Главная · Сети · Васко да гама краткое описание. Биография васко да гамы кратко

Васко да гама краткое описание. Биография васко да гамы кратко

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

ГАМА, ВАСКО ДА (Da Gama, Vasco) (1469–1524), португальский мореплаватель, открывший морской путь из Европы в Индию. Родился в 1469 в Синише (провинция Алентежу) в семье Эстебано да Гамы, главного алькальда Синиша и главного командора рыцарей ордена Сантьяго в Серкале. Образование получил в Эворе; изучил искусство навигации. В 1480-х вместе с братьями вступил в орден Сантьяго. В начале 1490 участвовал в отражении нападения французов на португальские колонии на побережье Гвинеи. В 1495 получил от своего ордена два командорства (Мугелаш и Шупариа).

После того как было выяснено, что Африку можно обогнуть с юга (Б.Диаш), и установлено наличие торговых морских связей между арабскими поселениями Восточной Африки и Индией (П. Ковельяну), португальский король Мануэл I (1495–1521) поручил В. да Гаме в 1497 совершить плавание в Индию вокруг Африки. 8 июля 1497 флотилия в составе четырех кораблей с экипажем в сто шестьдесят восемь человек отплыла из Лиссабона; сам Васко командовал флагманским судном «Сан-Габриэл», его брат Паулу вторым крупным кораблем – «Сан-Рафаэл». Миновав о-ва Зеленого мыса, экспедиция взяла курс на запад, а затем повернула на восток, сделав большую дугу по Атлантическому океану, и в начале ноября вышла к африканскому побережью у бухты Сент-Хелина; 20 ноября флотилия обогнула м. Доброй Надежды, 25 ноября зашла в бухту Мосселбай, а 16 декабря добралась до последнего пункта, достигнутого Б.Диашем – Рио до Инфанте (совр. р. Грейт-Фиш). Открыв в день Рождества восточное побережье совр. ЮАР, В. да Гама назвал его «Наталь». В конце января 1498 португальцы, миновав устье р. Замбези, вошли в воды, контролируемые арабским морским торговым союзом. 2 марта В. да Гама прибыл в Мозамбик, 7 марта – в Момбасу, где столнулся с открытой враждебностью местных арабов, однако 14 апреля был радушно принят в Малинди. В этом восточноафриканском городе он нанял арабского лоцмана, с помощью которого 20 мая 1498 привел флотилию в Каликут, крупнейший транзитный центр торговли пряностями, драгоценными камнями и жемчугом на Малабарском (юго-западном) берегу Индии.

Первоначально радушно принятый каликутским раджой (хамудрин), В. да Гама вскоре попал к нему в немилось из-за интриг арабских купцов, боявшихся утратить свою монополию на торговлю с Индией, и 5 октября 1498 был вынужден отправиться в обратный путь. После трудного путешествия (штормы, цинга), потеряв «Сан-Рафаэл», в сентябре 1499 достиг Лиссабона; большая часть участников экспедиции погибла, в том числе Паулу да Гама, на родину вернулось только пятьдесят пять человек. Однако цель была выполнена – открыт морской путь из Европы в Азию. Кроме того, доставленный из Индии груз пряностей позволил многократно компенсировать затраты на экспедицию. По возвращении Васко да Гама удостоился торжественной встречи; получил дворянский титул и ежегодную ренту в 300 тыс. рейсов; в январе 1500 назначен «адмиралом Индий»; за ним были закреплены феодальные права на Синиш.

В 1502 возглавил новую экспедицию в Индию (двадцать кораблей) с целью отомстить за резню, устроенную арабами в португальской торговой фактории в Каликуте и защитить коммерческие интересы Португалии в Индии. По пути открыл Амирантские о-ва и основал колонии в Мозамбике и Софале; получил дань с шейха Килвы (Восточная Африка) и разгромил посланный против него арабский флот из двадцати девяти кораблей. Прибыв к Каликуту, подверг его жестокой бомбардировке, фактически уничтожив городской порт, и принудил раджу к капитуляции. Заключил выгодные договоры с местными правителями и, оставив часть кораблей для защиты португальских торговых факторий, вернулся на родину с огромным грузом пряностей (сентябрь 1503). В результате экспедиции центр европейской торговли окончательно переместился из Средиземного моря в Атлантику. В. да Гама вновь удостоился больших почестей, а в 1519 получил вместо Синиша, переданного ордену Сантьяго, города Видигейра и Вила дос Фрадес и титул графа Видигейры.

В 1524 отправлен новым королем Жуаном III (1521–1557) в Индию в качестве вице-короля. Предпринял ряд энергичных мер для укрепления португальских позиций на Малабарском берегу, но вскоре умер в Кочине (к югу от Каликута) 24 декабря 1524. В 1539 его останки были перевезены из местной францисканской церкви в Португалию и захоронены в Видигейре.

В память о первом путешествии Васко да Гамы был возведен монастырь иеронимитов в Белеме. Его деяния воспел Л. ди Камоэнс в эпической поэме Лузиады (1572).

Иван Кривушин

Что открыл мореплаватель Васко да Гама и в каком году, Вы узнаете из этой статьи.

Васко да Гама является известным португальским мореплавателем эпохи Великих Географических Открытий. Он совмещал должность губернатора с вице-королем Португальской Индии. Васко да Гама открыл морской путь в Индию экспедицией 1497 – 1499 годов вокруг Африки.

Как осуществилось открытие Васко да Гама морского пути в Индию?

Свое плавание готовил весьма тщательно. Командующим экспедицией его назначил сам португальский король, отдав предпочтение ему вместо опытного и известного Диаша. И жизнь Васко да Гама закрутилась вокруг этого события. В экспедицию отправляться три военных корабля и один транспортный.

Мореплаватель торжественно отплыл из Лиссабона 8 июля 1497 года. Первые месяцы были достаточно спокойны. В ноябре 1497 года он достиг мыса Доброй Надежды. Начались сильные бури, и его команда требовала взять путь назад, но Васко да Гама выбросил за борт все навигационные приборы и квадранты, показывая, что назад пути нет.

Обойдя южную часть Африки, экспедиция остановилась в бухте Моссел — бей. Многие члены его команды умерли от цинги, а корабль, который перевозил припасы, очень сильно пострадал, и его пришлось сжечь.

Великое открытие Васко да Гама началось с того момента, как он вступил в воды Индийского океана. 24 апреля 1498 года было взято курс на северный восток. Уже 20 мая 1498 года мореплаватель пришвартовал свои корабли у Каликут, небольшого индийского городка. В его порту флотилия простояла 3 месяца. Торговля между командой Васко да Гама и индейцами шла не очень гладко, и он вынужден был покинуть берега страны «восточных пряностей». На обратном пути его команда занималась грабежами и обстрелами побережных поселков. Флотилия 2 января 1499 года подплыла к городку Магадишо, взяв курс домой. Первое путешествие завершилось в начале осени 1499 года: в Португалию возвратилось всего 2 корабля из 4, и 55 человек из 170 моряков.

Открытие Индии Васко да Гама окупило все затраты на путешествие. Привезенные пряности, приправы, ткани и прочие товары были проданы очень дорого, ведь Европа еще не видела и не знала того, что было привезено мореплавателем. Экспедиция проделала путь в 40 000 км и обследовала больше 4 000 км восточного побережья Африки. Но главные географические открытия Васко да Гама заключались в том, что он был первооткрывателем морского пути в Индию и именно он нанес его на карту. Даже сегодня это самый удобный путь в страну пряностей, пролегающий через мыс Доброй Надежды. Благодаря мореплавателю Португалия получила звание самой сильной морской державы в мире.

Одним из самых знаменитых мореплавателей, который был родом из Португалии, и первооткрывателем пути из Европы в Индию является Васко да Гама, с которым каждый школьник знаком благодаря урокам географии. Будучи командиром трех экспедиций, он смог сделать множество открытий, отстаивая честь своих судов на водных просторах перед пиратами и другими недоброжелателями. За свои достижения он был удостоен многочисленных наград и званий.

Происхождение и детство

Будущий мореплаватель появился на свет в 1460 году. В краткой биографии Васко да Гамы также можно найти и другую версию, где указывается, что родился путешественник в 1469 году. Его отец был португальским рыцарем и членом Ордена Сантьяго (Эштеван да Гама), а мать домохозяйкой (Изабель Содре). В обязанности сэра Эштевана входило кураторство приведения приказов в исполнение во вверенном ему городе. Васко был третьим ребенком в семье и дружил со старшими братьями, один из которых (Паулу) также принял участие в плаванье.

Род да Гама хоть и не был самым богатым и знатным в королевстве, но прославился знаменитыми предками, которые были приближены к королевским семьям в эпоху Возрождения. Например, Алвару Анниш, который приходился будущему покорителю Индии прадедом, служил королю Афонсу III, был славным бойцом и рыцарем. Это звание унаследовали его потомки.

С детских лет да Гама увлекался географией и морскими путешествиями. Во время обучения в школе он заинтересовался основами навигационного дела. Это увлечение стало толчком к дальнейшим открытиям, а навыки пригодились при составлении карт.

Молодые годы и первые успехи

В 20-летнем возрасте да Гама вместе со своими братьями вступил в Орден Сантьяго. В доступных источниках сохранилось мало информации об образовании путешественника. Ученые предполагают, что математические, навигационные и астрономические знания он получил в Эворе, а одним из его учителей был Авраам Закуто.

Будучи еще юношей, он принимал активное участие в морских сражениях. Конечно, открытие пути в Индию - это не единственное достижение великого мореплавателя. Впервые, как военный и покоритель морей, он преуспел в 1492 году. Тяжело переоценить то, что сделал Васко да Гама в то время для своей страны. Ему удалось захватить французские корабли, которые завладели португальской каравеллой, перевозившей большое количество драгоценностей и золота из Гвинеи. Именно тогда в Португалии впервые на устах местных жителей стало звучать имя первооткрывателя морского пути в Индию.

Предшественники первооткрывателя

В эпоху Возрождения Португалия переживала нелегкие времена. Новые морские пути, которые помогли бы развить торговые отношения с другими государствами, не открывались, потому что страна была измождена Реконкистой и войной с Кастилией. Разнообразные пряности, драгоценные металлы и камни приходилось покупать по баснословной цене, из-за этого страдала экономика страны.

Благодаря удобному географическому расположению, португальские моряки все-таки смогли открыть новые торговые пути на берегах Африки. Первые попытки были осуществлены Генрихом Мореплавателем, которому пришлось исследовать все прибрежные территории Черного континента, откуда в дальнейшем привозилась различная провизия, рабочая сила. Несмотря на создание многих африканских опорных пунктов, достичь экватора исследователям так и не удалось.

Очередная волна интереса к экспедициям на южные побережья возникла в 1470 году. Тогда была создана теория о достижении вожделенной Индии с ее богатствами. По мнению путешественников, сделать это можно было, обогнув Африку. Главное достижение того времени принадлежало Бартоломео Диашу, который открыл мыс Доброй Надежды.

Подготовка к путешествию в Индию

Первые приготовления к экспедиции начались в 1945 году, когда правителем Португалии стал Мануэл I. Подготовка заключалась в постройке кораблей, которые могли бы обогнуть весь Африканский континент. В результате было возведено четыре крепких судна:

  • Флагман «Сан-Габриэл». Командование на себя принял Гонсалу Алвариш.
  • Корабль с тремя мачтами «Сан-Рафаэл», капитаном которого стал Паулу да Гама.
  • Легкая маневренная каравелла «Берриу» под командованием Николау Коэльо.
  • Корабль для транспортировки припасов. Командиром был назначен Гонсалу Нуниша.

Команда была укомплектована, а в распоряжении у нее были подробные карты, четкие навигационные координаты и современные (на то время) приборы. Главным штурманом экспедиции стал Перу Аленкер, который сопровождал Бартоломео Диаша во время путешествия к мысу Доброй Надежды. Также в состав экипажа вошли переводчики. Трюмы кораблей были заполнены различными продуктами (крупа, солонина, овощи, сухофрукты, сыр и прочее) и напитками, рыбу моряки ловили во время путешествия.

Так как мореплавателям часто приходилось сталкиваться с пиратами и вражескими флотилиями, то в распоряжении экипажа оказались мощные алебарды, арбалеты, клинки, пики и прочее оружие, а также защитные костюмы.

Первое плавание в Индию

От берегов Лиссабона португальская армада отплыла 8 июля 1497 года. Расписывать путешествие Васко да Гамы в Индию можно бесконечно, ведь судам пришлось пройти через множество испытаний на пути к цели. Хронологию событий можно изложить и кратко:

Посланцы португальского короля были приняты без особых почестей, вести диалог с индусами было очень сложно. Васко да Гама пытался договориться о торговых отношениях и даже преподнес подарки заморскому правителю. Разочарованный мореплаватель силой забрал некоторые индийские драгоценности, провизию, рабов и рыбаков.

В Португалию экипаж, который понес большие потери, вернулся в сентябре 1499 года. Некоторые источники говорят о том, что дата открытия морского пути в Индию приходится на август. Многих моряков сморили различные заболевания, два корабля было разбито и сожжено во время путешествия, но общая стоимость товаров, привезенных из Индии, оправдала все ожидания. Сумма от их продажи превысила затраты на экспедицию в 60 раз.

Вторая и третья экспедиция

После возвращения из первого путешествия первооткрыватель был награжден титулом «дон» и получил пенсию от короля в размере 1 тысячи крузаду. Мореплаватель оказался честолюбивым и амбициозным человеком, поэтому добился получения титула «Адмирала Индийского океана» и патронажа над городом Синиш, за что был лишен статуса рыцаря Ордена Сантьяго.

Вскоре была начата подготовка ко второму плаванью к берегам Индии. За это время между государствами был заключен торговый договор, позволяющий основать на индийских землях факторию. Дружественные отношения сменились настоящей войной, ведь экспедиция во главе с Педру Кабралом окончилась обстрелом Каликуты. Целью второго плаванья Васко да Гамы (1502−1503 год) была доставка еще большего количества провизии и драгоценностей, а также подчинение страны.

О жестокости мореплавателя слагали легенды. В содержании многих книг и капитанских дневниках упоминалось о том, что по приказу да Гамы обстреливались арабские судна и индийские города без разбора. Так он поступил с Каликутой в отместку за нападение на португальцев. Корабли были загружены различными пряностями и прочей провизией, несколько артиллерийских судов было оставлено у берегов Индии для блокады местных городов.

Вторая экспедиция официально была признана завершенной в 1503 году. Король повысил жалование и пенсию путешественника за его заслуги перед страной, но не наградил честолюбивого моряка новым титулом. Последующие годы мореплаватель занимался разработкой планов, направленных на колонизацию Индии, например, создание специальной полиции на воде и учреждение должности вице-короля.

В 1519 году первооткрыватель морского пути из Европы в Индию получил титул графа и земельные наделы в свое владение. Спустя некоторое время португальский правитель Жуан III назначает путешественника вице-королем за его неподкупность и суровость. Третья экспедиция во главе с покорителем Индии состоялась в 1524 году.

Личная жизнь и семья путешественника

После возвращения из первой экспедиции да Гама женился на Катарине ли Атаиди. У супругов было семеро детей:

Мужская линия знатного рода оборвалась в 1747 году, тогда графский титул был передан женщинам семьи да Гама.

В музеях можно найти немало портретов покорителя Индии, позволяющих узнать, каким был первооткрыватель морского пути в Индию. Почтение памяти мореплавателя прочитывается во многих статуях, монументах, книгах, кинофильмах. Ярким примером тому служит:

Во время нахождения на территории индийского города Коччи великий мореплаватель Васко да Гама - первый из европейцев, кому удалось достичь берегов Индии, скончался. Его жизнь оборвалась 24 декабря 1524 года. Причиной смерти путешественника стала малярия. Тело исследователя было доставлено в Португалию лишь в 1529 году, сейчас останки находятся в усыпальнице монастырской обители Жеронимуш.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Васко да Гама (Vasco da Gama), (1469-1524) впоследствии граф Видигейра, знаменитый португ. мореплаватель, род. ок. 1469 г. в приморском городке Синесе, был потомок старинного дворянского рода и смолоду пользовался репутацией отважного морехода.


Пять столетий тому назад Лиссабон был центром морских исследований. Португальские мореходы осваивали путь вдоль берегов Африки на юг. Они же проложили для европейцев морской путь в Индию и Юго-Восточную Азию. Руководил этой экспедицией, а затем и покорением Индии Васко да Гама.

Васко да Гама родился примерно в 1460-1469 году в приморском португальском городке Синиш и происходил из старинного дворянского рода. Его отец, Иштеван да Гама, был главным управителем и судьей городов Синиша и Сильвиша. Его сыновья мечтали о приключениях. Васко с молодых лет участвовал в боевых действиях и морских походах. Очевидно, он имел военный опыт, ибо, когда в 1492 году французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, именно ему король поручил ответственное задание. Моряк на быстроходной каравелле прошел вдоль французского побережья, захватив все французские суда на рейдах. После этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно, а Васко да Гама стал известной в Португалии личностью. Понятно, что именно опытному мореходу, находившемуся в чести, король Мануэль I поручил необычное дело.

8 июля 1497 года эскадра Васко да Гамы из четырех судов водоизмещением по 100-120 тонн выступила из Лиссабона. Экспедиция была тщательно подготовлена усилиями опытного морехода Бартоломеу Диаша, снабжена всем необходимым на три года плавания. Экипажи набирали из лучших моряков. Всего 168 человек должны были по повелению короля Португалии открыть путь в Индию и Восточный океан.

Маршрут вдоль берегов Африки к Индийскому океану еще раньше начали прокладывать португальские мореплаватели. Благодаря усилиям принца Энрики, увлекавшегося идеей покорения новых земель и потому названного “Генрихом Мореплавателем”, все новые и новые экспедиции уходили вдоль африканских берегов, преодолевая суеверные опасения, что далеко к югу море непроходимо из-за жары и бурь. В 1419 году португальцы обогнули мыс Ном и открыли остров Мадейра. В 1434 году капитан Жиль Эаниш шагнул за мыс Бохадор, ранее считавшийся непреодолимой границей. Через десятилетие Нуньо Тристан достиг Сенегала, привез десятерых местных жителей и выгодно продал. С этого началась торговля африканскими рабами, которая оправдывала расходы на мореплавание. В последующие годы были открыты Азорские острова и острова Зеленого мыса, присоединены к португальской короне Гвинея и Конго, поставлявшие рабов и золото. В 1486 году экспедиция Диого Кана достигла мыса Кросс. Мореходы приблизились к южной оконечности Африканского континента. Однако королей Португалии манил путь к островам пряностей. Монополию на торговлю пряностями сохраняли арабы, которые доставляли через Персидский залив и по суше перец, корицу и другие высоко ценившиеся в Европе приправы. 3 февраля 1488 года суда Бартоломеу Диаша, вышедшего из Лиссабона в августе 1487 года и направлявшегося к Индии, обогнули мыс Доброй Надежды, и только отказ страдавшей от голода команды продолжить плавание заставил его вернуться, не достигнув цели. Через десять лет Васко да Гаме предстояло сделать то, что не удалось его предшественнику.

Плавание началось благополучно. Суда прошли мимо Канарских островов, расстались в тумане и собрались у островов Зеленого мыса. Дальнейший путь затруднили встречные ветры, но Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до тогда еще неизвестной Бразилии, благодаря попутному ветру, сумел наиболее удобным путем (позднее ставшим традиционным для парусников) дойти до мыса Доброй Надежды. Правда, моряки 93 дня провели в океане и лишь 4 ноября достигли земли. Моряки встретили на берегу бушменов. Из-за конфликта с ними пришлось поторопиться сняться с якоря. Холодная погода вызвала ропот команды, но “капитан-командир” был тверд, и 22 ноября 1497 года эскадра обогнула мыс Доброй Надежды. После стоянки, во время которой португальцы добыли провизию и договорились с бушменами, эскадра из трех судов (ветхий транспорт пришлось затопить) продолжила путь вдоль берегов, устанавливая связи с местными племенами. 16 декабря путешественники увидели на берегу последний столб-падран, оставленный Диашем. Далее открывался неизведанный путь.

Путь этот оказался нелегким. Из-за однообразной и недостаточной пищи среди членов экипажа распространялась цинга. Снабжение провизией и водой стало затруднительным, ибо начиналась зона мусульманского влияния. 2 марта 1498 года португальцы прибыли к порту Мозамбик, где их чуть не уничтожил шейх-араб. 7 апреля эскадра приблизилась к портовому городу Момбаса, и местный шейх также пытался овладеть судами “неверных”, из предосторожности остановившимися на рейде. Португальцы, в свою очередь, захватывали арабские суда.

14 апреля, идя с попутным ветром, экспедиция достигла богатого города Малинди. Местный шейх был противником шейха Момбасы, он хотел приобрести новых союзников, тем более вооруженных огнестрельным оружием, которого арабы не имели. Кроме провизии он предоставил лоцманов, знавших путь к Индии. 24 апреля эскадра оставила Малинди и 20 мая прибыла к Каликуту. В городе встречались купцы, знавшие о существовании Португалии и других европейских стран.

28 мая Васко да Гаму торжественно принял как посла замудрин раджа (заморин) - правитель Каликуты. Но скромные подарки мореплавателей разочаровали властителя, а достигшие вскоре Каликута сведения о пиратстве португальцев еще более обострили отношения. Купцы-арабы старались вызвать вражду к христианам-конкурентам. Васко да Гама не получил разрешения основать факторию в Каликуте. Заморин разрешил лишь выгрузить на берег и продать товары, после чего отправиться обратно. Он даже взял на время Васко да Гаму под стражу на берегу. Португальские товары не находили сбыта в течение почти двух месяцев, и капитан-командир решил отправиться в обратный путь. Перед отъездом он 9 августа обратился к заморину с письмом, в котором напоминал об обещании направить посольство в Португалию и просил послать в дар королю несколько мешков пряностей. Однако правитель Каликута в ответ потребовал выплаты таможенных пошлин. Он приказал задержать португальские товары и людей, обвинив их в шпионаже. В свою очередь, Васко да Гама взял заложниками нескольких посетивших суда знатных каликутцев. Когда заморин вернул португальцев и часть товаров, капитан-командир отправил на берег половину заложников, а остальных взял с собой посмотреть на могущество Португалии. Товары он оставил в дар каликутскому властителю. 30 августа эскадра отправилась в обратный путь, легко оторвавшись от индийских лодок, пытавшихся напасть на португальские суда.

На обратном пути португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трехмесячный путь к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. Лишь 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо. Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал “для острастки” обстрелять город из бомбард. 7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но все равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар, а 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи, у Мозамбика, 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зеленого мыса. Оттуда Васко да Гама послал вперед корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата. Только 18 сентября 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон.

Возвратились лишь два судна и 55 человек. Ценой гибели остальных был открыт путь в Южную Азию вокруг Африки. Уже в 1500-1501 годах португальцы начали торговлю с Индией, затем, пользуясь вооруженной силой, основали свои опорные пункты на территории полуострова, а в 1511 году овладели Малаккой - истинной страной пряностей.

Король по возвращении присвоил Васко да Гаме титул “дон”, как представителю знати, и пенсию в 1000 крузаду. Однако тот добивался, чтобы его сделали сеньором города Синиша. Так как дело затянулось, король задобрил честолюбивого путешественника увеличением пенсии, а в 1502 году, перед вторым плаванием, присвоил титул - “Адмирала Индийского океана” - со всеми почестями и привилегиями.

Тем временем экспедиции Кабрала и Жуана да Нова, ходившие к берегам Индии, столкнулись с сопротивлением местных правителей. Чтобы основать в Индии укрепления и подчинить страну, король Мануэль послал эскадру во главе с Васко да Гамой. Экспедиция включала двадцать судов, из которых адмирал Индийского океана располагал десятью; пять должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, а еще пять, под командой племянника адмирала, Иштвана да Гама, предназначались для охраны факторий.

Экспедиция выступила 10 февраля 1502 года. По пути моряки заходили на Канарские острова. Недалеко от Зеленого мыса адмирал показал индийским послам, возвращавшимся на родину, направлявшуюся в Лиссабон груженную золотом каравеллу. Послы были поражены, впервые увидев столько золота. Попутно Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике, покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Начиная жестокими мерами борьбу с арабским судоходством, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега.

3 октября флот прибыл в Каннанур. Местный раджа торжественно встретил португальцев и разрешил построить большую факторию. Загрузив суда пряностями, адмирал направился к Каликуту. Здесь он действовал решительно и жестоко. Несмотря на обещания заморина возместить убытки и сообщение об аресте виновников нападений на португальцев, адмирал захватил стоявшие в порту суда и обстрелял город, превратив его в развалины. Он приказал повесить на мачтах захваченных индийцев, отправил на берег заморину отрубленные у несчастных руки, ноги и головы, а тела выбросил за борт, чтобы их вынесло на берег. Через два дня Васко да Гама вновь обстрелял Каликут и принес морю новые жертвы. Заморин бежал из разрушенного города. Оставив для блокады Каликута семь кораблей под командованием Висенти Судре, да Гама отправился в Кочин. Здесь он догрузил корабли и оставил в новой крепости гарнизон.

Заморин с помощью арабских купцов собрал большую флотилию, которая 12 февраля 1503 года выступила навстречу португальцам, снова приближавшимся к Каликуту. Однако артиллерией кораблей легкие суда были обращены в бегство. 11 октября Васко да Гама вернулся с успехом в Лиссабон. Король, довольный добычей, повысил пенсию адмиралу, однако серьезного назначения честолюбивому моряку не дал. Только в 1519 году да Гама получил земельные владения и графский титул.

После возвращения из второго похода Васко да Гама продолжал разрабатывать планы дальнейшей колонизации Индии, советовал королю создать там морскую полицию. Король учел его предложения в двенадцати документах (указах) по Индии.

В 1505 году король Мануэль I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на земле Индии и в Индийском океане. Однако после смерти д’Альбукерки в 1515 году его приемники оказались алчными и неспособными. Получавший все меньше прибыли новый король Португалии Жуан III решил назначить пятым вице-королем 64-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. 9 апреля 1524 года адмирал отплыл из Португалии и сразу же по прибытии в Индию принял твердые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Однако он не успел навести порядок, ибо скончался от болезни 24 декабря 1524 года в Кочине.

Некоторое время Португалия оставалась хозяйкой Индийского океана, пока ее не сменили другие колониальные державы. Выступления местного населения против отличавшихся бесчинствами, жестокостью и высокомерием колонизаторов способствовали потере португальцами того, что открыл и завоевывал адмирал Индийского океана Васко да Гама.