Главная · Бытовая техника · Согласно гегелю мораль и нравственность соотносятся как. Гегель и метафизические основания этики. Вопросы для самоконтроля

Согласно гегелю мораль и нравственность соотносятся как. Гегель и метафизические основания этики. Вопросы для самоконтроля

Г. ГЕГЕЛЬ О ЕДИНСТВЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ

Каратаева Л.Н. (кафедра гуманитарных дисциплин, МГТУ)

Развитие принципов понимания права и нравственности было осуществлено Г. Гегелем. Его теория права была господствующей в Германии на протяжении целого ряда лет.

Именно у Гегеля теория естественного права, разрабатываемая на основе диалектического метода, достигает наибольшей глубины. Разделяя точку зрения Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель утверждает, что разум присущ и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла. Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с помощью понятия духа.

Рассматриваемый как "свободная воля", свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития.

Гегель задает более высокие параметры понятию свободы, трактуя ее как дух. Дух же в его философии определяется как сущность, объединяющая в себе начала субъективности, объективности и абсолюта.

Идея права выявляет свои моменты так, что конечная, единичная воля, в качестве деятельной стороны наличного бытия разума полагает для себя определение этого разума или своей всеобщей сущности - свободы.

Первой ступенью развития идеи свободной воли является, по Гегелю, сфера формального права. Ее определение состоит в непосредственном характере единства единичной и всеобщей воли.

Сфера моральности является первым отрицанием непосредственности воли по форме и содержанию, непосредственности в себе сущей и для - себя сущей воли. Противоположность этих двух моментов разумной воли выступает теперь в определении для себя бесконечной субъективности свободы.

Особенность второй ступени в развитии идеи свободы, сферы моральности, состоит в том, что в ней определенность воли положена лишь как нечто внутреннее. Моральная воля есть, таким образом, особенная воля.

Определенное в себе добро и разумная субъективность оказывается моментами единого понятия, которое получает реальность и становится идеей.

Моральность является формой воли в элементе ее субъективности, то нравственность, сохраняя форму субъективности и самоопределения, имеет содержанием свое понятие - свободу, как налично сущую.

Объективную сторону нравственности, согласно Гегелю, составляет в себе и для себя сущие законы и учреждения. Это нравственные силы, управляющие жизнью индивидов.

Нравственная субстанция как абсолютное единство единичности и всеобщности свободы действительна только в качестве духа семьи и народа. Понятие нравственной идеи, согласно Гегелю, существует только в качестве духа.

Первым способом бытия нравственной субстанции является семья. Принцип семьи содержит в себе моменты субъективной особенности и объективной всеобщности в их субстанциональном единстве. Нравственная идея есть здесь потому лишь в своем понятии.

От семьи как первой формы самоопределения объективного духа Гегель переходит к анализу гражданского общества, т. к. оно есть лишь дальнейшее развитие реальности нравственной идеи, которая первой своей формой имела принцип семьи.

Гражданское общество есть не только развитие принципа семьи, но и "вынашивание" в себе принципа государства.

Итогом анализа личности гражданского общества и государства должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода. Это возможно лишь тогда, когда познание подчинено единому методу и разворачивает себя в систему науки.

Реальность права у Гегеля рассматривается как систематизированное целое, охватывающее наличие бытия всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности.

У Гегеля мы находим наиболее детально и только разработанную во всей истории философии концепцию отношения права и нравственности.

Сегодня любые попытки научного анализа проблем отношения личности и гражданского общества, государства и гражданина, права и нравственности, не принимающие во внимание разработку этих вопросов в немецкой классической философии, обречены на односторонность и неадекватное отношение к столь важной сфере человеческого существования.

2000

Принцип историзма, которого придерживался Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель, в отличие от Канта, обратился не к выявлению сущности морали, а к определению ее роли в системе общественных отношений. Поэтому в философии абсолютного идеализма Гегеля этика заняла довольно скромное место. Этические взгляды немецкого философа наиболее полно были изложены в двух его произведениях: «Феноменология духа» и «Философия права». Актуальной темой для Гегеля бы–ло различение самих понятий «мораль» и «нравственность».

Следует отметить, что в это время существовало два подхо–да к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера со–циально определенного поведения. Подчеркивая оригиналь–ность личностного и социального смысла морали, Гегель по–старался объединить обе эти этические традиции. Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось ре–зультатом сложного творческого развития, в процессе которо–го философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоя–тельности личности.

В результате личность как бы приносилась Гегелем в жертву философии абсолютного идеализма, направленной на дости–жение социальной гармонии. Учение Гегеля о свободе воли предопределило исследование философом природы нравствен–ности и морали. Считая свободу «необходимым условием и ос–новой нравственности», Гегель обнаруживает развивающийся характер отношения свободы и необходимости.

В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстракт–ном праве, нравственности морали.

В учении о морали, представляющем собой область лич–ностных убеждений, философ диалектически проанализиро–вал следующие понятия: умысел и вина, добро и совесть, на–мерение и благо. Он высказал при этом значительное количество весьма продуктивных идей. Так, в частности, от–мечая, что «ряд поступков субъекта это и есть он», Гегель по–ставил задачу обязательного осуществления внутренней мо–ральной убежденности человека в действиях, так как «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели».

Конечно же, следует помнить, что активная деятельность человека ограничивается у философа сферой духа, хотя даже сама постановка данной проблемы вызывает положительный отклик, как и рекомендация ставить перед собой великие це–ли («хотеть чего-то великого») при определении намерений. Особенно интересным является определение Гегелем понятия морального долга человека. Философ считал, что он состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим на–мерением и осуществлять в деятельности».

Так, по существу, определяется сам механизм осуществле–ния морали, ставится задача моральной необходимости Очень много ценных идей содержится также в гегелевской ди–алектике добра и зла. Что же Гегель понимал под нравствен–ностью? В своем учении по этому вопросу философ делает следующие выводы. Нравственность – это вторая (обществен–ная) природа человека, которая возвышается над первой (лич–ностной).

Существуют также три последовательные формы ее разви–тия: семья, гражданское общество и государство. Процесс ста–новления нравственности является, в принципе, подчинени–ем личности государственным интересам, потому что «вся ценность человека, вся его духовная действительность суще–ствует благодаря государству».

Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, про–анализировал связь морали с другими сторонами обществен–ной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социаль–ный контекст.

Хотя принято считать, что предложенная им модель гар–монизации личного и общественного блага является несо–стоятельной. Учение об «объективном духе», которое «раз–глядело» основные черты морали, противостоит самой действительности, находится над ней.

Поэтому мораль не в состоянии оказать на реальный мир сколько-нибудь существенное влияние. Философ предлагал также «считать недействительной всю дисгармоничную, разла–женную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действи–тельность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индиви–ды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т. е. от–крываемую философией и в самой только философии суще–ствующую разумную действительность».

20. Мораль «рабов» и «господ» Ф.Ницше.

Фридрих Ницше (1844-1900), произведения которого обладают почти мистической притягательностью для читателей с самыми разными взглядами, всегда, вероятно, будет оставаться фигурой странной, однозначно не разгадываемой. Существует особая проблема адекватности восприятия его идей, которая, так или иначе, затрагивается в большой по объему и весьма разнообразной по содержанию, стилю и степени изощренности исследовательской литературе. Не имея возможности охарактеризовать ее даже в самом общем Биде, нужно все же отметить, что особый, непривычный угол зрения, под которым Ницше рассматривает привычные вещи, проявляется в уникальной стилистике его сочинений. Причудливость и даже "невменяемость" стиля, обрекающая читателя на особый ритм мышления, как бы спотыкающийся на постоянных противоречиях и парадоксах, невольно вызывает подозрение в розыгрыше.

Невозможно закрепить за Ницше любую из демонстрируемых им масок, уловить с достаточной определенностью черты его собственного "лица", вообще утвердиться на какой-нибудь устойчивой почве, не рискуя "нарваться" на очередную "провокацию", - все это расшатывает привычное, комфортное "поле мысли" и побуждает к самостоятельному исканию смысла вне общезначимой системы координат, на свой страх и риск.

Предлагаемая Ницше "переоценка ценностей" направлена, прежде всего, на высвобождение творческой энергии личности, сметающей на пути экспансии своего "я" все устоявшиеся стереотипы, предписания разума, запреты и общезначимые императивы. Для того, чтобы стать полноценным ("тотальным") человеком, максимально реализовавшим свою волю к жизни, необходимо, в частности, встать "по ту сторону добра и зла", "превратить мораль в проблему". Имморализм Ницше не может, конечно, уничтожить моральное сознание как таковое: "мы должны освободиться от морали... чтобы суметь морально жить"; он предполагает отрицание традиционных, христиански ориентированных, навязываемых извне нравственных ценностей для "освобождения жизни". Но даже такая новая мораль, мораль "сверхчеловека", отвергшего "умертвляющий жизнь" разум и избравшего силу, мощь высшей добродетелью, не выступает у Ницше в качестве приоритета. Провозглашая примат эстетических ценностей над моральными (поскольку искусство более соответствует включению человека в живой, нерасчлененный поток жизни), Ницше обозначает свою позицию как "эстетический имморализм".

Намеченные Шопенгауэром и Ницше ориентации (сомнение в "этических способностях" разума, первостепенная значимость индивидуального, субъективного в противовес общезначимому, стереотипизированному) предваряют этические искания ХХ - го века и во многом определяют их новый, нетрадиционный облик. В русле идей "философии жизни" оформляется самое, пожалуй, влиятельное духовное движение столетия - экзистенциализм.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и функции этики

Предмет и функции этики.. соотношение понятий этика мораль нравственность.. природа и исторические формы нравственности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и функции этики
Этика - философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:наука нормативная;учение о н

Природа и исторические формы нравственности
В каждом человеке изначально сидели и сегодня сидят обе противоположности: индивидуализм и коллективизм. Первый биологического происхождения, второй – социального, в зачатке уже присутствующий у на

Эвдемонизм, Гедонизм, Ригоризм, Утилитаризм
Эвдемонизм – основной нравственный критерий – стремление к счастью Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур Гедонизм - удоволь

Характерные черты и основные идеи античной этики
Этические учения Древней Греции Социокультурные предпосылки этики Древней Греции. Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Друго

Сократ и его последователи
"Отец" античной этики Сократ (469-399 до н.э.) в определенном смысле абсолютизировал мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни. Сложность реконструкции этической позиции Со

Ригоризм Этики Платона
Учение Платона (427-347 гг. до н. э.) считают первой попыткой систематизации этических идей, которая была осуществлена философом на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистические пр

Никомахова Этика Аристотеля
В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) античная этика достигла своего высшего развития, что вряд ли было бы возможно, если бы ученик не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу служен

Эллиническая Этика
Эпикур (341-270 гг. до н.э.), опиравшийся на наследие киренаиков и Демокрита, рассматривал этику как "лекарство для души", помогающее избавиться от страданий и обрести внутреннее равновес

Характерные Черты Этики Средневековья
Евангельская моральная доктрина Христианство привнесло ощутимые новации в интерпретацию нравственной жизни: 1) в противовес античному идеалу мудреца, христианство обращено к прост

Христианская Этика
Этика Средневековья представляла нравственность как в неличностный и надличностный феномен. Нравственные требования в ней выступают как заповеди Бога. Вспомним Декалог - десять заповедей Моисея: по

Этические ценности ислама
Этика Мухаммеда. Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации. Основой его этич. программы явл-ся – идея единого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального

Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения и Нового времени
Этическая мысль эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения (14-16 в.) геоцентрическая мировоззренческая ориентация в Европейской. культуре сменяется антропоцентрической. Системообразующим прин

Этика личности Б.Спинозы
Основная установка мыслителей Нового времени предпо–лагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию. Стремление придать этике статус строгой науч

Этика долга и категорический императив И. Канта
Формулировка категорического императива Основная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех лю

Гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике
Именно в Германии с 40-х годов XIX-гo века начинает формироваться новое идейное направление, оказавшее впоследствии чрезвычайное воздействие не только на образ мышления, но и на сферу общественно-п

Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциализме
Экзистенциализм («философия существования») выдвинул теоретический тезис: «сущность предшествует существованию». Применительно к бытию человека это означает, что сущес

Проблема соотношения права и нравственности в философии В. С. Соловьева
В своем философском учении о праве В. С. Соловьев (1853-1900) различает право положительное и право естественное. При этом естественное правотрактуется им как общая идея пр

Этика взаимопомощи и гуманизм П.А. Кропоткина
П. А. Кропоткиным была написана целая серия работ, которые впоследствии составили книгу "Взаимопомощь как фактор эволюции". В ней он развивал и обосновывал фундаментальную для своей социо

Нравственная культура личности и проблема воспитания достойного гражданина
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мир

Основные этические проблемы правовой деятельности (эвтаназии, смертной казни, клонирования и др.)
Термин «эвтаназия» происходит от двух древнегреческих слов: thanatos – «смерть» и eu – «хорошо», что переводится бу–квально как «добрая, хорошая смерть». В современном пони–мании этот термин означа

Идеалы и нравственные ценности
31. Идеалы и нравственные ценности. Идеал- высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая но

Мораль как фундамент правовой культуры
Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования разл

Проблема ненасилия и право
Понятие насилия, как и само это слово, имеет, несомненно, негативный эмоционально-нравственный оттенок. В боль–шинстве философских и религиозных моральных учений на–силие отождествляется со злом. Р

Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста
Исполняя свои обязанности, юрист должен: а) стремиться удовлетворять в меру своей компетенции и стоящих перед ним задач реальные потребности общества, т.е. работать для страны; б) соблюдать законно

Свобода и нравственность
Нравственность и свобода. Что такое мораль (нравственность)? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной ты

Свобода как этическая и правовая проблема
38. Свобода и ответственность: нравственное содержание и политико-правовое измерение. Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-пол

Долг и совесть. Этика ригоризма в сфере правовой деятельности и отношений
Долг- категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг п

Понятия справедливости, честности, достоинства. Справедливость и законность
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривае

Этика науки
Научная этика - в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Учёный должен следовать принципам научно

Профессиональная этика юриста Специфические черты и структура
Профессиональная мораль, как уже отмечалось, складывается прежде всего в таких видах деятельности, объектом которых является человек. Безусловно, у юриста при работе с людьми возникают неповторимые

Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности
Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законност

Нравственные требования к деятельности судьи
Закрепление в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейну

Этика производства следственных действий
Следственные действия, в процессе которых следователь получает и проверяет доказательства, регулируются законом. Нравственный критерий в уголовно-процессуальных нормах выражает

Нравственная сущность Кодекса этики прокурорского работника
Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику, являющуюся совокупностью правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающую нравственный характер взаимоотношений, обусл

Этические основы деятельности адвоката
Принципы и нормы профессионального поведения адвоката- регламентированы Кодексом Профессиональной этики адвоката (Принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года), который устана

Нравственные основы деятельности нотариуса и юриста фирмы
Нотариус, как и любой другой юрист, реализуя правовое и нравственное требование справедливости, опирается на закон. В нотариальной деятельности общепризнанным является принцип законности. Профессио

Этикет в профессиональной деятельности юриста
Этикет (фр. "etiquette - ярлык, этикетка) - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.)

Основные понятия: Абсолют, Абсолютная Идея, стадии развития Духа (субъективный, объективный, абсолютный), мораль и нравственность, государство.

Творчество Г. Гегеля (1770-1831) стало своеобразным подведением итогов немецкой классической философии и в целом философии Нового времени. Хотя, конечно, его вклад в этику не так значим, как в философию в целом, но тем не менее в ряде работ: «Философия права», «Феноменология духа»,

«Энциклопедия философских наук» он определяет значение этики и место центральных этических категорий (прежде всего морали и нравственности) в системе общественных отношений. Его позиция характеризуется историзмом, что позволяет ему более конкретно подойти к вопросам моральной регуляции, рассмотреть роль различных институтов в обеспечении действенности моральных норм, показать реальное соотношение между моралью и правом, моралью и традициями, раскрыть возможную роль государства как выразителя определенной нравственной позиции.

Гегель стремится снять дуализм, присущий этике Канта, и обосновать мораль не только как субъективный принцип долженствования, но и как объективное состояние. В основе его системы лежит представление о непрерывном развитии Бога (Абсолюта, Духа, Абсолютной Идеи). Мир есть результат описанной им божественной самореализации. В процессе этой самореализации выделяются этапы: Идеи-в-себе (Логика), Идеи-вне-себя (Природа) и Идеи-в-себе-и-для-себя (Дух). Дух - это высшее проявление Абсолюта, понять его - значит понять развитие любой культуры и философии и, в конечном счете, мировой истории. По существу, здесь в мистифицированной форме представлено развитие человека, человеческого самопознания и человеческого общества.

На этой высшей стадии Дух, согласно гегелевской триаде, проходит стадии субъективного, объективного и абсолютного духа (который есть Бог, полнота жизни и познания). Свобода появляется на завершающей стадии развития субъективного Духа. По мысли Гегеля, идея человека как свободного существа появилась не на Востоке, не в греко-римской цивилизации, а принесена христианством, в рамках которого «бесконечно ценен человек как таковой и, будучи предметом любви Господа, ему суждено быть связанным с Богом как с абсолютным духом, ибо этот Дух в нем. Стало быть, человек в себе обречен на высшую свободу».

Объективный Дух раскрывает себя в институтах семьи, общества, государственных законах - словом, в истории как таковой. Свободная воля, чтобы не остаться чисто абстрактной, должна «приобрести существование», материализоваться, конкретизироваться. Так рождается право. «Первый образ свободы, - пишет Гегель, - который нам суждено узнать, - это собственность, сфера формального и абстрактного права, контракт, преступление и наказание». Но эта форма, являясь непосредственной и внешней, еще не адекватна свободе. Так рождается мораль - второй момент объективного Духа. В морали, поясняет Гегель, «Я» свободно внутри себя, в субъективной сфере. В этой сфере внешние вещи становятся безразличными, единственно значимое- это мое моральное суждение, моя воля, форма всеобщности, которой вдохновляется правило действия». Это и есть та сфера субъективности, принципом которой является кантовский категорический императив. Гегель считает этику Канта односторонней, замыкающей человека в его внутреннем мире. Поэтому он идет дальше. Когда субъекту удается реализовать себя в конкретных целях посредством объективного, мы - в царстве этического. Семья, общество и государст во - это категории нравственности. Государство как синтез права и морали, как оправдание семьи и общества есть сама идея, проявляющаяся в мире, это «вступление Бога в мир», оно - «реальный Бог», «власть разума, осуществляющего себя как волю». При таком подходе не государство существует для гражданина, а гражданин для государства.


Гегель разводит понятия морали и нравственности: мораль утверждается в качестве субъективного принципа, это - «для себя сущая свобода»; нравственность же есть действительность морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов (реализацию индивида в социуме), процесс становления нравственности есть по сути постепенное подчинение индивидуальности государственным интересам как высшим.

В философии Гегеля фактически устраняется этика как особая дисциплина, так как в ней нравственность совпадает с государством и оставляет открытым вопрос о границах индивидуального ответственного поведения.

Проблема добра и зла решается в духе гегелевской диалектики. Мировая история имеет свой «разумный план», а философия истории - научное познание этого плана. Философия истории становится тем самым теодицеей, оправданием Божественной справедливости и зла перед лицом Разума. Все, что кажется нам злом, на деле есть лишь момент постоянного диалектического становления всеобщего.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 3. - М., 1977.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. - С.-Пб., 1997.

После штурма вопросов этики немецкими классиками, когда был достигнут некий умственный предел в осмыслении этих вопросов, развитие этической мысли в Европе пошло, с одной стороны, по пути усиления поисков научно-практического ее обоснования (прежде всего в творчестве Маркса и Энгельса), а, с другой стороны, в направлении анализа ее иррациональных, религиозно-мистических основ, синтезируемых с данными и концепциями психологической науки.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая характеристика применима к этике эпохи Просвещения:

1) рационально-сенсуалистическая этика;

2) религиозно-мистическая этика;

3) натуралистический сенсуализм;

4) ригоризм.

2. Какая точка зрения отражает взгляды просветителей на человеческую природу:

1) по своей природе люди злы и нуждаются в ограничении со стороны государства;

2) по своей природе люди добры и целью их жизни является благосостояние в этом мире.

3. Почему, с позиции этики Канта, самоубийство недопустимо, безнравственно:

1) это грех перед Богом;

2) это запрещено Божественным и человеческим законом;

3) это не может рассматриваться в качестве всеобщего закона для всего человечества.

4. По вопросу добра и зла существует множество различных точек зрения. Вот три из них:

1) зло - противоположность свободы, свободное деяние всегда направлено к благу;

2) все кажущееся злом - на деле только негативный момент, пружина диалектики;

3) добро и зло суть одно и то же, лишь рассмотренное с разных сторон (каждая сущность может раскрыться только в противоположности). Кому они могут принадлежать: а) Гегелю; Ь) Канту;

с) Шеллингу.

Варианты ответов: А)1а,2Ь,Зс; В) 1Ь, 2с, За; С) 1с, 2а, ЗЬ;

О)1а,2с,ЗЬ; Е) 1Ь,2а, Зс.

5. В каком направлении идет развитие объективного Духа у Гегеля:

1) право -» мораль -» нравственность;

2) мораль -> нравственность -» право;

3) нравственность -» право -» мораль.


Принцип историзма, которого придерживался Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель, в отличие от Канта, обратился не к выявлению сущности морали, а к определению ее роли в системе общественных отношений. Поэтому в философии абсолютного идеализма Гегеля этика заняла довольно скромное место. Этические взгляды немецкого философа наиболее полно были изложены в двух его произведениях: «Феноменология духа» и «Философия права». Актуальной темой для Гегеля бы–ло различение самих понятий «мораль» и «нравственность».

Следует отметить, что в это время существовало два подхо–да к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера со–циально определенного поведения. Подчеркивая оригиналь–ность личностного и социального смысла морали, Гегель по–старался объединить обе эти этические традиции. Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось ре–зультатом сложного творческого развития, в процессе которо–го философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоя–тельности личности.

В результате личность как бы приносилась Гегелем в жертву философии абсолютного идеализма, направленной на дости–жение социальной гармонии. Учение Гегеля о свободе воли предопределило исследование философом природы нравствен–ности и морали. Считая свободу «необходимым условием и ос–новой нравственности», Гегель обнаруживает развивающийся характер отношения свободы и необходимости.

В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстракт–ном праве, нравственности морали.

В учении о морали, представляющем собой область лич–ностных убеждений, философ диалектически проанализиро–вал следующие понятия: умысел и вина, добро и совесть, на–мерение и благо. Он высказал при этом значительное количество весьма продуктивных идей. Так, в частности, от–мечая, что «ряд поступков субъекта это и есть он», Гегель по–ставил задачу обязательного осуществления внутренней мо–ральной убежденности человека в действиях, так как «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели».

Конечно же, следует помнить, что активная деятельность человека ограничивается у философа сферой духа, хотя даже сама постановка данной проблемы вызывает положительный отклик, как и рекомендация ставить перед собой великие це–ли («хотеть чего-то великого») при определении намерений. Особенно интересным является определение Гегелем понятия морального долга человека. Философ считал, что он состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим на–мерением и осуществлять в деятельности».


Так, по существу, определяется сам механизм осуществле–ния морали, ставится задача моральной необходимости Очень много ценных идей содержится также в гегелевской ди–алектике добра и зла. Что же Гегель понимал под нравствен–ностью? В своем учении по этому вопросу философ делает следующие выводы. Нравственность – это вторая (обществен–ная) природа человека, которая возвышается над первой (лич–ностной).

Существуют также три последовательные формы ее разви–тия: семья, гражданское общество и государство. Процесс ста–новления нравственности является, в принципе, подчинени–ем личности государственным интересам, потому что «вся ценность человека, вся его духовная действительность суще–ствует благодаря государству».

Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, про–анализировал связь морали с другими сторонами обществен–ной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социаль–ный контекст.

Хотя принято считать, что предложенная им модель гар–монизации личного и общественного блага является несо–стоятельной. Учение об «объективном духе», которое «раз–глядело» основные черты морали, противостоит самой действительности, находится над ней.

Поэтому мораль не в состоянии оказать на реальный мир сколько-нибудь существенное влияние. Философ предлагал также «считать недействительной всю дисгармоничную, разла–женную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действи–тельность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индиви–ды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т. е. от–крываемую философией и в самой только философии суще–ствующую разумную действительность».

УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О НРАВСТВЕННОСТИ

К настоящему времени много написано о равнодушии Гегеля к вопросам нравственности, о «логизированное™» его морали. Однако мы считаем, что этика Гегеля еще ждет своего исследователя. Если, как указывали классики марксизма, философия Гегеля представляет «еще и поныне поражающее богатство мыслей», то на каком основании нужно игнорировать учение Гегеля о нравственности? Данная статья - попытка разобраться в этой проблеме.

На наш взгляд, следует согласиться, что в самых ранних произведениях Гегеля основной интерес философа был сосредоточен в сфере социально-политической и морально-этической. Причиной тому было то обстоятельство, что в центре духовной жизни Г ермании находился в то время «религиозный вопрос». «Французский пример» немецкая буржуазия мерила сугубо моральными нормами, считая его самым изумительным переворотом из когда-либо совершавшихся в нравственном развитии человечества. Арсений Г улыга правомерно утверждает, что «гегелевская диалектика зарождается как средство решить этические проблемы» (1).

Опираясь на этические взгляды Канта и Фихте, молодой Гегель стремился преодолеть их недостатки, а именно дуализм долга и склонности, свободы и необходимости, акцентирование внимания на проблемах субъективной, личностной моральности. Приведем один пример гегелевского подхода к нравственно-религиозным проблемам. «Основной порок, лежащий в основе всей церковной системы, - это непризнание прав любой способности человеческого духа, особенно же первейшей среди них

Разума; а если разум не признан и не понят церковной системой, то система церкви не может быть не чем иным, как системой презрения к людям» (2).

В это время Гегель еще намечает будущую программу собственных дальнейших исследований. И, судя по приводимому ниже фрагменту, этике будет отведено в ней не последнее место. Во фрагменте «Первая программа системы немецкого идеализма» Гегель намечает: «Этика. Так как в будущем вся метафизика будет относиться к морали - эту идею Кант на примере двух практических постулатов лишь проиллюстрировал, но не исчерпал, то этика станет не чем иным, как завершенной системой всех идей, или, что то же самое, всех практических постулатов».

Гегель предполагал «снизойти» в область физики, чтобы раскрыть структуру мира как

«моральной сущности», получить «большую физику», которая могла бы «удовлетворить творческий дух».

Переходя «к делам человеческим», Гегель ставит перед собой задачу: «Я покажу, что не существует идеи государства, ибо государство есть нечто механическое, так же как не может быть идеи машины. Идею составляет только то, что имеет своим предметом свободу. Следовательно, мы должны выйти за пределы государства! Ибо любое государство не может не рассматривать людей как механические шестеренки, а этого как раз нельзя делать, следовательно, оно должно исчезнуть». Далее следуют намерения разоблачить конституцию, правительство, законодательство. В заключении Гегель высказывает идею о необходимости создания мифологии разума и установления на ее основе вечного единства народа и философов, тогда воцарятся всеобщая свобода и равенство духа!

В статье «Система нравственности» (18021803) Гегель высказывает идеи, которые затем получат свое развертывание в «Философии права». В этой статье уже есть догадка о решающем значении производительности труда в становлении человека, постановка проблемы нравственного значения труда, анализ феномена отчуждения труда, стремление систематически исследовать процесс духовной жизни человека и попытки диалектического анализа нравственных отношений и категорий. Однако сохранялась переоценка места нравственных отношений в общественной жизни, что видно из попытки вывести из «идеи абсолютной нравственности» все многообразие общественного бытия, индивидуального и общественного сознания.

Гегель развивает мысль, что только народ как нравственное, рационально организованное целое может быть носителем идеала полного развертывания богатства способностей индивида. Однако удовлетворительного разрешения проблемы отношения личности и общества Гегель не нашел: у него целое, абсолют, общность все больше брали верх над индиви-

дом, отдельной личностью. Он склонялся к мысли, что «не единичность индивидуума является главным, а жизненность нравственной природы, божественность; единичный индивидуум слишком беден для ее существа, чтобы воспринять ее природу во всей ее реальности» (3).

«Абсолютный народ» Гегель делит на три сословия, принципом каждого из которых является определенная форма нравственности: сословие абсолютно свободной нравственности, сословие добропорядочности и сословие несвободной, грубой или природной нравственности.

Особый интерес для нас представляет анализ «Феноменологии духа», поскольку и для этической концепции это произведение представляет ее исток и тайну. В «Феноменологии духа» Гегель углубляет намеченную в «Системе нравственности» диалектику господства и рабства. Как отметил А.В. Гулыга, «Гегель убедительно показал, что рабство - всеобщее состояние: там, где есть рабы, никто не свободен» (4).

Маркс отметил односторонность позиции Гегеля, который «видит только положительную сторону труда, но не отрицательную... знает и признает только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд» (5).

Гегель показывает логическую противоречивость и тавтологичность заповедей «Не лги» и «Возлюби ближнего как самого себя». Он обнаруживает, что кантовский категорический императив застревает на уровне долженствования, а потому не обладает действительностью.

Гегель анализирует противоречивую взаимосвязь этических категорий «нравственность», «нравственный мир», «нравственная деятельность», «мораль», «моральное сознание», «моральное воззрение», «моральный дух», «долг», «совесть», «добро и зло» и других. Он находит афористичные формулировки. Капиталистическое общество - «духовное животное царство и обман или сама суть дела». Якобинский террор - «абсолютная свобода и ужас».

Следующим этапом в развитии представлений Гегеля о морали явилась «Философия права». Здесь Гегель впервые предпринял попытку «развести» категории «мораль» и «нравственность». Он развивает учение о необходимости частной собственности и резко критикует идею «общности имущества». Право предстает как система запретов, ограничивающихся отрицательным предписанием не нарушать прав личности и всего, что из них вытекает.

Гегель обосновывает необходимость перехода от абстрактного труда к морали.

В сфере морали вопрос о мотиве воли и намерениях субъекта становится главным. Ведь свобода может быть реализована лишь в субъективной воле, сознательно самоопределя-ющей свое содержание. Человек, желающий, чтобы о нем судили по его воле, свободен независимо от внешних обстоятельств, ибо его моральная воля недоступна для внешнего вторжения, насилия. Гегель приходит к глубокому выводу: «Ценность человека определяется его внутренним поведением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» (6).

Гегель вкладывает различные смыслы в понятия «мораль» и «нравственность». Понятие «моральное» - более широкое понятие, оно означает не только морально-доброе, а охватывает определенность внутреннего содержания воли независимо от его моральной оценки как доброго или злого. У греков до Сократа существовала практически неосознаваемая привычка гражданина полиса следовать требованиям разумных «божественных заповедей». Моральная точка зрения возникла, по утверждению Гегеля, в период разложения афинской демократии. Смыслом и принципом этого процесса является «становящийся свободным для себя внутренний мир».

Открыл мораль Сократ, учивший, что человек должен обратиться к углубленному изучению своего внутреннего мира, найти в нем истоки добра и справедливости и убедиться в том, что они всеобщи по своей природе. Сократ придал философско-этический статус изречению дельфийского оракула: «Познай самого себя». Этот тезис Гегель называл «абсолютной заповедью», «собственным абсолютным законом духа». Гегеля уточняет: «Так как этическое есть отчасти нравственность, отчасти мораль, то надо прибавить, что умение Сократа есть, собственно говоря, мораль, потому что преобладающим моментом в нем является субъективная сторона» (7).

В качестве «философии субъективности» моральная философия оказывается выше формального права, содержащего одни запреты. Однако о человеке следует судить не только по его намерениям, не по одной только «субъективности воления», а по реальным делам, по поступкам. «Ряд поступков субъекта, то и есть он» (8). Человек не только должен стремиться к большим целям, желать чего-то великого, но

уметь реализовать подобные желания, иначе это - «ничтожное хотение». В этом рассуждении чувствуется скрытая критика Канта, в лице которого бессильные немецкие бюргеры лишь дошли до «доброй воли» и успокоились на ней. Гегель сближается с Фихте и требует активности, деятельности, поступков. Однако активности частных лиц в своих взаимоотношениях и в «сфере духа». И тем не менее, как отметил Маркс, Гегель «современной морали указал ее настоящее место» (9).

Синтезом права и морали выступает нравственность, являясь высшей ступенью развития идеи свободной воли. Сама нравственность расчленяется на три ступени: семью, гражданское общество и государство.

Систематическое «развитие круга нравственной необходимости» имеет, как полагает Гегель, результатом этическое учение об обязанностях. Это учение опирается на реально существующие нравственные и иные отношения, в то время как принцип моральной субъективности пуст и проявляется в разглагольствованиях о должном. Задача человека - не делать ничего другого, кроме выполнения его обязанностей. Соответствие индивида его обязанностям Гегель называет добропорядочностью. Высокой оценки добродетельного человека достоин тот, для кого совершение нравственных поступков становится постоянной чертой характера.

В выполнении обязанностей, налагаемых нравственностью, находит индивид свое освобождение. Гегель приходит к мысли о единстве прав и обязанностей: «Человек обладает посредством нравственности правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и у него есть обязанности постольку, поскольку он обладает правами» (10).

Привычка к нравственному выступает для индивидов как их вторая природа. Нравственное выступает как всеобщий образ действия индивидов, как нравы. А также как особый духовный мир человека, обладающий закономерным характером: «Подобно тому как природа имеет свои законы, как животные, растения, солнце выполняют свой закон, так и нравы суть закон духа свободы. Нравы являются тем, чем не являются еще право и мораль, а именно духом» (11).

В качестве самого безнравственного на свете Гегель указывает на семейное рабство, не изжитое до сих пор. «Из всех вообще безнрав-

ственных отношений - отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное» (12). Искусством делать людей нравственным выступает педагогика. Одновременно Гегель предупреждает об опасности «играющей педагогики».

Более высокой ступенью развития нравственности выступает гражданское общество. Если семью связывает в единое целое «природный нравственный дух», то в гражданском обществе людей связывает определенная система потребностей. Каждый человек «вынужден производить средства для удовлетворения других». Средством удовлетворения человеческих потребностей выступают «человеческий пот и человеческий труд». В условиях все большей поляризации бедности и богатства «гражданское общество представляет нам. картину столь же необычайной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения» (13).

Как же должно общество бороться с бедностью, или, в терминологии Г егеля, с чернью? Философ отмечает, что «чернью» делает не бедность, а присоединяющееся к ней умонастроение - возмущение против богатых и правительства, по причине собственных моральных пороков: лени, легкомыслия, отсутствия трудолюбия. Среди причин возникновения «черни» Гегель также называет «роскошь и расточительство промышленных классов», «все большее и большее механизирование труда». Гегель делает такое предложение по борьбе с бедностью: «. наиболее прямым средством, как против бедности, так и в особенности против отбрасывания стыда и чести, этих субъективных основ общества, против лени, расточительности... против всех этих зол является предоставление бедных их судьбе и предоставление им возможности добывать средства к существованию открытым нищенством» (14).

Исключительно большое значение философ придает корпоративной нравственности. «Наряду с семьей корпорация составляет второй, вырастающий на почве гражданского общества, нравственный корень государства». Корпорация - то особенное звено, посредством которого скрепляется частный интерес семьи с всеобщими интересами государства. Именно «.в корпорации добропорядочность получает свое подлинное признание и свою подлинную честь», подчеркивает философ (15).

Высшей ступенью развития нравственной идеи является государство. Для Гегеля государ-

ство - «великое архитектоническое здание», «иероглиф разума», «действительность нравственной идеи», «нравственное целое», «осуществление свободы». Для Гегеля государство -это «шествие бога в мире». Естественно, что на вопрос, каким же наилучшим образом нравственно воспитать человека, Гегель отвечает: «.сделав его гражданином государства, в котором господствуют хорошие законы» (16). Личность, семья, корпорация, государство - это шкала возрастающей ценности, в которой государство, в конечном счете, поглощает «единичную личность».

Если в этике Гегеля и нет категорического императива, но все же есть широко известное положение: «Что разумно, то и действительно, и что действительно, то разумно». Существует множество интерпретаций этого положения. Сам Гегель пояснял его следующим образом: «.Подлинная действительность есть необходимость; то, что действительно, необходимо внутри себя» (17). Человек консервативных взглядов интерпретирует это положение консервативно; революционер Энгельс понял Гегеля радикально: «достойно гибели все то, что существует».

Не обошел Гегель и такой проблемы нравственности, как соотношение свободы и необходимости. Спиноза отметил, что свободе противостоит не необходимость, а принуждение или насилие. Согласно Спинозе, воля человека определяется к действию с необходимостью (и, следовательно, свободы воли как таковой не существует), но человек, тем не менее, действует свободно, если он осознал необходимость своего действия.

Размышляя над этой проблемой, Гегель замечает, что «довольство и недовольство людей и, следовательно, сама их судьба определяются характером их воззрения на природу необходимости» (18). «Конечно, необходимость как таковая,

Рассуждает далее философ, - еще не есть свобода, но свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит ее в себе как снятую» (19). Гегель рассматривает всемирную историю как «прогресс в сознании свободы», а свободу как познание и понимание необходимости.

У Гегеля собственный взгляд на решение проблемы теодицеи, т. е. на то, как «оправдать бога» от обвинений в допущении зла. По Гегелю, в «религиозно-мифологическом представлении происхождение зла не постигается», поскольку зло полагается здесь как нечто внеш-

нее по отношению к богу - творцу мира, обладающему лишь положительными атрибутами. Но мысль не может удовлетвориться этим, она «стремится понять отрицательное, как коренящееся в самом положительном» (20).

Соглашаясь с тезисом Канта об «изначально злом в человеческой природе», Гегель поясняет: «Зло, взятое только для себя, есть некоторая абстракция, оно существует только в противоположность добру. Само зло есть одно пустое ничто, оно существует только в этой противоположности» (21). Источником зла, как и добра, является свободная воля с ее внутренне противоречивой природой. Единичный субъект, безусловно, несет вину за свое зло, ибо он сам делает выбор между добром и злом. Вместе с тем человек не обречен на сотворение зла: природа зла такова, что человек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть.

Миф о грехопадении человека Гегель поддерживает: человек стал злым благодаря познанию. Райское состояние - неведение - состояние животного. По причине зла, нарушения божественного запрета, человек вообще становится человеком. Отсюда следует, что «познание само есть зло» и что «человек бессмертен благодаря познанию». Человек должен создавать себя своим трудом, трудясь как «в поте лица», так и совершая еще более тяжкий «труд духа». Гегель особо отмечает, что «христианское учение, согласно которому человек зол от природы, стоит выше другого учения, признающего его добрым.» (22). Энгельс резюмирует: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития». Всякий новый шаг вперед является бунтом против отживающего. Одновременно «рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие» (23). Вместе с тем истинное добро, всеобщий божественный разум, по Г егелю, являются силой, способной осуществить себя в мире. Но следует не только желать добра, но и знать «является ли то или иное добром».

По Гегелю, в «механизм» поведения человека в обществе входят еще два момента: идея и человеческие страсти. Соединяются оба момента нравственной свободой в государстве. Г егель приходит к выводу: «Бог правит миром». В руках «мирового разума» люди остаются слепыми орудиями. В истории происходит соединение свободы как сознательного, так и необходимости как бессознательного в деятельнос-

ти человеческого рода. Гегелевский «разум», предоставляя человеку «свободу», нередко требует за это непомерную цену. Причем цена реальна, а свобода иллюзорна. Гегель называет «хитростью разума» те исторические обстоятельства, когда мировой разум использует страсти людей для достижения своих, только ему известных целей. С наибольшей хитростью разум использует страсти «героев истории», выдающихся личностей. Такие люди были «доверенными лицами всемирного духа».

Если Кант пишет и стремится «к вечному миру», то Гегель обосновывает тезис об исторически закономерном возникновении войны. «Война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира» (24). Но это философская идея, добавляет Гегель, «действительные войны нуждаются еще и в другом оправдании». Речь идет о конкретно-историческом подходе к ситуации Германии начала XIX века. Завоевательные войны Наполео-

на пробудили национальное самосознание немецкого народа и привели к утверждению буржуазных порядков в полуфеодальной стране.

В этическом наследии Гегеля различают «живое» и «мертвое». В Гегеле видят великого революционера и великого консерватора. Эти же люди видят революционера в Джордано Бруно и консерватора в Галилео Галилее. Провозглашая великие принципы, обязательно ли за них идти на эшафот? Правильно ли делали коммунисты, заставляя русских людей идти в полный рост без оружия на немецкие пулеметы?

Оценивая этику Гегеля, Н.Г. Чернышевский скажет: «Принципы Гегеля были чрезвычайно мощны и широки, выводы - узки и ничтожны» (25). Время радикальных революционеров прошло. Мы соглашаемся с Г.В. Плехановым, который сказал: «.Этика Гегеля была крупным шагом вперед, сделанным философией в области научного объяснения нравственного развития человечества» (26).

Список использованной литературы:

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 215.

2. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. М., 1971. С. 174.

3. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С.336.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 221.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 159.

6. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 128.

7. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 10. С. 36.

8. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 143.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 345.

10. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 188.

11. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 186.

12. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 203.

13. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 213.

14. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 255.

15. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 260.

16. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С.188.

17. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 289.

18. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1975. С. 326.

19. Там же. С. 337.

20. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 169.

21. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. Т.2.М., 1977. С. 266.

22. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. С. 46.

23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 296.

25. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 205.

26. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5-ти т. Т. 3. С. 650.