Главная · Бытовая техника · Инструкцияпо охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и при перемещении грузов в ручную Правила по от при перемещении грузов женщинами

Инструкцияпо охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и при перемещении грузов в ручную Правила по от при перемещении грузов женщинами

4.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

Для подростков мужского пола от 16 до 18 лет - 4 кг;

Для женщин: при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) -10 кг; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг;

Для мужчин старше 18 лет - 50 кг.

Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).

4.2. Подъём грузов с укладкой в штабель высотой более 3 метров вручную не допускается.

4.3. При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 метров.

4.4. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 метров. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

4.5. Переносить длинномерные материалы (брёвна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

4.6. Тяжёлые штучные грузы, затаренное оборудование следует кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

4.7. При ручной переноске деталей тракторов и сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала проверить прочность связки.

4.8. Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовых куртках, брюках, рукавицах кожаных).

4.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (брёвен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т. п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

4.10. Для переноски длинномерных грузов рабочим следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны переносимого груза.

4.11. При перекатывании бочек, колес и т. п. рабочий должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

Требования безопасности при складской

Переработке грузов

5.1. Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) и для обеспечения удобства последующей грузопереработки тяжёлые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.

5.2. Укладку грузов производить только на специально выделенных местах. Укладка грузов в проходах, проездах возле электроустановок, электропроводов, рубильников, пожарных щитов и токопроводящей арматуры не допускается. Расстояние от стены склада до штабеля должно быть в пределах 0,6 - 1,0 метра.

5.3. После укладки груза с целью предупреждения его самопроизвольного перемещения необходимо установить специальные приспособления и устройства (боковые стойки, прокладки, подкладки, подпорки и т. д.).

5.4. На открытых площадках в зимнее время во избежание просадок и нарушения вертикального положения штабеля необходимо предварительно очистить площадку от мусора и снега.

5.5. Барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками, досками и т. д.). При этом следует класть грузы только на плоские прокладки.

5.6. Детали машин и орудий с выступающими острыми рабочими органами укладывать в штабель или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования людей, соприкасающихся с ними во время работы.

Бороны следует укладывать в штабеля зубьями внутрь, лемехи плугов - лезвиями внутрь или в ящичные поддоны.

5.7. В случае хранения в штабелях острых органов сельскохозяйственных машин (пружинных зубьев культиваторов, подборщиков и т. п.) остерегаться обвалов штабелей во время их разборки.

5.8. При укладке в штабель длинномерных и тяжеловесных грузов, узлов сельскохозяйственных машин необходимо использовать де-

ревянные прокладки или стеллажи-подставки.

5.9. Шины автомобилей и тракторов укладывать на полки стеллажей только в вертикальном положении.

5.10. При формировании штабеля в нижние ряды целесообразно укладывать более тяжёлые грузы.

5.11. При формировании штабелей из ящиков необходимо оставлять между ящиками зазоры по вертикали не менее 0,5 метра.

5.12. Пакеты из ящиков различных размеров можно укладывать в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и ровным.

5.13. Штабелировать загруженные плоские поддоны допускается до высоты, при которой гарантируется сохранность тары нижних поддонов.

5.14. Перед укладкой товаров ячейки стеллажей должны быть очищены от грязи, остатков упаковки и консервации. Не допускается укладывать грузы на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи.

5.16. Погрузку тракторов в транспортные средства следует производить специальными захватами, а тракторных прицепов - рамной траверсой.

5.17. Лесоматериалы следует укладывать в штабеля высотой не более 2 метра на подштабельное основание толщиной не менее 35 см.

Допускается высота штабелей более 2 метра при условии, что ширина межштабельного интервала будет не менее высоты штабеля.

5.18. Укладку проката следует производить так, чтобы концы торцевых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно, независимо от длины укладываемых прутков, труб и т. д.

5.19. При укладке металла в закрытых складах между торцом штабеля и стенкой должен быть обеспечен проход шириной не менее 0,7 метра.

5.20. Для безопасного перемещения, транспортных и погрузочных средств при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину транспортных средств (погрузчиков, тележек и т. д.) не менее чем на 0,8 метра, а при необходимости обеспечения встречного движения - двойную ширину транспортного средства плюс 1,2 метра.

5.21. При укладке штабеля пиломатериалов необходимо выполнять следующие требования безопасности:

Отходить на 3 метра от поднимаемого пакета в сторону, противоположную его движению;

Направлять пакет крючком с рукояткой длиной не менее 1 метра;

Снимать грузозахватные приспособления только после опускания их на штабель;

Стропы из-под пакета вытаскивать вручную.

5.22. Не допускается становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъёма на штабель или спуска с него.

5.23. Не допускается укладывать штабеля пиломатериалов под электрическими проводами. Расстояние от зданий до штабелей крупного леса и пиломатериалов должно быть не менее соответственно 15 и 30 метров.

5.24. Необходимо прекратить укладку и разборку штабелей при сильном ветре (6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане (видимость не менее 50 метров).

5.25. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать только в дневное время, в соответствии с предварительно разработанным способом ведения работ под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.

5.26. Не допускается проведение работ на двух смежных штабелях одновременно.

5.27. Не допускается загружать и отправлять потребителю материалы в нестандартной или неисправной таре.

5.28. При затаривании груза для отправки на дальние расстояния с перегрузками на различные виды транспорта, а также груза, масса которого превышает 20 кг, деревянные ящики с грузом необходимо укреплять путём обтяжки по торцам стальной лентой или проволокой.

5.29. Перед загрузкой контейнера необходимо проверить его исправность.

Укладывать детали в контейнер следует плотно, чтобы они не выпадали при открывании дверок. Нагрузка на пол контейнера должна распределяться равномерно.

5.30. Двери контейнера должны свободно закрываться, для этого при укладке груза в контейнер между грузом и дверью необходимо оставлять свободное пространство от 3 до 5 см.

5.31. После окончания загрузки контейнера необходимо проверить плотность закрытия его дверей.

5.32. Во избежание травмирования ног из-за выпадения деталей при открывании дверок контейнеров следует находиться сбоку.

5.33. При формировании стеллажа из небольших контейнеров не допускается держать открытыми одновременно несколько дверок контейнера, так как это может привести к травме рабочих, обслуживающих стеллаж.

5.34. Перемещать контейнеры по складу можно только на специально приспособленных погрузчиках, при этом контейнеры следует устанавливать на подкладках.

5.35. В зоне работы крана-штабелера присутствовать посторонним лицам запрещается. Не допускается присутствие рабочих и посторонних лиц в зоне работы, выхода стеллажных кранов-штабелёров из стеллажей и в зоне передаточных тележек.

5.36. В зоне действия кранов-штабелеров должны быть надписи, плакаты, предупреждающие рабочих об опасности нахождения в зоне работы машин.

5.37. При обслуживании крана-штабелёра следует быть осторожным и внимательным. Надо помнить, что оператор крана-штабелера имеет ограниченную обзорность зон загрузки и разгрузки.

5.38. Транспортные средства, подаваемые в зону работы крана-штабелёра, должны располагаться на специально обозначенной площадке.

5.39. Прежде чем транспортировать груз к крану-штабелёру, необходимо убедиться в том, что масса груза с учётом массы тары не превышает номинальную грузоподъёмность крана-штабелёра.

5.41. С целью предотвращения раскатывания укладку труб следует производить горизонтальными рядами попеременно вдоль и поперёк. Стальные и чугунные трубы больших диаметров с муфтами и раструбами следует укладывать на хранение на открытых площадках горизонтальными рядами. При этом ряды труб необходимо укладывать раструбами в противоположные стороны.

5.42. Мотки катаной проволоки, поступающие на склад в связках, следует укладывать на деревянный настил навалом высотой не более 1,6 метра.

5.43. Горячекатаную и холоднонатяжную ленты в бухтах при штабельном хранении следует укладывать на деревянные поддоны и устанавливать в штабеля высотой не более 2 метров.

5.44. Оборудование, приборы, материалы при их хранении должны укладываться следующим образом:

Кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один, без контейнеров - высотой не более 1,7 метра;

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 метра на подкладках и прокладках;

Стеновые балки - в штабель в два яруса на подкладках и прокладках;

Стеновые панели - в кассеты или пирамиды;

Панели перегородок - в штабель высотой не более 2,5 метра на подкладках или прокладках;

Блоки мусоропроводов - в штабель высотой не более 2,5 метра;

Ригели и колонны - в штабель высотой до 2 метра на подкладках и прокладках;

Плиточные материалы (асбестоцементные плитки, листы асбестоцемёнтные и плиты асбестоцементные плоские) - в стопы высотой до 1 метра;

Плиты асбестоцементные полые - в штабель до 15 рядов;

Черепицу (цементно-песчаную и глиняную)- в штабель высотой до 1 метра, уложенную на ребро с прокладками;

Мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 метра;

Санитарно-технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2,5 метра на подкладках и прокладках;

Нагревательные приборы (радиаторы и т.д.) отдельными секциями или в собранном виде - в штабель высотой не более 1 метра;

Крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ряд на подкладках;

Битум - в плотную тару, исключающую его растекание, или в специальные ямы с устройством их ограждения;

Чёрные прокатные металлы (листовую сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовую сталь) - в штабель высотой до 1,5 метра с подкладками и прокладками;

Теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 метра с хранением в закрытом сухом помещении;

Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 метров на подкладках;

Трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 метров в седло без прокладок.

5.45. Перематывать и отматывать кабель и провод следует специ­альным отметочным механизмом. Перед обрезкой кабеля от места раз­реза в ту или другую сторону до 15 - 20 см его следует закрепить про­волокой для исключения самопроизвольного раскручивания и нанесе-ния травм.

5.46. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, необходимо укладывать в штабеля вперевязку. Для устойчивости штабеля через каждые 2-3 ряда ящиков следует прокладывать рейки и через каждые 5-6 рядов мешков по высоте - доски.

5.47. При складировании ящиков с плодами на поддонах длина штабелей должна быть не более 10, высота не более 4 метров.

5.48. Ящики с бутылочной, баночной продукцией должны укладываться в штабеля высотой не более 2 метров, а при складировании на поддонах - до 3,5 метров в два яруса.

5.49. Разборку штабелей необходимо производить только сверху равномерно по всей длине.

5.50. Для безопасного перемещения грузоподъёмных механизмов при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину гружёного транспорта (погрузчиков, тележек и т. п.) не менее чем на 0,8 метра, а при необходимости обеспечения встречного движения - ширину транспорта плюс 1,5 метра.

5.51. Бумагу в рулонах следует укладывать на высоту не более трёх рядов с прокладками из досок между рядами. Крайние рулоны следует фиксировать упорами.

5.52. Пылевидные материалы (муку, сахар и др.) хранят в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и выгрузки. Загрузочные воронки должны быть закрыты защитными решётками, а люки в защитных решетках - заперты на замок.

5.53. Силосы, бункера и другие ёмкости должны быть оборудованы устройствами для механического обрушения сводов (зависаний) материалов. В случае необходимости спуск рабочих в бункера и силосы может осуществляться в специальной люльке с помощью лебёдки.

Для выполнения работ внутри силосов и бункеров следует назначать не менее трёх рабочих, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающих в бункере и в случае необходимости оказывать помощь пострадавшим.

Рабочие, находящиеся внутри бункера (силоса), должны быть обеспечены респираторами.

5.54. Упаковка сахара в мешки, взвешивание, транспортировка их в склады, укладка в штабеля, разборка штабелей, погрузка в автотранспорт и железнодорожные вагоны должны быть механизированы.

5.55. Мешки сахара-песка до 50 кг при механизированной укладке и разборке штабелей допускается укладывать не более чем в 46 рядов.

5.56. Высота укладки мешков с рафинадом допускается не более 8 рядов, с пилёным, кусковым и прессованным со свойством литого - 7 и с обычным прессованным рафинадом - 6 рядов. Ящики с рафинадом укладываются по высоте не более 12 рядов.

5.57. При укладке штабелей сахара в складских помещениях необходимо предусматривать следующие расстояния:

По периметру складов - не менее 0,7 метра от стен или выступающих конструкций;

Между штабелями и конвейером - не менее 1,0 метра;

Между штабелями - не менее 0,3 метра.

5.58. Соль на площадках укладывать в бурты в виде конуса, усечённой пирамиды.

5.59. Складирование готовой продукции (затаренной соли, солебрикетов) в рабочих зонах обслуживания технологического оборудования не допускается.

5.60. Мешки с мукой для хранения на складе должны укладываться на специальные стеллажи секциями по три или пять мешков (тройниками или пятёрками) с соблюдением порядка увязки укладываемых мешков и перпендикулярности штабеля.

Укладывать мешки вручную следует в штабель высотой не более 8, а механизированным способом - не более 12 рядов.

5.61. Ширину основных проходов в мучных складах при перемещении муки на ручных тележках следует оставлять не менее 1,5 метра, при перемещении на тележках с подъёмными платформами - не менее 2,5 метров, а при передвижении на авто-, электропогрузчиках - не менее 3 метров.

5.62. Проходы между штабелями муки шириной не менее 0,75 м должны быть через каждые 12 метров.

5.63. Мешки с удобрениями должны быть уложены на плоские поддоны в перевязку и равномерно распределены так, чтобы каждый из них выступал за край поддона не более чем на 50 мм.

5.64. Пестициды на складах следует размещать по секциям с учётом их физико-химических, технических и огнеопасных свойств.

5.65. Пестициды, упакованные в бочки, металлические барабаны вместимостью более 50 литров и ящики, следует складировать в штабеля на плоских поддонах.

5.66. При хранении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на площадках бочки, барабаны и бутыли следует устанавливать группами, не более 100 штук в каждой, с разрывами между группами не менее 1 метра.

Бутыли должны быть защищены оплёткой, корзинами, деревянными обрешётками и т. п.

5.67. Хранение спецодежды, текстильных материалов и обуви вместе с кислотами и щелочами и горючими материалами не допускается.

5.68. При поступлении на склад спецодежды в большом количестве кипы и связки её на плоских специальных или сетчатых поддонах необходимо укладывать в ячейки стеллажей или штабелем.

Спецодежду, поступающую на склад в небольшом количестве, в мелких упаковках или поштучно, следует укладывать в ячейки стеллажа.

1.1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж. Перед началом работы мастер или руководитель работ должен ознакомить рабочих с технологией работ и безопасными методами их выполнения. Такой инструктаж проводится обязательно при каждом изменении условий труда.

1.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъемных машин и механизмов, должны пройти специальное обучение на право обслуживания этих машин и механизмов.

1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить:

  • под руководством специально выделенного опытного работника из числа административно-технического персонала;
  • на спланированных площадках, имеющих уклон до 5град., а в зимнее время на площадках, очищенных ото льда и снега и посыпанных песком или шлаком и др.противоскользящими материалами;
  • средствами малой механизации (лебедками, блоками, домкратами или подъемными кранами в исправном состоянии) для перемещения грузов массой свыше 50 кг (каждое место в отдельности) и длиной более 3м;
  • не создавая опасности для соседних производственных участков и посторонних лиц: пешеходов, жителей.

1.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны быть хорошо освещены.

1.5. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва, предоставляются перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Продолжительность и распределение перерывов определяются ответственным руководителем работ.

1.6. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.

1.7. К погрузочно-разгрузочным работам не должны допускаться рабочие и служащие в не отремонтированной спецодежде и с неисправными средствами индивидуальной защиты.

1.8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пылевидными материалами должны быть обеспечены респираторами и противопыльными очками.

1.9. При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски.

1.10. Пути перемещения грузов следует содержать в чистоте, захламленность и загромождение их не допускается.

1.11. При использовании всевозможных такелажных приспособлений (катков, сходен, тачек, канатов и др.), а также ломов и т.д. необходимо проверить их исправность до начала работ.

1.12. При подъеме и перемещении грузов вручную следует соблюдать нормы переноски тяжестей, установленные действующим законодательством:

  • для мужчин старше 18 лет - 50 кг
  • для женщин старше 18 лет:
    • при чередовании с другой работой - 10 кг
    • постоянное в течение рабочей смены - 7 кг
    • подъем тяжестей на высоту более 1,5 м - 10 кг.

1.13. При получении травмы во время работы необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о случившемся руководителю работ:

1.14. За нарушение требований настоящей инструкции рабочие, привлекаемые к погрузочно-разгрузочным работам, несут дисциплинарную или уголовную ответственность в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии и в соответствии с действующим трудовым законодательством.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Привести спецодежду в порядок, застегнуть обшлага рукавов, волосы убрать под головной убор. Обувь должна быть удобной, без каблуков. Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) не допускается.

2.2. Проверить исправность всех механизмов, такелажа, вспомогательных приспособлений и защитных средств.

2.3. Привести в порядок рабочее место, освободить проходы, проезды, убрать все лишнее, мешающее работе. При производстве работ в темное время суток проверить освещенность рабочих мест.

2.4. Не допускать в опасную зону погрузки и выгрузки лиц, не имеющих прямого отношения к производству погрузочно-разгрузочных работ.

3. Требования охраны труда во время работы.

3.1. При укладке грузов в кузов автомобиля следует соблюдать следующие правила:

  • при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова и должен располагаться равномерно по всей площади кузова;
  • штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Пользоваться для увязки металлическим канатом и проволокой запрещается.
  • рабочие, увязывающие грузы, должны находиться только на погрузо-разгрузочной площадке;
  • ящики, бочки и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы при движении (резком торможении, крутых поворотах) он не мог перемещаться по кузову. Если имеются промежутки, в них следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки;
  • стеклянную тару с жидкостями необходимо устанавливать стоя;
  • не допускается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания при перевозке.

3.2. Перед открыванием бортов автомобилей необходимо убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Вначале следует открывать задний борт, а затем боковые борта, рабочие должны находиться сбоку от скрываемого борта.

3.3. При погрузке и разгрузке грузов в ящиках, во избежание ранения рук, выступающие гвозди и концы железной обвязки необходимо загибать. Прежде чем снять верхний ящик со штабеля, надо убедиться в том, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение.

3.4. При погрузке катучих грузов (труб, бочек) и разгрузке их с автомашин и платформ должны применяться наклонные площадки или слеги с удержанием грузов с противоположной стороны прочными веревками. Переносить эти грузы на спине, независимо от их веса, запрещается.

3.5. Запрещается находиться под опускаемым или поднимаемым по наклонной плоскости грузом. Стоять следует всегда в стороне от него.

3.6. При перекатывании бочек, рулонов, барабанов и т.п. рабочий должен находиться за перемещаемым грузом и не допускать, чтобы он катился быстрее шага рабочего.

3.7. При перекатывании деревянных бочек по земле подталкивать их следует около обручей, тянуть за кромки не разрешается. Тяжелые бочки следует перемещать на роликах или катках.

3.8. Длиномерные грузы вручную (на плечах) разрешается переносить нескольким рабочим примерно одного роста. При переноске и сбрасывании рабочие должны находиться с одной стороны груза.

Переносить груз на черенках лопат, ломах и т.п. запрещается.

3.9. При разгрузке барабанов с кабелем, проводами или тросами и пр. нельзя сбрасывать их с платформ автомобиля на земля. Сгружаемые вручную барабаны необходимо удерживать оттяжками с помощью лебедок или других приспособлений, установленных с противоположной стороны транспортных средств.

3.10. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить под них стропы необходимо с помощью специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы, бруски или обрезки труб и т.п. запрещается.

3.11. При переносе и укладке старых досок необходимо следить за тем, чтобы оставшиеся в них скобы и гвозди были вынуты или загнуты заранее.

3.12. Меры безопасности при складировании грузов:

  • при складировании материалов необходимо оставлять проходы и проезды. Ширина проездов зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, проходы должны иметь ширину не менее 1м. Расстояние между соседними штабелями должно быть не менее 0,2м;
  • место складирования материалов должно быть выровнено и утрамбовано;
  • запрещается приваливать (опирать) материалы и изделия к заборам и другим конструкциям, не рассчитанным на боковое давление;
  • при укладке грузов круглой формы обеспечивать их устойчивость с помощью прокладок, упоров и т.п.;
  • при складировании материалов, конструкций и оборудования необходимо принять меры, чтобы не было самопроизвольного их смещения (осыпания, разваливания, раскатывания и опрокидывания);
  • расстояние от места складирования материалов и оборудования до бровок выемок (котлованов, траншей) следует соблюдать согласно проекту производства работ. Во всех случаях это расстояние не может быть менее 1м.

3.13. Материалы, изделия и оборудование при хранении на строительной площадке должны укладываться следующим образом:

  • а) кирпич в пакеты на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7м;
  • б) пиломатериалы - в штабеля высотой при рядовой укладке не более половины ширины штабеля;
  • в) круглый лес - в штабеля не более 1,5м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания; ширина штабеля менее его высоты не допускается;
  • г) мелкосортный металл - в стеллажах высотой не более 1,5м;
  • д) длиномерные и громоздкие материалы и конструкции (трубы средних и больших диаметров, брусья, балки, стальные конструкции, листовой металл и т.п.) - в штабеля высотой не более 1,5м с прокладками между ними;
  • е) крупногабаритное и тяжеловесное оборудование - в один ряд;
  • ж) битум твердый - в плотную тару, исключающую его растекание с устройством ограждения, а жидкий и вязкий - в специальные емкости с устройством их ограждения;
  • з) трубы диаметром до 300м - в штабеля высотой до 3м. На подкладках и прокладках с концевыми упорами;
  • н) трубы диаметром более 300м - штабель высотой до 3м, в седло без прокладок; нижний ряд должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении какой-либо аварийной ситуации погрузочно-разгрузочные работы прекратить.

4.2. Сообщить об аварийной ситуации начальнику подразделения и принять меры по устранению данной ситуации.

4.3. В случае получения какой-либо травмы при выполнении работ, немедленно сообщить руководителю подразделения и инженеру по охране труда и технике безопасности, при необходимости обратиться в мед. Учреждение.

4.4. Знать место нахождения аптечки и уметь оказать первую медицинскую помощь.

4.5. Обстановка, в которой произошел несчастный случае, должна быть по возможности сохранена, если это не грозит жизни других людей, для проведения расследования.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.

5.2. Вымыть лицо и руки теплой водой, при необходимости принять душ.

Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки Красник Валентин Викторович

6.12. Требования при ручном перемещении грузов

Вопрос 390. Какая должна быть проведена подготовка рабочих мест к работе при выполнении работ на постоянных площадках?

Ответ. Должна быть проведена следующая подготовка рабочих мест к работе:

погрузочно-разгрузочная площадка и проходы не должны быть загромождены, на площадках и проходах не должно быть ям, рытвин, посторонних предметов и скользких мест (скользкие места необходимо посыпать песком) (пп. 6.12.3.1);

в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах, люки, трапы, подъемники должны быть в исправном состоянии (п. 6.12.3.2);

освещение мест производства работ должно быть достаточным для безопасного выполнения работ (п. 6.12.3.3);

о выявленных недостатках, неисправностях необходимо сообщить непосредственному руководителю работ и без его указания к работе приступать не разрешается (п. 6.12.3.4).

Вопрос 391. В каком случае разрешается переносить груз массой одного места до 80 кг вручную?

Ответ. Разрешается, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, в остальных случаях необходимо применение тележек, вагонеток, талей (п. 6.12.4).

Вопрос 392. Можно ли одному грузчику переносить груз массой более 80 кг?

Ответ. Переносить груз такой тяжести одному грузчику запрещается (п. 6.12.5).

Вопрос 393. Скольким грузчикам необходимо поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг?

Ответ. Поднимать или снимать такой груз необходимо вдвоем (п. 6.12.6).

Вопрос 394. Кто должен поднимать на спину или снимать со спины груз массой одного места более 50 кг?

Ответ. Такие операции должны выполнять другие грузчики (п. 6.12.7).

Вопрос 395. Как должна производиться погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг?

Ответ. Должна производиться с применением грузоподъемных механизмов (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов и т. п.

Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством опытного бригадира и при условии, что на одного грузчика будет приходиться не более 50 кг груза (п. 6.12.8).

Вопрос 396. Допускается ли складирование материалов навалом вплотную к стенам сооружений и устройств?

Ответ. Такое складирование не допускается. Зазор должен быть не менее 25 см (п. 6.12.13).

Вопрос 397. Каковы правила переноски длинномерных грузов?

Ответ. Они должны переноситься на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде бригадира или старшего работника (п. 6.12.17).

Вопрос 398. Каковы правила переноски груза на носилках?

Ответ. Необходимо обоим работникам идти в ногу. Команду для опускания груза, переносимого на носилках, должен подавать работник, идущий сзади (п. 6.12.18).

Вопрос 399. Каким способом следует производить погрузку и разгрузку бензина, керосина, нефти и др.?

Ответ. Следует производить перекачкой с применением сливных шлангов. Заполнение емкостей ведрами, открытым переливом, а также слив нефтепродуктов не через шланги запрещается (п. 6.12.19).

Вопрос 400. В какой таре допускается переносить или перевозить грузы, содержащие кислоты, щелочи и другие химически активные вещества?

Ответ. Допускается переносить или перевозить только в плетеных корзинах или деревянных обрешетках на специально приспособленных носилках или ручных грузовых тележках.

Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должна производиться двумя грузчиками. Переноска бутылей с кислотой на спине или на плече запрещается (п. 6.12.22).

Вопрос 401. Допускается ли грузить, разгружать, перемещать грузы с кислотами и другими химически активными веществами грузоподъемными механизмами?

Ответ. Такое применение грузоподъемных механизмов запрещается, за исключением лифтов и шахтоподъемников (п. 6.12.24).

Вопрос 402. На какой таре разрешается перемещать баллоны со сжатыми и сжиженными газами?

Ответ. Разрешается только на специальных тележках или носилках с гнездами для баллонов, обитых войлоком.

Запрещена переноска баллонов на плечах, применение подъемно-транспортных средств, так как их падение опасно взрывом (п.6.12.25).

Вопрос 403. Каковы правила разгрузки штучных грузов, уложенных в штабель?

Ответ. Во избежание обрушение штабеля их необходимо брать только сверху с выполнением мер по обеспечению устойчивости штабеля (п. 6.12.28).

Вопрос 404. Где должен находиться грузчик при перемещении катучих грузов (бочек, рулонов и др.)?

Ответ. Должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя (п. 6.12.30).

Вопрос 405. Чем следует производить очистку поднятого кузова автосамосвала от остатков груза (битума, асфальта и т. п.)?

Ответ. Следует производить специальными скребками или лопатами с удлиненными ручками, находясь на разгрузочной площадке. Очищать кузов от остатков груза, находясь на или в кузове, на колесе, а также встряхивать кузов гидросистемой подъемника кузова, наносить удары по кузову для удаления остатков груза не допускается (п.6.12.33).

Вопрос 406. Каковы правила безопасности при погрузке и разгрузке длинномерных грузов вручную?

Ответ. Следует пользоваться покатами и выполнять эту работу должны не менее двух грузчиков (п. 6.12.35).

Вопрос 407. Каковы меры безопасности при разгрузке тяжеловесных длинномерных грузов?

Ответ. Необходимо применять страховку груза канатами и соблюдать меры личной безопасности. При накатывании длинномерного груза нельзя находиться с противоположной стороны его движения, а при укладке груза в кузов нельзя находиться на торцовой стороне длинномера со стороны кабины. Выполнять укладку груза в кузове транспортного средства следует с применением лома или ваги (п. 6.12.36).

Вопрос 408. Каковы правила разгрузки бревен?

Ответ. При разгрузке бревен запрещается находиться перед грузом. Запрещается сбрасывать одновременно несколько бревен (п. 6.12.38).

Вопрос 409. Каковы правила безопасности при открытии дверей крытых вагонов?

Ответ. Запрещается находиться против дверей, так как при этом не исключена возможность падения двери или груза, находящегося в вагоне.

Грузчики при открытии двери вагона должны находиться сбоку и открывать дверь на себя, держась за ее поручни (п. 6.12.41).

Вопрос 410. Как следует закрывать двери крытого вагона?

Ответ. Закрывать двери необходимо находясь сбоку и двигать дверь за поручни от себя (п. 6.12.43).

Вопрос 411. В каком порядке следует закрывать борта платформ?

Ответ. Закрывать борта платформ следует в таком порядке: поднимается торцовый борт, при этом работники должны находиться со стороны торцов борта, и после того как один из работников, находясь на вагоне, будет удерживать торцовый борт, остальные работники должны поднимать продольные борта. Запрещается при этих операциях находиться против борта.

Открытие и закрытие неисправных бортов платформы должно производиться под руководством мастера или бригадира (п. 6.12.45),

Вопрос 412. Каковы правила безопасности при открытии люков хопперов и полувагонов?

Ответ. Открытие таких люков является опасной операцией, так как падающий груз из люков и сам люк могут причинить серьезные травмы. Поэтому находиться против люка запрещается. При открытии люков необходимо находиться от них сбоку. Открывать люки из-под вагонов запрещается (п. 6.12.46).

Открытие люков хоппера должно производиться обязательно двумя работниками (п. 6.12.47).

Вопрос 413. Допускается ли работникам находиться в вагоне при открытии люков хопперов и полувагонов?

Ответ. Находиться при этом в вагоне не допускается (п. 6.12.48).

Вопрос 414. Как должно производиться закрытие люков?

Ответ. Должно производиться непосредственно на месте выгрузки с применением специальных ломиков двумя работниками. Женщинам запрещается открывать и закрывать люки полувагонов на эстакадах, где нет ходовых настилов (п. 6.12.53).

Вопрос 415. Как должны располагаться в вагоне работники при разгрузке вагонов со смерзшимся грузом с применением кирок, клиньев, отбойных молотков и т. п.?

Ответ. Необходимо, чтобы работники в вагоне располагались так, чтобы исключалась опасность травмирования работающего рядом, травмирования от обрушения висящих смерзшихся глыб, разлетающихся при этом кусков груза (п. 6.12.55).

Вопрос 416. Каковы правила разгрузки вагонов со смерзшимся грузом киркованием груза?

Ответ. Запрещается производить разгрузку киркованием груза вдоль борта вагона. Киркование следует производить равномерно по всей ширине вагона (п. 6.12.57).

Вопрос 417. Какие действия необходимы при подключении отбойного молотка к сети?

Ответ. Необходимо:

проверить шланги, штуцера, крепление штуцеров. Шланги не должны иметь повреждений, штуцера должны быть плотно подтянуты хомутами. Применение проволочных скруток запрещено (п. 6.12.61.1);

продуть вентиль перед присоединением шланга, продуть шланг перед рисоединением молотка (п. 6.12.61.2);

проверить, закрыт ли вентиль.

Присоединение и отсоединение отбойного молотка к сети должно производиться при закрытом вентиле на воздушной магистрали (п. 6.12.61.3).

Вопрос 418. Каковы правила разгрузки платформы с пиломатериалами, которая должна производиться под руководством бригадира?

Ответ. Необходимо соблюдать следующие правила:

при устойчивом положении груза на платформе разгрузка должна производиться в следующем порядке:

срезается вся увязка;

укладываются слеги;

удаляются стойки со стороны фронта выгрузки;

производится разгрузка по слегам (п. 6.12.64.1);

при неустойчивом положении груза на платформе разгрузка должна производиться с особой осторожностью и в следующем порядке:

крайние стойки подпираются рычагами;

срезается вся увязка;

укладываются слеги;

удаляются средние стойки со стороны разгрузки;

срезаются крайние стойки на высоте около 0,5 м от пола платформы;

производится разгрузка на слеги всех рядов пиломатериала до уровня срезанных стоек (п. 6.12.64.2).

Вопрос 419. Каковы правила разгрузки скатнобочкового груза (рулонов, бочек и др.)?

Ответ. Разгрузка такого груза должна производиться под руководством бригадира с использованием слег. Скатывать такой груз по слегам без поддержки веревками, находиться между слегами или сбоку слег при разгрузке запрещается (п. 6.12.67).

Вопрос 420. Как должна производиться разгрузка кирпича вручную?

Ответ. Должна производиться на заранее подготовленные ровные площадки, в зимнее время – на очищенные от снега и льда ровные площадки. Штабеля должны выкладываться вертикально, высотой до 1,8 м. Для разгрузки в вагон должен быть подан и закреплен крючьями трап (сходни) шириной не менее 600 мм из досок толщиной не менее 40 мм. Для исключения прогиба под трап (сходни) при длине более 3 м должны быть установлены козлы (п. 6.12.68).

Вопрос 421. Чем обязаны пользоваться работники при разгрузке пылящих грузов?

Ответ. Обязаны пользоваться очками, респираторами или противогазами, и им должен предоставляться 10-ти минутный отдых (со снятием респиратора или противогаза) каждый час работы с включением этих перерывов в норму выработки (п. 6.12.69).

Вопрос 422. Какие действия запрещаются при загрузке, выгрузке и переноске кислородных баллонов?

Ответ. Запрещается:

переносить баллоны на плечах и спине, кантовать и переваливать, волочить, бросать, толкать, ударять по баллонам, пользоваться при перемещении ломами (п. 6.12.71.1);

допускать к работам грузчиков в замасленной одежде, с замасленными грязными рукавицами (п. 6.12.71.2);

курить и применять открытый огонь (п. 6.12.7.3);

браться за вентиль для переноски баллонов (п. 6.12.7.4);

транспортировать баллоны без колпаков на вентилях (п.6.12.7.5);

размещать баллоны вблизи нагревательных приборов, горячих деталей и печей, оставлять их незащищенными от прямого воздействия солнечных лучей (п. 6.12.7.6).

Вопрос 423. От чего необходимо оберегать баллоны при их выгрузке и погрузке?

Ответ. Необходимо оберегать от попадания на них масла, так как взаимодействие масла с кислородом может привести к взрыву (п. 6.12.73).

Вопрос 424. Какие действия запрещаются при переноске бутылей с кислотами и другими едкими веществами одним грузчиком?

Ответ. Запрещается их переноска на спине, плечах или в руках перед собой.

Каждая бутыль должна переноситься на носилках, имеющих специальные гнезда, двумя грузчиками (п. 6.12.76).

Из книги Информационная технология ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА автора Автор неизвестен

8 Требования

Из книги Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к провер автора

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Область применения Вопрос 3. Какие требования устанавливают Правила?Ответ. Устанавливают требования по охране труда, обязательные для работников организаций, расположенных на территории Российской Федерации, эксплуатирующих объекты

Из книги Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки автора Красник Валентин Викторович

6. ТРЕБОВАНИЯ К СПОСОБАМ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЗАГОТОВОК, ПОЛУФАБРИКАТОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА (ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ГРУЗОВ) 6.1. Общие требования Вопрос 181. С применением каких средств и способов должны производиться хранение и

Из книги Грузовые автомобили. Охрана труда автора Мельников Илья

6.7. Требования при транспортировании и размещении штучных и тарно-штучных грузов Вопрос 293. Что представляет собой контейнер?Ответ. Представляет собой транспортное многократно используемое оборудование для перевозки и временного хранения грузов с внутренним объемом

Из книги Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора Красник Валентин Викторович

6.11. Требования при транспортировании и размещении опасных грузов Вопрос 358. Какие вещества и предметы относятся к опасным грузам?Ответ. Относятся вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при хранении могут послужить

Из книги автора

Приложение 5. Характеристика обрабатываемых грузов Характеристика обрабатываемых грузов1. В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:1.1. Штучные нештабелируемые грузы – металлические конструкции, двигатели,

Из книги автора

Приложение 12. Способы и параметры укладки грузов Способы и параметры укладки грузов Примечание: * – материал в связке,

Из книги автора

Правила перевозки грузов

Из книги автора

Перечень документов, необходимых для перевозки грузов К главным документам относятся: 1. Товарно-транспортная накладная. Выписывается грузоотправителем. Указывается маршрут, данные автотранспорта и водителя. А также в товарном отделе, количество груза, перечень его, вес

Из книги автора

Правила перевозки негабаритных грузов Правилами дорожного движения регулируются перевозка негабаритных грузов автомобильным транспортом. Правила дорожного движения являются обязательными для всех участников дорожного движения.Перевозка негабаритных тяжеловесных

Из книги автора

Особенности перевозки негабаритных грузов Перевозка негабаритных грузов разрешается, если:– груз не ограничивает водителю обзор;– негабаритный груз не нарушает устойчивости транспортного средства и не препятствует управлению им;– негабаритный груз не закрывает

Из книги автора

Правила перевозки оборудования как разновидности негабаритных грузов Перевозка оборудования вес которого, габариты превышают допустимые значения следует отнести к перевозке негабаритных грузов. При перевозке промышленного оборудования, строительного оборудования,

Из книги автора

Перевозка опасных грузов В правилах дорожного движения сказано: «Перевозка опасных грузов и использованной для их перевозки неочищенной тары производится в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным Министерством по

Отраслевая типовая инструкция по охране труда при ручном перемещении грузов

1. Общие требования безопасности

1.1.В образовательном учреждении к работам, связанным с ручным перемещением грузов, допускаются лица, не имеющие нарушений в здоровье и физических противопоказаний.

1.2.При ручном перемещении грузов необходимо соблюдать нормы предельно допустимых нагрузок.


Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Показатели тяжести труда Юноши Девушки
14
лет
15 лет 16
лет
17 лет 14
лет
15
лет
16
лет
17
лет
Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены 3 3 4 4 2 2 3 3
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены (кг):
- постоянно (более 2-х раз в час) 6 7 11 13 3 4 5 6
- при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) 12 15 20 24 4 5 7 8
Суммарная масса гру­за, перемещаемого в течение смены (кг):
- подъем с рабочей поверхности 400 500 1000 1500 180 200 400 500
- подъем с пола 200 250 500 700 90 100 200 250

1.3. При отсутствии средств механизации допускается переноска тяжестей в одиночку для мужчин 18 лет и старше - до 50 кг. Погрузка и выгрузка грузов массой от 30 до 50 кг должна производиться с использованием средств малой механизации (ручные тележки).

1.4. Перед допуском к работе при перемещении тяжестей вручную с каждым работником должен быть проведен целевой инструктаж, если данный вид работ не является основной трудовой деятельностью.

Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

1.5. Если перемещение тяжестей вручную является основной трудовой деятельностью работника, то с ним должны быть проведены:

Вводный инструктаж при поступлении на работу;

Первичный инструктаж на рабочем месте;

Повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев;

В случае необходимости, связанной с измением условий труда, длительных перерывах в работе, нарушением правил охраны труда может проводиться внеплановый инструктаж.

Работник должен пройти обучение с последующей проверкой знаний Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.

1.1. При поступлении на работу с постоянным перемещением грузов вручную работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, в последующем - периодические медосмотры в сроки установленные Минздравом России.

1.2. При ручном перемещении грузов следует помнить, что вследствие невыполнения требований, изложенных в настоящей Инструкции, требований по выполнению режима труда и отдыха, требований безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ, могут возникнуть следующие опасности:

Травмирование переносимым грузом в ящиках, коробках, упаковках и т.п.;

Переохлаждение или перегрев организма;

Травмы, вызванные неудовлетворительным состоянием путей переходов;

Неудобная рабочая поза, вызванная значительным наклоном корпуса;

Тяжесть выполняемой работы.

1.3. В соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда при ручном перемещении грузов работнику должны быть выданы следующие СИЗ: костюм х/б или халат х/б, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные. В холодное время года дополнительно выдается куртка х/б на утепленной подкладке.

1.4. При ручном перемещении грузов должны выполняться следующие требования пожарной безопасности:

Курить только в отведенных и обозначенных табличкой «Место для курения» местах;

Знать месторасположение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.5. Обо всех замеченных нарушениях требований пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии, создающих опасность для жизни работающих или являющихся предпосылкой к любому виду чрезвычайной ситуации, сообщать руководителю учреждения или представителю администрации и принимать соответствующие действия с соблюдением мер личной безопасности.

1.6. Работник должен знать место, где находится аптечка с медикаментами и перевязочным материалом, уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим при различных видах повреждения организма (ушибы, ранения, термический ожог и т.п.).

1.7. При ручном перемещении грузов руководителем образовательного учреждения должен быть выделен работник, осуществляющий надзор за безопасностью, если грузы перемещаются обучающимся.

1.8. О каждом несчастном случае во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ пострадавший или очевидцы обязаны поставить в известность непосредственного руководителя после оказания пострадавшему первой доврачебной помощи и других неотложных мероприятий.

1.9. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции является служебной обязанностью работника, а их несоблюдение – нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой меры ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы работник должен надеть (застегнуть, завязать, заправить) полагающуюся ему спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты так, чтобы не было болтающихся развевающихся концов. Работники в неопрятной, грязной одежде к работе не допускаются.

2.2. Внимательно осмотреть рабочую зону и переходы. В случае неудовлетворительного их содержания (захламленность, беспорядочное складирование) необходимо подготовить рабочее место к выполнению работы.

2.3. Освободить участки проходов и площадок. Обозначить границы площадки для укладки перемещаемого груза.

2.4. На площадках и проходах не должно быть ям, выбоин, значительных уклонов, посторонних предметов, скользких мест; площадка и пути должны быть с твердым покрытием.

2.5. Освещение на путях и площадках для складирования должно быть достаточным для безопасной работы (не менее 10 лк).

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Работник при перемещении груза обязан быть предельно внимательным, соблюдать соответствующие условиям работы требования безопасности.

3.2. Груз в таре, коробках, ящиках и др. упаковке может иметь травмоопасные свойства: острые, «рваные» края, колющие, режущие элементы; возможность выскальзывания из рук больших по массе (до 20 кг) предметов.

3.3. Работы по переноске грузов выполняются только с разрешения должностного лица.

3.4. Крупные и тяжелые грузы нужно перемещать с помощью механических транспортных тележек. Грузовые ручные тележки должны быть исправными, устойчивыми, легкоуправляемыми и иметь поручни для удобства их перемещения.

3.5. Не допускается складирование грузов навалом, вплотную к стенам помещения. Зазор должен быть не менее 25 см. Места для складирования должны быть своевременно подготовлены.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварийной ситуации или ее предпосылок (специфические запахи, срабатывание пожарной сигнализации и т.п.) немедленно прекратить начатую работу, сообщить об обстановке непосредственному руководителю (должностному лицу) и находящимся поблизости работникам. В случае возникновения пожара действовать в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности, действующей в организации.

4.2. При ликвидации аварийной обстановки следует действовать строго по указаниям руководителя учреждения или его представителей с соблюдением мер личной безопасности.

4.3. Работник должен уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Следует помнить, что при тушении пожаров в электроустановках нужно пользоваться углекислотными или порошковыми огнетушителями. Место их нахождения должно быть известно каждому работнику заранее.

4.4. Работник должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим в аварийной обстановке. Вид доврачебной помощи зависит от характера повреждения организма и тяжести повреждения. Приступая к оказанию первой помощи, спасатель должен четко знать правила и приемы конкретной доврачебной помощи пострадавшему.

4.5. Пострадавшего от электрического тока, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует обязательно направить в лечебное учреждение. При остальных видах травмирования пострадавший, как правило, направляется в лечебное учреждение. Исключение составляют случаи полного сохранения нормального функционирования организма человека.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После окончания погрузочно-разгрузочных работ работник должен убедиться в безопасности складирования груза (устойчивость укладки, возможность свободного подхода и т.п.). После этого необходимо осмотреть место производства работ.

5.2. Грузовую ручную тележку поставить в установленное место.

5.3. Снять спецодежду, повесить ее в шкаф. Если она загрязнена, запылена, порвана сдать ее в ремонт и стирку.

5.4. Чисто с мылом вымыть руки и лицо. Если есть возможность, то рекомендуется принять душ.

Обо всех замечаниях, связанных с безопасностью выполнения погрузочно-разгрузочных работ (даже если они носят потенциальный характер), необходимо сообщить своевременно непосредственному руководителю, а в его отсутствие - должностному лицу

Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет – 16 кг;

для женщин: - при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг;

Постоянно в течение рабочей смены – 7 кг;

для мужчин старше 18 лет – 50 кг.

Груз массой более 50 кг, но не более 80 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).

Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 м.

Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 50 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

Для перемещения вручную навалочных и сыпучих грузов следует использовать специальные тележки или тачки. Прилагаемое усилие для их перемещение не должно превышать 15 кг.

Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

При ручной переноске деталей, собранных в небольшие связки необходимо сначала проверить прочность связки.

На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

Для переноски длинномерных грузов рабочим следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны переносимого груза.

Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам, деревьям и элементам временных и капитальных сооружений не допускается.

При перекатывании бочек, колес и т.п. рабочий должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

5. Опасные и вредные производственные факторы при выполнении работ на пэвм.

Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ на ПЭВМ являются:

физические:

 повышенные уровни электромагнитного и ультрафиолетового излучения;

повышенный уровень статического электричества;

 повышенные уровни запыленности воздуха рабочей зоны;

 повышенное содержание положительных аэроионов в воздухе рабочей зоны;

 пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны;

 пониженная или повышенная влажность воздуха рабочей зоны;

 пониженная или повышенная подвижность воздуха рабочей зоны;

 повышенный уровень шума;

 повышенный или пониженный уровень освещенности;

 повышенный уровень прямой и отраженной блесткости;

 повышенный уровень ослепленности;

 повышенная яркость светового изображения;

 неравномерность распределения яркости в поле зрения;

 повышенный уровень пульсации светового потока;

 повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

химические:

 повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола формальдегида и поливинилхлоридных бифенилов;

биологические:

 повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов.

психофизиологические:

 повышенный уровень напряжения зрения;

 напряжение внимания;

 интеллектуальные нагрузки;

 эмоциональные нагрузки;

 длительные статические нагрузки;

 монотонность труда;

 большой объем информации, поступающей, считываемой, обрабатываемой и передаваемой в единицу времени;

 нерациональная организация рабочего места.

Билет №4

    Требования к допуску к работе пользователей ПЭВМ.

К работам пользователем ПЭВМ допускаются лица не моложе 18 лет:

 прошедшие обязательный при приеме на работу медицинский осмотр (освидетельствование) и в последующем периодические медицинские осмотры (освидетельствования) на предмет пригодности для работы на ПЭВМ и ВДТ и не имеющие медицинских противопоказаний;

 прошедшие вводный инструктаж по охране труда;

 первичный инструктаж на рабочем месте; по данной инструкции;

 инструктаж по электробезопасности с присвоением I группы по электробезопасности.

    Требования безопасности при передвижении по территории на механизированном транспортном средстве.

Водитель не должен осуществлять движение на автомобиле с неисправной тормозной системой и рулевым управлением, а также в случае, когда другие неисправности автомобиля угрожают безопасности движения.

При движении в производственных помещениях, а также по территории Общества водитель не должен превышать установленного ограничения скорости:

 скорость движения транспортных средств по территории Общества, в производственных и других помещениях устанавливается администрацией в зависимости от конкретных условий (интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза и др.) и в общем случае не должна превышать 10 км/ч по территории;

 в помещениях-не более 5 км/ч;

 скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

Производственный транспорт должен быть оборудован глушителем с искрогасителем, а при использовании в производственных помещениях дополнительно - системой централизации отработавших газов.

Водитель должен соблюдать осторожность при:

 выезде (въезде) из ворот и объезде производственных помещений;

 движении в стесненных условиях (узкие проезды и т.п.);

 движении по производственным участкам, где могут работать люди.

Въезд (выезд) и передвижение гусеничного транспорта по территории Общества разрешается только на платформе, имеющей резиновый ход.

При движении автомобиля по территории и в производственных помещениях запрещается нахождение людей в кузове не оборудованном для этих целей, на подножках и крыльях автомобиля.

Перед началом движения от места остановки (стоянки), перестроением и всяким изменением направления движения водитель обязан убедиться, что своим маневрированием он не создает помех для движения других участников движения. Для машин аварийных служб (газоспасательной, пожарной, скорой помощи) при выезде к месту аварии, пожара, несчастного случая или тяжелого заболевания работающего, скорость движения не ограничивается, но должна обеспечивать безопасность движения.

Водитель транспортного средства, услышав сигнал "сирена", обязан обеспечить беспрепятственный проезд машин аварийных служб (газоспасательной, пожарной и скорой помощи).

Не допускается проезд транспортных средств по участкам дорог и проездов, на которых вследствие аварии возникла загазованность или нет видимости из-за выхода пара, ведутся работы по ликвидации аварии, пожара. При приближении к нерегулируемому обозначенному пешеходному переходу водитель транспортного средства должен остановиться, чтобы пропустить пешеходов.

Водителю запрещается:

− пересекать железнодорожные пути в не установленном месте;

− самовольно открывать шлагбаум или объезжать его.

− управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

− передавать управление транспортным средством незакрепленным за ним водителям;

− покидать место водителя или оставлять транспортное средство, если не приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его в отсутствие водителя;

− превышать допустимую скорость движения на территории Общества;

− затруднять нормальное движение других транспортных средств и пешеходов;

− управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

− резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

    Требования к состоянию территории

Территория Общества должна постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от отходов производства и потребления.

Временное хранение отходов на территории Общества разрешается только в установленных местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями ОООС-П-03.

Вывоз отходов производства подразделениями Общества осуществляется по согласованию с отделом ООС Общества с оформлением документов на вывоз.

Вывоз строительных отходов сторонними организациями, производящими работы на территории Общества, осуществляется по письменному обращению на имя начальника отдела ВБ с указанием количества груза, даты и места вывоза, данных транспортного средства, предварительно согласованному с руководителем структурного подразделения Общества, ответственного за выполнение работ.

Контроль над надлежащим состоянием закрепленной территории в ходе и после окончания строительных (ремонтных) работ несут руководители структурных подразделений Общества и руководители сторонних организаций, выполняющих работы на территории Общества.

Проезды и проходы должны быть свободными для движения, выровнены, не иметь рытвин, ям и достаточно освещены, в зимнее время очищены от снега, а в гололедицу - посыпаны песком.

Каждая улица и дорога должны иметь обозначения с проставлением дорожных знаков и разметки.

Руководители структурных подразделений по результатам проверки обязаны своевременно обеспечивать выполнение ремонта инженерно-технических средств охраны (зданий, сооружений, систем и средств технического оснащения) на своих участках. Руководители структурных подразделений, объекты которых оснащены средствами технического контроля (охранно-пожарная сигнализация, системы видеонаблюдения и т.п.), несут ответственность за сохранность и исправное состояние этих систем и обязаны своевременно принимать меры по их техническому обслуживанию и ремонту.

Директор по строительству Общества своевременно обеспечивает укрепление вновь вводимых объектов инженерно-техническими средствами охраны. Помещения и сооружения охраны, объекты, заблокированные охранной сигнализацией и находящиеся под наблюдением подразделения охраны, должны быть оборудованы согласно РД 78.36.003–2002. Проектную документацию на технические средства охраны, до передачи ее монтажной организации, необходимо согласовать со СБ Общества.

Главный механик Общества обеспечивает проведение капитального ремонта инженерных сооружений охраны, выполнение реконструкции и замену пришедших в негодность зданий и сооружений.

Главный энергетик Общества организует контроль над техническим состоянием и обслуживание (монтаж) периметрального охранного освещения.

Начальник цеха КИПиА осуществляет контроль над техническим состоянием и обслуживание (монтаж) систем охранной и пожарной сигнализации, производит замену устаревших систем на современные. Изделия и материалы, применяемые при производстве работ, должны соответствовать спецификациям проекта, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.

На производство работ по монтажу систем сигнализации допускаются юридические лица, имеющие лицензию установленного образца на проведение этих работ.

Изменение конфигурации периметрального ограждения могут быть произведены только по согласованию со СБ.

Проведение огневых, газоопасных, ремонтных и земляных работ вблизи территории, прилегающей к периметральному ограждению, административным зданиям, в административных зданиях Общества производится по предварительному согласованию со СБ Общества, при наличии наряда - допуска на производство работ.

    Характеристика хлора

Хлор (химическая формула Сl2) - газ, желто-зеленого цвета с резким уду-шающим запахом. Под давлением легко сжижается в темную желто-зеленую жид-кость, сохраняемую в стальных баллонах или цистернах. При испарении на воздухе в значительных количествах жидкий хлор дает с водяными парами белый туман. Мо¬лекулярная масса – 70,91, температура кипения – минус 34,1°С, сильный окислитель, токсичен.

Хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха. На солнечном свете соединяется с во-до¬родом со взрывом. Не горюч, но поддерживает горение многих органических ве¬ществ. Скипидар и порошки металлов в атмосфере хлора самовозгораются при ком¬натной температуре. При взаимодействии с водяными парами образует соляную и хлорноватистую кислоту.

По отравляющему действию хлор относится к сильно действующим ядовитым веществам: предельно-допустимая концентрация в воздухе рабочих поме-щений составляет 1 мг/м3 и его нейтрализация в газообразном состоянии при боль-ших утечках затруднена.

    Требования к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты

Для защиты от воздействия опасных производственных факторов работникам, выполняющим работу на высоте, следует применять средства индивидуальной защиты (предохранительные пояса, предохранительные полуавтоматические верхолазные устройства типа ПВУ-2, канаты страховочные, защитные каски, противоскользящую обувь и т.п.).

Средства индивидуальной защиты от падения с высоты как отечественные, так и приобретенные за рубежом, должны иметь сертификаты или декларацию соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством.

Требования к предохранительным поясам.

Пояса должны соответствовать требованиям технических условий на пояса конкретных конструкций. Приобретаемые за рубежом пояса должны иметь сертификат или декларацию соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством.

Пояса по климатическому исполнению должны соответствовать климатическим зонам их применения. Климатическое исполнение пояса должно быть указано в технических условиях на него.

Пояса должны быть регулируемые по длине и обеспечивать обхват талии от 640 до 1500 мм.

Типоразмеры поясов устанавливаются техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

Ширина лямок пояса, несущих нагрузки, не должна быть менее 50 мм, безлямочного пояса в спинной части - не менее 80 мм.

Длина стропа (фала) пояса устанавливается техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

Масса пояса должна быть не более 2,1 кг.

Статическая разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее 7000 Н (700 кгс).

Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа (фала).

Динамическое усилие при защитном действии для безлямочного предохранительного пояса и для предохранительного лямочного пояса, имеющего только плечевые лямки, не должно превышать 4000 Н (400 кгс), для предохранительного лямочного пояса с плечевыми и ножными лямками - не более 6000 Н (600 кгс).

Карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице. Продолжительность цикла "закрепление - открепление" должна быть не более 3 секунд.

Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически.

Усилие для раскрытия карабина должно быть не менее 29,4 Н (3 кгс) и не более 78,4 Н (8 кгс).

Строп (фал) пояса для электрогазосварщиков и других работников, выполняющих огневые работы, должен быть изготовлен из стального каната или цепи.

Условия безопасного применения стропа (фала) должны быть указаны в технических условиях на пояса конкретных конструкций.

Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев.

На каждом поясе должны быть нанесены:

 товарный знак предприятия-изготовителя;

 размер и тип пояса;

 дата изготовления;

 клеймо ОТК изготовителя;

 обозначение стандарта или технических условий;

 знак соответствия.

Предохранительные пояса перед выдачей в эксплуатацию, а также через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытанию статической нагрузкой по методике, приведенной в стандартах или технических условиях на пояса конкретных конструкций. После испытания под нагрузкой проводится тщательный осмотр пояса и при отсутствии видимых повреждений он допускается в эксплуатацию. Результаты испытаний заносятся в журнал по форме ОГМ-ф36 в соответствии с приложением В. Данная запись производиться лицом, ответственным за содержание поясов в исправном состоянии (начальник участка, мастер), назначенным руководителем объекта распоряжением по форме ОКиКД-ф3.

После испытания предохранительный пояс снабжается металлической биркой, на которой клеймением указывается дата испытания.

 строп пояса без амортизатора - грузом массой 700 кг;

 строп пояса с амортизатором - грузом массой 400 кг (при этом амортизатор испытанию не подвергается);

 пряжку с ремнем - грузом массой 300 кг.

Опора, к которой закрепляют карабин пояса (или элементы, выполняющие ее функцию), должна иметь прочность не менее 15 кН (1500 кгс).

Требования к каскам строительным.

Для защиты головы работника от механических повреждений падающими сверху предметами или при соударении с конструктивными и другими элементами, для защиты от воды, поражения электрическим током при работах на высоте по строительству, монтажу, демонтажу, выполнении ремонтных, наладочных и других работ должны применяться каски.

Каска состоит из корпуса, внутренней оснастки и подбородочного ремня, а также по требованию потребителя может быть снабжена устройствами для крепления щитков, противошумных наушников и других средств индивидуальной защиты.

Детали внутренней оснастки изготавливаются из прочных и эластичных материалов. Несущая лента (кроме ее затылочной части) должна иметь покрытие из натуральной или перфорированной искусственной кожи или другого пористого материала, защищающего кожу от натирания.

Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть съемными и иметь устройства для крепления к корпусу каски. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, а способ крепления должен обеспечивать возможность его быстрого отсоединения.

Наружная поверхность корпуса каски должна быть гладкой, без трещин и пузырей. На поверхности корпуса каски допускаются включения другого цвета в количестве, допустимом нормами на материалы.

Требования к предохранительным верхолазным устройствам.

Предохранительные верхолазные устройства должны обеспечивать плавное торможение страховочного каната при скорости извлечения его из устройства, превышающей 1,5 м/с.

Предохранительное верхолазное устройство имеет элемент для закрепления его на опоре или ином надежно закрепленном конструктивном элементе здания, сооружения.

Выходной конец страховочного каната предохранительного верхолазного устройства должен быть оформлен в виде петли или оснащен кольцом или карабином, к которым работник прикрепляет стропы (фал) предохранительного пояса.

Барабанная система предохранительного верхолазного устройства, оснащенная храповым устройством с пружиной, должна обеспечивать намотку страховочного каната определенной длины, выдерживающего динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг в процессе торможения до полной остановки его падения на длине тормозного пути от 0,6 до 1,5 м.

При массе предохранительного верхолазного устройства 8 кг страховочный канат имеет длину 5 м, при массе 9,4 кг - 10 м, 11 кг - 12 м, 14 кг - 20 м, 21 кг - 30 м.

После каждого случая срабатывания, а также периодически в процессе эксплуатации через каждые 6 месяцев должны проводиться освидетельствование и испытание предохранительного верхолазного устройства по методике, указанной в технических условиях предприятия-изготовителя. Результаты испытаний заносятся в журнал по форме ОГМ-ф36 в соответствии с приложением В. Данная запись производиться лицом, ответственным за содержание верхолазных устройств в исправном состоянии (начальник участка, мастер), назначенным руководителем объекта распоряжением по форме ОКиКД-ф3.

Билет №5

    Основные права работника

Работник имеет право на:

Заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда.

Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Федеральными законами.

Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Федеральными законами.

Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных Федеральными законами.

На создание и объединение в профессиональный союз для защиты социально-трудовых и профессиональных прав и интересов.