Температура класса в школе – санитарные нормы России. Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам к учебным кабинетам
Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон.
Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст. Совершенно недопустимо следующее: когда наказанного за плохое поведение ученика оставляют сидеть в классе – это вредно для его здоровья, т.к. он подвергается воздействию сквозняка.
Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность 30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.
Действительно, с наступлением отопительного сезона, влажность воздуха понизилась, но в кабинете информатики отлична от оптимальных параметров. В кабинетах с большим количеством цветов, влажность имеет оптимальные значения (кабинет № 21), а значит, благоприятна для здоровья учащихся и педагогов.
Способы понижение влажности:
Понизить влажность до нормы можно, смешивая влажный воздух помещения с сухим уличным, т.е. путём проветривания помещения.
Способы повышения влажности:
- Проветривать кабинеты после каждого занятия;
- Для увеличения влажности и улучшения состава воздуха кабинетов увеличить число зеленых насаждений;
- В зимнее время увлажнять воздух в жилых помещениях (открытые сосуды с водой, пористые увлажнители).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: при низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению.
Высокая влажность также при любой температуре плохо влияет на здоровье человека.
Особенно вредно сочетание высокой влажности и высокой температуры воздуха, так как при этом значительно ухудшается тепловое состояние человека, снижается эффективность испарения пота и тем самым затрудняется теплоотдача.
Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др.
2.4 Решение задач на тему «Влажность воздуха »
Задача 1 На улице идет холодный осенний дождь. В каком случае быстрее высохнет белье, развешенное на кухне: когда форточка открыта, или когда закрыта? Почему?
Задача 2 Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 12 °С. Какую температуру показывает влажный термометр? (Ответ: 10 °С.)
Задача 3 Разность в показаниях сухого и влажного термометров равна 4 °С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра? (Ответ: tc-l9 °С, tm = 10 °С.)
Задача 4 Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра. (Ответ tc=140C? tвл=100С). Задача 5 Определите абсолютную влажность воздуха, если парциальное давление пара в нем 14 кПа, а температура 333 К.
Задача 6 Для осушки воздуха, находящегося в баллоне вместимостью 10 л, туда внесли кусок хлористого кальция, который поглотил воду массой 0,13 г. Какова была относительная влажность воздуха в баллоне, если его температура равна 200С?
Задача 7 Температура воздуха 18° С, а его точка росы 10° С. Найти относительную влажность при 18° С. Плотность насыщенного водяного пара при 18° С равна 15,4 г/м3, а при 10° С - 9,4 г/м3.
Задача 8 При температуре 25° С относительная влажность воздуха равна 70 %. Сколько влаги выделится из каждого м3 при понижении температуры до 16° С? Плотность насыщенного пара при 25° С равна 23 г/м3, при 16° С - 13,6 г/см3.
Задача 9 В помещение нужно подать V = 20000 м3 воздуха при температуре t1 = 18° С и относительной влажности φ1 = 50 %. Воздух забирается с улицы, где температура t2 = 10° С, а влажность φ2 = 60%. Сколько воды нужно дополнительно испарить? Плотность насыщенного пара при 18° С равна 15,4 г/м3, а при 10° С - 9,4 г/м3.
Что такое микроклимат и из каких показателей он складывается?
Микроклимат – это совокупность показателей климата среды внутри объекта/учреждения, складывается из трех показателей:1) температура воздуха; 2) относительная влажность воздуха; 3) интенсивность воздухообмена.
Наши дети большую часть времени проводят в образовательных учреждениях – в первую половину дня это детский сад или школа, во вторую это секции и кружки.
В холодное время года в связи с подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, хотим обратить Ваше внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в образовательных учреждениях. Это как раз одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа. Требования к микроклимату помещений в образовательных учреждениях регулируются санитарными правилами для дошкольных организаций - СанПиН 2.4.1.3049-13", для общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821-10", для образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
1) Температура воздуха - в помещениях школы для учебных помещений, кабинетов, столовой, рекреации, вестибюля, гардероба составляет 18 - 24°C, 17-20°C - для спортзала, комнаты для проведения секционных занятий, мастерских. Для основных помещений детского сада: 22-24°C - приемные, игровые ясельных групповых ячеек, 21-23°C - приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек, 19-20°C - спальни всех групповых ячеек. В помещениях дополнительного образования для учебных кабинетов, помещений для музыкальных занятий, лекционных аудиторий - 20-22°C -, 18-22°C - в вестибюле и гардеробе, 17-20°C – в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством, 20-22°C - в раздевальных при спортивных залах и залах хореографии. Любое отклонение температуры от нормы, как снижение, так и повышение несет вред детскому организму. Чем выше температура в помещении, тем суше воздух. Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.
2) Относительная влажность воздуха – относительная влажность воздуха во всех помещениях образовательных учреждений должна быть в пределах 40 - 60%.
3) Интенсивность воздухообмена – главный способ его практической реализации является проветривание. Проветривание - самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах, так как вирусы мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Учебные помещения общеобразовательных организаций проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. Все помещения для занятий дополнительного образования должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Во всех помещениях образовательных организаций сквозное проветривание в присутствии детей не проводится и проветривание через туалетные комнаты не допускается. Очень Важно помнить и соблюдать данные нормы в образовательных учреждениях! Нарушение параметров микроклимата (даже одного из показателей) как снижение, так и повышение ниже или выше пределов нормы может нанести большой вред детскому организму.
. ПАРАМЕТРЫ МИКРОКЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывает микроклимат (метеорологические условия) производственных помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, относительной влажностью , скоростью движения воздушных потоков.
В состав атмосферного воздуха входит азот (78,08%), кислород (20,95%), углекислый газ (0,03%), аргон и другие газы (0,94%). Кислород необходим для поддержания жизнедеятельности человека. При дыхании поступающая в легкие венозная кровь освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. В процессе движения по телу кровь отдает тканям кислород и отбирает образовавшуюся в них углекислоту. Газообмен происходит нормально при давлениях, близких к атмосферному. Азот -газ физиологически безвредный. Углекислый газ слабо ядовит, но опасен тем, что, замещая кислород, уменьшает его содержание в воздушной среде.
В состав воздуха, кроме того, входят водяные пары, пыль и другие примеси.
Небольшие отклонения в содержании указанных газов, и в первую очередь уменьшение концентрации кислорода и увеличение содержания углекислоты, снижают работоспособность, а при значительных отклонениях от нормы атмосфера становится опасной для жизни человека.
Самочувствие работающего в значительной мере зависит и от температурного режима. При повышении температуры окружающего воздуха (свыше 22 °С) человек быстро утомляется, снижается его трудоспособность, расслабляется организм, усиливается потовыделение.
При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость , появляются болезни глаз_и головные боли. Из-за постоянного напряжения зрения наступает зрительное утомление. При недостаточном освещении работающий наклоняется к оборудованию, вследствие чего возрастает опасность несчастного случая . Постоянный перевод взгляда с достаточно освещенного предмета на плохо освещенный вызывает профессиональную болезнь - нистагм. Длительная работа при высокой освещенности может привести к светобоязни - повышенной чувствительности глаз к свету с характерным слезотечением, воспалением слизистой оболочки или роговицы глаза.
Температура воздуха должна составлять:
в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20 0 С при обычном остеклении и 19-21 0 С – при ленточном остеклении;
в учебных мастерских – 15-17 0 С;
в актовом зале, лекционных аудиториях – 18-20 0 С;
в спортзале и комнатах проведения секционных занятий – 15-17 0 С;
в раздевалке спортивного зала – 19-23 0 С;
в кабинетах врачей – 21-23 0 С;
в рекреациях 16-18 0 С;
в библиотеке – 17-21 0 С.
в вестибюле и гардеробе – 16-19 0 С.
Учебные занятия и уроки физкультуры проводятся в хорошо проветриваемых помещениях. Рекомендуется сквозное проветривание во время перемен при отсутствии детей в помещении.
При достижении в помещении температуры воздуха 14-15 0 С проветривание следует прекратить.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреации во время уроков. Аэрация классных комнат должна контролироваться термометром, который располагается на уровне 1,0-1,2 м от пола.
Площадь фрамуг и форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, они должны функционировать в любое время года.
Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных учебно-производственных мастерских , где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется принудительная вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м 3 в час на одного ученика. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
Вытяжная вентиляция оборудуется также в помещениях кухни, уборных.
Таблица 1
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, 0 С |
Длительность проветривания помещений, мин |
От 10 0 С до 6 0 С | |
От 5 0 С до 0 0 С | |
От 0 0 С до –5 0 С | |
От –5 0 С до –10 0 С | |
Ниже –10 0 С |
Требования к естественному освещению
В учебных помещениях следует проектировать левостороннее естественное освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направления основного светового потока впереди и сзади от учащихся.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое ).
-В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам.
-Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
-Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, ориентация кабинетов вычислительной техники – на север, северо- восток.
-Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
-Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.
-Для отделки помещений используются материалы, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения:
-для потолка – 0,7- 0,8; для стен – 0,5 –0,6; для пола – 0,3 –0,5. Следует использовать следующие типы красок:
-для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
-для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
-для классных досок – темно- зеленый, темно- коричневый;
-для дверей, оконных рам – белый.
-Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;
-не закрывать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.
-Очистку и мытье окон проводить два раза в год: осенью и весной.
Санитарно-гигиенические требования
к учебным кабинетам.
1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.
В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:
· от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5м;
· от внутренней стены до третьего ряда – 0,5м;
· от задней стены до последних парт (столов) – 0,65м;
· от классной доски до первых парт (столов) – 2м;
· от классной доски до последней парты (стола) – не более 8м;
· между рядами – 0,6м.
В классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.
Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.
Размеры парт, ученических столов и стульев
№ мебели | Группа мебели | Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см) | Высота переднего края сиденья (над полом, в см) | |||||
Группа столов | № стульев | Группа стульев | № мебели | Группа мебели |
||||
Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.
При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.
При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров - дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.
Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-1 1-х классов - 80-90 см.
2. Освещение учебных кабинетов .
Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемых солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем с стоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами, Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.
Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественны светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.
Классная доска освещается двумя установленными параллельными ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
· не закрашивать оконные стекла;
· не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
· очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
3. Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициента ми отражения:
Для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6;
Для пола - 0,3-0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
Для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
Для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурально дерева или светло-зеленый;
Для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
Для дверей, оконных рам - белый.
4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуаль ными средствами.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительное их непрерывного применения в учебном процессе устанавливает согласно таблице.
Длительность непрерывного применения на уроках
различных технических средств обучения
Длительность просмотра | Воспроизведение звукозаписи (мин.) |
|||
Диафильмов, диапозитивов | кино-, видеофильмов | учебных телепередач | ||
5. Воздушно-тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная Температура | Длительность проветривания помещений (мин.) |
|
в малые перемены | в большие перемены |
|
от +10~С до +6°С | ||
от +5"С до 0"С | ||
от 0~С до -5"С | ||
от-5"Сдо-10"С | ||
ниже -1 ОС |
При температуре наружного воздуха более +10°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:
> 18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С - при ленточном остеклении;
> в учебных мастерских - 15-17°С;
> в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°С;
> в дисплейных классах оптимальная температура - 19-21°С, допустимая 18-22°С;
> в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий -15-17°С;
> в раздевалке спортивного зала - 19-23°С;
> в кабинетах врачей - 21-23°С;
> в рекреациях - 16-18°С;
> в библиотеке - 17-21 °С.
Перепад температуры воздуха в учебном кабинете, как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3 С.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно - два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен в отсутствие учащихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 С проветривание зала следует прекращать.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция . Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.