Главная · Сети · Техника проведения гигиенической ванны грудному ребенку. Техника проведения гигиенической ванны для грудного ребенка. Определение частоты дыхательных движений

Техника проведения гигиенической ванны грудному ребенку. Техника проведения гигиенической ванны для грудного ребенка. Определение частоты дыхательных движений

Новорожденного следует купать только в кипяченой воде, т.к. кожные покровы у него очень нежные, а простая водопроводная вода жесткая, а также для того, чтобы избежать попаданий инфекций в пупочную ранку. Если пупочная ранка еще не зажила и не покрылась кожей, в воду для купания можно добавить несколько кристаллов калия перманганата (так, чтобы вода была бледно-розовой). Перед применением такой ванны нужно проконсультироваться с педиатром (он даст рекомендации по концентрации раствора, подходящего именно для Вашего малыша).

Необходимо проследить, чтобы в ванной комнате не было повышенной влажности. Оптимальный вариант - сухо и тепло. Если температура воздуха в ванной комнате прохладная, лучше прогреть помещение обогревателем, а не продолжительным включением горячей воды, так как влажность негативно влияет на органы дыхания ребенка. В другом случае можно проводить купание в комнате.

Итак, для ванны Вам потребуется:

10л охлажденной кипяченой воды
- 10л горячей кипяченой воды
- детская ванночка
- водяной термометр
- детское мыло
- чистая пеленка или полотенце (желательно сразу с капюшоном)
- сухое белье
- стерильные ватные шарики
- стерильное масло (можно специальное детское)
- фланелевая рукавичка
- кувшин

План действий:

  1. Тщательно вымыть ванночку детским мылом.
  2. Обдать ее кипятком.
  3. Налить в ванночку холодной воды.
  4. Положить в ванночку водяной термометр.
  5. Добавить горячей воды до температуры 37-38С.
  6. Подготовить кувшин с водой температурой 37С.
  7. Раздеть ребенка.
  8. Положить ребенка на руку так, чтобы его голова находилась на локтевом сгибе, а рукой можно было захватить его ногу под колено.
  9. Опустить ребенка в воду так, чтобы головка была над водой.
  10. Поливать ребенка в течение 3-5 мин.
  11. Надеть и намылить фланелевую рукавичку.
  12. Намылить тельце ребенка рукавичкой.
  13. Помыть все складки тельца ребенка.
  14. Помыть голову.
  15. Обмыть ребенка водой из ванны.
  16. Перевернуть ребенка спинкой кверху.
  17. Обмыть чистой водой из кувшина.
  18. Завернуть ребенка в полотенце.
  19. Осушить тело мягкими движениями.
  20. Положить ребенка на чистое белье.
  21. Обработать складки детским маслом.
  22. Завернуть ребенка в чистое белье/одеть ребенка.
  23. Осушить слуховые проходы, глаза, очистить носовые проходы.

После каждого купания рукавичку необходимо кипятить! В кипяченой воде купать ребенка следует как минимум до заживления пупочной ранки.

Во время купания ласково разговаривайте с ребенком, чтобы успокоить его. Купание следует проводить вдвоем по принципу – один держит ребенка, другой поливает. Если во время первых ванн малыш плачет, будьте терпеливы и ласковы, это не повод отказываться от купаний. Со временем ребенок привыкнет, будет чувствовать себя свободно, и ванна станет удовольствием не только для него, но и для Вас.

Купание лучше проводить вечером, между кормлениями. Старайтесь не купать ребенка сразу после еды (чтобы избежать срыгивания), а также непосредственно перед кормлением (чтобы малыш не чувствовал голод и не нервничал). Лучшее время для купания – промежуток перед вечерним, но не перед ночным кормлением. В этом случае ребенок, разомлевший после водных процедур, мало покушает в вечернее кормление (быстро устанет и заснет), и в ночное у него будет полноценное кормление и последующий хороший сон.

Показания: соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.

Противопоказания: температура тела выше 38°С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. На протяжении первых 2-3 месяцев жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор перманганата калия до светло-розового цвета. Его предварительно фильтруют, чтобы нерастворившиеся кристаллы не вызвали ожог кожи. Гигиеническую ванну с перманганатом калия рекомендуется проводить в течение одной-двух недель. Более длительное его применение вызывает сухость кожи.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, в более старшем возрасте – 2 раза в неделю. В стационаре детей купают один раз в 7 дней, по показаниям чаще. О проведенной гигиенической ванне делают отметку в медицинской карте стационарного больного (учетная форма № 003/у, см. прил. 1). В день купания проводится смена постельного белья.

Температура воды в ванне должна быть 37-37,5°С, для недоношенных – 37,5-38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году – 8-10 мин, для детей старше 2 лет – 10-15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым», «Яичным»), у старших оно применяется один раз в неделю.

Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 часа до сна. Купать ребенка сразу после еды не рекомендуется из-за возможного срыгивания или рвоты. Позднее вечернее время для купания нежелательно из-за возбуждающего его эффекта.

Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности: не оставлять ребенка одного в ванночке или на пеленальном столе во избежание опасности аспирации воды или падения. Следует обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее. Температура воздуха в помещении должна быть 22-24°С, двери и окна следует закрыть. При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогревательную аппаратуру.

Материальное оснащение:

Две емкости с холодной и горячей водой;

Емкость с профильтрованным раствором перманганата калия (1:10000 или 1 мл 5% раствоpа на 100 мл воды);

Кувшин с теплой водой для ополаскивания;

Ванночка эмалированная (пластмассовая);

Подставка для ребенка;

Водный термометр;

- «рукавичка» из махровой ткани (фланели);

Детское мыло в мыльнице (детский шампунь);

Большое махровое полотенце (простыня);

Емкость со стерильным растительным маслом (детский крем, масло «Джонсон», детская присыпка);

Пеленки, распашонки (одежда);

Пеленальный стол с матрацем;

Дезинфицирующий раствор для обеззараживания ванны;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляций:

Подготовительный этап

1) Вымыть и просушить руки.

2) Расположить на пеленальном столе пеленки, распашонки (одежду).

3) Поставить ванночку в устойчивое и удобное положение.

4) Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезинфицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с

мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором перманганата калия (1: 10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ванночку вымыть щеткой с мылом и содой, ополоснуть кипятком.

5) Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

6) Измерить температуру воды водным термометром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный результат недостоверен.

Основной этап

7) Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье сбросить в бак для использованного белья. Вымыть руки.

8) Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов, указательный палец поместить между ними.

9) Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем нижние конечности и туловище. Подобное положение обеспечивает наибольшее расслабление мышц. При первых гигиенических ваннах новорожденного опускают в воду, завернутого в пеленку. Ножки после погружения оставляют свободными, головку и туловище продолжают поддерживать левой рукой. Правая рука остается свободной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков, верхняя часть груди остается открытой.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛЕЧЕБНОЙ ВАННЫ

Оснащение:

· ванночка,

· непромокаемый фартук,

· термометр для измерения температуры воздуха,

· перчатки,

· водный термометр,

· дехлорированная вода (35-370С),

· лекарственное средство 1 столовую ложку на ведро воды крахмала для крахмальной ванны,

· настой трав череды, ромашки и т.д.),

· чистая пеленка, полотенце,

· чистое белье,

· смягчающее или питательное средство (крем детский),

· маркированная ветошь, емкость с дезинфицирующим средством.

Подготовка к процедуре:

· Объяснить пациенту (матери) ход процедуры

· Получить согласие, одеть перчатки

· Заполнить ванну, t помещения 220С

· Измерить t воды

· Добавить лекарственное средство

Выполнение процедуры

1. Вымыть руки, осушить, надеть одноразовые перчатки

2. Помочь пациенту стать в ванну, придерживая его под локти.

3. Помочь ребенку удобно расположиться. Продолжительность 5-15 минут.

4. Помочь пациенту встать на ноги

5. Обливают из кувшина чистой водой (t =340С)

6. Плечи накрыть полотенцем

7. Помочь выйти из ванны

8. Промокательными движениями пеленкой осушить тело. На сухие участки кожи нанести питательное средство.

9. Пациентка обуть, одеть, причесать.

10. Снять фартук, сбросить в непромокаемый мешок

11. Снять перчатки, вымыть руки, осушить

12. Сделать запись в «Медицинской карте» о выполненной процедуре и реакции на нее пациента.

13. Произвести дезинфекцию ванны, помещения.

Определение частоты дыхательных движений (ЧДД)

Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.

В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14-16 в минуту), в вертикальном положении - увеличивается (18-20 в минуту). У новорожденного ЧДД составляет 40-50 раз в 1 минуту, к 5 годам снижается до 24, а к 15-20 годам составляет 16-20 в 1 минуту. У спортсменов ЧДД может быть 6-8 в минуту.

Определение частоты дыхательных движений проводят незаметно для больного (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Положение больного - лёжа или сидя, при этом берут его за руку как для исследования пульса, но наблюдают за экскурсией грудной клетки и считают дыхательные движения в течение 1 минуты. Результат ЧДД записывают в соответствующую документацию.

Техника подачи пузыря со льдом ребенку с внутричерепной родовой травмой.

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Действие пузыря со льдом обусловливает сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, снижает t тела, снимает отек и боль, останавливает кровотечение.

II. ПОКАЗАНИЯ:

Высокая температура, внутричерепная родовая травма, кровотечение.

cyberpedia.su

Проведение гигиенической ванны грудному ребенку

  • соблюдение гигиены тела;
  • обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
  • формирование навыков чистоплотности;
  • закаливание ребенка.

Показания:

Противопоказания:

  • повышение температуры тела;
  • заболевание ребенка;
  • нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение:

  1. Ванночка для купания;
  2. Пеленка для ванны;
  3. Кувшин для воды;
  4. Водный термометр;
  5. Махровая или фланелевая рукавичка;
  6. Детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;
  7. Большое махровое полотенце;
  8. Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
  9. Стерильное растительное масло или детская присыпка;
  10. Резиновые перчатки;
  11. Дезинфицирующий раствор, ветошь;
  12. Мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

  1. Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;
  2. Не купать сразу после кормления;
  3. При купании обеспечить в комнате температуру 22-24 С;
  4. Определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путём погружения локтя в воду).

Выполнение процедуры:

  1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры;
  2. Подготовить необходимое оснащение;
  3. Поставить ванночку в устойчивое положение;
  4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
  5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором;
  6. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком;
  7. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пелёнку; Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
  8. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную, а несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки);
  9. Положить в ванну водный термометр;
  10. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 Т 36-37 С.

Примечание:

а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;

б) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

11. Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребёнка;

12. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой);

13. Сбросить одежду в мешки для грязного белья;

14. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой ягодицы – и бедра;

15. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остаётся открытой;

16. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка;

17. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) шея туловище конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последним обмыть половые органы и межягодичную область;

18. Повернуть ребёнка лицом вниз;

19. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36 С);

Примечание: желательно иметь помощника.

20. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик;

21. Осушить кожные покровы промокательными движениями.

Завершение процедуры:

  1. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой;
  2. Одеть ребенка и уложить в кроватку;
  3. Пелёнку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прикреплять);
  4. Слить воду из ванночки и сполоснуть её;
  5. Одеть перчатки;
  6. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором;
  7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Туалет пупочной ранки

  • предупредить инфицирование пупочной ранки;
  • способствовать сокращению пупочной ранки и её рубцеванию.

Показания:

  • обеспечение правильного ежедневного ухода за новорожденным;
  • отпадение пуповинного остатка;
  • наличие не эпителизированной пупочной ранки.

Противопоказания: нет

Оснащение:

1. стерильные ватные палочки;

2. лоток для отработанного материала;

3. 3% раствор перекиси водорода;

4. 70% этиловый спирт;

  1. раствор бриллиантового зеленого;
  2. стерильная пипетка;
  3. набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;
  4. резиновые перчатки;
  5. ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

при обработке пупочной ранки обязательно растягивать её края (даже при образовавшейся корочке).

Техника безопасности: не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции и получить её согласие Право матери на информацию
2.Подготовить необходимое оснащение Обеспечение чёткости и быстроты выполнения манипуляции
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пелёнку. Снять перчатки, вымыть и осушить руки, обработать руки антисептиком
4.Уложить ребёнка на пеленальный столик Наиболее удобное положение ребёнка
Выполнение манипуляции
1.Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. Примечание:при невозможности раскрытия пупочной ранки из - за наличия засохшей корочки обильно смочить ранку тампоном с 3% раствором перекиси водорода или стерильным растительным маслом и оставить на некоторое время (можно до следующего пеленания.) Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке
2.Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Достижение механического очищения пупочной ранки
3.Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку
4.Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток) Предупреждение распространения инфекции на окружающие ткани
5.Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) раствором бриллиантового зеленого с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. «крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи
Завершение манипуляции
1.Заленать ребёнка и положить в кроватку на бок Вымыть и осушить руки. Обеспечение безопасности ребёнка
2.Одеть перчатки. Убрать пелёнку с пеленального стола и поместить её в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и высушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Кормление грудного ребенка,



infopedia.su

Техника проведения гигиенической ванны новорождённому.

Цель:профилактическая: профилактика заболеваний кожи

Показания:ежедневное купание здорового ребёнка.

Противопоказания:острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра,

Устойчивое положение детской ванны для купания

Температура воды не должна быть выше 38,50 С

Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

Продолжительность купания не более 5-10 минут.

Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

Раздеть ребёнка в кровати

При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

Детская ванна для купания ребёнка

Водный термометр

Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пелёнка или подставка в ванну

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник

(памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме (родственникам) цель и ход процедуры. Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком.
2. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.
3. Поставить ванночку в устойчивое положение. Обеспечение безопасности проведения процедуры.
4. Вымыть и высушить руки.
5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком.
6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. Обеспечение инфекционной безопасности. Создание комфортных условий для ребенка.
7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки или подставки). Создание комфортных условий для ребенка. Сохранение правильного положения пеленки в ванночки.

Продолжение таблицы 5

8. Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3, температура должна быть 36-37 С 0 . Примечание: P При заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; P Проводить контроль температуры воды только с помощью водного термометра; P При необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды. Исключение образования водного пара в большом количестве Профилактика ожогов у ребенка. Обеспечение безопасности ребенка. Кипячёная вода и раствор перманганата калия используется до полного заживления пупочной ранки
9. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребенка 37- 38 гр. С За время купания вода в кувшине остывает на 1-2 С 0 и обеспечивает закаливающий эффект.
10. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). Сбросить одежду в мешок для грязного белья. Подготовить ребенка к процедуре. Предупреждение загрязнения окружающей среды.
Выполнение процедуры
1. Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой ягодицы и бедра. Наиболее удобная фиксация ребенка.
2. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна заходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди должна оставаться открытой. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю часть туловища ребенка. Исключается перегревание ребенка. Обеспечивается максимальное расслабление мышц и наиболее удобная фиксация. Предупреждается попадание воды в слуховые проходы малыша при проведении процедуры.
3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости вичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующее последовательности: голова (от лба к затылку), шея, туловище, конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними промыть половые органы и межягодичную область Исключение травмирования кожи. Предупреждение попадание воды и мыла в глаза и уши. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности.
4. Снять «рукавичку» приподнять ребенка над водой, Достижение инфекционной безопасности.

Окончание таблицы 5



перевернуть ребенка лицом вниз, сполоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 36-37гр.С). Примечание: желательно иметь помощника. Уменьшение попадание воды в глаза и уши. Обеспечение закаливающего эффекта.
5. Накинув полотенце положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями. Предупреждение переохлаждения. Обеспечение безопасности ребенка. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка.
Завершение процедуры
1. Обработать естественные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой. Предупреждение опрелостей.
2. Одеть ребенка и положить в кроватку. Обеспечение комфортного состояния
3. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» убрать в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить). Слить воду из ванночки и ополоснуть ее. Обработать внутреннюю поверхность и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Обеспечение инфекционной безопасности.
4. Вымыть и осушить руки.

Пеленание

Цель: профилактическая

Показания:

ü Создание ребенку максимального комфорта.

Оснащение:

ü тонкая и теплая распашонки;

ü фланелевая и тонкая пеленки;

ü подгузник или памперс;

ü полотенце;

ü пеленальный столик;

ü ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

ü использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка);

ü шапочку одевать только после ванны и на время прогулок;

ü правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);

ü при пеленании малыша с ручками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);

ü исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.д.

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра,

Устойчивое положение детской ванны для купания

Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

Продолжительность купания не более 5-10 минут.

Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

Раздеть ребёнка в кровати

При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

Детская ванна для купания ребёнка

Водный термометр

Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пелёнка или подставка в ванну

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья

2. Вымойте ванну горячей водой.

3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.

4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).

5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной

6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку

7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.

8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.



9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.

10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.

11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.

12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка

13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.

14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья

15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму

16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.

17. Дайте попить ребёнку.

18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

Примечание:

1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

Манипуляция № 16.

Техника проведения оздоровительного массажа и гимнастики

Ребёнку грудного возраста

Цель: повышение эмоционального тонуса ребенка, стимуляция физического и нервно-психического развития.

Показания: здоровый ребёнок в возрасте от одного месяца.

Противопоказания: различные заболевания ребёнка.

Возможные проблемы: нет

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе.

Медсестра должна снять кольца, часы и иметь коротко остриженные ногти.

Температура воздуха в помещении должна быть около 20-22 о С.

Продолжительность сеанса не более 5-7 мин.

Подготовка пациента:

Не раньше, чем через час после приёма пищи

Раздеть или распеленать ребёнка.



Успокоить ребенка.

Оснащение:

Пеленальный стол

- Ёмкость с дез раствором, чистая ветошь и ёмкость для использованной ветоши

Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.

Алгоритм действия:

1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.

2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.

3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.

4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).

5. Помогите больному раздеться и:

а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.

б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.

в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.

Примечание

1. Продолжительность ванны 15-30 минут.

2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.

3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.

Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

Обтирание

Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

Алгоритм действия :

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

Гигиенический душ

Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.

Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.

Алгоритм действия:

1.Вымойте ванну;

2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.

Цели занятия:

Студент должен знать:

· Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;

· Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;

· Правила хранения термометров;

· Правила пользования термометром;

· Способы обработки термометров после их использования;

· Области тела, используемые для измерения температуры;

· Виды температур, показания к их регистрации;

· Время измерения температуры тела, суточные колебания;

· Правила построения температурной кривой;

· Лихорадка: понятие, виды;

· Периоды лихорадки;

· Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;

· Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;

Студент должен уметь:

· Измерить температуру тела;

· Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;

· Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;

· Обработать термометры после использования;

Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.

Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.

Терморегуляция

Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.

Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.

Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).

При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.

При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.