Главная · Сети · Связанными подчинительной связью примеры. Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью

Связанными подчинительной связью примеры. Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 463.

Подчинительная связь - это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых - главное (подчиняющее), а другое — зависимое (подчинённое).

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. зеленые глаза, писать письма, трудно передать. В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово: Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать - главные слова.

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; 2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; 3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Выделяют три вида подчинительной связи:

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово становится в тех же формах, что и главное: зеленый дуб , широкое поле , свежескошенная трава , зеленые лужайки .
Главное слово при согласовании - существительное (или слово в его значении), зависимое прилагательное, причастие, а также числительное и местоимение, по форме сходные с прилагательным: зеленый дуб , зеленеющий вдали дуб , третий от дороги дуб , этот дуб . Иногда зависимым словом при согласовании может быть существительное: город-герой , девочка-подросток , утес-великан .
Зависимое слово может согласоваться в числе, роде и падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже.
При согласовании изменение главного слова вызывает соответствующее изменение зависимого слова: зеленый дуб - зеленого дуба - зеленому дубу и т. д.
Согласование выражается с помощью окончания зависимого слова.

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или слово в значении существительного) ставится в падеже, определяемом главным словом:гордиться делами (главное слово управляет творительным падежом); стремиться к совершенству (главное слово управляет дательным падежом); дорога в порт (главное слово управляет винительным падежом).
При управлении изменяется только форма главного слова: горжусь делами , гордишься делами , гордиться делами и т. д.

В сочетании слов типа три пальмы неодушевленным существительным) слово три в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним: им. и вин. п. три стола - управление; дат. п. трем столам , твор. п. тремя столами , предл. п. (о ) трех столах - согласование.
В сочетании типа три подруги (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. п., в остальных падежах - согласование: трех подруг , трем подругам , трех подруг ,тремя подругами , (о ) трех подругах - согласование.

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу и интонационно: ехать быстро , говорить не торопясь , желание высказаться ,очень мило .
Примыкают неизменяемые слова - наречия (яйцо всмятку ), деепричастия (встретил улыбаясь ), инфинитив (вышел погулять , желание поехать ).

Задание. Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать - главное слово, механически - зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически -- это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Задание. Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) - наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла. Таким образом, выписываем словосочетание сильно простыла.

Грамматически равноправны. Это сочинительная связь.

В некоторых ситуациях одно слово может зависеть от другого, а придаточная часть предложения может подчиняться другой, главной. Это подчинительная связь.

В чем особенности подчинительной связи?

В разных словах и словосочетаниях задействованы разные ее виды. Типы подчинительной связи во многом зависят от того, какими частями речи выражаются составляющие словосочетания.

Согласование. При такой разновидности зависимое слово полностью уподобляется главному в роде, падеже, числе. (Голубой лагуны, нашему коллективу).

Чаще всего зависимыми словами при согласовании бывают:

  • прилагательные,
  • причастия (как действительные, так и страдательные),
  • некоторые местоимения притяжательные, указательные, определительные, отрицательные),
  • порядковые числительные.

Главным словом должно быть существительное или любая другая часть речи, выступающая в его роли. Например: дорогие присутствующие, первый космонавт, выздоравливающие произведения. Типы подчинительной связи в словосочетаниях не ограничиваются только согласованием.

Управление. Зависимое слово должно стоять при главном в той форме, которую требует лексико-грамматическое значение главного. Говоря проще, зависимое слово должно стоять при главном в определенном роде, падеже или числе. (Припоминаю прошедшее, положить на стол, постоять у стола и т.п.). Зависимыми словами в этом случае могут быть:

  • существительные (или другие слова в их роли): посмотреть на сидящих, спеть песню;
  • местоимения: рассердиться на него;
  • некоторые числительные: рассердиться на обеих.

Точным признаком управления является наличие в словосочетании предлога.

Примыкание. В этом случае главное и зависимое слово связывает не грамматическая форма, а исключительно лексическое значение. Примыкать могут только :

  • наречие: быстро пробежать;
  • инфинитив: должен разбежаться;
  • деепричастие: шел, напевая;
  • прилагательное, стоящее в простой сравнительной степени: мальчики постарше;
  • неизменяемые прилагательные: цвета хаки.

Разобраться, какие типы подчинительной связи имеют место в конкретном словосочетании несложно, если действовать при помощи такой упрощенной подсказки.

В типы подчинительной связи тоже делятся на группы:

  • Подчинение союзное. Я хочу, чтобы завтра было тепло. Связь выражается посредством союза.
  • Подчинение относительное. Настал день, когда птенцы вылетели из гнезда. Подчинение осуществляется при помощи Следует заметить, что эти типы подчинительной связи очень похожи.
  • Подчинение косвенно-вопросительное. Я никак не пойму, что это было. Главную и придаточную части связывают наречия, и вопросительные).
  • Подчинение последовательное или включение. Я знаю, что найду работу, которая поможет мне стать богаче. Придаточные «цепляются» последовательно, друг за друга.
  • Подчинение взаимное. Я не успела войти, как была захвачена водоворотом событий. Такая связь выражается лексико-семантически, а обе части взаимозависимы.
  • · Подчинение параллельное или соподчинение. Когда я подходил к окну, Марина повернула голову, чтобы лучше меня рассмотреть. Придаточные подчиняются одному слову в главном или всему главному.

Имеющуюся между двумя или более неравноправными синтаксически словами в предложении или словосочетании, в случае, когда одно из них считается главным, а, соответственно, другое - зависимым. Подчинительная связь в предложении существует между главным и придаточными предложениями. В данной статье речь пойдет о словосочетании и основных способах подчинительной связи.

Словосочетание - логическое соединение двух или более слов, которые связаны грамматически и по смыслу. Известно, что словосочетание служит для более четкого описания предметов и их признаков, а также действий, которые они выполняют.

В словосочетаниях зависимое слово связано с главным словом несколькими способами. Итак, способы подчинительной связи включают в себя:

1) согласование;

2) управление;

3) примыкание.

Данная классификация способов основывается на том, какая часть речи выражает зависимое слово в словосочетании. Рассмотрим каждый их вышеупомянутых способов более подробно.

Способы подчинительной связи: согласование

Так, при управлении зависимое слово отвечает на вопрос например: вспомнить историю - вспомнить (что?), охранять человека - охранять (кого?) и так далее. Важно запомнить, что признаком управления всегда будет предлог.

Способы подчинительной связи: примыкание

Примыкание - это третий вид подчинительной связи, при котором зависимость слова выражена лексически, интонацией и порядком слов. Примыкать могут только такие как инфинитив, наречие, сравнительная степень прилагательного, деепричастие, притяжательное местоимение. Именно такие слова будут указывать на примыкание. В принципе, само слово «примыкание» говорит сам за себя: зависимое слово примыкает, то есть объясняет главное.

В таком словосочетании главным словом может быть глагол (четко понимать), имя существительное (кофе по-турецки), прилагательное (весьма понятный), наречие, деепричастие (слегка наклонив).

Связь в словосочетаниях с инфинитивом также расценивается как примыкание. Например, прошу записать, хочу посмотреть, и подобные.

И, напоследок, небольшая «шпаргалка», которая поможет быстрее идентифицировать способ подчинительной связи:

При согласовании имеют место три требования главного слова к зависимому - число, род, падеж;

При управлении от главного слова есть одно требование - падеж;

При примыкании главное слово ничего потребовать не может.

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.