Главная · Измерения · Таможенный союз российской федерации. Таможенный союз россии, белоруссии и казахстана

Таможенный союз российской федерации. Таможенный союз россии, белоруссии и казахстана

ЕВРАЗЭС

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (2001-2014) - международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. Была создана для продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства , а также для углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях. Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза.

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью.

Этапы

· 2000 года в Астане главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия ) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция торгово-экономического сотрудничества для достижения целей, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

· 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН .

· 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента этой страны Ислама Каримова.

· В 2009 приступил к работе наднациональный орган Таможенного союза - Комиссия Таможенного союза, был подписан пакет документов, формирующих правовую базу Таможенного союза, был утверждён План действий по формированию Единого экономического пространства, были утверждены концепции продовольственной безопасности ЕврАзЭС и создания Евразийской инновационной системы.

· После образования Таможенного союза в 2010 на саммите ЕврАзЭС были достигнуты договоренности о создании Евразийского экономического союза ЕАЭС на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

· В 2011 подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ.

· в 2013 Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поскольку с созданием Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана ЕврАзЭС как организация, во многом дублирующая его функции, не будет нужна.

· 2014 главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС ) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года

Таможенный Союз ЕАЭС образовался в 2010 г, хотя Договор о его образовании был заключен еще в 2007 г. Единая территория таможни создана 2011 г. С этого момента Таможенный Союз начал функционировать полноценно.

Таможенный союз ЕАЭС - форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии , предусматривающая единую таможенную территорию , в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.


Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания - Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)).

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

  • 2007 г. в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза .
  • 2009 г. в Минске прошла встреча Медведева, Лукашенко и Назарбаева по созданию с 2010 года единого таможенного пространства .
  • в 2010 вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
  • вступил в силу единый Таможенный кодекс.
  • 1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
  • 1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.

В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО . Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО.

ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы , и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

· После того, как в 2010 вступили в силу договорённости о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.

· 2011 г. главы стран ЕВРАЗЭС приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана.

· С 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП ), сформированное для создания условий для стабильного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с 2012 года.

· 2013 Армения вступает в ТС

В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАЭС предлагается создание наднациональных структур:

  • Комиссия по экономике;
  • Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
  • Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счёт вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоёмкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
  • Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
  • Международный инвестиционный банк ЕАЭС;
  • Международный арбитраж ЕАЭС;
  • Комиссия по вводу расчётной денежной единицы;
  • Комиссия по экологии.

Соглашение о вступлении Вьетнама в ЕАЭС – в конце мая этого года

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, - углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз - итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет - орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

В современном мире многие страны объединяются в союзы - политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Участники:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия;
  • Белоруссия.

Кандидаты на членство:

  • Тунис;
  • Сирия;
  • Таджикистан.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России - Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана - Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси - Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь - от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

ЕАЭС

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели - Россия, Белоруссия и Казахстан - и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС - в Алма-Ате, а суд - в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

Объединились в единую таможенную территорию, в рамках которой прекращают действовать все таможенные пошлины и любые экономические ограничения при взаимной торговле товарами. Исключение составляют только защитные, антидемпенговые и компенсационные меры. Страны, которые участвуют в этом союзе, используют единый таможенный тариф и единые меры, которые регулируют торговлю товарами со странами, не входящими в этот союз.

Запланировано, что от создания этого союза, Россия может получить до 2015 года прибыль в размере, примерно 400 млрд долларов, прибыль Казахстана и Белоруссии составит по 16 млрд. Экономическое развитие стран участниц получит мощный стимул в развитии и рост может составить до 15 %. Если потенциал союза будет использован полностью, то сократятся сроки перевозки товаров из Китая и , почти в 4 раза.

Кто входит в Таможенный союз

Республика Казахстан и Российская Федерация в составе союза с 2010 года, республика присоединилась 2010 года. С 2013 года является наблюдателем.

История создания Таможенного союза

История создания союза начинается в 1995 году. Первый договор был подписан Казахстаном, Россией и Белоруссией, к которым позже присоединились , и . Впоследствии этот договор был трансформирован в ЕврАзЭС.

В 2007 году, 6 октября Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и организации Таможенного союза. В течение 2009 года приняты и прошли ратификацию около 40 международных договоров, которые легли в основу Таможенного союза.

2011 года к ЕврАзЭС присоединилась Киргизия.

Чтобы обеспечить нормальную работу и развитие Таможенного союза, организована Евразийская экономическая комиссия. Председательствует в ней Виктор Христенко, промышленности и торговли России. Создание этой комиссии - шаг на пути образования Евразийского союза.

Общие сведения о Таможенном союзе

Экспорт. Экспорт, подтвержденный документально, освобождается от уплаты акцизов или ставка равняется нулю.

Импорт. За товары, импортируемые в Россию с территории и Казахстана, НДС и акцизный сбор взимают российские налоговые органы.

Высший евразийский экономический совет. Это основной орган Таможенного союза, состав которого включает глав и правительств стран-участниц. Совет собирается раз в год на уровне глав государств и два раза на уровне глав правительств. Решения, которые принимает совет, обязательны для выполнения всеми участниками.

Евразийская экономическая комиссия. ЕЭК - орган, регулирующий деятельность Таможенного союза и Единого экономического пространства. Комиссия работает с 1 января 2012 года. Основная задача ее обеспечить нормальную работу и развитие союза.

Деятельностью Комиссии руководит совет Комиссии, в составе которого есть представители каждой страны-участницы.

Решения принимаются путем консенсуса.

Комиссия имеет исполнительный орган - коллегию, в составе которой 9 членов, по три от каждой страны.

В основе деятельности ЕЭК Договоры, принятые 18 ноября 2011 года: «О Евразийской экономической комиссии» и решения Высшего совета о регламенте работы ЕЭК.

Возможное расширение Таможенного союза

Таможенный союз - открытая организация. В нее могут вступать другие страны.В начале 2013 года о своем намерении вступить в Таможенный союз заявила Сирия.

Либерализация торговли Таможенного союза с третьими странами

ЕЭК и страны, входящие в ТС, проводят переговоры по вопросам возможности организации свободной торговли с рядом стран: , Ираном, Вьетнамом и другими странами.

Действующие соглашения

Режим свободной торговли между Россией и Сербией действует с 2000 года. Такое же соглашение с Сербией заключил Казахстан в 2010 году. У РФ, Беларуси и Сербии подписаны протоколы об изменениях дополнениях к уже существующим соглашениям.

В октябре 2011 года подписан договор о зоне свободной торговли (кроме , Туркмении и Узбекистана). В сентябре 2012 года договор вступил в действие. Первыми его ратифицировали Россия, Беларусь и Украина.

Таможенный союз и ВТО

Реакция ВТО на создание ТС вначале была негативной из-за опасения, что правила союза не будут соответствовать правилам ВТО. Россия свои интересы отстояла. Казахстан и Беларусь самостоятельно решают вопрос вступления в ВТО. В 2012 году в августе, Россия стала членом ВТО.

о Таможенном союзе

Таможенный союз имеет свое информационное агентство - ЕврАзЭС ЕИА, в которое входит газета «ЕврАзЭС», и т.д. Планируется создать телеканал и радиостанцию

Популярность запроса "Таможенный союз" в поисковой системе

Как видим из данных поисковой системы Яндекс, запрос "Таможенный союз" популярен в русскоязычном сегменте интернета поисковой системы Яндекс:

10 203 758 запросов в поисковой системе Яндекс за месяц,
- 4 336 упоминаний "Таможенный союз" в СМИ и на сайтах новостных агенств Яндекс.Новости.

Вместе с запросом "Таможенный союз" пользователи Яндекс ищут:

Регламент таможенного союза 13 322 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- технический регламент таможенного союза 12 034
- таможенный кодекс таможенного союза 8 673 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- комиссия таможенного союза 7 989
- таможенный союз 2013 7 750
- решения таможенного союза 7 502 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- единый таможенный союз 6 409
- решение комиссии таможенного союза 6 100 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- таможенный союз россии 5 747
- сайт таможенного союза 4 274
- таможенная территория таможенного союза 4 003 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- казахстан таможенный союз 3 902
- таможенный союз 2011 3 725
- страны таможенного союза 3 482 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- таможенный союз официальный 2 861
- таможенный союз официальный сайт 2 808
- декларация таможенного союза 2 694 поисковых запросов за месяц в Яндекс
- таможенный союз 2010 2 690
- украина +и таможенный союз 2 676
- сертификат таможенного союза 2 630 поисковых запросов за месяц в Яндекс

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.