Главная · Монтаж · Соответствие видов депривации характеристикам когнитивная. Депривация детей психическая. Нарушения социального восприятия

Соответствие видов депривации характеристикам когнитивная. Депривация детей психическая. Нарушения социального восприятия

Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в течение длительного времени. Под понятием

«психическая депривация» подразумеваются различные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Проявления психологической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень глубоких поражений развития интеллекта и характера. Она может представлять пеструю картину невротических признаков. В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается неудовлетворенной, выделяются различные виды психической депривации. Не всегда удается понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и рост, и созревание нервной системы, и формирование психики.

Рассмотрим виды депривации, которые в наибольшей степени важны для диагностики развития детей и подростков.

1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

В первую очередь для своего развития ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами различной модальности. Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Стимульный дефицит или стимульная перегрузка могут оказывать влияние и на физиологические процессы.

Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В обедненную среду попадает ребенок, оказавшийся в детском доме и в других учреждениях закрытого типа. Такая среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она оказывается наиболее губительной. Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не управляются, перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Последствия сенсорной депривации наиболее выражены у детей, от которых отказались в родильном доме. У таких детей наблюдается слабость и даже отсутствие реакции на речь взрослого, выраженная задержка эмоционального и интеллектуального развития, негативные особенности характера (дети эмоционально лабильные, нерешительные, безынициативные, нецелеустремленные).

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

Важной основой психической потребности ребенка является потребность дифференцированной и постоянной структуры внешних стимулов, т.е. определенного осмысленного порядка стимулов.

«С первых месяцев своей жизни ребенок проявляет данную потребность познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого и настоящего, ожидаемого и осуществленного... Стимулирующая ситуация отличается, следовательно, характером призыва: развитие ребенка стимулируется ею прежде всего тогда, когда она представляет условия для понимания распорядка и придает уверенность в наличии активного контроля протекающих процессов»

Двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. Уже в первые месяцы жизни при ограничении движений младенцы проявляют сильное беспокойство. Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости. Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед - назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками. Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы. Таким образом, у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в силу ограниченности возможности реализовать свою активность, часто наблюдается выраженная моторная отсталость.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации.

Понятие «материнская депривация» обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери, Депривация в общении с матерью и в материнском уходе вызывает нарушения развития, невротические и аффективные расстройства, порождает у ребенка страх, агрессивность, недоверие к другим людям. Обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка с рождения оказавшегося в условиях материнской депривации можно представить таким образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В отличие от ребенка, лишенного материнской заботы с момента рождения, развитие личности ребенка, имевшего мать, но потерявшего ее, идет по неврологическому типу. В этом случае вступают в действие различные защитные механизмы. Таким образом, разрыв с матерью приводит к возникновению тяжелых эмоциональных переживаний ребенка. Последствия материнской депривации и жестко регламентированного отношения к детям ярко проявляются в школьные годы. У младших школьников в общении выступают два ведущих «симптома комплекса»: «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым»

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов. Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» -инстанцию «Я». Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли». Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Благодаря общению с окружающими людьми ребенок овладевает завоеваниями культуры. Становясь сознательным субъектом деятельности, ребенок осознает себя личностью. Человек, изолированный от общества, не овладевает нормами и правилами поведения в обществе, психические процессы не развиваются.

Диагностика депривации достаточна сложна. Для этого необходимо сотрудничество целого ряда специалистов: педагога, психолога, педиатра, социального и медицинского работника.

Долговременное наблюдение за ребенком и регулярный контроль развития является действенным диагностическим инструментом, предоставляющим возможность вовремя реагировать на трудности и отклонения, возникающие постепенно на отдельных этапах развития.

Одним из важных методом выявления признаков депривации является беседа.

Как правило, очень редко дети совершенно не идут на контакт и отказываются от обследования. Если это происходит, то это свидетельствует либо о неправильном подходе психолога, либо о тяжелой личностной патологии или аффективном нарушении (депрессия, дисфория).

Использование психодиагностических методик имеет большое значение. Они подбираются в зависимости от поставленных задач. Показанием к тестированию могут служить, прежде всего, запрос учителей, родителей связи с трудностями в общении, поведении, конфликтностью, неуспеваемостью.

При семейной депривации рекомендуется определение уровень личностной тревожности, повышение которой лежит в основе многих психологических нарушений у детей. Достаточно удобной и информативной является «Личностная школа проявление тревожности» Дж Тейлора в адаптации Т.А. Немчиновой.

Для того, чтобы приблизиться к пониманию основного конфликта в детско-родительских отношениях, необходимо собрать информацию, проанализировать ее и выделить основные проблемы. Существую большое количество методик. Примером может служить: «Анализ Семейного Воспитания» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).

Наиболее распространенными являются так называемые проективные методики, в частности рисуночные тесты. Суть их заключается в том, что они дают возможность проецировать и интерпретировать реальность, вынося во вне свои переживания. Рисуночная диагностика универсальна для детей любого возраста и любой национальности. Она позволяет диагностировать не только состояние ребенка, но и выявить особенности межличностных взаимоотношений, прежде всего семейных. Наиболее часто используют следующие методики: «Дом-дерево-человек» Д. Бука, тест «Рисунок семьи» В Вульфа, «Несуществующее животное».

От своевременного выявления признаков депривации зависит и эффективность коррекционно-терапевтических и исправительных мероприятий.

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину « » со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого .

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая . Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных .

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей . Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.

Депривация - это психо-эмоциональное состояние, которое описывается в психологии, как возникающее из-за ограничения или продолжительного лишения возможности удовлетворения базовых потребностей личности.

Есть много видов депривации в психологии, но все они имеют схожие проявления. Личность, которая не имеет возможности в полной мере удовлетворить свои потребности, становится тревожной, ее начинают беспокоить страхи. Она становится пассивной, теряет интерес к жизни. Это состояние может сопровождаться неожиданными всплесками агрессии.

Уровень депривации у каждой личности может быть разными. «Степень поражения» зависит от нескольких факторов:

  1. Вариант воздействия депривационного раздражителя, степень его «жесткости».
  2. Устойчивость конкретного индивида, опыт преодоления схожих состояний.

Частичное ограничение базовой потребности оказывает на личность не такое отрицательное влияние, как ее полное отсутствие. То, как быстро человек справиться с этим состоянием также зависит от того, в какой степени удовлетворены его остальные потребности.

Чем отличается психологическая депривация от фрустрации?

Депривация и фрустрация - это 2 родственных понятия. Их главное отличие - уровень воздействия на личность. Депривация наносит ей больший вред, нередко приводит к полному разрушению.

При депривации человек лишается того, с чем он еще не был знаком: материальные ценности, опыт общения и т.д. А вот при фрустрации личность лишается того, что у нее было, с чем она хорошо знакома и в чем остро нуждается: еда, социальные блага, физического здоровья и т.д.

Причины депривации

Депривация не возникает просто так. Более того, она может появиться только у людей, которые внутренне к ней предрасположены. В первую очередь, она проявляется у людей с внутренним «вакуумом» ценностей. В психологии это описывается следующим образом. Если человек длительное время лишался чего-то, то со временем он теряет способность следовать правилам, нормам и ценностям, которые имеют место быть в обществе. Чтобы нормально существовать, индивид должен уметь подстраиваться под те условия окружающей среды, в которую он попадает. Если он этого не умеет делать, он чувствует внутренний дискомфорт. Выход из ситуации - формирование новых идеалов и ценностей.

Виды депривации

Есть несколько критериев классификации понятия «депривация». По степени поражения различают 2 вида депривации:

  1. Абсолютная депривация . Это полное отсутствие доступа к различным благам и возможности удовлетворения базовых потребностей.
  2. Относительная депривация . По этим понятием подразумевается субъективное переживание несовпадения ценностных возможностей и личных ожиданий.

По характеру неудовлетворенной потребности различают такие виды депривации:

  1. Сенсорная депривация . При этом виде депривации человек лишается возможности удовлетворять свои потребности, связанные с органами чувств. Сенсорная депривация делится также на зрительную, слуховую, тактильную, осязательную. Ученые также выделяют сексуальную депривацию, когда у человека долго отсутствуют отношения интимного характера.
  2. Патернальная . Депривация характерна для детей, которые растут в неполноценной семье.
  3. Социальная . Этот вид депривации характерен для людей, которые находятся в местах лишения свободы, длительный период находятся на лечении, воспитанников интернатов и т.п.
  4. Двигательная . Депривация развивается в результате ограничения движений. Это может быть связано с инвалидностью, болезнью, специфическими жизненными условиями. Двигательная депривация приводит не только к психическим, но и физическим нарушениям.

Отдельного рассмотрения требует сенсорная и социальная депривация.

Сенсорная депривация

Под этим понятием подразумевается полное или частичное лишение органов чувств возможности реагировать на внешние воздействия. Самый простой вариант — это использования повязки на глаза или затычек для ушей, которые ограничивают возможности зрительного и слухового анализатора. В сложных случаях этой депривации «отключается» сразу несколько анализаторов. Например, вкусовой, обонятельный, зрительный и осязательный.

Сенсорная депривация приносит организму не только вред, но и пользу. Она часто используется в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, в психологии. Короткие периоды депривационного состояния улучшают работу подсознания, стабилизируют работу психики.

Длительное ограничение работы сенсорных анализаторов часто провоцирует тревожность, беспокойство, галлюцинации, асоциальное поведение, депрессии — такие последствия депривации.

Эксперимент с сенсорной камерой

В прошлом столетии ученые решили провести интересный эксперимент по исследованию сенсорной депривации. Они изобрели специальную камеру, которая ограждала испытуемых от воздействий внешней среды. Участники эксперимента располагались в камере горизонтально. После помещения им перекрывали доступ ко всем звукам. Это делалось с помощью своеобразного однотипного шума. Глаза закрывались темной повязкой, а руки — помещались в картонные муфты. Длительность эксперимента не была заранее определена, но проведя ряд исследований ученые выяснили, что больше трех дней человек не может находиться в таких условиях. Подобные ограничения провоцируют галлюцинации, снижают умственные способности.

Пищевая депривация

Особый вид сенсорной депривации — пищевая депривация. В отличие от других нарушений этого рода, она не всегда вызывает отрицательные эмоции и переживания. Неприятные ощущения появляются только у тех, кто лишается пищи не по своей воли. Люди, которые практикуют лечебное голодание, с каждым днем чувствуют себя лучше, у них появляется легкость в организме, повышается жизненная активность.

Сенсорная депривация у детей

В детском возрасте сенсорная депривация проявляется в виде ограничения или лишения возможности эмоционального контактирования с близкими людьми. Если малыш оказывается в больнице или интернате, он нередко испытывает сенсорный голод. Подобные изменения отрицательно сказываются на любом ребенке, но особенно чувствительны к ним дети раннего возраста. Малыши должна получать достаточно ярких и положительных впечатлений. Это способствует формированию способности анализировать информацию, поступающую извне, тренировке соответствующих структур головного мозга, развитие в психологии.

Социальная депривация

Если личность лишается возможности полноценно контактировать с социумом, это провоцирует определенное состояние психики, которое в последствии может стать причиной развития патогенных симптомов и синдромов. Социальная депривация может быть вызвана различными факторами. В психологии выделяют несколько форм этого состояния:

  • добровольная депривация;
  • принудительная депривация;
  • вынужденная депривация;
  • добровольно-вынужденная депривация.

Вынужденная депривация наступает в случае, если человек или группа людей оказывается в условиях, оторванных от социума. Эти обстоятельства не зависят от воли или желания личности. Примером такой депривации может стать трагедия на море, после которой команда корабля оказывается на необитаемом острове.

Принудительная депривация возникает в случае изоляции человека, вопреки его желаниям. Пример такой ситуации — люди, которые находятся в местах лишения свободы, воспитанники интернатов, солдаты срочной службы. Добровольная депривация происходит в тех случаях, когда личность ограничивает удовлетворение потребности в общении по собственному желанию. К таким людям относятся сектанты, монахи. Пример добровольно-вынужденной депривации — воспитанники спортивной школы.

Для взрослого человека последствия социальной депривации не такие катастрофические, как для детей. Ограничение в общении отрицательно сказывается на эффективности жизнедеятельности ребенка и его психическом развитии.

В отдельную группу ученые выделяют эмоциональную, материнскую, отцовскую депривиацию и депривацию сна. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная депривация

Эмоции и чувства играют в жизни человека немаловажную роль. Под их влиянием происходит формирование личности. Эмоциональная сфера помогает человеку приспосабливаться к различным жизненным изменениям. Благодаря эмоциям человек осознает свое место в жизни. Они оказывают влияние на познавательную сферу, формируют восприятие, мышление, память, развивают сознательность.

Если личность лишена возможности удовлетворять эмоциональную сферу, то ее познавательная область становится бедной и ограниченной в следствии депривации. Это отрицательно сказывается на нормальном психическом развитии. Благодаря психологическим исследованиям было выявлено, что существенное влияние на отношение ребенка к жизни оказывает желание родителей иметь в семье малыша.

Следующий важный этап в развитии личностной сферы — ранний детский возраст. Если в это время малыш окружен вниманием, получает достаточное количество положительных эмоций, то эмоциональная депривация у него вряд ли возникнет, в психологии не произойдет изменений. А вот если все наоборот — то ребенок склонен к депривационным нарушениями. Есть риск возникновения подобных отклонений и в том случае, если малыш постоянно находится в эмоционально изменчивой среде.

Личность, которая в детстве была обделена позитивными эмоциями, во взрослом возрасте часто переживает чувство одиночества, тоски, у нее развивается комплекс неполноценности в психологии.

Недостаток эмоций сказывается и на физическом развитии — малыш развивается с опозданием, его медицинские показатели не дотягивают до нормы. Но если ребенок попадает в нормальную среду, показатели резко меняются в положительную сторону. Яркий пример такого «исцеления» — дети из детских домов, которые попадают на воспитание в полноценные семьи.

Нормальный, полноценный сон — это залог хорошего самочувствия и здоровья. Если по каким-то причинам человек лишен возможности высыпаться, это сказывается на его физическом и психическом состоянии. Когда речь идет о единичном случае, то отрицательного воздействия на здоровье он не окажет. А вот когда человек лишается полноценного сна регулярно, то у него развиваются депривационные нарушения.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон радости. Если человек не высыпается, нарушается работа его эндокринной системы, замедляются обменные процессы. Такой вид депривации приводит к набору массы, депрессии, головным болям.

Что еще происходит с человеком, который лишается полноценного сна?

  • 1 день без сна — ухудшение реакции, упадок сил;
  • 2 дня без сна — нарушение двигательной активности, снижение умственных реакций;
  • 3 дня без сна — появление невыносимых головных болей;
  • 4 дня без сна — подавление воли, возникновение галлюцинаций. Это самая опасная форма депривации, после которой в организме происходят серьезные и необратимые процессы. Возникает угроза человеческой жизни.

Интересный факт. Ученые доказали, что лишения человека сна может приносить ему не только вред, но и пользу. В результате многочисленных исследований было выяснено, что лишение человека определенной фазы сна помогает ему избавиться от затяжного депрессивного состояния. Несмотря на парадоксальность, это явление имеет простое объяснение.

Лишение сна — это стресс для организма. В этот состоянии начинается выработка катехоламинов — специальных гормонов, отвечающих за эмоциональный тонус. Благодаря шоковой психотерапии появляется интерес к жизни, человек начинает проявлять активность. Прибегать к таким методам лечения самостоятельно врачи не рекомендуют. Оно должно проходить под контролем врача.

Материнская депривация

Потеря матери или длительное лишение общения с ней приводит к возникновению материнской депривации, которая негативно сказывается на личностном развитии малыша. Отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и такие ситуации:

  1. Женщина слишком рано выходит на работу
  2. Мать уезжает в длительную командировку, сессию
  3. Разлука с матерью после тяжелых родов
  4. Ребенка очень рано отдают в детский сад
  5. Маму и ребенка разлучают вследствие заболевания

Перечисленные ситуации относятся к открытой депривации. Есть еще и скрытая форма, при которой фактически мама находится со своим ребенком, но между ними есть психологическое напряжение. По каким причинам появляется такая депривация? В психологии выделяют такие причины:

  1. Чрезмерное увлечение матерью научной литературой и «правильными» методами воспитания. Женщина абсолютно не обращает внимание на индивидуальные особенности малыша, не слушает свою интуицию.
  2. Враждебные или напряженные отношения между отцом и матерью.
  3. Наличие у матери проблем со здоровьем, в следствие чего она не может выделить достаточное время и полноценно ухаживать за малышом.
  4. Рождение в семье детей-погодок. Мать находится в постоянном напряжении, поэтому не может обеспечить полноценный уход за малышом.

В группу риска входят дети, рожденные в результате нежелательной беременности. Это отрицательно влияет на отношении матери к ребенку, который всегда подсознательно это чувствует. Важным периодом в развитии малыша является ранний возраст — от 0 до 3-х лет. В это время для полноценного развития детской психики важен контакт с матерью. В противном случае возникает внутренняя агрессия, депрессивное состояние. Во взрослом возрасте такой ребенок не сможет строить нормальные отношения с окружающими людьми. Есть теория, что материнская психическая депривация является причиной аутизма.

Отцовская депривация

Отец должен заниматься воспитанием ребенка не меньше, чем мать. Лишения малыша эмоционального контакте с папой приводит к возникновению отцовской депривации. Какие ситуации могут привести к ее появлению?

  • отсутствие положительных эмоциональных отношений отца и ребенка, несмотря на физическое присутствие мужчины в доме;
  • уход отца из семьи;
  • реализация амбиций отцом ребенка;
  • нарушение ролевых позиций в семье. В этом случае отец перенимает на себя материнские функции и наоборот.

Как сказывается отцовская депривация на детском развитии? Ребенок неправильно идентифицирует свою половую принадлежность, становится несостоятельным и эмоционально уязвимым. Это сказывается и на способности правильно выстраивать отношения с людьми, невозможности правильно и грамотно выстроить отношения с собственными детьми.

Лишение ребенка возможности удовлетворять базовые потребности отрицательно сказывается на развитии головного мозга, формировании когнитивных функций. Малыш растет несобранным, неуверенным в себе. Он редко улыбается, выражает свои эмоции. Его физическое и психическое развитие замедляется, формируется неудовлетворенность собой и собственной жизнью.

В результате психологических исследований было выявлено, что для нормального, полноценного развития малыша нужно обнимать и целовать как минимум 8 раз в день.

У взрослых депривация возникает на фоне пережитого депривационного состояния в детстве, это оставляет отпечаток в психологии. Он чувствует себя ненужным, не может найти свое место в жизни, переживает депрессию, постоянное чувство тревоги. Выйти из подобного состояния можно, но необходима длительная психотерапевтическая работа со специалистов.

Помощь людям, которые перенесли депривацию

Коррекционная и психотерапевтическая работа имеет несколько этапов и направлений. Только тщательная и последовательная проработка каждого этапа поможет справиться с негативными последствиями, которые возникают вследствие депривации.

Направления работы:

  1. Работа с самооценкой, оздоровление отношений с людьми. Человек учится видеть положительные стороны жизненных ситуации, тщательно анализировать их и адекватно оценивать.
  2. Работа с личной уязвимостью. Человек учится воспринимать ситуацию без лишних эмоций, обучается рассудительности, видеть причинно-следственные связи.
  3. Работа с идентификацией чувств. Личность учится взаимодействовать с другими людьми, выражать эмоции, разбираться в чувствах других людей.

Работа с человеком, который столкнулся с депривацией, может проходить индивидуально либо в группе. Психотерапевт подбирает техники и методики работы, ориентируясь на то, какая депривация имела место быть в жизни человека, ее длительность и степень влияния на психику. Корректировать последствия самостоятельно нежелательно, чтобы ситуация еще больше не усугубилась.

1

В статье представлено обоснование проблемы недостаточной изученности феноменологии депривации и концепции об информации как главном, ключевом, кристаллизующем факторе в целостной картине ее развития. Выдвигается определение информационной депривации как психического образования, сформировавшегося в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе. Описываются итоги контент-аналитического исследования научных источников. В соответствии с рассматриваемыми гипотезами по результатам дедуктивного и индуктивного контент-анализа доказывается представление об информационной природе депривации и наличии объединяющего основания между различными ее видами. По результатам эмпирического исследования, где демонстрируется и интерпретируется существование обратной корреляционной связи между информацией и другими элементами депривации в ее структуре, информация представлена как главный, ключевой, кристаллизующий фактор в целостной картине развития депривации.

депривационный симптомокомплекс.

дефицит информации

психическое образование

информационная депривация

1. Астоянц М.С. Социокультурная обусловленность личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - №2. – С. 50-52.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи // Записки детского психиатра. – М., 1988.

3. Кибальченко И.А. Интеграция учебного и познавательного опыта обучающихся: структура, динамики, технология. Дис. д.псх. н. – Р/н Д., 2011.

4. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2010. – Вып. 10. С. 141–144.

5. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. [Текст]. – Прага, 1984.

6. Федорова Н.В. Депривация в семье как фактор деликлентного поведения подростков. Дис. к. псх. н. – Омск, 2007.

7. Шабалина С. А. Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева – 2011. - №4. – Ч.2. – С. 203-208.

8. Шабалина С. А. Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учереждениях в условиях материнской депривации // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева. – 2012. - №1. – Ч. 1. – С. 176-181.

9. Ярославцева И.В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития // Сибирский психологический журнал. – 2013. - №47. – С. 33-40.

Введение

Актуальность исследования проблемы депривации в её психологическом аспекте как состояния сознания личности и результата лишения, потери, утраты или недополучения чего-либо состоит в недостаточной изученности феноменологии этого состояния, что следует из наиболее известных публикаций, где описываются отдельные его аспекты, тогда как практически все авторы отмечают многоплановое влияние депривации на личностное развитие, психическое здоровье и социализацию личности. При этом очевидно, что различные виды и аспекты депривации не проявляются разновременно. Этот факт отмечается исследователями Й. Лангмайер, Н.Б. Федорова, С.А. Шабалина, М.С. Астроянц, И.В. Ярославцева, М.И. Буянов, Н.Б. Куровский, Г.Н. Пяткина и другие .

В процессе контент-анализа нами было обнаружено около 30 различных терминов, описывающих понятие депривации: сенсорный, эмоциональный, информационный дефицит, обедненность эмоциональной среды, недостаточность внешних стимулов, отсутствие заботы, ласки, понимания, обедненные жизненные условия, отвержение родителями, ограничение возможностей для усвоения социальной роли, неудовлетворение жизненно важных потребностей, отсутствие материнской заботы и т. п. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были выдвинуты предположения о том, что:

1. Феномен депривации имеет информационную природу

Информационная депривация может быть представлена как психическое образование, сформировавшееся в условиях дефицита информации в обеднённой среде, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе.

Под информацией мы понимаем: совокупность реальных (объективных) раздражителей (стимулов); результат информационных взаимодействий на уровне субъект-субъектных отношений; знания, которыми должен располагать субъект для своего развития и достижения жизненных целей.

Под депривационным симптомокомплексом понимается совокупность личностных проблем субъектов, проявляющихся в форме: низкой самооценки (А.Н. Пронина, С.А. Шабалина, К.В. Солоед, И.О. Спесивцева и др.); отрицательного самопринятия (У.В. Ульенкова, M. Murrey); склонности к психосоматическим заболеваниям (Н.Б. Римашевская, Л.Ф. Кремнева); использования неадаптивных защитных механизмов (А.С. Тысячнюк); затруднений в социализации личности (И.В. Ярославцева) и другие.

2. Информация является главным, ключевым, кристаллизующим фактором в целостной картине развития депривации.

3. Существует обратная связь между информацией и другими элементами депривации в ее структуре.

Нами была осуществлена попытка контент-аналитического исследования научных источников с целью обобщения представления о феномене депривации и на предмет нахождения объединяющего основания между различными видами депривации. Выборку составили полные тексты и статьи с описанием этого явления в различных аспектах. При проведении контент-анализа использовались 2 этапа на основе инструкции и гипотез .

В ходе дедуктивного варианта контент-анализа публикаций были выполнены следующие процедуры:

  • было составлено 384 карточки с индикаторами, характеризующими различные стороны депривации;
  • «чистка» повторяющихся по содержанию карточек, в результате чего из 384 исходных карточек сначала осталось 250.
  • образование на этой основе путем обобщения и укрупнения 7 ключевых (смысловых) единиц и обобщение их в три суммарные группы категории анализа.

Всего было проанализировано 75 источников 63 авторов.

В соответствии с содержанием гипотезы о депривации, априорно были выделены ключевые (смысловые) единицы и 7 категорий анализа (Таблица 1).

Таблица №1.

Частоты встречаемости ключевых (суммарных) категорий по итогам проведения дедуктивного варианта контент-анализа

Ключевые (смысловые) единицы как категории анализа

Дедуктивный анализ

Частоты встречаемости

Общие сведения о депривации

Предпосылки к формированию депривации у детей

Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации

Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации

Развитие депривации

Структура депривации

Информация в структуре депривации

Феноменология явления депривации (1, 3, 4, 6)

Динамика и факторы формирования депривации (2, 5)

Информация в структуре депривации (7)

Категории анализа определились по 17 дробным элементам − подкатегориям (частным понятиям, раскрывающим смысловое содержание ключевых единиц), на основе которых непосредственно и производилась кодировка текста.

Проверка валидности, обоснованности выделения и группировки смысловых единиц и категорий анализа проводилась методом компетентных судей (4 специалиста кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ ЮФУ). Участникам процедуры было предложено по единой инструкции, независимо друг от друга оценить сгруппированные в три группы выделенные индикаторы по проблеме содержания понятия информационная депривация, которые соответствуют выдвинутой нами гипотезе. В итоге эксперты оценили группировку по 3х бальной системе.

Степень совпадения их оценок находится в диапазоне - от 75 % (по группе С), 83,33 % (по группе В) до 91,6 % (по группе А). В среднем оценка экспертов совпала с предложенным вариантом на 83,33 %. Это превышает необходимый минимум в 75 % совпадений.

Дедуктивный контент анализ выявил наиболее общие тенденции представлений различных авторов относительно феномена депривации.

Следующим этапом работы было проведение индуктивного контент анализа по расширенному списку источников (113 источников, из них 38 новых) и проведение анализа «сцепок» между категориями.

Основные цели проведения индуктивного анализа:

  • проверка и уточнение исходных гипотез, так как возможно появление новых смысловых единиц в процессе анализа;
  • анализ структуры взаимосвязи категорий между собой;

Задача анализа структуры взаимосвязей категорий осуществлялась с помощью корреляционного и факторного анализа. В исследовании определялись степень и характер статистической связанности 7-ми первичных ключевых единиц. Учет связей между категориями позволяет перейти к системному представлению компонентов депривации и проверить наличие теоретического обоснования в исследованиях по проблеме депривации для предложенной гипотезы об информационной природе депривации.

Результаты факторного анализа:

В ходе факторного анализа пересечения «сцепок» категорий по методу главных компонент с последующим Varimax-normalised вращеним были получены 2 значимых фактора общностью 86,757%. Факторные нагрузки представлены в таблице 2.

Таблица № 2

Факторная структура взаимосвязей ключевых единиц депривации в компоненты

Ключевые единицы

Компоненты

1.Общие сведения о депривации

4.Объединяющие основания

5.Развитие депривации

6.Структура депривации

Таким образом, факторный анализ структуры ключевых (смысловых) единиц и суммарных категорий по итогам 113 источников демонстрирует, что в изучении содержания понятия «информационная депривация» преобладают тенденции, отраженные в факторах.

В первом факторе взаимосвязаны категории, характеризующие:

№2 «Предпосылки к формированию депривации у детей»;

№3 «Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации»;

№6 «Структура депривации»;

№7 «Информация в структуре депривации».

Этот фактор можно назвать «информационное опосредование депривации». Он является самым нагруженным, так как в него входят 4 элемента. В таблице полной объяснительной дисперсии на этот фактор приходится 48,244% из 86,757% кумулятивного процента нагрузок вращения, таким образом, его можно охарактеризовать как ключевой, кристаллизующий, главный, что отражает второе предположение (рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение компонент факторного анализа

Во втором факторе объединены категории:

№1 «Общие сведения о депривации»;

№4 «Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации»;

№5 «Развитие депривации».

Второй фактор можно охарактеризовать как «целостное развитие депривации». На этот фактор приходится 40,513% кумулятивного процента нагрузок вращения. В матрице повернутых компонент 3 и 4 элементы (системный характер депривации и объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации) имеют весомую нагрузку по величине значения в обоих факторах и на уровне тенденций являются «мостиком» между двумя факторами, обеспечивая переход от одного фактора к другому. Иными словами информационное опосредование депривации обеспечивает ее целостное развитие. Что подтверждает вторую гипотезу. В результате факторного анализа все категории вошли в факторы, ни одна из них не «выпала», что подтверждает значимость выбранных категорий.

2. В матрице корреляций (таблица 3) наибольший показатель корреляции (-0.925) соответствует обратной взаимосвязи категории «информация» и «предпосылки к возникновению депривации». Между 2, 3, 4 и 6 элементами депривации в ее структуре и категорией «информация» наблюдается значимая прямая корреляция, что отражает формирование структуры депривации на базе предпосылок. Обратная значимая корреляционная связь с переменной №7 (Информация в структуре депривации) доказывает зависимость формирования структуры депривации от ее кристаллизующего основания - информации, когда ее дефицит усиливает формирование депривации и наоборот.

Факторная структура подтверждает наши предположения об информационной природе депривации и отражает детерминирующую функцию информации в структуре депривации.

Таблица №3

Матрица корреляций между элементами депривации

Названия элементов депривации

1.Общие сведения о депривации

2.Предпосылки к формированию депривации у детей

3.Системный характер депривации

4.Объединяющие основания

5.Развитие депривации

6.Структура депривации

7.Информация в структуре депривации

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенный дедуктивный и индуктивный контент-анализ подтверждают предположение об информационной природе депривации.

2. В качестве рабочего определения выдвинуто, что информационная депривация является психическим образованием, сформировавшимся в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющимся в депривационном симптомокомплексе в форме: низкой самооценки; отрицательного самопринятия; склонности к психосоматическим заболеваниям; использования неадаптивных защитных механизмов; затруднений в социализации личности.

3. Информация является главным, ключевым, кристализующим фактором в целостной картине развития депривации.

4. Перспективой исследования является изучение депривационного симптомокомплекса.

Рецензенты:

Непомнящий А.В., д.п.н., профессор, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.

Кибальченко И.А., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.

Библиографическая ссылка

Тен Л.Г., Кибальченко И.А. К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕПРИВАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12337 (дата обращения: 27.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»