Главная · Измерения · Китайский мудрец конфуций. ​Конфуций – гений, великий мыслитель и философ Древнего Китая

Китайский мудрец конфуций. ​Конфуций – гений, великий мыслитель и философ Древнего Китая

Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций.»

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

Познавательные задачи:

Освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;

Формирование исторического подхода к событиям;

Создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов

Развивающие задачи:

Развитие творческого мышления учащихся;

Развитие самостоятельности;

Развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

Развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательная задача: воспитание уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

Личностные: Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретаю опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.

Предметные: Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов); освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;

Метапредметные: Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение); экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:

а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;
в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.

Система контроля, оценивания: а) фронтальная работа, опрос; экспресс-опрос; самоконтроль

Оборудование:

Мультимедиапроектор, доска-экран; Карта «Китай в древности» Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)

Ход урока

1. Вводнаячасть.

1. Приветствие. Организационный момент.

Друзья мои, звенит звонок И рада я начать урок

Нас впереди открытья ждут, Итак, вперёд и в добрый путь!

2. Проверка домашней работы.

На сегодняшнем уроке продолжим знакомиться с государствами Древнего мира, но прежде давайте вспомним все, что вы узнали об Индии. Для этого я раздам каждой группе карточки, прочитайте их внимательно и выполните задания (2 минуты).

«Исправь ошибку в тексте»: «Страна Индия расположена в Южной Африке. На севере Индии расположены горы Гималаи, самые высокие горы в мире. В Индии климат сухой, дождей не бываетникогда. По Индии протекают реки Евфрат и Тигр. В Индии много густых и труднопроходимых лесов. Их называют джунглями. В джунглях очень много хищных животных и птиц. Священными животными они считали крокодила и быка. Они считали, что после смерти человек обязательно будет жить в облике только богатого человека».

В предложенном тексте надо назвать слова, обозначающие предметы, пришедшие из Древней Индии. «Несмотря на то, что мы с отцом засиделись вчера заполночь за шахматами, мама

разбудила меня утром пораньше, ведь сегодня мы с классом отправляемся в поход.

На столе уже стояла горячая рисовая каша, дымилась чашка с чаем. Я положил туда пару ложек сахара, и с удовольствием выпил сладкий, бодрящий напиток. После завтрака проверил

рюкзак. Компас – на месте! Взял и запасную хлопчатобумажную футболку, на которой были нарисованы цифры. Можно отправляться!»Выступление по 1 человеку отгруппы, совместные

1. Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

2. Сколько каст было в индийском обществе?.........

3. О ком идет речь?

« …им запрещалось жить в деревне. Они питались отбросами, жили в жалких лачугах. Они выходили в деревню убирать мусор или сделать другую черную работу…» ………

4. Мог ли, например, индиец перейти из одной касты в другую? Например, воин в священнослужители? ........

5. Кто такие кшатрии? …….

Ключ для взаимопроверки: Гималаи, 4, неприкасаемые, нет, правители и воины.

3. Мотивация.

Учитель. Молодцы. А теперь ребята у меня такой к вам вопрос: играли ли вы когда-нибудь в компьютерные игры? (Дети отвечают). Замечательно. Сегодня я предлагаю вам провести наш урок в виде компьютерной игры. В основе каждой компьютерной игры лежит та или иная история. И в основу нашей игры мы с вами тоже положим историю одной удивительной страны.

Для того чтобы узнать, о какой стране идет речь, предлагаю вашему вниманию видеоролик.

Итак, вы просмотрели ролик. Как вы думаете, о какой стране мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Китай).

4.Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Вы правы, государство, историю которого мы возьмем за основу нашей игры – это Китай. Вот что говорят о Китае наши современники: « Это поистине уникальная страна. Оказавшись на ее территории, вы сразу же окунетесь в дух древнего Востока, его атмосферу. Создается такое чувство, что находишься на пересечении прошлого и будущего: с одной стороны - это богатая и интересная культура, история, длящейся тысячелетия, утонченное искусство, удивительно музыкальный язык. А с другой - быстрый темп развития технологий, которые имеют большие перспективы в будущем».

Ребята, я предлагаю вам задуматься над вопросом: «Почему же все-таки Китай считают уникальной страной?» Для ответа на этот вопрос предлагаю вам сделать следующее задание: перед каждым из вас лежит информация, состоящая из различных фактов о Китае. Ваша задача будет внимательно прочитать и выписать те факты, которые, по вашему мнению, могут доказывать уникальность Китая. На работу вам 3 мин.

Вариант 1. 1.Китай является самой густонаселенной страной в мире. По статистике каждый пятый человек в мире – китаец. Здесь проживает 1 миллиард 350 миллионов человек. Это практически в 4 раза больше, чем жителей в Соединенных Штатах Америки.

2. Китайцы являются первооткрывателями печати, компаса, пороха и бумаги.

3. Примерно 35 % территории страны занимают горы, пустыни, равнины около 19%, высокогорные плоскогорья занимают 27%, низкие равнины составляют 13% и горно-холмистая местность – 8 % от общей площади.

4. Китай граничит с такими государствами как Россия и Монголия на севере, на юге – это Мьянма, Вьетнам, Индия, Непал, Бутан и Лаос, на западе – Афганистан, Пакистан и Таджикистан.

Вариант 2. 1. Главной достопримечательностью Китая является Великая Китайская стена. Длина конструкции достигает 8851,8 км и проходит она через весь северный Китай.

2. Самым важным праздников в Китае является Китайский Новый Год, или как он еще называется, Лунный Новый Год. В этот день считается, что каждый человек становится на год старше, тем самым Новый год в Китае это и День рождения у всех его жителей.

3. В сравнении с Европейскими странами в Китае траурный цвет белый, а не черный.

4. Китай часто называют «Цветочным царством», т.к. именно там было выведено множество сортов цветов и фруктов, которые сейчас выращивают во всем мире.

5. Самым популярным хобби у жителей Китая является сбор марок.

Завершаем наше упражнение. Я надеюсь, теперь для каждого из вас Китай стал уникальным по-своему. А теперь ребята, как и в каждой игре, мы с вами должны определить нашего главного героя. В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание одну из них. Он является одним из великих мудрецов древности, был своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Сейчас внимательно посмотрите на экран. Здесь приведены различные факты из жизни нашего главного героя, а вы попробуете угадать, о ком идет речь.

Китайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"). Он принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия которого восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до н. э.

На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как учителя жизни. Фактически его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в его отечестве.

Установлено, что он начал свою деятельность учителя на 22 году жизни. Ценностным ориентиром Учитель считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и соблюдения обрядов и церемоний.

Истину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы - идеи совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире. Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее – таким было главное

наставление Учителя.

Вы познакомились с фактами из жизни нашего героя. Теперь давайте же постараемся определить, как же его звали? Верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. Как вы думаете, почему его называли Учителем?

Да, вы правы. И сегодня нам с вами тоже посчастливится обрести частицу его мудрости. Теперь, когда определили историю нашей игры, выбрали главного героя, который будет нас сопровождать и помогать в постижении мудрости, давайте теперь с вами назовем нашу игру. Итак, какое название вы можете предложить? (Дети дают примерную тему урока)

Замечательные предложения. Название нашей игры будет: «Чему учил китайский мудрец Конфуции». Запишем число и тему урока в тетрадь.

Как и в любой игре, в нашей игре тоже будут уровни для прохождения. Сегодня нам предстоит пройти 5 уровней. Давайте посмотрим на карту прохождения

План прохождения игры:

1. природные - географические особенности Китая

2. древний мыслитель и философ Китая - Конфуций

3. письменность Древнего Китая

4. основы воспитания китайского общества

II. Изложение нового материала.

Итак, мы начинаем нашу игру. Но для того, чтобы встретиться с нашим главным героем, нам необходимо определить, где он проживает. Для этого мы с вами перенесемся в прошлое и найдем местоположение Древнего Китая, где проживал Конфуций.

1.Изучение нового материала:

И вот перед нами первый уровень. Нам необходимо определить – где же жил Конфуций? Для определения «адреса» Древнего Китая предлагаю воспользоваться картой, которая находится в учебнике на стр.106. Сейчас вы самостоятельно определите «адрес» Древнего Китая, и ответите письменно на вопросы. Задание.

Где находится Китай? (В Восточной Азии).

Какие крупные реки протекают на территории Китая? (Янцзы и Хуанхэ)

На какой равнине селились китайцы? (Великая Китайская Равнина).

Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами).

Действительно, вот мы с вами и определили, где располагалась территория Древнего Китая.

Итог. Мы определил «адрес» Древнего Китая. Выяснили, что Китай находится в Восточной Азии, на его территории протекают две большие реки- Янцзы и Хуанхэ. Рельеф в Китае различен: здесь есть горы и пустыни, степи и тропические леса. Я думаю, мы выполнили все условия первого уровня и переходим ко второму!

Физминутка:

Учитель: Давайте вспомним о труде историков и сделаем физзарядку.

Знают взрослые и дети, Знает каждый на планете. Как история важна,

Она каждому нужна. Нас, историков, все знают. Труд наш очень уважают.

Ищем тайны до заката – Мы - отличные ребята!

    Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть - за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей? (Дети отвечают: земледелие, ремёсла, торговля).

Жители всех государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки, верования и обычаи. Верили в богов, духов, крылатых змеев – драконов. Самым высшим существом для них было Небо, которое считали предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном неба, а страну - Поднебесной

Верно. А еще огромное внимание китайцы уделяли образованию. В далеком прошлом, 4 тыс. лет назад, начинается история развития китайской философии. Одним из таких философов был Конфуций. О его учении один известный немецкий поэт Фридрих Шиллер сложил замечательное стихотворение:

ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ

Трёхмерно пространство, в котором живём.
Без устали всё изменяется в нём.
Всё в новые дали стремится ДЛИНА,
Льёт вширь бесконечно себя ШИРИНА,
Уходит в глубины без дна ГЛУБИНА.
Пример их обязан тобой повториться:
Без устали должен вперёд ты стремиться.
Стоять на своём, будь всё время готов,
А хочешь узреть окончанье трудов –
Тогда должен вширь развернуться суметь,
На мир под различным углом посмотреть,
Безмерных глубин в погруженье достичь –
Тогда только суть ты сумеешь постичь.
Лишь настойчивость ведёт к цели.
Лишь содержание ведёт к пониманию,
На дне которого живёт истина!

Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения?(Дети высказывают предположения.)

Молодцы. В основе своего учения Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.

Прочитайте документ на с. 107 и скажите, какими качествами должен обладать благородный человек.

Какие качества осуждал?

Теперь я предлагаю вам сделать небольшое упражнение. Сейчас я буду вам называть действия, а вы будете определять, относятся они к «благородному мужу» или же к низкому человеку. Для этого, если действие будет относиться к «благородному мужу» вы будете поднимать руки вверх, если нет – хлопать в ладоши. Всем понятно? Начинаем!

Задание. Помогать старшим, заботиться о младших, обманывать, выполнять обещания, поддерживать в трудную минуту, взять тебе не принадлежащее, говорить дурное за спиной, поступать по совести.

Итог : спасибо, ребята. Теперь вы познакомились с нашим главным героем Конфуцием и определили основную суть его учения.

Ребята, давайте вспомним, на какие два типа делил людей Конфуций? (Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)

Верно. А какими качествами должен обладать «благородный муж»? (Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим)

Верно. Итак, думаю, мы с честью выполнили задания второго уровня и переходим на третий!

И третий уровень нас встречает следующим вопросом: ребята, какие предметы нам помогают в усваивании новых знаний? Посмотрите на ваши парты. (Дети отвечают: тетради, ручки, книги).

Верно. Вот и наш с вами главный герой- Конфуций, передавал знания своим ученикам при помощи книг. Но книги эти были очень необычными и сильно отличаются, например, от наших книг.

Что же собой представляли книги в Китае? Прочитайте п.3 с. 107 и ответьте на вопросы:

Как называлась письменность Китая?

Что собой представляли книги? Дети отвечают: ствол бамбука расщепляли на тонкие палочки и на них записывали иероглифы сверху вниз.)

Каково содержание книг?

Сообщение об иероглифах Письменность на основе иероглифов Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Только для того чтобы выучить все иероглифы, нужно больше 20 лет. Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы. Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов. Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.

Что ж, я думаю вы завершили задание. Все верно. Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение. Так как мы с вами выяснили, что записывают иероглифы сверху вниз, что каждый из них имеет свое произношение. Я предлагаю вам записать свои имена по - китайским правилам. Только для того чтобы выучить все иероглифы, нужно больше 20 лет. Так мы с вами запишем наши имена слогами.

Итог: Вот ребята мы с вами и узнали, какую важную роль играли книги в жизни китайского общества и в учении Конфуция. Думаю, самое время переходить на 4 уровень!

Мы с вами выяснили, чем занималось китайское общество, как они получали знания. Давайте теперь разберемся, а как же они общались друг с другом и какие правила поведения действовали в обществе. Все знание, согласно Конфуцию, сводилось к изучению исторического наследия. "Учитель, - говорится в "Лунь-юй", - учил четырем вещам письменам, правилам поведения, верноподданности и чистосердечности". «Воспитанного человека легко узнать по его манерам»

Рассмотрите изображения на слайдах и сделайте выоды о том, как себя должен вести учтивый китаец (Учтивый китаец перед входом в дом всегда снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам считалось неприличным. Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Приглашенный к столу гость обязан попробовать все блюда, которые подаются к обеду. Иначе его манеры могут посчитать грубыми.

Как вы думаете, в нашей культуре есть такие заповеди? Да, а какие?

Сценка.

Гость. – Есть кто дома? Проходил мимо, решил зайти. (проходит в дом без приглашения и не снимает обувь)

Хозяин.- Здравствуйте. Семья вся дома. Проходите, присаживайтесь к столу. Скоро будем подавать обед.

Гость. – Нет, я буду лишь чай. А то недавно итак сильно отравился.

Хозяин.- Моя жена прекрасно готовит. Но лишь для тех, кто уважает ее старания. А вам с вашими манерами, есть страх всю жизнь только пить чай.

Ребята, как вы думаете, какие правила нарушитель гость? (Дети отвечают: не поздоровался, прошел в обуви, грубил и т.д.)

Итог: Так образом, мы с вами выяснили, каким должен быть воспитанный китаец, как он должен вести себя в обществе. Сделайте вывод: В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг другу и о необходимости соблюдать обычаи.

IV. Закрепление . Ну что же мы прошли 4 уровень и наша игра подходит к концу, мы вышли с вами на заключительный пятый уровень и здесь мне нужна будет ваша помощь. Тут мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, правда, некоторые слова написаны неразборчивым подчерком. Помогите мне восстановить это письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию (выполнение задания 2 мин.)

Задание.

1.Китай расположен в Восточной …………..

2. На территории Китая протекает две реки: …… и……..

3. Учителем Жизни в Китае называли……….

4. Книги в Древнем Китае делали из ствола………..

5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества называли……

6. Сколько лет было необходимо, для того чтобы выучить все китайские иероглифы?..........

Ключ: Азия, Хуанхэ и Янцзы, Конфуций, бамбук, благородный муж, 20.

Подведение итогов урока.

1. Ребята, а вы, помните, что в самом начале урока мы говорили с вами об уникальности Китая? Давайте вспомним, почему же его считают уникальным? (Дети отвечают).

2. Ребята, как вы понимаете следующие слова Конфуция: «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше».

3. Можно ли сегодня использовать положения учения Конфуция? Приведите примеры. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

V. Рефлексия Ребята, наша игра подошла к концу,

Ччто нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VI. Домашнее задание. Дом. задание: § 22, В чем сходства и различия учений Будды и Конфуция? На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).

Нарисовать рисунок

Учитель истории и обществознания Андрианова Т.Э.

Тема: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 1. Учащиеся должны:

А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.

Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы.

2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.

3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.

Методы обучения: словесные, наглядные.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, карта, энциклопедия.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, пожелание плодотворной работы, создание доброжелательной атмосферы. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты».

1. Что такое – каста?

2. Чем касты отличаются от классов?

3. Какие касты существовали в Индии?

4. Как звали бога, из частей тела которого появились касты?

Когда произошло объединение Индии? – в 3 веке до н.э.

Какой царь объединил Индию? – царь Ашока.

Чему учил Будда?

Чем привлекателен легендарный Будда?

В чем отличие идей Будды от учения индийских брахманов?

3. Изучение нового материала .

План.

1. Природа и народ Китая.

2. Личность в истории – Конфуций.

3. Учение Конфуция.

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

1. Работа с картой. Итак, для начала, мы должны как можно больше узнать о стране – родине знаменитого мудреца. С чего начинается изучение незнакомой страны? – географическое положение. Звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о Великой Китайской равнине, Река Хуанхэ, Река Янцзы. Китай расположен на юго-востоке Азии. Берега Хуанхэ сложены из лесса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошей поливке – очень плодородные. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Археологические находки подтверждают, что жители Великой Китайской равнины занимались земледелием, скотоводством, ремеслами сталкиваясь с немалыми трудностями. Им приходилось вырубать леса, осваивать новые земли, орошать поля, насыпать дамбы.

Словарная работа.

Китай – страна, расположенная в Восточной Азии на Великой Китайской равнине.

Первые государства в долинах этих рек возникли около 1700 г. до н.э. Правители стран постоянно враждовали между собой. В 3-м веке до н.э. почти все царства объединил под своей властью Цинь Шихуан.

2.Личность в истории – Конфуций.

Конфуций родился в 551 г. до н.э. в благородной, но обедневшей семье, в городе Лу. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями, и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества. Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и стремился приобрести все книги, которые ему удавалось найти. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках их расщепленного бамбука. Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам. Он прославился как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре науки: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Три месяца торговцы не осмеливались поднимать цены, «на дорогах никто не смел поднимать оставленного» и в царстве был мир и спокойствие. Но вскоре ему пришлось уйти со службы из-за интриг.

После этого Конфуций 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не смог найти применения своим способностям и идеям. Как видите, честным и справедливым быть непросто во все времена.

Конфуций путешествовал до 66 лет, проповедуя своё учение, а затем вернулся на родину. Умер Конфуций в возрасте 72 лет. А на месте его дома был построен храм. В историю мировой культуры Конфуций вошёл как основоположник особой религии – конфуцианство.

Распространение идей Конфуция началось во 2-м веке до н.э. Тогда была принята идея философа о необходимости работы учёных в правительстве. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставалась ею до 1912 года, когда народ сверг с престола последнего императора Китая.

Сегодня на смену конфуцианству в Китае пришёл буддизм.

Посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.

В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

3.Учение Конфуция .

В Китае сохранилось очень много сказаний и легенд о знаменитом мудреце. О нём писались книги, складывались стихи, сказки. А вот какую басню донесло до нас время. Послушайте её. – Выступают учащиеся (басня «Ответ мудреца»).

Вопросы: Как вы относитесь к тому, что стремился привить своим ученикам Конфуций?

Что вам больше всего нужно в жизни: ум, храбрость, трудолюбие, осторожность, радость?

Чему бы вы хотели научиться у своих учителей?

Работа с документом (раздаточный материал). Вопросы и задания по документу:

1. Выберите высказывания, которые характеризуют отношение к знанию и учению. В чём вы согласны с его утверждениями?

2. Выберите высказывания Конфуция, в которых говориться о том, как надо относиться к старшим, родителям, другим людям. Почему необходимо относиться с почтением к своим родителям?

3. К чему должен стремиться человек, согласно Конфуцию? Приведите пример из собственной жизни, когда вы поступили согласно правилу, совпадающему с советом Конфуция.

4. Объясните смысл предпоследнего высказывания Конфуция. Какой школьный предмет может помочь в изучении «старого»?

5. Объясните смысл последнего высказывания Конфуция. Какая русская поговорка соответствует словам китайского мудреца?

6. Как человек, с точки зрения Конфуция, должен относиться к богатству, славе, службе?

7. Какие высказывания сближают Конфуция с Буддой?

Приложение.

Конфуций учил.

В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.

Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Добро надо творить. Зло сотвориться само.

Попробуйте стать хотя бы немного добрее, и вы увидите, что уже не в состоянии будете сотворить дурной поступок.

Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

Люди хотят для себя богатства и славы; если и то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.

Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли ты служишь на том месте, где находишься.

Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

Не завидуй никому и никого не презирай. Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как самому не стать таким же.

Не будь лёгок на слова, не говори недозволенного.

Хочешь узнать новое – обратись к старому.

Что себе не пожелаешь, того не делай и другим.

4. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

5. Рефлексия

– На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.

6.Домашнее задание.

Составить кластер.

1 группа - отношения в семье,

2 группа - отношения в государстве,

3 группа - поведение воспитанного китайца,


1. Страна, где жили китайцы. Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились но всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.

2. Высшая добродетель — уважение к старшим. Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.

Конфуций. По китайскому изображению.

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети — родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.

Китай в древности.

Заросли бамбука.

Бамбуковая книга.

Как и другие народы, они верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну — Поднебесной.

3. Мудрость — в знании старинных книг. Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Учёный-китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в китайской иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Из высказываний Конфуция

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости.

Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.

Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.

Китайские иероглифы.

4. Как должны вести себя учтивые китайцы. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на иолу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сиденье, но непременно подогнув иод себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперёд, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешёвой материи. Знатные богачи одевались в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведёт себя с теми и с другими, хорошо зная своё место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.

Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно», — говорил Конфуций.

Объясните значение слов: Поднебесная. Сын Неба, дракон, бамбуковая книга.

Проверьте себя. 1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам? 2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?

Поработайте с картой (см. обратную сторону передней обложки). Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.

Поработайте с датами. Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.

Подумайте, прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция» и ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?



Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

События

551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.

Рис. 1. Конфуций ()

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Рис. 3. Древнекитайские книги ()

Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Sch714-china.narod.ru ()
  3. Newacropol.ru ()

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнего Китая.
  2. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
  3. Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
  4. Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?

§ 1 Поднебесная

На востоке Азии, на широкой равнине между реками Хуанхэ и Янцзы в I тысячелетии до нашей эры появилось государство, получившее название Китай. Эта страна подарила миру множество удивительных вещей - китайский шелк, фарфор, зеркала и зонты, а так же бумагу. Но, пожалуй, самым удивительным является возникновение особого учения - конфуцианства.

III тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), и Янзцы (Голубая река) возникли первые городские поселения, положившие начало возникновению древнекитайской цивилизации. Постепенно небольшие поселения превратились в отдельные царства, постоянно воюющие друг с другом за территорию. Борьба за господство привела к объединению Китая в централизованное государство, правителем которого стал Шихуанди, основатель династии Цинь. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а подчиненную ему страну Поднебесной.

Восток Китая имеет более благоприятные природные условия: мягкий климат, разнообразная флора и фауна. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части страны появилась древнейшая земледельческая культура. Китай является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Основными продуктами сельского хозяйства были пшеница, соевые бобы, ячмень и рис.

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или на узкие дощечки из расщепленного бамбука. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали веревку. Связка бамбуковых дощечек и была древнекитайской книгой.

§ 2 Китайский мудрец Конфуций

В конце VI - начале V веков до н.э. жил в Китае великий мудрец Кун Фу-цзы, больше известный нам как Конфуций, разработавший уникальную систему моральных ценностей и норм, оказавшую огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической и общественной жизни Китая.

Конфуций родился в государстве Лу, в древней и знатной, но обедневшей семье. Отец будущего великого философа к моменту рождения сына был уже немолод и вскоре скончался. Жил маленький Конфуций с матерью очень бедно, поэтому его жизнь была наполнена тяжелым трудом и лишеньями. Юношу отличало жадное стремление к знаниям. Конфуций много читал, занимался самообразование, а так же посещал школу. Он настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Окончив образование, Конфуций стал государственным чиновником, получив должность хранителя амбаров. Он служил с большим рвением, старательно выполняя свои обязанности, но понимал, что не способен изменить господствующие в стране порядки, и поэтому в 25-летнем возрасте, в сопровождении своих учеников, отправился в путешествие по Китаю, встречаясь с царями и вельможами, преподавая людям свою мудрость. В возрасте 60 лет Конфуций вернулся на родину, где и скончался. После смерти философа его ученики записали высказывания своего учителя и интересные случаи из его жизни и составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), до сих пор пользующуюся большой популярностью как в Китае, так и за его пределами.

§ 3 Конфуцианство и его роль в становлении и развитии Китайского государства

Чему же учил Конфуций?

Первый принцип его философии - уважение к старшим. В семье младшие братья должны выказывать уважения старшим, дети - родителям. Старшим надлежит заботиться о младших, помогая и поддерживая их. Те же качества, считал Конфуций, должны быть присущи и правителю. Царь должен заботиться о своих подданных, защищая и оберегая их. Подданные же должны выказывать царю уважение, безоговорочно подчиняясь ему.

Особое значение придавал Конфуций воспитанности людей. Он подчеркивал, что необходимо быть учтивым - перед входом в дом снимать туфли, одежда и прическа должны быть аккуратны. Воспитанный китаец вежлив, но не заискивает перед теми, кто выше его по положению.

Чтобы добиться в жизни успеха, необходимо жить не только согласно правилам хорошего поведения, но также честно и верно исполнять свой долг. Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Лишь благородному человеку, считал Конфуций, можно доверять высокие государственные посты и место при царской особе.

Слава о Конфуции быстро распространилась по Китаю. Его авторитет был огромен, за советами к нему обращались как правители, так и простые люди. Но хватало и недоброжелателей. Отношение к Конфуцию можно проиллюстрировать притчей:

Рассказывают, что один аристократ представил Конфуция министру. Когда Конфуций удалился, аристократ вошёл к министру узнать его мнение о госте.

— После того как я увидел Конфуция, — сказал министр, — вы уже кажетесь мне крошечным, как вошь или блоха. Я сегодня же представлю его государю.

И тогда аристократ, опасаясь, что государь слишком возвысит Конфуция, сказал министру:

— Когда государь увидит Конфуция, вы тоже покажетесь ему вошью или блохой!

И министр отказался от своего намерения.

Роль конфуцианства в становлении и развитии Китайского государства огромна. Достаточно сказать, что даже сейчас, спустя почти два с половиной тысячелетия после смерти Конфуция китайские школьники изучают его высказывания, а политики используют в своей практической деятельности ценные советы древнего мудреца.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1.В I тысячелетии до нашей эры на берегах рек Хуанхэ и Янцзы начала зарождаться китайская цивилизация;

2.Большую роль в её становлении сыграло философское учение, разработанное мудрецом Конфуцием - конфуцианство;

3.Конфуций призывал людей быть воспитанными и благородными, уважать старших и заботиться о младших;

4.Учение Конфуция до сих пор оказывает влияние на Китай, его политику и систему ценностей.

Использованные изображения: