердотопливной ракетой Р-30 и имеющий обозначение по международной классификации РСМ-56. Планируется, что, начиная с четвертой лодки, технически проект будет реализован в полном объеме. Количество шахт на лодках возрастет до 20. Будет осуществлена установка нового реактора и турбин. Кроме этого, лодка имеет восемь торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм. Аппараты универсальны и предназначены для использования как электрических торпед типа УЭСТ-80КМ и тепловых торпед типа «Физик», так и ПЛР (комплекс «Водопад»). Основное назначение данного вида вооружения - оборонительное оружие лодки.

На вооружение Российского Флота в 2013 году была принята первая стратегическая АПЛ проекта «Борей». фото которой опубликовали отечественные и зарубежные средства массовой информации, называется «Юрий Долгорукий». Она на тот момент была единственной спущенной на воду за предыдущие 12 лет. К тому же это был первый аналогичный корабль крейсерского типа, построенный в новой России.

Кто такой Борей

В переводе с греческого «борей» значит «северный». Но этим географическим понятием, отвечающим отчасти оперативному региону «Юрия Долгорукого», смысл названия проекта не исчерпывается. Каждая подводная лодка проекта «Борей» олицетворяет могущество древнегреческого мифологического божества, брата Нота и Зефира, сына Астрея и Эос, грозного повелителя северного ветра. О нем писал в «Илиаде» Гомер, он был излюбленным героем мастеров древней Эллады, изображавших его во многих произведениях искусства, дошедших и до наших времен. Могуч, крылат, бородат, длинноволос, жил он в «седьмидомном гроте» (то есть довольно скрытно) и делал, что хотел. Когда решил жениться - похитил Орифию, царскую дочку, между прочим. Этот момент позже отразили на своих полотнах многие художники. Воображаемый образ божества Борея (он же Зефир) есть и на картине «Весна» самого Боттичелли. Такое имя атомную подводную лодку ко многому обязывает.

История проекта

Подводная лодка «Борей» изначально задумывалась под конкретный тип стратегического ядерного носителя - твердотопливную ракету «Барк» (Р-39УТТХ), разрабатываемую в середине восьмидесятых как противовес американским «Першингам-2». Как позже выяснилось, судостроители справились с задачей лучше, чем ракетчики, у которых все не ладилось. В конце концов от проекта «Барк» решили отказаться, новую субмарину следовало вооружать чем-то другим. Один из вариантов заключался в оснащении ее крылатыми ракетами, но Министерство обороны настояло на продолжении изысканий в области твердотопливных ракет, имевших, по сравнению с ранее производившимися в СССР жидкостными образцами, ряд преимуществ. Подводный корабль тем временем продолжали строить. В стране наступали сложные времена.

Долгострой ельцинских времен

Проект был готов уже после распада СССР. Первая подводная лодка класса «Борей» была заложена в 1996 году и... стала настоящим долгостроем. Через два года, когда неудача с «Барками» стала очевидной, уже готовые чертежи пришлось пересматривать. Сооружение прочного и легкого корпусов в условиях финансового кризиса и дефицита финансирования продолжалось двенадцать лет. Только в 2008 году состоялся торжественный спуск на воду «Юрия Долгорукого», но потребовалась еще полноценная календарная пятилетка для окончания доводочных работ и передачи корабля РФ. Но все эти усилия по преодолению трудностей можно считать оправданными. АПЛ «Борей» обладает уникальными мореходными качествами.

Что это за корабль?

Глубина погружения - четыреста метров (480 максимальная). Подводный ход - 29 узлов, надводный -15 узлов. Водоизмещение (полное) - 24 тыс. т. Каждый квадратный метр корпуса, выполненного из легированной сверхпрочной аустенитной стали АК-100, выдерживает 40-тонную нагрузку. Длина корабля - 170 метров. Питьевая вода добывается из-за борта опреснительными установками, оттуда же берется и кислород, необходимый для обогащения им воздуха внутри корабля. На поверхность можно не подниматься месяцами. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия обитаемости. Атомная подводная лодка «Борей» видит и слышит все, что движется на расстоянии многих десятков миль вокруг, обладает устойчивой связью по закодированным акустическим каналам и всегда готова выполнить боевую задачу. Назначение корабля, в отличие от многих универсальных собратьев, стратегическое. По приказу президента он должен нанести массированный ракетно-ядерный удар, мощности которого вполне довольно, чтобы целый континент превратить в безжизненную пустыню. Для этого крейсеру необходимо скрытно присутствовать в любом районе Мирового океана, на неизвестной для вероятного противника глубине с непредсказуемыми для него координатами. Немногие оборонные объекты покрыты такой пеленой таинственности, как подводная лодка «Борей». Технические характеристики засекречены, о них известно совсем немного, да и то только благодаря главному назначению любой оборонной системы подобного уровня - устрашению возможного агрессора.

В задачи стратегического подводного ракетоносца не входит охота за транспортами или боевыми соединениями враждебных флотов. Он обеспечивает исключительно ядерное сдерживание угрозой неминуемого ответного удара в случае нападения.

О судостроительном «донорстве»

Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» - у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса - вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.

Реактор и силовая установка

Сердце подлодки - 190-мегаваттный парогенератор ОК-650В. Главными источниками шумов, демаскирующих любую атомную субмарину, являются насосы, качающие теплоноситель, и ТГЗА (турбо-газово-зубчатый агрегат). В конструкции АПЛ «Борей» эти узлы остались теми же, что применялись на лодках предыдущих серий (в том числе и проекта «Ясень»). Но это вовсе не значит, что остался прежним - его снизили за счет разных технических хитростей. Движитель стал водометным, что существенно уменьшило децибелы, все оборудование получило особые амортизаторы. Есть предположение, что в условиях, требующих особой скрытности, происходит отсоединение ГТЗА от и лодку движет специальный малошумный двигатель. По крайней мере, именно так решен вопрос скрытности «Ясеня».

Четвертое поколение

Подводная лодка «Борей» - корабль четвертого поколения. Целью ее создания стала замена субмарин, произведенных в советское время, самые современные из которых стоят на боевом дежурстве вот уже четверть века и вооружены жидкостными ракетами типа «Синева». Преемственность конструкций в данном случае вполне оправдана: подводные крейсеры обходятся очень дорого и имеют длительный срок эксплуатации, а вытеснение их новыми образцами происходит постепенно. Стратегические океанские носители ядерных ракет американского флота имеют примерно тот же возраст, что и российские, тем более что в последнее время в США уделялось преимущественное внимание созданию многоцелевых субмарин в ущерб решению задач глобального сдерживания. Темпы строительства российских подлодок за последние годы существенно выросли, хотя до советских норм еще не дотягивают. Так, второй корабль (как и третий) проекта 955 удалось поставить на вооружение всего через шесть лет после закладки.

Акустическая станция

Вся носовая часть АПЛ «Борей» занята высокочувствительной сферической антенной гидроакустического комплекса МГК-600Б «Иртыш-Амфора». Каким бы мощным ни было вооружение подводного исполина, оно оказалось бы бесполезным без возможности объективно оценивать окружающую надводную и подводную обстановку. Помимо обычных задач, состоящих в шумопеленговании, распознавании целей и связи, бортовой ГАК может измерять толщину льда, обнаруживать торпеды и мины, находить полыньи в северных широтах и предоставлять командованию корабля много другой полезной информации, бесценной в боевой обстановке.

Ракетные установки

Подводная лодка «Борей» имеет характерный силуэт с выступающим за рубкой наплывом. Там находятся пусковые установки ракет, являющихся главным крейсера специального назначения. До того момента, когда были обнародованы данные о стратегических возможностях нового корабля, военные эксперты считали, что их двадцать. На самом деле это не так: пусковых установок шестнадцать, в каждой из них - ракета «Булава». Система сверхточной стабилизации глубины обеспечивает надежный старт из любой точки боевого курса.

Так что же с «Булавой»?

Подводная лодка «Борей» создавалась для того, чтобы стать носителем новых ракет «Булава». С января 2013 года корабль входит в состав Северного Флота, но до сих пор неизвестно, насколько эффективным может быть нанесенный им удар. Переход на новый тип боеприпасов оказался сложнее, чем ранее предполагалось. Собственно, достоинства твердотопливных ракет следующие:

Безопасное хранение и практически полное исключение возможности случайного запуска;

Относительно низкая стоимость;

Простота запуска;

Меньшая уязвимость для систем противоракетной обороны.

Вместе с тем твердотопливные ракеты имеют меньший радиус боевого применения, чем - при той же массе - аналогичные жидкостные. Кроме этого, технология их производства характеризуется множеством тонкостей.

В 2013 году с борта «Александра Невского» был произведен пуск «Булавы Р-30», окончившийся неудачей. Снаряд упал через две минуты после старта. До этого инцидента испытания проходили успешно. После устранения неполадок следующие пуски также обошлись без сбоев. Условия секретности не позволяют делать однозначных выводов о боеспособности АПЛ «Борей». ТТХ ракеты «Булава» известны только в общих чертах, они составляют государственную тайну. Работы по их совершенствованию и повышению надежности продолжаются.

Другие лодки проекта 955

Каждая следующая спускаемая на воду подводная лодка типа «Борей» отличается от предыдущей все большим совершенством. Головной корабль «Юрий Долгорукий» с начала 2013 года приписан к базе ВМФ Гаджиево (СФ). «Александр Невский» - следующий подводный крейсер - с конца того же года служит на Тихоокеанском Флоте в Вилючинске, в составе 25-й дивизии. Еще через год, в декабре 2014-го, на эту же базу прибыла третья единица серии, АПЛ «Владимир Мономах». Все три лодки пока не ведут боевых дежурств в оперативных районах. Трудно судить о том, насколько причиной этого является неполная техническая готовность. Нормальная практика всех флотов мира состоит в тщательной отработке навыков экипажей и достижения идеального владения материальной частью кораблей перед выходом на оперативный простор. Команда состоит из 55 высокопрофессиональных офицеров и 52 матросов, требования к выучке которых также очень высоки. От того, насколько слаженными будут их действия, зависит не только успех дальнего похода, но и сама жизнь моряков.

Следующие «Бореи»

В 2009 году на «Севмаше» заложен четвертый корабль проекта 955, получивший имя Святителя Николая. В настоящее время внутри готового корпуса ведется монтаж оборудования и электрических машин. Эта версия подводного ракетоносца имеет индекс 955-У.

В 2014 году началось строительство еще двух единиц - «Суворова» и «Князя Олега» (версия 955-А). Работы находятся на этапе сборки прочных корпусов.

На 2015 год планируется закладка еще двух АПЛ класса «Борей».

Ограничится ли Российский ВМФ восьмью субмаринами четвертого поколения, пока точно неизвестно. Возможно, к 2020 году их количество достигнет десяти. Со временем они сменят на боевом дежурстве «Кальмары» и «Дельфины» проекта 667, которые уже отслужат свой век.

Министр обороны США Эштон Картер во время посещения базы субмарин в Гротоне (шт. Коннектикут) заявил о мировом превосходстве американского подводного флота. Это превосходство относится в первую очередь к главным конкурентам — ВМФ России и Китая. Но при этом продемонстрировал дипломатическое благоразумие, выразив надежду на то, что «эти страны никогда не станут агрессорами».

Картер подчеркнул, что, несмотря на «сравнительно высокий технологический потенциал России и КНР, США сохранят превосходство и в будущем».

У высших военных американских чиновников есть два типа заявлений «для общественности». Причем противоположной направленности. Когда они выступают перед Конгрессом с целью повысить размер оборонного бюджета, то утверждают, что русские и китайцы сильны сверх меры, и необходимо срочно догонять их. При выступлении перед военнослужащими какой-либо базы для поднятия их военного духа требуется говорить о мощи американского оружия, пред которым бессильны коварные русские и китайцы. Истина, разумеется, находится посередине.

Развитие атомных подводных флотов России и США, которые в качестве главной задачи предполагают ядерное сдерживание, шло с различными скоростями. И у России, а ранее — у СССР, еще и в рваном темпе. Происходило это от того, что концепции развития ядерных триад — наземные МБР, подводный флот, стратегическая авиация — у США и СССР были разными. Изначально мы сделали ставку на мощные баллистические ракеты шахтного базирования. США же с начала 60-х годов планомерно развивали атомный подводный флот, который имеет громадное преимущество — скрытность даже в современных условиях, когда космос «бороздят» многочисленные шпионские спутники.

К середине 60-х годов в составе ВМС США находилась 41 ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами). Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда (по 200 кт) боеголовками. Советский Союз бросился в погоню. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами.

По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. Максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.

В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар. Нанесли его не американские ВМС, а «родное» руководство страны. Логика была примерно такая: зачем иметь мощную армию, если Ельцин регулярно летает к другу Биллу? Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но при этом необходимо учитывать, что существенное ослабление подводной составляющей ядерной триады не стало драматичным. Поскольку в 90-е годы стали появляться наземные мобильные МБР «Тополь», обладающие значительной скрытностью. У США же наземные ядерные средства существенно слабее и уязвимее российских.

Сейчас дело выправляется. Но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент ВМФ России располагает 14-ю ПЛАРБ. 11 из них досталось в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин». «Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел. На нем применяются все те же, вышеупомянутые жидкотопливные ракеты Р-29Р. Правда, есть сведения о том, что эта ракета вскоре будет заменена на Р-29РМУ2.1 «Лайнер», обладающей значительно большей боевой мощью.

«Дельфин» — более подвинутая лодка. На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», которые обладают абсолютным мировым рекордом по энергонасыщенности — это отношение энергии ракеты к ее массе. Ракета была принята на вооружение в 2007 году. Ее дальность 11500 км. Вооружена десятью разделяющимися боеголовками по 100 кт каждая. У «Лайнера», принятого на вооружение в 2014 году, количество разделяющихся боевых блоков доведено до 12-и.

А совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сейчас их три — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». До 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок. Ну, или из 17-и, возможно, будет списана пара «Кальмаров».

На вооружении ВМС США находятся 18 ПЛАРБ. Это лодки «Огайо», относящиеся к третьему поколению. Самой молодой из них 20 лет, самой старой — 35. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено. В середине нулевых годов в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». И, следовательно, у американцев в действительности 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. А к 2020 году будет меньше.

Однако у американских субмарин более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16-ю МБР, американские имеют на борту 24 ракеты «Трайдент-2». При этом «Трайдент» улетает на пару тысяч километров дальше, чем «Булава», устанавливаемая на «Бореях». И имеет большую мощность: 8×475 кт против 15×150 кт. Однако «Булава» менее уязвима для средств ПРО, обладая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Правда, «Булава» пока еще проходит испытания, и они далеко не идеальные. Так что тут масса нюансов.

Но сама лодка «Борей» однозначно совершеннее, чем «Огайо». Она меньше шумит: на ней использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, наряду с винтом имеется водометный движитель. У лодки «Борей» более совершенное гидроакустическое и навигационное оборудование, выше уровень автоматизации.

Подводя итог, необходимо признать, что за счет того, что в ВМФ России бОльшую долю составляют лодки более старые, чем «Огайо», стратегический сегмент подводного флота США, действительно, имеет превосходство. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, когда будут достроены все заложенные «Бореи», ситуация изменится на противоположную.

USS Georgia (SSGN-729) класса «Огайо» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»

Длина: 170 м — 170 м

Ширина: 13,5 м — 12 м

Водоизмещение надводное: 14720 т — 16740 т

Водоизмещение подводное: 24000 т — 18700 т

Скорость надводная: 15 узлов — 17 узлов

Скорость подводная: 29 узлов — 25 узлов

Рабочая глубина — 400 м — 375 м

Предельная глубина: 600 м — 550 м

Экипаж: 107 человек — 155 человек

Автономность: 90 суток — 70 суток

Силовая установка: 190 МВт — н/д

Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты — 4 ТА, торпеды

Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» — 24 МБР «Трайдент-2»

Многоцелевые

Существуют еще один тип атомных подводных лодок, перед которыми ставятся не стратегические, а оперативные и оперативно-тактические задачи. То есть они должны уничтожать надводные корабли и субмарины противника и наносить удары по береговым целям, используя при этом крылатые ракеты и торпеды. Такие лодки делятся на подклассы в зависимости от используемого типа вооружений — либо с крылатыми ракетами, либо с торпедами, либо и с крылатыми ракетами, и с торпедами. Именно эти субмарины и должны принимать участие в боевых действиях на море в ходе локальных войн.

В этом сегменте у ВМС США «масса» однозначно выше, чем у российского подводного флота. Что предопределено концепцией построения флота для страны, считающей себя мировым жандармом. Правда, по части качества последнего поколения многоцелевых субмарин вполне можно говорить о паритете. Именно это и имел в виду министр обороны Картер, говоря о нашем высоком технологическом потенциале.

ВМС США располагает 56-ю многоцелевыми ПЛА. 39 из них это «старослужащие» лодки «Лос-Анджелес», они начали поступать в подводный флот в 1976 году. Относятся к третьему поколению. Вооружены крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» (в общей сложности на борту у каждой от 12 до 20 ракет), а также торпедами. Всего были построены 62 лодки, сейчас они выбывают со скоростью 1−2 в год. К концу 30-х годов все субмарины этого типа будут выведены из состава ВМС. И останутся только лодки 4-го поколения в количестве тридцати штук.

Упор сделан на лодки нового, четвертого, поколения. К ним относятся «Вирджиния» (12 штук) и «Сивулф» («Морской волк») (3 штуки).

ПЛА «Сивулф» начали штучно выпускаться в конце 90-х годов. Каждая лодка стоит 4,5 млрд. долларов. Поэтому серия была ограничена тремя субмаринами. Дороговизну вполне оправдывает качество лодки. Она самая бесшумная в мире. И имеет самый большой боезапас крылатых ракет и торпед. Причем от лодки к лодке производились определенные доработки, в связи с чем первая субмарина серии («Морской волк») проигрывает по возможностям третьей («Джимми Картер»). Да и наш «Ясень» практически не уступает в возможностях первенцу серии.

Что же касается «Вирджинии», то она, хоть и была разработана позже, уступает «Сивулфу». Соответственно, и стоит дешевле — 1,8 млрд. долларов. Российский «Ясень» по боевым возможностям находится где-то посередине между «Морским волком» третьей модификации и «Вирджинией», выигрывая у последней по малошумности и используемому вооружению. Однако разрыв невелик, поскольку обе лодки относятся к четвертому поколению. При этом следует учитывать и качество вооружения. Установленные на «Ясене» крылатые ракеты «Калибр» более эффективны, чем американские «Томагавки», оружие далеко не первой свежести.

Это, конечно, прекрасно. Однако в настоящий момент ВМФ России располагает лишь одной лодкой этого проекта — «Северодвинск». На подходе еще три. Всего же к 2020 году предполагается довести количество «Ясеней» до восьми. К этому моменту американцы построят еще пару «Вирджиний». Счет не в нашу пользу.

Не в нашу пользу и счет лодок третьего поколения. У американцев это 39 вышеупомянутых ПЛА «Лос-Анджелес». У нас — «Щука-Б», «Кондор», «Барракуда» и «Антей». И лодки второго поколения «Щука». В общей сложности их 36. Приплюсовав сюда один «Ясень» получаем 37. У США — 56.

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) "Северодвинск" класса "Ясень" (Фото: Владимир Ларионов/ТАСС)

Так что по части этого сегмента атомного подводного флота министр обороны Картер прав: США впереди. Однако помимо атомных лодок существуют еще и дизельные, от которых американцы отказались в 60-е годы. У нас же дизельные лодки не только сохранились, но и продолжают строиться и развиваться. В составе ВМФ России находятся 23 лодки. Значительная часть которых — модернизированная «Варшавянка». Да, она уступает по возможностям атомным лодкам. Однако на ней установлена грозная крылатая ракета «Калибр». И это самая бесшумная в мире дизель-электрическая лодка. Так что определенный вклад в потенциал подводного флота они вносят. И соотношение сил между России и США отнюдь не критическое.

Необходимо также сказать, что с 2025 года предполагается начать строительство дизельной лодки «Калина» с двигателем, которому для работы не требуется кислород. Это так называемый двигатель Стирлинга. Такая лодка сможет находиться под водой без всплытия порядка месяца. И, соответственно, по своим возможностям будет приближаться к ПЛА.

SSN-776 Гавайи класса «Вирджиния» (Фото: wikipedia.org)

И в заключение о том, что Картер постоянно сравнивает мощь ВМС США с подводными флотами России и Китая, разделяя их запятой. Можно ли будет говорить о превосходстве, если сложить потенциалы РФ и КНР? Вот в чем вопрос. Китай в настоящий момент располагает 14-ю атомными подводными лодками. И с большим энтузиазмом строит новые.

МПЛАТРК «Сивулф» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина: 140 м — 115 м — 108 м

Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м

Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т

Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т

Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов

Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла

Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м

Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м

Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек

Автономность: 100 суток — н/д — н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 КР.

955 Борей

Исторические данные

Общие данные

Вооружение

955 «Борей» - Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Головной корабль - «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй - «Александр Невский» и третий - «Владимир Мономах» - в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый - «Князь Владимир» и пятый - «Князь Олег» находятся в стадии постройки. Шестой - «Генералиссимус Суворов» заложен 26 декабря 2014 года.В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году.В 2012 году 7 февраля газета «Коммерсантъ» сообщила, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году. В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию, отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение не было принято.

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Длина АПЛ - 170 м. Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода - до 29 узлов. Глубина погружения - до 400 м. Автономность - 90 суток. Экипаж - 107 человек.

Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, необходимого для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551.

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта А будут отличаться более низким уровнем физических полей, соответственно скрытностью, более современными средствами связи, обнаружения. В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть.

Описание конструкции

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт БРПЛ под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от БРПЛ «Барк» в пользу БРПЛ «Булава» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях снижения финансирования, распада СССР и прекращения поставок специфических марок металлопроката с Запорожского сталелитейного завода (Украина). Возникло предложение произвести перепроектировку ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Также, аналогично лодкам проекта 971 «Щука-Б», ПЛ имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам ГАК в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, миноискание, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США типа «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума.

Силовая установка

На лодке установлена ЯЭУ, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с паропроизводящей установкой ОК-650В мощностью 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлена ЯЭУ 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным - 370 л.с.). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.

Модификации

  • пр.955 «Борей-1» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования - середина 1980-х годов.
  • пр.955 / 09550 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования - конец 1980-х годов (1995 г. по др.данным), разработка прекращена в 1998 г. Первая заложенная лодка - К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) - достраивалась по пр.09551.
  • пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования - сентябрь 1998 г., планируемое окончание проектирования - первая половина 1999 г. Заложено и построено три лодки:
  • К-535 «Юрий Долгорукий», (заводской № 201)
  • К-550 «Александр Невский», (заводской № 202)
  • К-551 «Владимир Мономах», (заводской № 203)
  • пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» - ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более современными средствами связи, обнаружения. В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетных шахтах в лодках проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел *для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 г., строительство фактически начато 22 декабря 2009г.* Официальная закладка ПЛАРБ была перенесена Министерством Обороны России на 2010 г. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью раскрыт потенциал проекта АПЛ четвертого поколения. Заложено три лодки:
  • К-? «Князь Владимир» (заводской № 204)
  • К-? «Князь Олег» (заводской № 205)
  • К-? «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206)

Вооружение

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава», созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц. Торпедные аппараты, в отличие от иностранных моделей, производили выталкивание не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем. Изменение глубины хода и угла поворота торпед могло осуществляться непосредственно в аппаратах находившихся в боевой рубке счетно-решающего прибора. Конструкция аппарата обеспечивала свободный выход торпед с глубин до 20 метров. Перезарядка торпед осуществлялась до 20 минут.

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ, ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект - 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».

История службы

В наше время появление российской атомной подводной лодки в километре от Манхэттена и статуи Свободы стало причиной не только паники в Пентагоне, но экстренных (breaking news) выпусков новостей и смертельного ужаса, обуявшего всех без исключения американцев. Опросы общественного мнения сделанные через час после всплытия "Борея" показали, что испуганные американцы, ощутив неприятный холодок от чужого военного присутствия в своём доме и успевшие рассмотреть "русскую машину смерти" во всех подробностях у своих берегов, требуют незамедлительного прекращения кампании в Афганистане, а также свёртывания военных приготовлений в отношении Сирии и Ирана.

Как выяснилось, военно-морские силы США попросту прозевали момент всплытия субмарины "Борей", известной также под названием "проект 955", в пределах прямой видимости от американского берега. Хвалёные системы слежения США не зафиксировали перемещения нашей подлодки.

По словам представителя Министерства обороны РФ, всплытие нашей субмарины в непосредственной близости от Нью-Йорка и заход её в территориальные воды США были "Абсолютно нелепой случайностью. У подводной лодки отказали судовые навигационные приборы и, чтобы сориентироваться, командир подводного крейсера был вынужден демаскировать себя и отдать команду на всплытие".

А потому Генеральный штаб был чрезвычайно удивлён, когда к радиограмме с докладом о своём местонахождении командир приложил снимки статуи Свободы и прогуливающихся туристов на острове Манхэттен.

АПЛ проекта 955 (шифр "Борей") / Фото: Пресс-служба МО РФ

Пятая стратегическая атомная подлодка "Князь Олег" (класс "Борей") и четвертая многоцелевая подводная лодка "Красноярск" (класс "Ясень") в ближайшие десятилетия смогут стать основой военно-морского флота, заявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

В воскресенье, в День ВМФ России, в Северодвинске проходит церемония закладки сразу двух атомных подводных ракетоносцев - пятой стратегической АПЛ класса "Борей" "Князь Олег" (проект 955А, шифр "Борей") и четвертой многоцелевой АПЛ "Красноярск" (проект 885М, шифр "Ясень").


Юрий Борисов / Фото: Пресс-служба МО РФ


"Я думаю, что эти корабли в ближайшие десятилетия будут составлять основу ВМФ и гарантированно обеспечивать обороноспособность и безопасность нашего государства", - сказал Ю. Борисов журналистам после торжественной церемонии закладки подлодок на заводе "Севмаш" в Северодвинске. По его словам, "контракт наполнен реальными деньгами, предприятия имеют реальные производственные мощности и кадровый потенциал".

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что пятый "Борей" и четвертый "Ясень" будут созданы в срок. ВМФ России располагает сейчас 60 подлодками, порядка 10 из которых являются стратегическими атомными, более 30 многоцелевыми атомными, остальные дизельные и специального назначения.

Техническая справка


Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. По состоянию на 23 декабря 2013 года головной корабль - «Юрий Долгорукий» - вошёл в состав Северного флота, второй корабль - «Александр Невский» - зачислен в состав Тихоокеанского флота, третий корабль - «Владимир Мономах» - проходит государственные испытания, четвертый корабль - «Князь Владимир» - находится в стадии постройки.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Подводные крейсеры класса «Борей» разрабатываются под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). 9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной Судостроительной Корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ пр.955А «Борей» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку 39 млрд руб.

В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. «Бореи» являются первыми Российскими АПЛ где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Классификация НАТО Borei class (Dolgorukiy class)
Скорость , узлов
надводная 15
подводная 29
Глубина погружения, м
рабочая 400
предельная 480
Автономность плавания, суток 90
Экипаж, человек 107, в том числе 55 офицеров
Стоимость, млн долл 713
Водоизмещение, т
надводное 14 720
подводное 24 000
Длина наибольшая (по КВЛ), м 170
Ширина корпуса наиб., м 13,5
Средняя осадка (по КВЛ), м 10
Силовая установка ОК-650В
Мощность силовой установки, Мвт 190
ПТУ с ГТЗА гребной вал водомётный движитель
Вооружение:
торпедно-минное вооружение 6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты
ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет, шт:
проект 955 16
проект 955А 16

Техническая справка



Подводные лодки проекта 885 (0885) «Ясень» - проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач.

bastion-karpenko.ru

Проектировщиком нового типа подводных лодок стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. Техзадание на проект 885 предусматривало создание многоцелевой АПЛ, которая ни в чем не должна была уступать американской серии Seawolf - подлодкам 4-го поколения, которые в США вводили в строй в конце 1980-х.

Проект 885 был завершен в ленинградском СПМБМ «Малахит» к 1990 году. Лодка имела выдающиеся на то время характеристики. В проекте она оказалась менее шумной, чем «Морской волк», имела более мощное вооружение и большую глубину погружения. Для увеличения скрытности, в частности снижения уровня шума, создано новое поколение корабельной энергетики, малошумное оборудование корабельных систем и средства акустической защиты лодки.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru


Крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс» большой дальности, торпеды, ракето-торпеды и мины являются основным оружием атомной подводной лодки «Северодвинск». Универсальный ударный комплекс, помимо торпедных аппаратов, включает еще и вертикальные пусковые установки крылатых ракет. 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе рубки и ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты.

Возможность комбинирования ракетного вооружения дает гибкость в выполнении боевых задач – от поражения наземных целей до борьбы с субмаринами и уничтожения всех типов надводных кораблей сверхзвуковыми противокорабельными ракетами и торпедами. 21 декабря 1993 года проект 885 под заводским номером 160 заложили на Северодвинском машиностроительном предприятии. Назвали лодку в честь города, где она строилась. 15 июня 2010 года головной корабль проекта «Северодвинск» спущен на воду.

Запуск ракеты «Калибр» / Фото: bastion-karpenko.ru

12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания. Первые испытательные пуски ракет с «Северодвинска» состоялись в декабре 2011 года. Тогда подлодка осуществила бросковый запуск ракет «Калибр». В 2012 году атомная подводная лодка (АПЛ) «Северодвинск» проекта 885 в ходе госиспытаний в Белом море успешно выполнила стрельбу новейшей крылатой ракетой по морской цели.

Головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск» в рамках государственных испытаний из подводного положения осуществила пуск морской сверхзвуковой крылатой ракеты по морской цели в акватории Белого моря. Цель была успешно поражена. Подлодка стреляла крылатой ракетой ракетного комплекса «Калибр».

23 ноября 2012 года впервые выполнена испытательная ракетная стрельба ракетным комплексом “Калибр” из подводного положения подводной лодкой “Северодвинск” также на максимальную дальность – 1,4 тыс. километров по береговой цели. В ходе государственных испытаний 6 ноября 2013 года атомная подводная лодка проекта «Ясень» 885 «Северодвинск» впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».

В 2013 году АПЛ выполнила в соответствии с программой испытаний 4 выхода, начав навигацию 30 мая, что является своеобразным рекордом для полигонов Белого моря. Все выходы прошли успешно, предусмотренные планом объемы испытаний выполнены полностью с подтверждением ТТХ вооружения и военной техники, установленных на АПЛ, в том числе скоростных и маневренных характеристик, а также всех технических параметров главной энергетической установки. Всего же в период 2011 – 2013 гг.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

АПЛ совершила 14 выходов на заводские ходовые испытания, причем такой большой объем испытаний обусловлен объективно значительной новизной проекта, большим количеством опытных образцов вооружения и боевой техники, необходимостью полного подтверждения очень высоких требований ВМФ к головной АПЛ IV Поколения по всем аспектам. 30 декабря 2013 года головная многоцелевая АПЛ 4-го поколения К-560 «Северодвинск» была передана ВМФ для опытной эксплуатации.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

Тактико-технические показатели

Водоизмещение,т:
нормальное 8500-9500
полное 11800 – 13800
Длина, м:
наибольшая 119-120,0
Ширина, м:
наибольшая 13,5-15,0
Осадка, м:
средняя 10,0
Полная скорость, узлов:
подводного хода 28-31
Экипаж, чел 85-90
Автономность, суток:
по запасам 100
Вооружение:
ракетный комплекс с КР «Яхонт», 3М54Э, 3М14Э
торпедные аппараты